Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Неблагополучная семья и её проблемы



2019-12-29 367 Обсуждений (0)
Неблагополучная семья и её проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




В последние годы резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами и прежде всего между родителями- детьми. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается престиж семейных ценностей, увеличивается число разводов, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений, повышается риск подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современного этапа ее развития и увеличении количества неблагополучных семейных союзов.

В психологической, социологической, педагогической ли­тературе существует достаточно много определений, понятий, назва­ний неблагополучной семьи: проблемная, асоциальная, семья «груп­пы риска», семья социального риска, социально-незащищенная семья и т. д. В законодательных актах и постановлениях существует только одно определение неблагополучной семьи. Это семья, ока­завшаяся в трудной жизненной ситуации и нуждающаяся в госу­дарственной помощи и поддержке. Таким образом, сегодня в нау­ке и практике довольно остро стоит вопрос разработки критериев и определения неблагополучной семьи.

В.М. Целуйко определяет такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания.

П.Д. Павленок считает, что неблагополучная семья - это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и семья, которая утрати­ла веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает идти к полному краху. Неверие в собственные силы и отсутствие помощи со стороны формируют соответствующий образ жизни, который усваивают и дети.

Под неблагополучием, понимается его разные проявления: психическое (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают пси­хику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.), физиче­ское (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зара­батывать разными незаконными способами деньги, а потом их от­бирают, насилуют, принуждают и т.д.), социальное (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают квартиру, оставляя ре­бенка без крыши над головой, продают кому-то ребенка, забирают документы и шантажируют, заставляя делать то, что необходимо взрослым, и т.д.). Опыт работы специалистов, работающих в уч­реждениях социально-педагогической поддержки (приютах, дет­ских домах, школах-интернатах, социальных гостиницах, центрах реабилитации и т. д.), показывает, что очень часто дети живут в семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что де­лает их жизнь чрезвычайно тяжелой или даже невыносимой.

В разных источниках наряду с понятием неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструк­тивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др.

По мнению Т.И. Шульга асоциальная семья – тип семьи, в которой существует некоторое отклонение от норм, не позволяющее ее определить как благополучную.

Таким образом, в научных исследованиях нет четкого определения семейного неблагополучия. Каждый автор, изучающий отклонение семьи, вкладывает свой смысл в определение семейного неблагополучия, поэтому во многих источниках данный термин трактуется с различных точек зрения.

В.М. Целуйко разделил, условно, неблагополучные семьи на две большие группы, каждый из которых включает несколько разновидностей.

Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Итак, рассмотрим более подробно семьи с открытой формой неблагополучия.

Отличительной особенностью этого типа семей является то, что формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер, проявляющийся одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне) или уже исключительно на уровне межличностных отношений, что приводит к неблагополучному психологическому климату в семейной группе. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое и сексуальное насилие, игнорирование душевного мира и переживаний), в результате чего у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

Среди явно неблагополучных семей наиболее распространенными являются те, в которых один или несколько членов зависимы от употребления психоактивных веществ, прежде всего алкоголя и наркотиков. Более детально семьи с алкогольной зависимостью, мы рассмотрим в следующем параграфе. На наш взгляд, семья с алкоголезависимыми членами является на сегодняшний день актуальной для нашего общества.

Остановимся на характеристике тех форм семейного неблагополучия, которые, с одной стороны, являются довольно распространенными в современном обществе, а с другой не всегда открыто проявляются на социальном уровне и поэтому не вызывают особой обеспокоенности. К ним относятся следующие категории семей:

Конфликтные семьи. Среди явно неблагополучных семей выделяется большая группа семей с нарушениями общения. В них десоциализирующее влияние на детей проявляется не прямо, не через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в алкоголь­ных семьях, а косвенно, из-за отсутствия уважения и понима­ния между супругами, эмоционального отчуждения между ни­ми, частых конфликтов.

Конфликтной семья становится не сразу. В каждом отдель­ном случае есть свои причины, породившие психологическое напряжение и дестабилизирующие семейную обстановку. Од­нако не все семьи разрушаются, многим удается не только ус­тоять, но сделать более прочными семейные узы. Все зависит от того, чем обусловлено появление конфликтной ситуации в семье и каково отношение к ней каждого из супругов, от их ориентированности на конструктивный или деструктивный путь разрешения семейного конфликта.

Поэтому следует разграничивать такие понятия, как «се­мейные конфликты» и «конфликтные семьи»,так как кон­фликт в семье, пусть и достаточно бурный, еще не означает, что это конфликтная семья, и не всегда свидетельствует о ее неустойчивости.

В становлении и развитии любой семьи возникают опреде­ленные сложности, трудности и противоречия, которые могут либо конструктивно разрешаться, либо приводить к усилению разногласий, спорам, ссорам и конфликтам. Ведь каждая семья является некоторой системой, содержащей в себе разли­чия и, прежде всего различия между супругами. Различными могут быть уровни образования, нравственные представления, отношения к обязанностям на работе, к домашним делам, ду­ховные и материальные потребности, представления о жела­емых формах проведения досуга и др. Может быть множество самых различных расхождений между мужем, женой и их детьми. Эти различия сталкиваются, и возникают конфлик­ты. Конструктивное разрешение конфликта ведет к развитию семьи, к достижению ею нового уровня общения, к формирова­нию общего «мы» вместо эгоистического Я. Так достигается стабильность семьи. Но не надолго. Неизбежно назревает но­вый конфликт, и он снова разрешается.

Если оба супруга стремятся избежать или предотвратить конфликт, а в случае его возникновения — найти разумное решение, то семья может благополучно дожить до своего есте­ственного конца. Совсем иначе складывается семейная атмо­сфера там, где супруги даже по мелочным причинам затевают споры и ссоры, которые протекают бурно, со взаимными обви­нениями и оскорблениями, криками и бранью, что приводит к разрастанию конфликта, который приобретает затяжной, хронический характер и становится единственным средством разрешения семейных разногласий.

Конфликтными называются такие семьи, в которых по­стоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, на­мерения, желания всех или нескольких членов семьи(супру­гов, детей, других родственников, проживающих совместно), порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи друг к другу. Деструктивный конфликт — хро­ническое состояние такой семьи.

Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандаль­ными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и тихими, где супру­жеские отношения отличаются полным отчуждением, стрем­лением избегать всякого взаимодействия. Однако во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на форми­рование личности ребенка и может стать причиной различных асоциальных проявлений в виде отклоняющихся форм пове­дения.

В конфликтных союзах психоло­гическое напряжение не только не находит своего разрешения, но и имеет тенденцию к нарастанию, затрагивая сферу отно­шений как внутри семьи, так и вне ее. Рано или поздно эти семьи распадаются или приобретают черты псевдосемьи — ви­димости брачных отношений, когда каждый из супругов живет в своем замкнутом и закамуфлированном от другого внутрен­нем мире. На первый план в таких семьях выступают отрица­тельные черты характера супругов, которые не умеют, да и не хотят представить себя в положении другого, понять мотивы его поведения, душевное состояние, эмоционально отклик­нуться на его переживания и страдания и поддержать в труд­ной жизненной ситуации. Душевная черствость и эгоизм живущих вместе людей становятся источником конфликтов и могут способствовать распаду семьи. Даже если такая семья продолжает существовать, в ней ограничены возможности раз­вития супругов, социализация и воспитание детей дефор­мированы, возникают серьезные опасности для психического здоровья всех членов семьи, и особенно детей, так как все дос­тигается в противоборстве, все взвинчены, никто не свободен в своих действиях и поступках. Но и эта социально и психиче­ски нездоровая семья может существовать довольно длитель­ное время. И если конфликтные отношения в ней не угасают, а наоборот, разгораются с новой силой, супругам не мешает задуматься о том, стоит ли им оставаться вместе лишь для того, чтобы повседневными взаимными упреками, оскорблениями, спорами и ссорами разрушать не только семейный очаг, но и хрупкий душевный мир своих детей.

Следует заметить, что подлинные причины острых противо­речий супругов в конфликтной семье весьма трудно обнаружить.

Во-первых, в любом конфликте рациональное начало, как пра­вило, ослаблено остротой переживаемых эмоций.

Во-вторых, подлинные причины конфликта могут быть на­дежно скрыты и психологически защищены в глубине подсоз­нания и проявляются только в виде приемлемых для Я - концепции мотивировок.

В-третьих, причины конфликтов могут быть неуловимыми из-за так называемого закона круговой при­чинности семейных отношений, который сполна проявляет­ся и в супружеских конфликтах.

В конфликтных семьях супруги часто бывают лишены мо­ральной, психологической поддержки. В семье возникает ат­мосфера недоверия, супруги начинают обвинять друг друга в неоткровенности, замкнутости, скрытности, а иногда и во враждебности. Все это затрудняет процесс гармонизации семей­ных отношений, выполнение повседневных обязанностей и от­рицательно сказывается на принятии ответственных решений. Характерной особенностью конфликтных семей является также нарушение общения между ее членами. Как правило, за неразрешенным, затяжным конфликтом или ссорой скрыва­ется неумение общаться.

Нет иного способа разрешить семейную проблему, кон­фликтную ситуацию, избавиться от обиды, кроме конструк­тивного диалога супругов. Поэтому умение общаться, владение коммуникативными навыками, развитая культура общения играют особенно важную роль в этом процессе, способствуют успешному разрешению конфликтов, что определяет жизне­способность и стабильность семьи.

Дезорганизованные семьи. Дезорганизация семьи — невыполнение семьей ее функций, нарушение ее структуры.

Известный американский социолог У.Дж. Гуд определил се­мейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нару­шение структуры социальных ролей, когда один или более чле­нов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности».

Главные формы семейной дезорганизации по У.Дж. Гуду:

- неполная семейная группа, незаконнорожденность. В данном случае семья никогда не существовала. А потенциальные отец-мать никогда не выполняли своих функций;

- распад семьи из-за намеренного ухода одного из супругов: аннулирование брака, разделение, развод, когда индивид дли­тельное время находится вне дома, ссылаясь на работу;

- семья как «пустая оболочка», когда родители живут вместе, но не выполняют своих обязанностей в области эмоциональной поддержки друг друга, не имеют физической близости;

- семейный кризис, когда длительно ненамеренно отсутствует один из супругов (болезнь, смерть, заключение в тюрьму, катас­трофы, войны, землетрясения, депрессии);

- внутренние катастрофы, связанные с ненамеренным невы­полнением главной роли члена семьи из-за умственной, эмоцио­нальной или физической патологии.

Факторы, скрепляющие семью:

- эмоциональная близость;

- физическая близость;

- совместное проживание, ведение домашнего хозяйства и вос­питание детей;

- юридическая фиксация брака;

 -духовная близость и освещение брака церковью.
Наиболее хрупкой является семья как «пустая оболочка».

Она отмечается у 60 % всех семей, когда сохраняется общее хозяйство, вместе воспитываются дети, но родители не имеют ни физиче­ской, ни эмоциональной близости.

Семья «группы риска» является одной из разновидностью дезорганизованных семей. Под семьей «группы риска» Л.И. Захарова понимает наличие в семье на­рушения взаимоотношений, затрудняющего нормальное психи­ческое развитие членов семьи. В это понятие мы вкладываем и раз­ные характеристики осложненного поведения членов семьи, ко­торые порождают трудности адаптации в обществе, создавая социальный риск.

Семья «группы риска» — это неблагополучная семья, в которой существует два вида риска. Первый вид риска связан с опасностью для общества. Такая семья представляет опасность для общества своими ценностями, нормами, правилами, особым направлением воспитания детей, чаще всего асоциальным. Второй вид риска свя­зан с трудностями социализации членов семьи, особенно детей, которые не могут развиваться нормально, так как в семье отсутст­вуют условия для нормального психического и физического разви­тия ребенка. В таком случае сама семья и специалисты, работающие с ней, справиться с ее социализацией не могут. В результате ребенок из семьи изымается, а родителей лишают родительских прав по отношению к детям. При наличии одного вида риска в семье, при своевременном оказании помощи можно преодолеть ситуацию семейного неблагополучия и семья социализируется.

Как утверждает, В.М. Целуйко вторую группу составляют внешне респектабельные семьи, однако ценностные установки и поведение родителей является антиобщественным с точки зрения морали. К ним относятся:

«Недоверчивая семья»: характерная черта такой семьи — повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, товарищам по работе, работникам учреждений, с которыми представителям этой семьи приходится общаться). Члены «недоверчивой семьи заведомо считают всех недоброжелательными или равнодушными, а их намерения — враждебными. Даже в обычном поступке отыскиваются некий умысел, угроза, корысть. Такая семья, как правило, слабо поддерживает контакты с соседями, а отношения членов семьи с родственниками и сослуживцами нередко приобретают остроконфликтный характер. Чаще всего это связано с мнимыми ущемлениями интересов кого-то из членов этой семьи.

В «недоверчивой» семье, если ребенок совершает проступок или вступает в конфликт с товарищами или учителями, во всех случаях родители считают правым его или, по крайней мере, большую часть вины возлагают на других.. Даже если родители не могут отрицать прямую вину своего сына или дочери, в разговоре они главное внимание уделяют не вине, а своим педагогическим усилиям, которые оказались бесполезными из-за отсутствия поддержки или даже неблагожелательного отношения окружающих. Такая позиция родителей формирует у ребенка тоже недоверчиво-враждебное отношение к людям. У него развиваются подозрительность, агрессивность, ему все труднее вступать в дружеские контакты со сверстниками. В школе ребенок из такой семьи начинает конфликтовать с учителями и воспитателями, никогда не признает своих ошибок и отрицает свою вину, а родители встают на его сторону. Получается замкнутый круг: конфликты эти, с одной стороны, порождаются взглядами, воспринятыми ребенком в семье, с другой - еще больше усиливают недоверчивость самой семьи, обостренность ее отношений с социальным окружением. довольно часто конфликты ребенка со сверстниками или школьными учителями становятся главным содержанием жизни членов «недоверчивой семьи», основной темой бесконечных разговоров родителей о том, какие все плохие.

«Легкомысленная семья» отличается беззаботным отношением к будущему, стремлением жить исключительно сегодняшним днем, не заботясь о том, какие последствия сегодняшние поступки будут иметь завтра. Члены такой семьи тяготеют к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у них, как правило, неопределенны даже если кто-то и выражает неудовлетворенность настоящим и желание жить иначе, то не задумывается всерьез о том, как это можно сделать. В такой семье не любят рассуждать о том, что и как следовало бы изменить в своем быту, больше склонны притерпеться к любым обстоятельствам, не способны и не желают преодолевать трудности. Семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-либо изменить. Даже при хорошем заработке родителей мебель старая и случайная, не хватает многих нужных вещей, покупка которых все время откладывается. Квартира нуждается в ремонте, но этим как-то все некогда заняться. Выбор места работы или учебы членов семьи нередко довольно случаен: пошел, куда приняли, поступил туда, где был меньше конкурс. Здесь, как правило, не умеют, да и не стремятся интересно организовать свой досуг. Предпочтение отдается занятиям, не требующим каких-либо усилий. Главные развлечения – телевизор, вечеринки, застолье. Выпивка как наиболее легкое и доступное средство для получения сиюминутного удовольствия легко приживается в семьях такого типа.

В «хитрой семье» в качестве важных черт, прежде всего, ценят предприимчивость, удачливость и ловкость в достижении жизненных целей. Главным считается умение добиваться успеха кратчайшим путем, при минимальной затрате труда и времени. При этом члены такой семьи порой легко переходят границы дозволенного. Законы и нравственные нормы для них нечто относительное, то, что при умении можно обойти. Члены семьи могут заниматься различными видами деятельности сомнительной законности.

Еще одна характерная особенность такой семьи — стремление использовать окружающих в своих целях. Эта семья умеет произвести впечатление на нужного человека, и озабочена тем, как создать себе широкий круг полезных знакомых.

К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, даже пренебрежительное. Считается, что качества эти нужны лишь тем, кто не умеет жить, кто недостаточно умен, энергичен и, следовательно, вынужден идти к цели самым длинным путем. Эту особенность психологии семьи легче всего заметить, когда речь заходит о трудовой деятельности взрослых членов семьи, о планах на будущее для детей. Вот и выискиваются кратчайшие пути и нужные знакомства. «Хитрые» родители и у детей своих пробуждают дух авантюризма. Нравственные оценки поступков детей в такой семье, как правило, сдвину ты. Если ребенок нарушил правила поведения или правовые нормы, родители склонны осуждать не само нарушение, а его последствия в результате такого воспитательного отношения у ребенка формируется та же установка: главное — не попадаться.

Конечно, этим перечнем не исчерпывается типология внутренне неблагополучных семей. Существует множество разновидностей семейного уклада, где эти признаки сглажены и последствия неправильного воспитания не так заметны. Но все же эти последствия есть. Пожалуй, одно из самых заметных — это душевное одиночество детей в таких семьях.

Итак, резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере породили число неблагополучных семейных союзов. Возрос уровень семей, в которых падает ее педагогический потенциал, разрушается семейный быт, растет число разводов, ухудшается состояние членов семьи, особенно детей. Эти и другие причины дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисности современной семьи и увеличении количества неблагополучных семей.

Подобные проблемы можно перечислять до бесконечности, к тому же в каждой семье они приобретают свой особый характер. Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

 




2019-12-29 367 Обсуждений (0)
Неблагополучная семья и её проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Неблагополучная семья и её проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (367)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)