Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы проведения маркетингового исследования



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Этапы проведения маркетингового исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Процедура маркетингового исследования может рассматриваться как ряд последовательных этапов - постановки задач, составления и осуществления программы (плана, проекта), обработки и анализа результатов. Это довольно традиционная схема проведения научного исследования. В разных работах этапы именно маркетингового исследования могут интерпретироваться по-разному, но в целом схема остается неизменной (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2. Схема маркетингового исследования

 

Как указывает Г.Л. Багиев, несоблюдение этого порядка может свести процесс исследования к механическому сбору данных, не охваченному главной целью - устранением разницы между желаемыми и существующими состояниями вещей или установлением связей между переменными факторами в системе управления.[10]

Чтобы результаты маркетингового исследования были востребованы большом внимание уделяется его первому этапу, когда определяются назначение исследования и перспективы использования его результатов. Этап установления потребности в информации должен обеспечить формулировку задач исследования в разрезе изучаемых показателей и методов, используемых для их регистрации и анализа.

Для постановки задач маркетингового исследования необходимо выработать решения относительно сущности проблемы, объекта, предмета, целей и задач исследования, а также метода, лежащего в основе изучения выбранной объекта исследования.

Постановка задач маркетингового исследования состоит из нескольких этапов, показанных на рис.1.3.

     
 
 
 
 
 

 


Рис. 1.3. Процедура постановки задач маркетингового исследования

 

В основе классификации проблем исследования лежат несколько признаков: характер исследования; характер источника; масштаб распространения; время действия; широта круга затрагиваемых интересов; глубина проблематики; степень структурированности проблемы.

Например, по широте круга затрагиваемых проблем проблемы могут быть как глобального, так и локального масштаба.

Определить цели, значит ответить на вопросы: как будет использована информация, для чего она предназначена, к какому результату придет исследование. Цели исследования, как правило, тесно связываются с типом исследовательского проекта и типом требуемой информации.[11]

Цели маркетинговых исследований могут носить следующий характер[12]:

- разведочный (поисковый), т. е, предполагать сбор предварительной информации, предназначенной для более точного определения проблем и проверки гипотез;

- описательный (дескриптивный), т. е. заключаться в простом описании тех или иных аспектов реальной маркетинговой ситуации;

- каузальный, т, е. предполагать обоснование выявленных причинно-след-ственных связей.

Дж. О'Шонесси[13] указывает на следующие виды информации для принятия решения, которые связывает с целями маркетингового исследования:

- описательная информация - статистические данные о потребителях (в том числе о степени потребительского удовлетворения), конкурентах, рынках, макросреде;

- пояснительная информация - сведения о причинах наступления какого-либо события, например, покупки товара (мотивы, факторы, влияющие на поведение потребителя); объяснение успехов или неудач организации на рынке, оценка влияния изменений, происходящих в окружающей среде;

- прогнозная информация - предсказание будущих событий, оценка по-следствий.

Соответственно, Дж, О'Шонесси называет три возможные цели маркетингового исследования: описание, объяснение или прогнозирование.

Цели исследования, например, помогают найти ответы на вопросы: как потребители оценивают товар, какие факторы влияют на мотивацию покупки и др.

Рабочая гипотеза – это вероятностное предположение о сущности рассматриваемых явлений и путях решения проблемы; в ней излагается возможная связь исследуемого объекта с предполагаемыми действиями в целях решения проблемы.[14]

Формулирование задач исследования - это определение структуры информации, необходимой для решения проблемы, и требований к ней.[15]

Методы - это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Среди методов исследования различают общенаучные и локальные, специфические для данной области. В свою очередь в составе общенаучных методов выделяют эмпирико-теоретические (методы наблюдения, эксперимента, измерения, описания) и логико-теоретические (методы сравнения, анализа и синтеза, системного подхода, дедуктивные, индуктивные, в том числе статистические)[16].

Общенаучные и локально-научные методы исследования используются в неразрывной связи со всеобщими методами: диалектическим и методом абстрагирования.

Существует довольно много классификаций методов маркетинговых исследований. Интерес вызывает классификация, представленная в работе Е. П. Голубкова [17].

Е. П. Голубков выделяет следующие классы методов маркетинговых исследований: методы анализа документов; методы опроса потребителей (социологических исследований); методы экспертных оценок; экспериментальные методы; экономико-математические методы.

Е. П. Голубков указывает на принципиальное отличие методов социологических исследований от методов экспертных оценок. По его мнению, первые ориентированы на массовых респондентов различной компетентности и квалификации, а вторые - на ограниченное число специалистов-профессионалов.

Общими могут быть способы обработки собранных данных (методы математической статистики). Примечательно, что оба класса методов основаны на использовании коммуникаций в процессе сбора информации, однако при этом процедурные вопросы зачастую существенно разнятся.

Возможности эмпирических методов представлены на рис. 1.4.

Рис. 1.4. Выбор метода исследования

 

Общая процедура разработки плана исследования включает:

1. Формирование предварительного плана исследования.

2. Планирование выборки.

3. Обоснование концепции измерения и создание рабочих документов.

4. Формирование бюджета исследования.

План (программа) исследования – это основной документ подготовительного этапа, который обобщает решения предыдущих уровней (поставленные задачи и методы их решения) и определяет последующие шаги исследователя.

Техника исследования – совокупность специальных приемов, операций, используемых в рамках конкретного метода сбора, обработки или анализа информации. Ряд технических приемов, связанных с общей задачей составляют методику исследования. Например, методика разработки анкеты предусматривает различные приемы: вопросы для повышения заинтересованности респондентов в беседе, общую композицию вопросов и т.д.

Отчет маркетингового исследования отражает результаты выполненного исследования, обобщение полученных данных, выводы по результатам.

В главе 2 данной работы представлены результаты маркетингового исследования рынка портативных компьютеров (ноутбуков), реализуемых крупными торговыми сетями в г. Санкт-Петербурге.

 

ГЛАВА II. Маркетинговое исследование рынка портативных
компьютеров г. Санкт-Петербурга



2019-12-29 191 Обсуждений (0)
Этапы проведения маркетингового исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы проведения маркетингового исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)