Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методы экономико-статистического анализа эффективности производства зерна




 

Основными методами экономико-статистического анализа эффективности производства зерна являются: статистическое наблюдение, табличный метод, сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, индексный и дисперсионный методы, корреляционно-регрессионный анализ.

На первом этапе статистического исследования, т. е. наблюде­ния, формируются первичные статистические данные.

Под наблюдениемпонимается научно и планомерно, систематически организованный сбор массовых дан­ных о различных явлениях и процессах социально-экономической жизни.

Основная задача наблюдения - это обеспечение сбора досто­верных, полных, массовых и сопоставимых данных об интересую­щем нас объекте или явлении. В практике используются две орга­низационные формы наблюдения - отчетность и специальное ста­тистическое наблюдение. В зависимости от охвата наблюдения они бывают: сплошные и несплошные. При сплошном наблюдении все единицы изучаемой совокупности подвергаются наблюдению. При несплошном наблюдении только часть единиц подвергается наблюдению. В результате наблюдения мы получаем показатели. Любой статистический показатель содержит количественные и качественные данные и должен иметь сведения о месте и времени действия.



Результаты статистического наблюдения представляются в виде статистических таблиц. Таблица является наглядной рацио­нальной систематизированной формой изложения статистической информации. Основу любой статистической таблицы составляет ее макет, который образуется от пересечения строк и граф. В строках и графах располагают статистические показатели. Различают под­лежащее и сказуемое статистической таблицы.

Подлежащее таблицы располагается слева, по строкам - это то, что мы хотели бы охарактеризовать. Сказуемое - это цифровая характеристика подлежащего, на­ходится в графах таблицы. Обязательны заголовки таблицы, подлежащего и сказуемого, в которых должно отражаться содержание таблицы, время и место действия.

Статистическая сводка полученной информации в результате наблюдения, в широком ее понимании, предполагает систематиза­цию и группировку цифровых данных, характеристику образован­ных групп системой показателей. Группировка является важней­шим этапом статистического исследования, а также методом позволяющим уловить переход количественных изменений в качест­венные, выявить закономерности их развития.

Под группировкой понимаетсярасчленение данной совокуп­ности на качественно-однородные группы с выделением типичной группы.

Качественно-однородной группойсчитается группа, которая обладает внутренней однородностью, т. е. имеет больше признаков сходства, чем различия.

Типичной группойназывается группа качественно-однородная, самая многочисленная по удельному весу определяю­щего признака.

Группировку можно провести двумя способами:

а) посредством разделения совокупности на однородные части;

б) путем объединения в группы единиц совокупности по ти­пичным признакам. [3]

Абсолютной величиной называется величина, измеряющая размер общественного явления в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных единицах измерения. Абсолютные величины могут быть индивидуальные и суммарные.

Относительная величина – это величина, получаемая от сравнения (деления) двух абсолютных величин. Относительные величины имеют такие же единицы измерения, что и абсолютные.

Средняя величина – это типический размер данной совокупности, отражающий характерные черты в среднем. Средние величины применяются в статистике в силу действия закона больших чисел.

1 следствие: Около средней величины всегда колеблется наибольшее число наблюдений.

2 следствие: При большом числе наблюдений средняя величина не становится случайной, а применяет какую-то усредненную форму и тогда наступает равенство: f=( x1, x2, x3… xn)= ( x1, x2, x3,… xn), где

x – средняя величина;

x1, x2, x3 – варианты.

Средняя величина рассчитывается по массовым данным.

Индекс – это относительный показатель, измеряющий изменение явления во времени или в пространстве. Прежде всего, индекс – это относительный показатель, но не каждый относительный показатель является индексом. Индексы применяются к тем величинам, которые непосредственно не поддаются суммированию. Поскольку индекс – относительный показатель, то он, получается, от сравнения двух абсолютных величин. Величина, с которой производится сравнение, называется базисной и обозначается подстрочным знаком - «0», величина, которую сравнивают, называется текущей (отчетной) и обозначается подстрочным знаком – «1». Каждый индекс состоит из двух элементов:

Индексируемой величины– той величины, которая изменяется и по которой дается название индекса;

Вес индекса– это величина, которая постоянна и по ней определяется состав индекса.

Изучая дисперсию интересующего нас признака в пределах изучаемой совокупности, мы можем рассчитать только общую дисперсию по всей совокупности в целом. Но мы лишены возможности оценить влияние отдельных факторов, определяющих колеблимость индивидуальных величин. Для того, чтобы отделить влияние каждого фактора на общую колеблимость необходимо провести группировку всей совокупности по какому-либо фактору. Тогда нужно выделить три показателя дисперсии:

1. Общая дисперсия, которая показывает колеблимость признака в целом:

2. Межгрупповую дисперсию, которая отражает вариацию признака за счет того фактора, который положен в основу группировки:

3. Внутригрупповую дисперсию, она характеризует вариацию за счет всех остальных признаков, которые не были учтены:

Корреляционно-регрессионный анализ ведется в определенной последовательности и состоит из ряда этапов:

1. Установление причинных зависимостей в изучаемом общественном явлении;

2. Формирование корреляционной модели связи;

3. Расчет и анализ показателей регрессии (решение уравнения);

4. Расчет и анализ показателей тесноты связи.

Корреляционно-регрессионный анализ позволяет по данным статистического наблюдения решить две основные задачи:

- определить среднее изменение результативного признака (функции) при изменении фактора (аргумента) на единицу в абсолютном и относительном измерении.

- установить меру относительного влияния факторного признака на изменение результативного, разложить вариацию последнего по источникам образования и определить роль фактора в общем объеме вариации результата. [4]

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (139)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7