Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль малого и среднего предпринимательства для экономики России



2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Роль малого и среднего предпринимательства для экономики России 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Развитие экономики любой страны немыслимо без оптимального соотношения в ней крупных, средних и малых предприятий. Особую роль в данном процессе, как свидетельствует мировой опыт, играет малое и среднее предпринимательство. Развитие малых и средних предприятий (далее МСП) в Российской Федерации позволяет обеспечить решение как экономических, так и социальных задач, в том числе способствует формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, обеспечению занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который четко определяет:

- Понятия субъектов малого и среднего предпринимательства;

- Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; Виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе №209-ФЗ, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются: средняя численность работников, независимо от вида деятельности; предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом: для микропредприятий – 60 млн. рублей; для малых предприятий – 400 млн. рублей. Российское законодательство с точки зрения размеров выделяет следующие категории субъектов хозяйствования: субъекты малого предпринимательства, средние и крупные предприятия (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – Категории хозяйствующих субъектов в РФ[16]

Состояние развития малого и среднего предпринимательства в РФ на сегодняшний день представленное Правительством РФ по данным Росстата следующее[17]:

- Количество малых предприятий по состоянию на 1 января 2009 г.– 1 млн. 367 тысяч единиц (рост 20 % по сравнению с данными на 1 января 2008 года);

- Средняя совокупная численность работников, занятых на малых предприятиях – 11 млн. 419 тысяч человек (рост 12 % по сравнению с данными на 1 января 2008 года)‏;

- Вклад продукции, производимой малыми предприятиями в совокупный объем ВВП – 21 % (рост 4 % по сравнению с данными на 1 января 2008 г.).‏

Необходимо отметить, что до принятия Федерального закона РФ №209-ФЗ официальное статистическое наблюдение за сектором среднего бизнеса отсутствовало, поэтому на данный момент достаточного количества информации о секторе нет, несмотря на то, что по оценкам Фонда «Ресурсный центр малого предпринимательства» он составляет 40% от всех МСП и формирует существенный вклад в объем выручки малого и среднего бизнеса[18].

В общей системе предпринимательской деятельности особое место занимает малое предпринимательство. Оно в наибольшей мере соответствует сути рыночной экономики.

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами критериях. Наиболее общими критериальными показателями являются: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота. Однако основным показателем является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

Малому предпринимательству в России присущи некоторые особенности[19]:

- совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности;

- стремление малых предприятий к полной самостоятельности;

- рисковый характер данного сектора экономики;

- небольшой объем капитала на первой стадии жизненного цикла;

- низкая доходность и высокая интенсивность труда;

- поддержкой малых предприятий в основном является государственной прерогативой.

В настоящее время органами государственной статистики регистрируется следующая динамика развития деятельности малого предпринимательства в РФ:

 

Таблица 1 – Динамика основных экономических показателей деятельности малых предприятий[20]

Показатели 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Число малых предприятий (на конец года), тыс. 882,3 893,0 953,1 979,3 1032,8 1137,4
Число малых предприятий в расчете на 10’000 человек населения1) 61 62 66 69 73 80
Оборот малых предприятий, млрд.руб. 9612,6 12099,2 15468,9
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 51,0 67,3 99,2 120,5 171,3 259,1

При расчете показателя за 2002-2007 гг., формирование которого осуществляется на основании данных по численности населения, использована оценка численности постоянного населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.

Таким образом, на 1 января 2008 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1137,4 тыс., что на 10% больше, чем по состоянию на 1 января 2007г., а на 1 января 2009 г. составило 1367 тыс., что на 20% выше, чем предыдущий показатель.

Усиление роли малого бизнеса в экономике зависит от увеличения количества малых предприятий и их сроков функционирования. С 2002 года развитие малого предпринимательства в России является стабильным, ежегодный прирост предприятий составляет в среднем 5%. Тем не менее по данным развитых стран, например в ЕС – на 1000 жителей приходится не менее 30 предприятий, а в России только 6[21].

Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженный региональный аспект и является основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Сектор малого предпринимательства образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами, технологической, производственной и управленческой гибкостью малых предприятий все это позволяет им чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, а рыночной экономике, в свою очередь, придает повышенную мобильность и гибкость. Постоянный поиск меняющихся общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

В связи с тем, что малые предприятия строят свою деятельность прежде всего исходя из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса, то сложившаяся ситуация в стране выталкивает их в сферу торгово-посреднической деятельности, когда малые предприятия стремятся сконцентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и стратегически важных для выживаемости направлениях деятельности. Так же крайне неравномерно размещение этих малых предприятий на территории РФ. Эта тенденция представлена таблицами 2 и 3.

 

Таблица 2 – Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 января 2009 г.[22]

Федеральные округа Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения1 Количество зарегистрированных МП в расчете на 100 тыс. чел. населения1, в % от среднего по РФ
РФ 199,1 100
Центральный 221,0 111,0
Северо-Западный 232,6 116,8
Южный 174,7 87,8
Приволжский 194,4 97,7
Уральский 91,5 46,0
Сибирский 232,2 116,6
Дальневосточный 214,3 107,6

 

На 1 января 2009 г. число зарегистрированных малых предприятий в целом по РФ составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в среднем по стране достигло 199,1 единиц.

Наиболее высокое число зарегистрированных МП на 100 тыс. человек действует в Северо-Западном федеральном округе – 232,6 единиц, что на 16,8% превышает средний по Российской Федерации уровень. Немногим отстает Сибирский федеральный округ – 232,2 единиц (на 16,6% выше общероссийского показателя).

Необходимо отметить, что в малом бизнесе существуют как приоритетные, так и непопулярные направления экономической деятельности.

Это по большей части связано как со спросом на определенные виды продукции так и с различными барьерами, возникающими на пути у предпринимателя. Соотношение видов экономической деятельности малых предприятий РФ представлено на диаграмме 1.

 

Диаграмма 1 – Виды экономической деятельности малых предприятий РФ по результатам 2007 г.(%) [23]

 

Согласно приведенным данным таблицы очевидно, что доминирует в малом бизнесе сектор торговли и ремонтных услуг 510,6 тыс. МП, а самыми неразвитыми являются образование и рыбоводческая отрасль – всего лишь 2,7 и 2,5 тыс. МП соответственно.

Так же интересно проанализировать численность малых предприятий по субъектам РФ и видам их экономической деятельности за 2007 г. (таблица 3). В приложении 4 представлена диаграмма по числу малых предприятий по субъектам РФ и видам их экономической деятельности за 2005-2007 гг.

 


Таблица 3 – Число малых предприятий по субъектам РФ и видам экономической деятельности в 2007 г. (на конец года)[24]

Федеральные округа

Число
предпри-ятий –

всего,
(тыс.)

в % от числа предприятий в субъекте
Российской Федерации

Обра-баты-вающие произ-водства Строи-тель-ство опт. и розн. торговля, ремонт автотрансп средств, быт.изделий и предметов лич. пользования транспорт и связь Опера-ции с недви-жимым имущест-вом, аренда и предостав-ление услуг
РФ 1137,4 11,3 11,5 44,9 5,0 15,9
Центральный 374,3 11,5 10,1 46,0 4,9 16,6
Северо-Западный 193,2 10,4 11,4 46,1 5,7 16,5
Южный 114,2 12,1 12,3 43,0 4,8 13,1
Приволжский 191,4 12,4 13,1 43,2 4,4 15,9
Уральский 81,2 10,2 13,7 46,6 4,7 15,3
Сибирский 130,4 11,4 11,0 44,6 4,5 16,8
Дальневосточный 52,7 8,9 12,0 40,8 8,1 14,5

 

Здесь очевидно, что по численности МП лидирует Центральный округ 374,3 тыс. предприятий, а доля предприятий этого округа, занимающихся торговлей и ремонтом составляет 46%.

Непосредственно по Ростовской области просматривается так же положительная динамика, так в 2003 г. на ее территории действовало 24,2 тыс. малых предприятий, а на 1 января 2009 г. было зарегистрировано уже 73,3 тыс.

В разрезе видов экономической деятельности малых предприятий Ростовской области сохраняется такое же распределение, как и в целом по РФ: больше всего МП сосредоточено в оптово-розничной торговле, на 1 марта 2009 года этот показатель равен 28,3 % от общего количества предприятий, зарегистрированных в Ростовской области[25].

Не смотря на очевидную тенденцию увеличения числа малых предприятий на территории РФ, по оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, сейчас малый бизнес генерирует около 15-17% ВВП, но этот показатель ниже в 3,33 раза, чем в экономиках развитых стран[26].

Хорошо известно, что в ряде экономически развитых стран малый предпринимательский бизнес дает свыше 20% валового внутреннего продукта, до 50% всех поступлений в государственный бюджет, обеспечивает около 70% общего числа рабочих мест[27].

Поэтому одной из важнейших функций государства по регулированию предпринимательской деятельности является разработка и реализация программы по поддержке малого предпринимательства. Именно этот сектор предпринимательства нуждается в особом отношении, поскольку представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический облик страны.

 




2019-12-29 269 Обсуждений (0)
Роль малого и среднего предпринимательства для экономики России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль малого и среднего предпринимательства для экономики России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (269)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)