Конкурентного поведения машиностроительного предприятия в условиях внешней среды
Конкурентное поведение предприятий на товарном рынке зависят не только от занимаемых ими рыночных позиций и уровня конкурентоспособности, но и от мотивов поведения, которыми руководствуются лица, принимающие управленческие решения. В российской действительности, когда конкурентная борьба приобретает различные формы, поскольку порой осуществляется и недозволенными средствами, учет экономических факторов имеет особую актуальность. Экономическая природа мотивов хозяйствования обусловлена финансовым положением предприятия и намерением лиц, принимающих стратегические решения, добиться сохранения или улучшения финансового положения, а также стремлением к обеспечению определенного имиджа предприятия в глазах потребителей. По признаку социальной природы мотивов подразделяют: мотивы соперничества и мотивы сотрудничества.
Рис. 1.2 Классификация мотивов хозяйствования
Мотивы сотрудничество разделяют на критерии; - обшей выгоды, когда взаимодействие направлено на приумножение общего успеха (кооперация); - равенства, когда взаимодействие направлено на достижение равного успеха партнеров по совместному бизнесу. Мотиву соперничества, подразделяют на критерии; - соревнования, когда предприятие стремится превзойти в достижении успеха других конкурентов; - агрессии, когда деятельность предприятия направлена на снижения успеха других фирм. Вместе с тем, в настоящее время внешняя среда предприятия отличается высокой подвижностью и неопределенностью. Для удержания рыночной позиции предприятия и оперативного принятия стратегических, решений в этих условиях необходимо осуществлять постоянный мониторинг за действиями и намерениями конкурентов. В этих условиях наиболее широкое распространение получила концепция стратегического маневрирования, предложенная М, Портером. По его мнению, маневрирование используется для того, чтобы подать соперникам сигнал о том, что «худой мир лучше доброй ссоры». Вместе с тем, перечисляемое М. Портером меры и контрмеры адресованы преимущественно фирмам, которые закрепились на выгодных для них позициях и стремятся к сохранению равновесия, т.е. которого они извлекают значительные выгоды. Однако, что делать большинству отечественных машиностроительных предприятий, которые не обладают такими рыночными позициями? На наш взгляд, только активное конкурентное поведение отечественных предприятий и стратегические альянсы с более сильными соперниками будут способствовать достижению положительных результатов, не зря К. Клаузевиц писал, что «война - это продолжение политики другими средствами». Таким образом, разработка конкурентного поведения отечественного машиностроительного предприятия в условиях усиления конкуренции может быть основана на определенных принципах, разработанных военной наукой. Принципы конкурентного поведения, выработанные на основе теории и практики ведения войн, заключаются в достижении преимуществ перед конкурентами по следующим направлениям: - концентрация ресурсов; - перехватывание инициативы; - маневрирование ресурсами; - обеспечение гибкого планирования. Первый принцип - концентрация ресурсов на определенном направлении - там, где они принесут наибольший эффект целесообразно использовать в условиях ограниченности ресурсов предприятии. В одних случаях предприятию необходимо следовать за лидером, в других - направить ресурсы на обнаруженные слабые места в позиции лидеров, в-третьих, - сосредоточить ресурсы на наиболее прибыльных сегментах рынка. Второй принцип - перехватывание инициативы заключается в активных действиях, а не в реагировании на изменение условий внешней среды. Третий принцип - маневрирование ресурсами для достижения общих целей скоординированным образом, т.е. направление ресурсов на решение наиболее существенных задач предприятия, а не распыление их на второстепенные задачи конкурентной борьбы. Четвертый принцип - обеспечение гибкого планирования, чтобы предвидеть изменение условий внешней среды и действий конкурентов. Таким образом, применение принципов военной науки позволяет выделить два типа стратегий: - наступательные стратегии, при которых на основе мониторинга за действиями и намерениями конкурентов, предприятие определяет возможные будущие действия и тенденции во внешней среде, пытаясь действовать первой; - оборонительные стратегии, при которых предприятие оперативно реагирует на важные действия конкурентов и изменения внешней среды. Для предприятия, обладающего слабой конкурентной позицией, в качестве оборонительной стратегии может выбрать стратегию статус-кво, при которой не рекомендуется прибегать к активным действиям во избежание ухудшения ситуации. Данная стратегия может оказаться привлекательной, когда необходимо снизить издержки, связанные с осуществлением конкуренции или перегруппировать имеющиеся ресурсы.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |