Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Альтернативные теории фирмы



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
II. Альтернативные теории фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Традиционная теория фирмы: максимизация прибыли

 

               Из-за устойчивой ориентации на прибыль стремление фирм к извлечению максимальной прибыли принимается как должное. Большинство теорий фирм не только постулируют, что прибыль есть какая-то цель или главная цель, но в один голос утверждают, что вполне определенная цель состоит в том, чтобы извлечь максимальную прибыль и что фирмы можно рассматривать, как если бы они стремились максимизировать прибыль. 

            С уверенностью можно сказать, что прибыль является целью почти всякой фирмы - возможно, доминирующей целью. Прибыль - это универсальная мера показателей бизнеса и лишь немногие фирмы могут предпринимать действия, которые определенно ведут к прибылям, более низким, чем они могли бы быть в долгосрочном периоде. Одни фирмы в большей мере ориентированы на прибыль, а другие в меньшей. В целом, фирмы, которые подвержены сильному давлению конкуренции, склоны в краткосрочном периоде преследовать цели максимизации прибыли; если же прибыли фирмы достаточно велики, чтобы удовлетворить акционеров, то такая фирма ведет себя несколько по-иному, позволяя сделать вывод, что помимо фактора максимизации прибыли, на управленческие решения влияют и другие факторы.

              Жесткие силы конкуренции могут сузить свободу действий фирмы на рынке, и у нее не останется практически никаких альтернатив, кроме преследования цели извлечения максимальной прибыли в краткосрочном периоде.

Аналогичные условия возникают, когда спад или инфляция ослабляют потребительский спрос в такой степени, что прибыль резко падает.

             С другой стороны, если фирма до некоторой степени изолирована от конкуренции и удовольствуется прибылью сверх среднего уровня, она находится  в наилучшей позиции, позволяющей ей отклониться от строгого следования принципу максимизации прибыли. Однако эта свобода не простирается слишком далеко.

            Было бы большим преувеличением утверждать, что поведение фирм, получающих солидные прибыли, направляется "неприбыльными" целями, или что руководители упускают из виду влияние, которое оказывает на прибыль достижение других целей.

            А вот традиционная теория фирмы как раз объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. 

            Эта категория основывается на двух допущениях:

- собственники осуществляют ежедневный операционный контроль и управление   

делами фирмы;

- единственное их желание - максимизировать прибыль.

            Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в современной рыночной экономике наблюдается глубокое отделение права собственности от права управления и, за исключением мелкого единоличного предпринимателя, собственники не осуществляют оперативное управления, привлекая для этого профессиональных менеджеров.

              Можно сказать, что допущение о максимизации прибыли особенно подходит к ситуациям:

- больших групп фирм, когда ничего нельзя сказать о поведении  

индивидуальных фирм;

- интенсивной конкуренции;

- объяснения и предсказания общего воздействия специфических изменений на  

цены, выработку и ресурсы, а не их конкретных значений;

- рассмотрения направлений, а не точных численных результатов  

деятельности.

            Но когда рассматривается поведение конкретных фирм, когда количество фирм небольшое, когда конкуренция не угрожает прибыльности и (или) когда требуется сделать точные численные оценки, тогда, прежде чем надежно объяснить и предсказать поведение,  требуется ясно определить цели фирмы.

 

 

Менеджеральная теория фирмы: максимизация дохода от продаж

 

             Эта концепция исходит из предпосылок, что:

- оперативное управление осуществляют не собственники, а профессиональные 

менеджеры;

- цель менеджеров состоит в максимизации объема продаж и поступающего в 

результате дохода.

             Данные предпосылки имеют под собой реальное основание, поскольку в связи с доминированием в современных условиях акционерной формы собственности владельцы акций являются лишь формальными собственниками, уступив свои права управления профессионалам. Разумеется, в данном случае речь идет не о малочисленной прослойке владельцев контрольного пакета акций, которые сохраняют за собой стратегический контроль над деятельностью фирмы. Речь идет о миллионах мелких, средних и даже крупных вкладчиков, подчас очень отдаленных (в прямом и переносном смысле) от дел корпорации.

              Что касается второй предпосылки, она так же очень реалистична. Есть ряд причин, по которым менеджеры действительно заинтересованы в максимизации объемов продаж. Прежде всего это объясняется прямой зависимостью жалования и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки. Рост торговой выручки позволяет расширить штат, внедрить новые проекты. Это, в свою очередь, повышает статус менеджера: в его подчинении находится больше работников, растет его ранг в служебной иерархии.

            При максимизации торговой выручки прибыль фирмы понижается по сравнению с вариантом максимальной прибыли. Это обстоятельство обычно вызывает недовольство акционеров, которые могут установить менеджерам минимально допустимый уровень прибыли. В этом случае менеджеры будут наращивать объем продаж до тех пор, пока это не станет угрожать падением прибыли ниже допустимых пределов.  

               В краткосрочном аспекте    фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, тогда как в долгосрочном периоде их более волнует максимальная прибыль.

 

 

Теория максимизации роста

 

              Чтобы выжить, фирма должна расти, наращивать объем продаж. Для этого ей следует увеличивать производственные мощности и осуществлять инвестиции. Всё это требует финансирования.

               Первый путь к росту можно охарактеризовать как внутренний рост фирмы, концентрацию производства и капитала.

Источниками внутреннего роста фирмы служат:

- собственные ресурсы фирмы, в первую очередь нераспределённая часть  

прибыли, в некоторой степени - амортизационный фонд;

- заёмные средства, полученные от банков и иных кредитно-финансовых

институтов;

- средства от дополнительных эмиссий ценных бумаг.

Роль и значение различных источников внутреннего роста фирмы не одинаковы и меняются в зависимости от ситуации.

            Второй путь роста фирмы связан с централизацией производства и капитала в результате слияний и поглощения. Практика показывает, что это весьма распространенный способ роста, он обеспечивает до 50% всего прироста активов фирм и около 60% всей промышленной концентрации. Слияние (поглощение) бывает нескольких типов.

Основными являются:

- горизонтальная интеграция;

- вертикальная интеграция;

- конгломерат.

           Горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих однотипную продукцию или осуществляющих одинаковую стадию некоторого технологического процесса. Горизонтальную интеграцию можно охарактеризовать как внутриотраслевую концентрацию и централизацию производства. Подобные объединения  дают экономию за счет масштабов на уровне производства и на уровне управления.

           Вертикальная интеграция происходит при объединении фирм, осуществляющих разные стадии некоторого единого технологического процесса. По сути это межотраслевая концентрация и централизация производства.  Вертикальная интеграция позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии воспроизводства в другую, минуя рынок: расчет между подразделениями фирмы ведется не по рыночным, а по более низким ценам. Вертикальная интеграция помогает расширить рыночные позиции и усилить контроль над рынком.

            Конгломерат образуется в результате объединения фирм, чьи технологические процессы ни как не связаны. Конгломерат образуется либо путем диверсификации производства, либо путем приобретения по "случаю" чужих фирм.      

 

            При диверсификации слияния и поглощения преследуют цели:

- рассредоточить риск, распределив капитал по разным отраслям; 

- освоить новые рынки, образующиеся на стыке прежних видов производства;

- занять даже самые мелкие ниши на рынке; 

- максимально эффективно использовать достижения науки и техники, 

применяя их одновременно в разных областях.

В результате приобретенные компании вписываются в общую структуру фирмы и образуют с ней единую схему, устойчивость которой зависит от эффективности управления.  

            Основной организационной формой таких объединений является концерн. Такие объединения не являются устойчивыми, носят аморфный характер, легко распадаются.

 

 

Поведенческие теории фирмы: множественности цели

 

            Корпорация - сложная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей.

Эта совокупность интересов и целей включает в себя:

- интересы рабочих, стремящихся к высокой зарплате, хорошим условиям труда,  

технологической безопасности, интересному содержанию труда, повышению  

квалификации и профессиональному росту и т.д.;

- интересы менеджеров, стремящихся к власти, повышению своего социального

статуса, карьере, росту доходов;

- интересы акционеров, желающих получить высокие дивиденды;

- интересы высшего руководства фирмы, которое стремится улучшить   

экономические показатели функционирования компании, повысить престиж   

фирмы.

              Чтобы фирма могла существовать как единое целое, быть устойчивым жизнеспособным организмом, высшее руководство должно уметь согласовывать эти частные интересы и общие стратегические интересы фирмы как таковой. От умения администрации гасить разногласия интересов, разрешать наиболее безболезненным образом их конфликты, поддерживать стабильную социальную обстановку в коллективе зависит процветание фирмы.

              Высокий моральный дух - результат удовлетворения заинтересованности работника. Заинтересованный и удовлетворенный работник - хороший работник. Не может быть хорошей фирмы, у которой есть плохие, т.е. незаинтересованные и не удовлетворенные работники. Задача администрации гармонизировать интересы работников и фирмы.

              Невозможно одновременно  максимизировать все цели: прибыль, объем продаж, рост, зарплату и прочее. Необходимо выбрать такую комбинацию целевых установок, которая, не будучи максимальной, по каждой цели в отдельности, тем не менее, удовлетворяла бы все заинтересованные стороны.

              Рекомендуемая техника выработки такого компромисса состоит в ведении переговоров и в постоянном отслеживании процесса реализации каждой цели. В случае возникновения на каком-либо этапе конфликтов, сбоев и разногласий администрация должна активно вмешаться и урегулировать конфликт наименее болезненным способом.

              Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды.  К внешней среде относятся как экономические, политические, экологические условия, так и социальные условия, общественное мнение и т.д. Внутренняя структура фирмы должна быть адекватна ее внешнему окружению, и гибко реагировать на его изменения.

             В настоящей главе была дана общая характеристика лишь наиболее важных теорий, объясняющих поведение фирмы. Обилие подобных теорий не может претендовать на исчерпывающее объяснение данной проблемы, каждая имеет свои слабые стороны и внутренние противоречия. Тем не менее, в каждой теории содержится рациональный анализ, помогающий понять действие современной компании на рынке, прогнозировать их будущее поведение, оценивать последствия.

 



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
II. Альтернативные теории фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Альтернативные теории фирмы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)