Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Мировой опыт убедительно показал, что ключевой фигурой рыночной экономики является предприниматель. В развитых странах малый бизнес производит 50-70% общего объема товаров и услуг, а следовательно в значительной степени определяет темпы экономического роста, качества и структуру валового национального продукта. Малое предпринимательство стало основой современной либеральной экономики многих стран.

В целях развития в республике института малого предпринимательства государство осуществляет поддержку данного вида инициативной деятельности граждан в соответствии с государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также на основании отраслевых региональных программ.

Существуют международные совместные программы поддержки малого предпринимательства. Одной из таких программ является программа ООН/ПРООН и Правительства РБ «Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства».

В настоящее время в Беларуси уже сформирована институциональная структура государственной поддержки частного предпринимательства, базовыми элементами которой являются [12, c.51]:

- Министерство экономики Республики Беларусь;

- белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей;

- центры поддержки предпринимательства;

- научно-технологические парки;

- инкубаторы малого предпринимательства;

- союзы, ассоциации, объединения предпринимателей.

Основными задачами центров поддержки предпринимательства являются:

- информационное обеспечение малого предпринимательства;

- консультационная поддержка;

- обучение предпринимательской деятельности.

В настоящее время насчитывается ряд инкубаторов малого предпринимательства. Основными направлениями их деятельности считаются: предоставление в аренду помещений субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность; предоставление в аренду офисного оборудования и иного и имущества; оказание иных услуг.

Научно-технологические парки создаются с целью активизации научно-инновационной деятельности в сфере малого предпринимательства. Целью деятельности технопарков является комплексное решение проблем, касающихся ускоренной передачи результатов научно-технических исследований в производство и доведения их до потребителя на коммерческой основе.

Общества взаимного кредитования (ОВК) субъектов малого предпринимательства являются некоммерческими организациями, созданными в форме потребительских кооперативов и осуществляющими свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Для обеспечения наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства субъекты предпринимательства - юридические лица могут по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций, являющихся некоммерческими организациями.

Ведется и активная нормотворческая деятельность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в подписании Президентом Республики Беларусь Указов "О государственной поддержке малого предпринимательства" и "О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям" от 19.07.96 г., в соответствии с которыми было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддерживать негосударственный сектор экономики; принятии Верховным Советом Республики Беларусь Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь" от 16.10.96 г.; принятии постановления Совета Министров Республики Беларусь "О программе государственной поддержки предпринимательства в Республике Беларусь на 1997 г. от 7.04.97 г. (данные программы принимаются ежегодно) и "Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь" от 4.06.92 г. Предприняты шаги по поддержке малого бизнеса и на уровне местных органов власти.

В области ресурсного и финансового обеспечения развития малого предпринимательства проведены работы по организации новых форм финансово-кредитного обеспечения, было принято Постановление Совмина Республики Беларусь «Об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства» №1178 от 24.07.1998 г. Министерством предпринимательства и инвестиций (теперь преобразовано в одноименный Комитет при Министерстве экономики) совместно с ПРООН разработан механизм микрокредитования малого бизнеса.

В рамках информационного обеспечения предпринимательства велась разработка и создание автоматизированной системы информационного обеспечения. В результате в настоящее время большинство центров поддержки объединены в единую компьютерно-информационную сеть (система «Телеинтернет»).

Конкретные меры государственного стимулирования деятельности малого бизнеса были закреплены в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы и в Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2005 годы [14].

В Беларуси утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2006-2010 годы. Программа предусматривает реализацию основных направлений региональной государственной политики в сфере малого предпринимательства и направлена на создание благоприятных условий для устойчивого развития данного сектора экономики. В программе обозначены формы и методы государственного регулирования малого предпринимательства. Основной источник финансирования - средства бюджета, финансово-кредитных учреждений и собственные средства предпринимателей.

Утверждена и Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год, целью является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.

Для достижения указанной цели предусмотрено решение следующих основных задач [16]:

- совершенствование законодательства, регулирующего вопросы поддержки и развития субъектов малого предпринимательства;

- развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

- совершенствование деятельности инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства;

- развитие механизмов производственной кооперации субъектов малого предпринимательства с крупными организациями;

- совершенствование информационного обеспечения малого предпринимательства;

- сопровождение внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;

- развитие международного сотрудничества в сфере малого предпринимательства;

- совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для малого предпринимательства.

Также в программе содержатся мероприятия по совершенствованию деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, информационному обеспечению малых предприятий, активизации взаимодействия с общественными организациями предпринимателей, расширению международного сотрудничества.

Таким образом, с целью поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь создается определенная инфраструктура: центры, государственные программы, инкубаторы и т.д., которые выполняют определенные функции. Активно ведется и нормотворческая деятельность, направленная на формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в Беларуси.

Правительством и Нацбанком Беларуси в конце прошлого года утвержден Совместный план действий по достижению важнейших параметров прогноза социально-экономического развития, бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2005 год. Специальный раздел в этом документе посвящен вопросам развития предпринимательства и включает в себя комплекс мероприятий по совершенствованию экономическо-правовых условий предпринимательской деятельности.

В частности, предусматривается дальнейшее упрощение порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время подготовлен проект комплекса мер по введению принципа «единого окна», предусматривающего, что после подачи заявителем документов на государственную регистрацию все последующие регистрационные процедуры будут выполняться без его участия. Планируется разработать также план действий по подготовке перехода на заявительный принцип регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Важным инструментом стимулирования предпринимательской активности, упорядочения взаимоотношений малого бизнеса с республиканским и местными бюджетами является налоговая составляющая. В соответствии с Совместным планом действий в целях упрощения системы налогообложения предусмотрены меры по освобождению субъектов малого предпринимательства от уплаты отдельных видов налогов и сборов, а также доработка нормативного правового акта по уплате единого налога индивидуальными предпринимателями (Декрета Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 г. № 4).

Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие развитию предпринимательства, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки.

В связи с этим необходимо:

- совершенствовать правовые и экономические условия для устойчивого развития предпринимательства;

- повысить эффективность системы государственной поддержки малого бизнеса;

- упростить налогообложение и процедуру получения кредитов;

- упорядочить систему государственной регистрации и лицензирования видов деятельности;

- развивать инфраструктуру предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центров поддержки предпринимательства, технопарков, инкубаторов, инновационных центров, венчурных фондов и др.) при частичном финансировании государства;

- создавать льготные условия для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;

- расширять возможность эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;

- стимулировать развитие малого бизнеса в сельской местности и малых городах.

Государственная политика в этой сфере должна быть направлена на дальнейшее формирование благоприятных условий устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов поддержки, обеспечивающих повышение темпов развития, активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности данной категории субъектов хозяйствования и, как следствие, рост эффективности национальной экономики. Важным является также вовлечение в предпринимательскую деятельность широких слоев населения и создание новых рабочих мест, в том числе для незащищенных категорий, увеличение доходов людей, а значит, обеспечение социальной стабильности.

Местные органы власти и управления должны обеспечивать оказание дифференцированной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства при реализации инвестиционных проектов с учетом специфики их деятельности.

Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность.

Для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства, занимающихся производством экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, другими видами производственной деятельности, наукой и научным обслуживанием, требуются создание условий для инвестирования и кредитования на основе внедрения прогрессивных финансовых технологий; формирование стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого бизнеса, а также другие меры государственной поддержки.

Главными целями развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу являются обеспечение роста эффективности и активизации производственной, инновационной, инвестиционной, экспортной деятельности, а также развитие предпринимательства в сельской местности.

Для достижения поставленных задач предполагается устранить основные факторы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства, выйти на более высокий уровень государственной поддержки.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На современном этапе развития повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике всех стран - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

Понимание экономического процесса и места в нем предпринимательства имеет долгую и неоднозначную историю. Однако история предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает всего около 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.

Вообще, предпринимательство - это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности с целью получения прибыли. Она может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий.

С целью поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь создана определенная инфраструктура: белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей; центры поддержки предпринимательства; научно-технологические парки; инкубаторы малого предпринимательства; союзы, ассоциации, объединения предпринимателей и т.д., которые выполняют определенные функции.

Активно ведется и нормотворческая деятельность, направленная на формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства в Беларуси. Важнейшими документами в этой области являются: Указ "О государственной поддержке малого предпринимательства", Указ "О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям", Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь", Постановления Совета Министров "Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь", "Об оказании финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства", Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, Концепция государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002-2005 годы, Программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2006-2010 годы, Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год.

Проведенный анализ тенденций развития предпринимательства в Беларуси позволил сделать следующие выводы: сфера деятельности малых предприятий охватывает все отрасли экономики, но наибольшее количество из них занято в торговле и общественном питании, промышленности и строительстве. Большинство белорусских частных малых предприятий находятся в Минске. Слабо развит этот сектор экономики в малых городах и сельской местности.

Данные негативные тенденции учтены при разработке Программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 гг., которая признает малое предпринимательство сферой, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Конкретные механизмы развития системы поддержки и регулирования малого бизнеса представлены в Программе государственной поддержки малого предпринимательства на 2006-2010 годы и Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год. В конечном итоге вклад малого бизнеса в ВВП страны к 2010 г. должен достичь 20-22%, при нынешнем значении на уровне 8%.

Перспективы развития малого бизнеса будут определяться, прежде всего, проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности, в первую очередь их поддержки и стимулирования.

С целью активизации малого бизнеса автором предложено: дальнейшее совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства; упрощение налогообложения и процедур получения кредитов; упорядочение системы государственной регистрации и лицензирования видов деятельности; развитие инфраструктуры предпринимательства, в том числе на региональном уровне при частичном финансировании государства; создание льготных условий для доступа малого бизнеса к материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям; расширение возможности эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, для развития производственной деятельности субъектов малого предпринимательства.




2019-12-29 249 Обсуждений (0)
ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ФОРМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)