Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о методе обучения



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Понятие о методе обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




Метод обучение школа

Метод обучения является одном из главных компонентов процесса обучения. Если не применять различные методы, то нельзя будет реализовать цели и задачи обучения. Именно поэтому такое большое внимание исследователи уделяют выяснению, как их сущности, так и функциям.

В наше время развитию творческих способностей ребенка, его познавательным потребностям и особенностям мировоззрения необходимо уделять большое внимание. О важности методов обучения писал А.В. Луначарский: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя на нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благородной дружбой к своему руководителю. Незаметно методы преподавания переходят в методы воспитания. Одно и другое связано теснейшим образом. А воспитание еще более чем преподавание, должно базироваться на знании психологии ребенка, на живом усвоении новейших методов». (17, 126)

Методы обучения — это сложное явление. То, какими они будут, напрямую зависит от целей и задач обучения. Методы определяются, прежде всего, эффективностью приемов обучения и преподавания.

Вообще методом называется способ, или система приемов, с помощью которых достигается та или иная цель при выполнении определенной операции. Так что при определении сущности метода можно выявить два характерных его признака. Во-первых, здесь следует говорить о признаке целенаправленности действия, а во-вторых, о признаке его регуляции. Это так называемые стандартные характеристики метода вообще. Но есть и специфические, имеющие отношение лишь к методу обучения. К таковым, прежде всего, относятся:

- некие формы движения познавательной деятельности;

- какие-либо способы обмена информацией между учителями и учениками;

- стимулирование и мотивирование учебно-познавательной деятельности учеников;

-  контроль за процессом обучения;

-  управление познавательной деятельностью учеников;

-  раскрытие содержания знания в учебном заведении.

Причем успех осуществления метода на практике и степень его эффективности напрямую зависят от усилий не только учителя, но и самого ученика.

Исходя из наличия многочисленных признаков можно дать несколько определений понятию метода обучения. Согласно одной из точек зрения, метод обучения — способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Если подойти к определению с точки зрения логики, то метод обучения можно назвать логическим способом, который помогает овладевать определенными навыками, знаниями и умениями. Но каждое из этих определений характеризует лишь одну сторону метода обучения. Наиболее полно понятие было определено на научно-практической конференции в 1978 г. Согласно ей методами обучения называются «упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования, воспитания и развития школьников».

Логический подход к определению метода обучения был предложен еще в дореволюционные годы. Позднее в защиту этого подхода выступал МЛ. Данилов. Он был твердо уверен в том, что метод обучения — это «применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками». Однако многие исследователи не согласны с этой точкой зрения, справедливо утверждая, что должны учитываться и психические процессы у детей разного возраста. Именно поэтому для успешного достижения результатов обучения так важно воздействовать на развитие психической деятельности. (19, 115)

В рамках этого вопроса интересна и точка зрения Е.И. Петровского, который подходил к определению содержания и сущности методов обучения с общефилософской точки зрения. Он предлагал различать в методах обучения две категории — форму и содержание. Исходя из этого исследователь представлял метод обучения как «форму содержания обучения, соответствующую ближайшей дидактической цели, которую в данный момент обучения ставит учитель перед собой и учащимися». (19, 120)

Существуют и другие концепции содержания обучения. Согласно одной из них методы обучения рассматриваются «как способы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающие овладение знаниями, методами познания и практической деятельностью». Для специальных и гуманитарных наук методы обучения будут различными. Так, например, в биологии обязательно должны присутствовать эксперименты, исследования и наблюдения. При преподавании истории непременным условием должна быть работа со справочниками, газетами, журналами, составление схем, т.е. большая исследовательская деятельность, направленная на изучение исторических памятников. Без этой составляющей историю изучать невозможно. Изучая литературу, невозможно обойтись без глубокого анализа текста, исследования биографии самого писателя, исторической эпохи, в которой он жил.

Принято различать методы учения и преподавания. Методы обучения содержат не только способы, но и описание того, как организовывать обучающую деятельность. Причем для обучения может быть выбран любой метод, все зависит от того, каких целей он хочет достичь. Хотя иногда для достижения успеха в обучающей деятельности необходим один определенный метод, а другие оказываются неэффективными.

Метод обучения зависит:

1) от цели урока. Например, учащимся 5 класса необходимо усвоить спряжение глаголов. В этом случае ни беседа, ни связное повторение не поможет ученикам их закрепить. В этом случае самым действенным методом будет самостоятельная работа учеников, допустим, выполнение упражнений;

2) от этапа урока. Так, на начальном этапе — в период объяснения нового материала — используется метод беседы или сведения, данные в новой теме, предлагаются для домашнего закрепления. Следовательно, на занятии ученики уже будут понимать, о чем идет речь. Чтобы закрепить материал, предлагается выполнить ряд упражнений дома, вспомнить пройденное ранее. Помогает и беседа учителя с учениками;

3) от содержания обучения. Каждый предмет обладает своими специфическими особенностями, соответственно, для его освоения требуется определенный метод. Например, при изучении физики и химии ученикам предлагается сделать ряд лабораторных работ. Благодаря этому они могут закрепить и применить полученные теоретические знания; 4) от психических особенностей и возможностей учеников. У учеников старшего и младшего возраста они будут различными. Маленькие дети очень быстро устают делать одно и то же долгое время, поэтому использовать один метод в работе с ними нецелесообразно. В этом случае лучше чередовать способы воздействия. Можно использовать метод игры, так как у младших школьников высока потребность в моторной деятельности. Но здесь учителю следует постоянно следить за тем, чтобы используемые методы отвечали целям обучения; 5) от местных условий. Здесь играют роль, как контингент детей, так и местные условия. Например, на уроках ботаники необходимо наглядно показать несколько видов растений. Это не составит трудностей сделать сельскому учителю, но у городского может вызвать некоторые затруднения. Если же нет возможности показать объясняемый материал на живом примере, следует воспользоваться другими средствами, например, сделать схемы или рисунки и показать их на доске;

6) от наличия учебных пособий. Огромную роль в выборе метода обучения играет наглядное пособие. Бывает, что без него новый материал объяснить просто невозможно. Так, например, изучая геометрические фигуры, можно изготовить плоские и объемные модели, включить в урок просмотр кинофильма или фотографий;

7) от личности учителя. Например, некоторые учителя могут очень долго и интересно объяснять тему, удерживая внимание класса до конца урока. Другим, напротив, живое, долгое общение дается с трудом. Поэтому вполне естественно, что они будут использовать другой метод, для них более приемлемый. Но это вовсе не означает, что учитель должен пользоваться одними и теми же методами, которые ему нравятся. Нужно применять лучшие, в результате чего будет повышаться эффективность обучения. Выбор метода индивидуален для каждого учителя и для каждого случая.

Необходимо отметить, что учитель должен постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки, расширять круг используемых методов и применять их на практике. В противном случае при неправильном использовании методов обучения могут быть отрицательные результаты. Очень важно помнить, что методы нужно использовать в совокупности, потому что единичный метод не даст возможности выполнить задачи и цели обучения. В качестве доказательства можно привести слова Ю.К. Бабанского. Размышляя над проблемой методов обучения в своей книге «Выбор методов обучения в средней школе», он сказал: «Чем в большем числе аспектов был обоснован учителем выбор системы методов обучения (в перцептивном, гносеологическом, логическом, мотивационном, контрольно-регулировочном и др.), тем более высоких и прочных учебно-воспитательных результатов он достигает в процессе обучения за одно и то же время, отведенное на изучение соответствующей темы ». (3, 125)



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Понятие о методе обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о методе обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)