Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста. Влияние игры на развитие подростка.
Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Логический рассудок говорит нам, что природа могла бы дать своим детям все эти полезные биологические функции разрядки избыточной энергии и пр. в форме чисто механических упражнений и реакций. Но нет, она дала нам игру, с ее напряжением, с её радостью, с ее шуткой и забавой. У подростков в 11-15 лет ведущая деятельность связана с общением в процессе учебно-трудовой деятельности. В подростковом периоде у ребенка происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение. Поэтому именно в энергичной самостоятельной деятельности подростки видят средство приближения к идеалу взрослости. Этот период характеризуется взлетом фантазии, перестройкой эмоциональной сферы, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. Учёба в школе занимает большое место в жизни подростка. В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Важным стимулом к учению является притязание на признание среди сверстников. Овладение учебным материалом требует от подростков высокого уровня учебно-познавательной деятельности. Объём учебного материала велик, и большую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного. Большое значение приобретает теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. В подростковом возрасте, с 11-12 лет, вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, он может действовать в логике рассуждения. Обсуждая особенности учебной деятельности в отрочестве, мы брали предметом анализа возможности этого возраста верхнюю планку развития мышления. Однако в действительности многие подростки продолжают оставаться на уровне конкретного мышления. Для подведения их к более высокой ступени развития мышления необходимо использовать развивающие игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе. И.М. Сеченов доказал, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральных качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.1 В последнее время в психологии, так же как во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, всё более широкое распространение получают различного рода игры. Активное внедрение в научную практику игровых методов связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной культуры взаимоотношений. Человечеству стало тесно в рамках уже устоявшихся традиций, которые не удовлетворяют современным условиям научной революции: огромным потокам информации, коллективным формам творчества, резкому увеличению круга общения. Поэтому, в центре внимания ученых оказываются критические точки индивидуального и социального развития, пути преодоления кризисов, способы переходов к новым позициям и схемам. Предпринимаются продуктивные попытки установить механизмы ликвидации разрывов, образовавшихся между технологией и этикой, индивидуальным и коллективным вкладом в творчество, дифференциацией знаний и междисциплинарным характером проблем, традиционными нормами и условиями научно-технической революции. По всей видимости, распространение игр объясняется именно тем, что они являются традиционными формами выработки и закрепления, различных социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построения ролевых и межличностных отношений. В своей работе учитель обязан опираться на возрастные особенности мотивации учения и умения школьников учиться. Обратимся к книге группы авторов «Формирование мотивации учения», где достаточно подробно рассматривается определение, виды мотивации учения по возрастным группам. Мотивы самообразования, активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного мышления. Наиболее зримо в этом возрасте совершенствуется социальные мотивы учения (нравственные ценности общества). Позиционные мотивы – усиливается мотив поисками контактов и сотрудничества с другим человеком, овладение рациональными способами этого сотрудничества в учебном труде. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной задачи, но и последовательность нескольких целей, причем, не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. Таким образом, чем старше школьники, тем большее значение приобретает для них познавательный характер игры, когда в ней скрыто или открыто ставится цель познать новое, то есть правильно организованная игра по-прежнему влияет на воспитание у подростков положительных личностных качеств, содействует сплочению коллектива, воспитывает чувства дружбы и товарищества. Теоретические выводы. Вся жизнь школьников связана с игрой, которая имеет большое значение в ней. Так как, игра – это средство самовоспитания личности ребёнка, поэтому она закрепляет у детей полезные умения и привычки, формирует волевые черты характера, тренирует память, выдержку, внимание. Ценность игры заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского коллектива, позволяет создавать детям любые формы общения. И, поэтому, результатом коллективных игр является сплачивание детей, формирование товарищеских отношений между детьми. Игра влияет и на становление трудовой деятельности детей, суть которой хорошо раскрыл А.С. Макаренко в своём высказывании: «Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу…» Хорошая и правильно организованная игра, способствует формированию психологических качеств личности ребёнка, становлению трудовой деятельности, чувства коллективизма, товарищества. В педагогической литературе существуют различные виды игр, и каждая имеет свою характеристику и классификацию. Наиболее важными играми в учебно-воспитательном процессе являются дидактические, ролевые, подвижные. Каждая игра должна быть преподнесена в доступной, эмоциональной форме и носить целенаправленный характер. Игра может быть отличным дополнением к учебному процессу в развитии личностных качеств ребёнка. Они индивидуальны и требуют индивидуального подхода к каждому ребёнку, но есть и общие закономерности в их организации. Она имеет свои плюсы и минусы, требует чувства меры и осторожности. Игра как процесс имеет свои структурные элементы и педагогические требования. При выборе игры необходимо учитывать некоторые обстоятельства: возраст играющих, выбор помещения для игр, особенности в объяснении игры, распределение ролей, роль учителя. Его роль в игре в основном руководящая и задача учителя заключается в создании условий, определённых правильных отношений к ней со стороны детей. Игра учителем-педагогом используется не только в учебной деятельности, но и во внеклассной воспитательной работе, где она имеет свои формы организации. Таким образом, игра – это серьёзное дело, имеющее важное значение в жизни ребёнка, формирование его личностных качеств, в развитии и воспитании, а также имеющая свои особенности в организации и использовании в учебно-воспитательной работе. Итак, роль развивающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. Говоря о роли развивающих игр, известный отечественный педагог и психолог М.И. Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит в развитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся, формирования у них навыков участия в развивающих играх. О результатах применения развивающих игр в целом свидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которые отмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения в среднем в 3 раза.
Практическая часть. Исследования проводились на базе Сенгилеевской средней общеобразовательной школы № 2 в 5 «б» и 8 «а» классах. Списочный состав классов.
Констатирующий этап. На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи: 1. Выявить уровень развития мыслительных процессов у учащихся в данных классах. 2. Наметить наиболее эффективные пути их совершенствования. С этой целью в пятом классе были проведена методика «Оценка мышления» (см. приложение № 4) При обработке полученных ответов каждая задача, в зависимости от того, верно или неверно она решена, отмечается знаками «+» или «-». Если ребёнок не успел или пропустил задачу, то она отмечается знаком «0». Затем данные по каждому ученику заносятся в итоговую ведомость.
Итоговая ведомость.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |