Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Модель формирования конкурентных преимуществ




 

Формирование конкурентных преимуществ машиностроительного предприятия должно основываться на всестороннем анализе внутренних, возможностей предприятия с учетом влияния факторов внешней среды. С этой целью в качестве одного из составляющих предлагается модель формирования конкурентных преимуществ предприятия.

Построение модели формирования конкурентных пре­имуществ должно базироваться на определенных требованиях, основными из которых являются: открытость, инновационность, гибкость, адекватность, системность.

Под моделью формирования конкурентных преимуществ предприятия понимается совокупность согласованных между собой организационно-экономических приёмов, позволяющих идентифицировать состояние внут­ренней среды предприятия, обеспечивающих развитие фирменных компе­тенций и способствующих повышению конкурентоспособности предприятия и условиях негативного влияния факторов внешней среды.

Если при тех же исходных данных, рыночные исследования отражают, что продукция предприятия недостаточна конкурентоспособна, то в этом случае необходимо усиление имеющихся конкурентных преимуществ, а кон­курентная стратегия должна быть направлена на совершенствование товара.



Если анализ внешних факторов показывает, что рынок сокращается, а предприятие находится в группе последователей, то при ограниченности внутренних ресурсов основной задачей будет являться удержание конкурентных преимуществ при следовании стратегии сегментирования.

Критери­ем такого варианта выбора будет являться максимальная прибыль предпри­ятия, обеспечиваемая за счет оптимизации ассортимента продукции с учетом внутренних ограничений.

Модель формирования конкурентных преимуществ рассмотрим на примере конкретного машиностроительного предприятия. В качестве объекта исследования выбрано одно из отечественных предприятий тяжелого машиностроения - ОАО «Рудгормаш».

ОАО «Рудгормаш» выпускает оборудование для предприятий горнодо­бывающих отраслей промышленности, при этом в качестве основных бизнес - направлений можно выделить;

- проектирование и производство бурового оборудования для открытых горных работ;

- производство оборудования для грохочения и сепарации природноминеральных руд;

- проектирование и производство погрузочно-выемочного оборудования для подземных горных работ.

Процесс формирования конкурентных преимуществ предприятия начнем с проведения анализа инвестиционной привлекательности отрасли и оценки конкурентной позиции предприятия.

Основным твердым природным ископаемым, добываемым в мире является - уголь (40% мирового производства электроэнергии). В 2001г. общее производство угля в мире составило 4563,7 млн. т, увеличившись по сравнению с 2000 г. более чем па 200 млн. т. Основными производителями угля являются США, Китай, Индия, Австралия, Россия. Основными потреби­телями в мире являются США, Китай, Канада, Россия, страны АТР. В связи с продолжающимся ростом населения и увеличением потребности в энергии мировое потребление угля будет увеличиваться в среднем на 2,7% в год, при одновременном снижении его цены. В России основными производите­лями угля являются; ОАО «СУЭК» (31% от общего объема), ОАО «Кузбасс - сразрезуголь» (15% от общего объема), ОАО «Южкузбассуголь» (6,5% от общего объема). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003г. №1234-р утверждена «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», в которой основное внимание уделяется вопросам увели­чения темпов роста угледобычи. При этом увеличение темпов роста потреб­ления угля на внутреннем рынке России будет напрямую связано с опере­жающим темпом роста цены на газ, которое планируется поддерживать к 2010 году в соотношении 1,5:1. Расширение экспортных поставок отечественного энергетического угля в страны АТР в ближайшие годы будет воз­можно только в случае коренного улучшения качества угольной продукции при повышении эффективности её обогащения.

Значительное место в мировой добычи твердых полезных ископаемым занимает добыча руды для черной и цветной металлургии. Усиление мировой интеграции и ежегодное увеличение темпов роста мирового производст­ва формирует и поддерживает устойчивый спрос со стороны промышленно развитых и развивающихся стран на продукцию из руд черных металлов и металлопрокат. Мировое производство стали в 2002 г. составило 945,1 млн. т, что на 6,7% больше, чем в 2001г., причем основной прирост был обеспечен за счет стран АТР —427,6 млн. т {на 12% больше, чем в 2001 г,). Основ­ная причина этого — высокий спрос на сталь и металлопрокат со стороны Ки­тая. Этот спрос превышает производственные возможности КНР: за истек­ший год страна импортировала 37 млн. тонн стали, при этом темп роста по­требления по сравнению с 2001 г. составил 24%. Другой причиной роста цен на черные металлы является согласованное увеличение отпускных цен на железорудное сырье основными мировыми производителями — ВНВ Billiton (Австралия) и CVRD (Бразилия), В России основными производителями железорудного сырья являются - ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Михай­ловский ГОК», ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Олкон», ОАО «Ковдорский ГОК», ОАО «Карельский окатыш», обеспечивающие 87,5% всей добычи. Вместе с тем, спрос отечественных металлургических предприятий на железорудное сырье непостоянен и часто обусловливается мировыми кво­тами на сталь и сталепрокат со стороны промышленно-развитых стран. Од­новременно с этим происходит постепенное снижение рентабельности отечественных железорудных предприятий из-за постоянного углубления карьеров и вынуждает их продавать железорудный концентрат и окатыши на экспорт по демпинговым пенам.

В целом, можно отметить, что конъюнктура мирового и внутреннего рынков добычи полезных ископаемых вполне благоприятная, что является положительной чертой для производителей горно-шахтного оборудования. Мировое горное машиностроение является зрелой отраслью, с относительно низкой доходностью, низкой инвестиционной привлекательностью, высоким уровнем входных и выходных барьеров и характеризуется высокой конкуренцией. Основными направлениями в горном машиностроении являются; производство бурового оборудования для открытых и подземных горных ра­бот; производство погрузочно-выемочного оборудования для открытых и подземных горных работ; производство подъемно-транспортного оборудова­ния для открытых и подземных горных работ; производство дробильно-сортиовочного и обогатительного оборудования для переработки полезных ископаемых. Используя классическую модель движущих сил конкуренции М. Портера можно констатировать, что на уровень интенсивности конкурен­ции в отрасли влияют два основных фактора.: давление на производителей со стороны горнодобывающих предприятий в плане технологии добычи и пере­работки полезных ископаемых и давление на производителей со стороны по­ставщиков комплектующих изделий, большинство из которых являются ми­ровыми патентами или продукцией ноу-хау.

Основными мировыми производителями горного оборудования и комплектующих изделий являются: «Komatsu» (Япония), «Atlas Сорсо» (Швеция), «Clark» (США), «Liebherr» (Германия), «Caterpillar» (США), «Sandvik» (Швеция-Финляндия-США). В России и СНГ крупными производителями горного оборудования являются: ПО «БЕЛАЗ» (Белоруссия), ОАО «Объеди­ненные машиностроительные заводы», ЗАО «Новокраматорский машино­строительный завод» (Украина), ОАО «Рудгормаш», АО «Луганский маши­ностроительный завод» (Украина), ОАО «Дробмаш». Характеристика основ­ных конкурентов ОАО «Рудгормаш» приведена в Приложении Б.

К основным методам построения механизма относится методы экономического анализа и методы выявления источников конкурентных преимуществ, В качестве инструментов механизма рассматриваются конкурентные стратегии, направленные на формирование и управление конкурентными преимуществами предприятия.

Технология разработки конкурентных стратегий, ориентированных на достижение конкурентных преимуществ, включает рассмотрение базовых стратегий конкуренции, оценку их преимуществ, необходимых рыночных условии, требований к организации производства и управления, дестабилизирующих факторов, на основании чего производится выбор стратегии.

Обобщение теоретических исследований и практического опыта позволило выделить определенные уровни иерархии при формирова­нии конкурентных преимуществ: корпоративный уровень, уровень бизнеса, операционный уровень.

Систематизация представлений о способах формирования конкурентных преимуществ позволило обосновать возможность совмещения конкурентных стратегий в рамках одного предприятия и разработать многоуровневую систему выбора вариантов реализации конкурентных стратегий, определяющих достижение главной цели - формирование конкурентных преимуществ предприятия.

Для комплексного учета отраслевых особенностей, внутренних возможностей предприятия и факторов внешней среды предложена мо­дель формирования конкурентных преимуществ.

В ходе построения данной модели на примере ОАО «Рудгормаш» систематизированы причины низкой конкурентоспособности предприятия, идентифицированы фирменные компетенции и способности и определены приоритетные бизнес - направления для формирования конку­рентных преимуществ. В рамках каждого бизнес - направления приведены конкретные действия по формированию конкурентных преимуществ.

Для принятия управленческих решений по формированию и усилению конкурентных преимуществ, адекватному реагированию на динамичные изменения внешней среды в условиях усиления конкуренции, обосно­вана необходимость управления конкурентными преимуществами.

Проблема управления конкурентными преимуществами предприятия состоит из множества задач, которые могут проявляться как на корпоративном, так и на операционном уровне.

Под системой управления конкурентными преимуществами предприятия понимается процесс управления принятием и реализацией стратегических решений, направленных на усиление и удержание конкурентных преимуществ с целью обеспечения его конкурентоспобности в долгосрочной перспективе в соответствии с избранными конкурентными стратегиями.

В ходе исследования выявлены базовые направления процесса управления формированием и удержанием конкурентных преиму­ществ предприятия и для улучшения качества принимаемых решений и по­вышении ответственности исполнителей предложено организовать управление по целям на различных уровнях управления предприятием: корпоратив­ном уровне, уровне бизнеса, операционном уровне.

Дли результативного функционирования системы управления конкурентными преимуществами на ОАО «Рудгормаш», разработана дивизиональная структура управления предприятием и обоснована необходимость оптимизации ассортимента выпускаемой продукции.

Для эффективного функционирования механизма формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия рекомендована модель стратегического поведения, которая позволяет оценивать различные риски предприятия и выбирать оптимальный вариант поведения предприятия на ближайшую перспективу.


Заключение

 

Рассмотренные в курсовой работе теоретические и практические исследования по формированию и управлению конкурентными преимуществами предприятия позволили сделать следующие выводы и предложения:

1. Конкурентоспособность предприятия есть результат реализации его конкурентных преимуществ по всему спектру проблем управления предприятием.

2. 2. Для анализа формирования конкурентных преимуществ были изучены их источники и классификация конкурентных преиму­ществ по важнейшим критериальным признакам, таким, как характер источ­ника, место возникновения, характер динамики, сфера проявления и т.п.

3. Механизм формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия представлен теоретико-философской, функциональной и целевой составляющими. Целевая составляющая определяет содержание ме­ханизма.

4. Рассмотрено применение диверсификационной концепции развития предприятия ОАО «Рудгормаш», при этом в качестве св­язующего звена между внутренней и внешней средой предприятия предлагается использовать потенциал фирменных компетенций и способностей,

5. Дня эффективного функционирования системы управления конкурентными преимуществами на ОАО «Рудгормаш» предприятием используется дивизиональная организационная структура, организованная по продуктовому типу, позволяющая оптимизировать организационные связи между подразделениями и повысить адаптивность и гибкость системы управления.


Список используемой литературы

 

1. Азоев Г.Л., Челенков А,П, Конкурентные преимущества фирмы. - М.: ОАО «Типография НОВОСТИ», 2000. - 256с.

2. Анисимов А.С. Сущность и типология стратегий/ Консультант Директора. -2000.-Ш1-С.5-11.

3. Ансофф И, Новая корпоративная стратегия. - СПб: Питер Ком, 1999. -416с,

4. Беленов О., Долгих В.В. Конкурентные преимущества и конкурентоспо­собность промышленных предприятий: Подходы, анализ, опенка. — Воронеж; Изд-во ВГУ, 2004- - 80с.

5. Белоусов В.И. Анализ конкурентоспособности фирмы/Менеджмент в Рос­сии и за рубежом. -2001- - №5

6. Виханский О.С. Наумов А.И. - Менеджмент - М.: Гардарики, 2003

7. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2003. - 296 с.

8. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. - М.: 1998.

9. Л. Андреев М.И Учет враждебности рынка при осуществление внешнеторговой деятельности/' Менеджмент в России и за рубежом, 2000. - №5. - С. Зй – 44.

10. Менеджмент организации: учебное пособие / З. П. Румянцева, Н. А., Соломатин, Р. З. Акбердин и др. М.: ИНФРА-М, 1995.

11. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: 1998.

12. Попов С.А. Стратегическое Управление. - М.: Инфра - М, 1999.

13. Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. проф. А.П. Ефремова, - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: специальная литература, 2004. - 589 с.

14. Томпсон А.А., Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999, 576 с.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (104)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7