Исследования проводились на базе Сенгилеевской средней общеобразовательной школы № 2 в 5 «б» и 8 «а» классах.
Практическая часть состоит из трёх этапов: констатирующего, формирующего и контрольно-итинового этапов. Констатирующий этап. На данном этапе были поставлены следующие задачи: 3. Выявить уровень развития мыслительных процессов у учащихся в данных классах. 4. Наметить наиболее эффективные пути их совершенствования. С этой целью в пятом классе были проведена методика «Оценка мышления». Детям предлагались вопросы и логические задачи, на которые они могли ответить, если у них хорошо развито действие сравнения, операция анализа и синтеза, обобщения, абстракции и конкретизации. Причём, если ребёнок не мог дать правильный ответ, он её просто пропускал. Обработав данные, получили следующие результаты: процент правильных ответов составил 14,5%; неправильных - 41,7% и пропущенных - 43,8%. Таким образом преобладает количество пропущенных и неправильных ответов. Особенно слабые результаты показали Козлова Н. и Патрикеева М. Следовательно, на их развитие необходимо обратить больше внимания. В восьмом классе была проведена методика «ШТУР». Её цель – определить уровень развития осведомлённости, аналогии, классификации, обобщения и продолжения числовых рядов. Обработав ответы детей, получили следующие результаты: процент правильных ответов по осведомлённости составил 45%, аналогии – 52%, классификации – 62%, обобщения – 67%, числовые ряды – 40%. Особенно слабые результаты показали Карпеева К. и Сафарова Э. Следовательно, особенное внимание нужно обратить на расширение кругозора и умение находить закономерности.
Формирующий этап.
На данном этапе были поставлены следующие цели: 3. В 5 «б» классе применять игры направленные на развитие способности анализировать, умения выявлять закономерности и расширение кругозора. 4. В 8 «а» классе использовать игры и упражнения направленные на развитие способности анализировать, обобщать и умения выявлять закономерности.
Например, в пятом классе были проведены следующие игры: «Сгруппируй слова по смыслу» Детям были даны ряду слов из которых необходимо было построить логическую цепочку. «Исключи лишнее, объясни, почему» Даны ряды терминов ручных, машинных и влажно-тепловых работ. Необходимо было исключить неподходящий термин и обосновать свой выбор.
В восьмом классе были проведены следующие игры: «Лишний ряд» Даны ряды чисел, их необходимо сравнить и найти ряд непохожий на остальные. Обосновать свой выбор. На развитие логического мышления были проведены ребусы, анаграммы, логарифмы.
Контрольно-итоговый этап. На контрольно-итоговом этапе ставятся следующие задачи: 3. Определить результат сформированности и проанализировать уровень развития мыслительных процессов у учащихся 5 и 8 классов. 4. Сравнить результаты, полученные на констатирующем и контрольно-итоговом этапах. С этой целью в пятом классе проведена методика «Исключение слов». Предлагались ряды слов, одно из которых не подходило к остальным. Его нужно найти и вычеркнуть. Обработав данные, получили следующие результаты: процент правильных ответов составил 60%; неправильных – 33,4% и пропущенных – 6,6%. Сопоставив результаты на констатирующем и контрольно-итоговом этапе видно, что уровень правильных ответов повысился. Высокие результаты обусловлены тем, что заметно снизился процент пропущенных ответов. Значительные улучшения заметны у Козловой Н. и Патрикеевой М. В восьмом классе была проведена методика мыслительных процессов, аналогичная констатирующему этапу. Обработав ответы детей, получили следующие результаты: процент правильных ответов по осведомлённости повысился на 3%, по аналогии – 4%, по классификации – 6%, по обобщению – 7%, по числовым рядам – 8%. Заметно улучшились результаты у Карпееврй К. и Сафаровой Э. Сравнив результаты 5 и 8 классов видно, что в пятом классе игры оказали более эффективное влияние но развитие мышления, чем в восьмом классе. Это связано с тем, что пятиклассники младше и более подвержены воздействию данного метода. Следовательно, использовать развивающие игры и упражнения обязательно в пятом классе и конечно же в восьмом, так как игра эффективно влияет на развитие мыслительных процессов и в их возрасте. В связи с этим учителю необходимо: 4. Установить уровень развития мыслительных процессов у учащихся. 5. Разработать систему уроков с использованием игровых моментов, приёмов и форм. 6. Корректировать ход развития мыслительных процессов у школьников. Таким образом, каждый учитель в своей деятельности должен использовать развивающие игры и упражнения. Для этого необходимо изучить индивидуальные особенности мышления детей, чтобы действие было целенаправленно. 1 Макаренко А.С. Соч. М., 1957 2 Крупская Н.К. Пед. Соч. М., 1959. 3 Макаренко А.С. Игра. Соч. М., 1957. [1] С.А.Шмалов «Игры учащихся – феномен культуры». М.Новая школа,1994г., стр. 117. [2] П.И.Пидкасистый, Хайдаров «Технология игры в обучении и развитии». М.Педагогика, 1989г., стр. 8-10. 1 Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – Избр. Произв. М., 1953
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |