Выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.
Условия жизни можно укрупненно разделить на условия труда, быта и досуга. Условия труда включают санитарно-гигиенические, психофизио-логические, эстетические и социально-психологические условия. Условия быта – это обеспеченность населения жильем, его качество, развитие сети бытового обслуживания (бань, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских, прокатных пунктов и т.д.), состояние торговли и общественного питания, общественного транспорта, медицинское обслуживание. Условия досуга связаны с использованием свободного времени людей. Свободное время – часть внерабочего времени, предназначенная для развития личности, более полного удовлетворения социальных, духовных и интеллектуальных ее потребностей [2, c.89]. В странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка представлений об уровне жизни и ее качестве, а также о месте этих категорий в системе социально-экономических отношений. Наиболее распространенная точка зрения состоит в том, что качество жизни— это уровень развития и степень удовлетворения всего комплекса потребностей людей. Качество и уровень жизни тесно взаимосвязаны, причем качество жизни как более широкое понятие отражает намного больший спектр потребностей людей. Качество жизни объективно. Это предполагает, что критерием оценки данной категории выступают научно обоснованные нормативы потребления населения. Соотношение фактического удовлетворения потребностей с разработанными нормативами говорит о степени удовлетворения потребностей отдельных людей, их групп, общества в целом. Если степень удовлетворения той или иной потребности невелика, это свидетельствует о неблагоприятной ситуации, сложившейся в том или ином секторе экономики [2, с. 41]. Вместе с тем потребности субъективны. Каждый человек имеет свою шкалу предпочтений, вследствие чего одна и та же степень удовлетворения конкретной потребности по-разному оценивается разными индивидами. Поэтому определить удовлетворенность людей качеством их жизни на данном этапе развития человеческой цивилизации не представляется возможным. Белорусские ученые предлагают при исследовании качества жизни опираться на следующие характеристики, дополняющие количественные показатели уровня жизни: состояние здоровья — физические и умственные возможности людей, их самочувствие, длительность и тяжесть болезней; качество питания — его состав, ценность, вкусовые качества, свежесть и экологическая чистота продуктов, регулярность питания; состояние образования и культуры — уровень обучения, степень овладения научными знаниями, доступность библиотек, музеев и т.п.; качество жилья — удобство планировки и благоустройство населенных пунктов, обустройство и обстановка жилища; условия и характер труда — его напряженность и эффективность, уровень производственного травматизма, свобода в выборе профессии и специальности и др.; качество свободного времени и условия отдыха — разнообразие занятий в свободное время, характер просмотра телепередач, наличие и характер хобби, время на самообразование, смысл свободного времени, достаточная продолжительность отдыха, доступность домов отдыха и санаториев; благополучие семейной жизни — ощущение личного счастья и удовлетворенности [3, с. 104].
Уровень жизни населения, как результат социально-экономического развития Для характеристики уровня жизни используется система индикаторов – интегральных и частных, натуральных и стоимостных. Социальные нормативы и потребности. Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы. Различаются социальные нормативы: бюджет прожиточного минимума, минимальный потребительский бюджет, денежных доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, состояния и охраны окружающей среды, и др. [4, c. 63]. Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет. Минимальный потребительский бюджет - это сумма, необходимая для приобретения основного набора товаров и услуг [4, c. 92]. Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 8 социально-демографических групп населения. Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню. В настоящее время среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июля 2010 г. № 112 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах июня 2010 г. на период с 1 августа 2010 г. по 31 октября 2010 г.: - семьи из 4-х человек – 448520 руб.; - молодой семьи с одним ребенком – 463860 руб.; - трудоспособного населения – 565170 руб.; - пенсионеров – 469300 руб.; - студентов – 429670 руб.; - детей в возрасте до 3-х лет – 352950 руб.; - детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 433600 руб.; - детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 502500 руб. Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах июня 2010 года по статьям расходов: - продукты питания – 54,5 %; - одежда, белье, обувь – 18,5 %; - пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 9,8 %; - бытовые услуги, транспорт, связь – 6,1 %; - предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 7,0 %; - культурно-просветительные мероприятия и отдых – 1,9 %; - взносы и платежи – 0,3 %; - предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,9 % [5].
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |