Разработка модели мотивационного профиля персонала
Основы построения модели «Мотивация - стимул» Каждый человек имеет свои интересы и способности. Возможности работника - это его профессиональные знания, умения и навыки. Последние две составляющие часто называются профессиональным опытом. Возможности работника определяют его способность выполнять определенные функции, что естественно применяется при подборе персонала на работу, распределении должностных обязанностей, поручении производственных задач и пр. Интересы представляют собой проявление системы ценностей. Они определяют предпочтения (склонность) субъектов по отношению, в частности, к производственной деятельности. Одна из крайних точек зрения на отношение между интересами субъекта и деятельностью заключается в том, что субъект делает только то, что он хочет (соответствует его интересам). Системы стимулирования персонала работают именно с этим аспектом поведения работников как субъектов. Сотрудники объединены в различные коллективы (структурные подразделения, группы под конкретную цель и т. д.). Для получения общего результата коллективной деятельности необходимо осуществлять взаимодействие между работниками. Успешность коммуникации существенно зависит от поведения членов коллектива, которое может быть конструктивным, способствующим коммуникации, или деструктивным, разрушающим нормальную коммуникацию. В значительной степени поведение человека зависит от его личностных особенностей (характера). Характер определяет предрасположенность работника к выполнению определенных видов деятельности, что также должно учитываться при распределении должностных обязанностей. Характер и интересы субъекта определяют его отношение к тем или иным событиям и, тем самым, определяют его peaкцию (ответное поведение) на них. Таким образом, порождая определенные события, можно вызвать необходимую ответную реакцию, т. е. формировать поведение человека в группе. Именно в этом заключается стимулирование. Поскольку две составляющие части, определяющие поведение человека - характер и интересы - разнообразны, система стимулирования должна учитывать это разнообразие, подстраиваться под него. Мотивационные типы персонала. Мотивационные типы можно разделить на два класса: 1 класс избегательной мотивации (избегательная мотивация - человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения); 2 класс достижительной мотивации (достижительная мотивация - человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится). Типы мотивации и мотивационный профиль Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип. Различают следующие «чистые» типы мотивации (обозначим каждый тип мотивации кодом по первым двум буквам): . люмпенизированный (избегательный класс) - ЛЮ; . инструментальный (достижительный класс) - ИН; . профессиональный (достижительный класс) - ПР; . патриотический (достижительный класс) - ПА; . хозяйский (достижительный класс) - ХО. Каждый человек, с точки зрения его мотивации, представляет собой сочетание в некоторых пропорциях пяти «чистых» мотивационных типов
Люмпенизированный тип. Относится к избегательному классу мотивации. Характеристика: . все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений; . согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше; . низкая квалификация; . не стремится повысить квалификацию, противодействует этому; . низкая активность и выступление против активности других; . низкая ответственность, стремление переложить ее на других; . стремление к минимизации усилий. Преобладание этого типа может встречаться у уборщиц служебных и подсобных помещений, дворников. Инструментальный тип. Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика: · интересует цена труда, а не его содержание (т. е. труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации); · важна обоснованность цены, не желает «подачек»; · важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно. Преобладать может, например, у работников инженерной службы. Профессиональный тип. Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика: · интересует содержание работы; · не согласен на не интересную для него работу, сколько бы за нее ни платили; · интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
· считает важной свободу в оперативных действиях; · важно профессиональное признание как лучшего в профессии. Преобладает, например, у менеджеров. Патриотический тип. Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика: · необходима идея, которая будет им двигать; · важно общественное признание; · главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме. Может преобладать в основном среди менеджеров и руководителей среднего и высшего звена. Хозяйский тип. Относится к достижительному классу мотивации. Характеристика: · добровольно принимает на себя ответственность · характеризуется обостренным требованием свободы действий; · не терпит контроля. Может преобладать в основном среди руководящих лиц, среди обслуживающего персонала встречается редко. Среди персонала было проведено анкетирование, с целью определения типов мотивации. (Приложение 1). В результате полученных данных разработаны формы стимулирования персонала. На человека, который описывается некоторым мотивационным профилем, с целью изменить его поведение в организации, оказывается воздействие в форме некоторого стимула. Получив стимул, человек реагирует на него в соответствии со своим мотивационным профилем. Эта реакция может быть: положительной, и человек изменит свое поведение так, как это задумывалось; нейтральной; отрицательной, когда нежелательное поведение только усиливается. Понятийная модель «Мотивация-стимул» устанавливает связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования. Это отношение приведено в табл. 1.
Таблица 1 . Идентификация типов трудовой мотивации
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |