Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль учителя в формировании навыков иноязычного говорения у учащихся среднего звена



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Роль учителя в формировании навыков иноязычного говорения у учащихся среднего звена 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема навыков и умений всегда актуальна потому, что они лежат в основе любого обучения. Знание учителем  сущности и путей их формирования важно для теории и практики обучения любому предмету и, в частности, иностранному языку. Прежде всего, необходимо дать определение соответствующих понятий и терминов, применяемых в отечественной и зарубежной методической литературе.

 «Навык – доведенное  до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной) [1]. Всякий новый способ действия протекает первоначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. навык в собственном смысле этого слова». [15]

Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Главной задачей, которого является обучение творческому умению создавать речевые высказывания на иностранном языке, выражающие мысли, чувства и побуждения обучаемого в монологической и диалогической форме. Одним из условий успешного говорения является наличие у ученика сформированных языковых навыков как средств осуществления этой деятельности. [13]

Речевой навык – это речевая операция, осуществляемая бессознательно, автоматически, в соответствии с нормой языка, скоростью выполнения речевой операции и устойчивостью, т. е. операция остается одной и той же при изменяющихся условиях. Сформировать речевой навык – значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания учителем.

«Речевые навыки и умения – это качество совершения речемыслительных операций и действий в процессе решения коммуникативно-познаватедьной задачи. Языковые автоматизмы – это качество извлечения из долговременной памяти и применения языковых средств при решении речемыслительной задачи» [5]

Навык может быть языковым, если автоматизируются средства формирования мысли посредством языка, и речевым, если автоматизируется способ формирования и формулирования мысли (связность, сочетаемость и др.) Таким образом, под навыком понимается оптимальный уровень совершенства выполняемого действия.

Речевой навык представляет собой сложное явление, особенности которого необходимо учитывать при его формировании на иностранном языке.

Одной из предпосылок формирования речевого иноязычного навыка в процессе обучения говорению на иностранном языке и в то же время основных психологических условий эффективности выработки навыка является целенаправленность выполнения учащимся каждого речевого действия. Это условие, во-первых, предполагает четкое выделение каждого конкретного действия, обучение которому должно быть доведено до навыка. И, во-вторых, оно предполагает отбор направленных на выполнение именно этого действия упражнений.

 Важно отметить, что, по мере того как формирование навыка завершается, целенаправленность утрачивает свое значение. Выполнение этого действия становится способом выполнения другого более сложного действия. Целенаправленность как условие выработки навыка характеризует прежде всего работу обучающегося, который должен четко представлять себе цель направленных на выработку навыка упражнений, она также определяет и работу учителя, осуществляющего целенаправленный отбор упражнений.

Представляя цель выполнения упражнений, обучающийся осознает роль и место этого действия в общей деятельности т.е. он осознает смысл этого действия. Поэтому другой  предпосылкой формирования навыка, тесно связанной с целенаправленностью, является понимание как сущности данного явления, так и программы выполнения входящих в него элементов. Это понимание может идти по двум направлениям: [17]

а) понимание языкового правила, по которому выполняется данное речевое действие

 б) понимание тех промежуточных операций, из которых этот навык складывается, т. е. понимание программы действия.

 При этом первый план понимания должен предшествовать процессу формирования навыка, выполнению специально направленных на это упражнений. Необходимость этого предшествования подчеркивают как методисты, так и психологи. Для того, чтобы учащиеся от своих мыслей переходили к непосредственному их оформлению, надо побуждать их говорить о том, что они могут сказать, имея ввиду уже усвоенные учащимися или только предварительно объясненные, но еще неусвоенные иноязычные слова и грамматические конструкции.  [11]

 

 Навыки свободного говорения на иностранном языке должны образовываться только в условиях и под влиянием подлинной речевой деятельности. При создании естественной речевой ситуации обучаемый должен в возможно меньшей степени чувствовать, что он занимается учебной деятельностью. Благоприятствующим условием создания естественной речевой ситуации является ситуация, когда преподаватель с первого же момента своего появления в данной аудитории начнет максимально широко использовать иностранный язык как действительное средство общения с обучающимися. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы в момент создания естественной речевой ситуации ничто не напоминало учебную деятельность.   Не подлежит сомнению, что можно воспитать речевую активность учащихся, стимулировать и направлять их познавательные интересы. Общение на уроке иностранного языка представляет собой цепь обуславливающих друг друга высказываний. Оно результативно, если цепь не разорвана.

Важной предпосылкой для формирования навыка говорения на иностранном языке, является правильное распределение упражнений во времени. Необходимо подчеркнуть, что иноязычные речевые навыки могут успешно формироваться только в результате многократных, мотивированных необходимостью удовлетворения потребности общения «речевых» упражнений. Предшествующие речевым так называемые «языковые» или «предречевые» упражнения направлены на отработку самих языковых средств, а не на построение, цельного высказывания.

Основными предпосылки процесса формирования прочного речевого иноязычного навыка могут быть названы следующие: [7]

-целенаправленность обучения;

 - наличие субъекта деятельности внутренней мотивации;

-правильное распределение упражнений в процессе обучения;

 -включение тренируемого явления в коммуникативно-значимую для субъекта деятельности речевую ситуацию;

-необходимость постоянного для обучающегося знания результатов выполнения действия;

- понимание обучающимися общего принципа, схемы действия, в которое включена тренируемая операция;

- учет учителем влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков и особенно навыков родного языка.

Таковы основные предпосылки формирования навыков иноязычного говорения, которые могут выступать и в качестве факторов, обусловливающих мотивацию их формирования.

Учитель иностранного языка использует в своей практике современные методы и формы работы на уроке иностранного языка. Один из современных методов- коммуникативный метод обучения иностранным языкам. Он используется в подавляющем большинстве школ России. Происходит это по той причине, что сегодняшний день диктует необходимость обучать людей говорить, а не выполнять отдельные функции по языковым навыкам. Не нужно учить человека только слушать и слышать, выполнять тесты по английскому языку. Задача номер один, которую учитель ставит перед собой и перед учащимися  - это научиться разговаривать. Обучение проходит в процессе коммуникации. Это означает, что урок должен быть  построен таким образом, чтобы обучаемый получил необходимые знания, умения и навыки  через определенный набор коммуникативных упражнений.

 Дискуссионный метод в обучении иноязычному говорению позволяет формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение. Здесь реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых. Язык, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения. Дискуссионный метод помогает обучающимся не только овладевать всеми четырьмя видами речевой деятельности, но посредствам языковой ситуации на фоне проблемы в социокультурной сфере обнаружить причины возникших ситуаций и попробовать решить их. Интерес к самостоятельному решению проблемы является стимулом, движущей силой процесса познания.

Таким образом, применение метода дискуссии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых.

 Игровой метод обучения достаточно интересный и эффективный в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод можно использовать на любой ступени обучения с определённой адаптацией для каждого возраста. Игровые моменты применяются на любом уроке иностранного языка и на любом его этапе: для предъявления и повторения новой лексики, проверки правописания слов, для развития навыков монологической и диалогической речи , на обобщающих уроках по различным темам в форме КВН, викторины, соревнования, заочного путешествия, инсценировки, конкурса, праздника игры и т.п.

 Возрастные особенности позволяют использовать различные варианты игр. Для учащихся средних классов наиболее перспективными являются ролевые игры и драматизации. Обучающие возможности ролевой игры заключаются в том, что она самая точная модель общения, так как в ней предполагается подражание естественной ситуации [20]. Также в процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры [9], поэтому её использование на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.

 Драматизация в обучении иностранному языку рассматривается как уникальный методический приём, который способствует не только формированию языковых и речевых навыков, но и более глубокому пониманию других предметных областей. Посредством драматизации обогащается и активизируется грамматический и лексический запас, осваивается новый грамматический и лексический материал посредством коммуникации, корректируется и автоматизируется произношение и интонация, формируется фонематический слух, повышается языковая компетенция.

 Таким образом, использование игрового метода на уроках иностранного языка имеет большое значение для приобретения новых представлений и знаний и формирования коммуникативных умений и навыков, а также для развития мотивации учащегося к овладению иностранным языком.

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы: фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая — самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая — учащиеся работают в группах из 3—6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке. Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.

 Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, при отработке навыков разговорной речи, а так же при изучении текстов на уроках иностранного языка (работа в парах). В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой. Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.

Атмосфера сотрудничества и взаимодействия – мечта каждого преподавателя, это сложное образование, которое зависит от ряда факторов, связанных непосредственно с личностью учителя иностранного языка:

· Личностных качеств;

· Уровня знаний в области преподаваемого предмета;

· ТВОРЧЕСКИХ способностей;

· Уровня владения профессиональными компетенциями;

· Системы ценностных ориентаций и установок;

· Использования традиционных и нетрадиционных форм обучения.

Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность.

Формировать на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. Решить эту задачу помогают не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и популярные нетрадиционные формы организации учебных занятий по обучению иноязычному говорению. [12].


 



2019-12-29 255 Обсуждений (0)
Роль учителя в формировании навыков иноязычного говорения у учащихся среднего звена 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль учителя в формировании навыков иноязычного говорения у учащихся среднего звена

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)