Модель формирования конкурентных преимуществ
Формирование конкурентных преимуществ машиностроительного предприятия должно основываться на всестороннем анализе внутренних, возможностей предприятия с учетом влияния факторов внешней среды. С этой целью в качестве одного из составляющих предлагается модель формирования конкурентных преимуществ предприятия. Построение модели формирования конкурентных преимуществ должно базироваться на определенных требованиях, основными из которых являются: открытость, инновационность, гибкость, адекватность, системность. Под моделью формирования конкурентных преимуществ предприятия понимается совокупность согласованных между собой организационно-экономических приёмов, позволяющих идентифицировать состояние внутренней среды предприятия, обеспечивающих развитие фирменных компетенций и способствующих повышению конкурентоспособности предприятия и условиях негативного влияния факторов внешней среды. Если при тех же исходных данных, рыночные исследования отражают, что продукция предприятия недостаточна конкурентоспособна, то в этом случае необходимо усиление имеющихся конкурентных преимуществ, а конкурентная стратегия должна быть направлена на совершенствование товара. Если анализ внешних факторов показывает, что рынок сокращается, а предприятие находится в группе последователей, то при ограниченности внутренних ресурсов основной задачей будет являться удержание конкурентных преимуществ при следовании стратегии сегментирования. Критерием такого варианта выбора будет являться максимальная прибыль предприятия, обеспечиваемая за счет оптимизации ассортимента продукции с учетом внутренних ограничений. Модель формирования конкурентных преимуществ рассмотрим на примере конкретного машиностроительного предприятия. В качестве объекта исследования выбрано одно из отечественных предприятий тяжелого машиностроения - ОАО «Рудгормаш». ОАО «Рудгормаш» выпускает оборудование для предприятий горнодобывающих отраслей промышленности, при этом в качестве основных бизнес - направлений можно выделить; - проектирование и производство бурового оборудования для открытых горных работ; - производство оборудования для грохочения и сепарации природноминеральных руд; - проектирование и производство погрузочно-выемочного оборудования для подземных горных работ. Процесс формирования конкурентных преимуществ предприятия начнем с проведения анализа инвестиционной привлекательности отрасли и оценки конкурентной позиции предприятия. Основным твердым природным ископаемым, добываемым в мире является - уголь (40% мирового производства электроэнергии). В 2001г. общее производство угля в мире составило 4563,7 млн. т, увеличившись по сравнению с 2000 г. более чем па 200 млн. т. Основными производителями угля являются США, Китай, Индия, Австралия, Россия. Основными потребителями в мире являются США, Китай, Канада, Россия, страны АТР. В связи с продолжающимся ростом населения и увеличением потребности в энергии мировое потребление угля будет увеличиваться в среднем на 2,7% в год, при одновременном снижении его цены. В России основными производителями угля являются; ОАО «СУЭК» (31% от общего объема), ОАО «Кузбасс - сразрезуголь» (15% от общего объема), ОАО «Южкузбассуголь» (6,5% от общего объема). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003г. №1234-р утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», в которой основное внимание уделяется вопросам увеличения темпов роста угледобычи. При этом увеличение темпов роста потребления угля на внутреннем рынке России будет напрямую связано с опережающим темпом роста цены на газ, которое планируется поддерживать к 2010 году в соотношении 1,5:1. Расширение экспортных поставок отечественного энергетического угля в страны АТР в ближайшие годы будет возможно только в случае коренного улучшения качества угольной продукции при повышении эффективности её обогащения. Значительное место в мировой добычи твердых полезных ископаемым занимает добыча руды для черной и цветной металлургии. Усиление мировой интеграции и ежегодное увеличение темпов роста мирового производства формирует и поддерживает устойчивый спрос со стороны промышленно развитых и развивающихся стран на продукцию из руд черных металлов и металлопрокат. Мировое производство стали в 2002 г. составило 945,1 млн. т, что на 6,7% больше, чем в 2001г., причем основной прирост был обеспечен за счет стран АТР —427,6 млн. т {на 12% больше, чем в 2001 г,). Основная причина этого — высокий спрос на сталь и металлопрокат со стороны Китая. Этот спрос превышает производственные возможности КНР: за истекший год страна импортировала 37 млн. тонн стали, при этом темп роста потребления по сравнению с 2001 г. составил 24%. Другой причиной роста цен на черные металлы является согласованное увеличение отпускных цен на железорудное сырье основными мировыми производителями — ВНВ Billiton (Австралия) и CVRD (Бразилия), В России основными производителями железорудного сырья являются - ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Олкон», ОАО «Ковдорский ГОК», ОАО «Карельский окатыш», обеспечивающие 87,5% всей добычи. Вместе с тем, спрос отечественных металлургических предприятий на железорудное сырье непостоянен и часто обусловливается мировыми квотами на сталь и сталепрокат со стороны промышленно-развитых стран. Одновременно с этим происходит постепенное снижение рентабельности отечественных железорудных предприятий из-за постоянного углубления карьеров и вынуждает их продавать железорудный концентрат и окатыши на экспорт по демпинговым пенам. В целом, можно отметить, что конъюнктура мирового и внутреннего рынков добычи полезных ископаемых вполне благоприятная, что является положительной чертой для производителей горно-шахтного оборудования. Мировое горное машиностроение является зрелой отраслью, с относительно низкой доходностью, низкой инвестиционной привлекательностью, высоким уровнем входных и выходных барьеров и характеризуется высокой конкуренцией. Основными направлениями в горном машиностроении являются; производство бурового оборудования для открытых и подземных горных работ; производство погрузочно-выемочного оборудования для открытых и подземных горных работ; производство подъемно-транспортного оборудования для открытых и подземных горных работ; производство дробильно-сортиовочного и обогатительного оборудования для переработки полезных ископаемых. Используя классическую модель движущих сил конкуренции М. Портера можно констатировать, что на уровень интенсивности конкуренции в отрасли влияют два основных фактора.: давление на производителей со стороны горнодобывающих предприятий в плане технологии добычи и переработки полезных ископаемых и давление на производителей со стороны поставщиков комплектующих изделий, большинство из которых являются мировыми патентами или продукцией ноу-хау. Основными мировыми производителями горного оборудования и комплектующих изделий являются: «Komatsu» (Япония), «Atlas Сорсо» (Швеция), «Clark» (США), «Liebherr» (Германия), «Caterpillar» (США), «Sandvik» (Швеция-Финляндия-США). В России и СНГ крупными производителями горного оборудования являются: ПО «БЕЛАЗ» (Белоруссия), ОАО «Объединенные машиностроительные заводы», ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод» (Украина), ОАО «Рудгормаш», АО «Луганский машиностроительный завод» (Украина), ОАО «Дробмаш». Характеристика основных конкурентов ОАО «Рудгормаш» приведена в Приложении Б. К основным методам построения механизма относится методы экономического анализа и методы выявления источников конкурентных преимуществ, В качестве инструментов механизма рассматриваются конкурентные стратегии, направленные на формирование и управление конкурентными преимуществами предприятия. Технология разработки конкурентных стратегий, ориентированных на достижение конкурентных преимуществ, включает рассмотрение базовых стратегий конкуренции, оценку их преимуществ, необходимых рыночных условии, требований к организации производства и управления, дестабилизирующих факторов, на основании чего производится выбор стратегии. Обобщение теоретических исследований и практического опыта позволило выделить определенные уровни иерархии при формировании конкурентных преимуществ: корпоративный уровень, уровень бизнеса, операционный уровень. Систематизация представлений о способах формирования конкурентных преимуществ позволило обосновать возможность совмещения конкурентных стратегий в рамках одного предприятия и разработать многоуровневую систему выбора вариантов реализации конкурентных стратегий, определяющих достижение главной цели - формирование конкурентных преимуществ предприятия. Для комплексного учета отраслевых особенностей, внутренних возможностей предприятия и факторов внешней среды предложена модель формирования конкурентных преимуществ. В ходе построения данной модели на примере ОАО «Рудгормаш» систематизированы причины низкой конкурентоспособности предприятия, идентифицированы фирменные компетенции и способности и определены приоритетные бизнес - направления для формирования конкурентных преимуществ. В рамках каждого бизнес - направления приведены конкретные действия по формированию конкурентных преимуществ. Для принятия управленческих решений по формированию и усилению конкурентных преимуществ, адекватному реагированию на динамичные изменения внешней среды в условиях усиления конкуренции, обоснована необходимость управления конкурентными преимуществами. Проблема управления конкурентными преимуществами предприятия состоит из множества задач, которые могут проявляться как на корпоративном, так и на операционном уровне. Под системой управления конкурентными преимуществами предприятия понимается процесс управления принятием и реализацией стратегических решений, направленных на усиление и удержание конкурентных преимуществ с целью обеспечения его конкурентоспобности в долгосрочной перспективе в соответствии с избранными конкурентными стратегиями. В ходе исследования выявлены базовые направления процесса управления формированием и удержанием конкурентных преимуществ предприятия и для улучшения качества принимаемых решений и повышении ответственности исполнителей предложено организовать управление по целям на различных уровнях управления предприятием: корпоративном уровне, уровне бизнеса, операционном уровне. Дли результативного функционирования системы управления конкурентными преимуществами на ОАО «Рудгормаш», разработана дивизиональная структура управления предприятием и обоснована необходимость оптимизации ассортимента выпускаемой продукции. Для эффективного функционирования механизма формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия рекомендована модель стратегического поведения, которая позволяет оценивать различные риски предприятия и выбирать оптимальный вариант поведения предприятия на ближайшую перспективу. Заключение
Рассмотренные в курсовой работе теоретические и практические исследования по формированию и управлению конкурентными преимуществами предприятия позволили сделать следующие выводы и предложения: 1. Конкурентоспособность предприятия есть результат реализации его конкурентных преимуществ по всему спектру проблем управления предприятием. 2. 2. Для анализа формирования конкурентных преимуществ были изучены их источники и классификация конкурентных преимуществ по важнейшим критериальным признакам, таким, как характер источника, место возникновения, характер динамики, сфера проявления и т.п. 3. Механизм формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия представлен теоретико-философской, функциональной и целевой составляющими. Целевая составляющая определяет содержание механизма. 4. Рассмотрено применение диверсификационной концепции развития предприятия ОАО «Рудгормаш», при этом в качестве связующего звена между внутренней и внешней средой предприятия предлагается использовать потенциал фирменных компетенций и способностей, 5. Дня эффективного функционирования системы управления конкурентными преимуществами на ОАО «Рудгормаш» предприятием используется дивизиональная организационная структура, организованная по продуктовому типу, позволяющая оптимизировать организационные связи между подразделениями и повысить адаптивность и гибкость системы управления. Список используемой литературы
1. Азоев Г.Л., Челенков А,П, Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография НОВОСТИ», 2000. - 256с. 2. Анисимов А.С. Сущность и типология стратегий/ Консультант Директора. -2000.-Ш1-С.5-11. 3. Ансофф И, Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер Ком, 1999. -416с, 4. Беленов О., Долгих В.В. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность промышленных предприятий: Подходы, анализ, опенка. — Воронеж; Изд-во ВГУ, 2004- - 80с. 5. Белоусов В.И. Анализ конкурентоспособности фирмы/Менеджмент в России и за рубежом. -2001- - №5 6. Виханский О.С. Наумов А.И. - Менеджмент - М.: Гардарики, 2003 7. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 296 с. 8. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.: 1998. 9. Л. Андреев М.И Учет враждебности рынка при осуществление внешнеторговой деятельности/' Менеджмент в России и за рубежом, 2000. - №5. - С. Зй – 44. 10. Менеджмент организации: учебное пособие / З. П. Румянцева, Н. А., Соломатин, Р. З. Акбердин и др. М.: ИНФРА-М, 1995. 11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: 1998. 12. Попов С.А. Стратегическое Управление. - М.: Инфра - М, 1999. 13. Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. проф. А.П. Ефремова, - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: специальная литература, 2004. - 589 с. 14. Томпсон А.А., Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999, 576 с.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |