Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Развитию лизинга в нашей стране способствует множество факторов, в частности:




· ускорение темпов обновления техники и технологии, потребность в более совершенном оборудовании и, следовательно, необходимость замены старого производственного оборудования на более современные образцы (к примеру, компьютерная техника);

· усложнение и удорожание сервисного обслуживания новой техники, ограничивающие его осуществление самими пользователями;

· увеличение дифференциации выпускаемой продукции и расширение потребности не постоянного, а временного использования дорогостоящей специализированной техники;

· недостаток собственного капитала и распространенная недоступность традиционных источников инвестирования для мелкого и среднего бизнеса.

 

 

Последний из перечисленных факторов, наряду с другими, общими для всех предприятий, имеет практически решающее значение для использования механизма лизинга малыми предприятиями.

 

Преимущества лизинга достаточно разнообразны и касаются они различных сторон функционирования, как отдельного предприятия, так и экономики в целом. К ним относятся:

· снижение риска у лизингополучателя в связи с устареванием оборудования (т.к. риск морального и физического износа переносится на лизингодателя, а пользователь может взять в аренду новое оборудование);



· расширение экономической свободы предпринимателя (существует возможность выбора: выкупить объект лизинга, продлить договор или привлечь новое современное оборудование);

· налоговые льготы, государственная поддержка лизинга;

· реализация государственных интересов: привлечение частных инвестиций, в том числе и иностранных в экономику страны, увеличение налоговых поступлений в бюджет за счет активизации предпринимательства, ускорение технического и технологического перевооружения производства) и др.

 

Также, лизинг имеет и негативные стороны:

· в результате научно — технического прогресса используемое имущество морально устаревает, в то время как лизинговые платежи не прекращаются до окончания контракта;

· стоимость оборудования, приобретенного по договору лизинга, как правило, выше, чем стоимость этого же оборудования у поставщика. Поэтому считается, что стоимость лизинга больше, чем стоимость кредита. Но это вполне объяснимо, поскольку лизингодатель компенсирует стоимость оборудования за счет лизинговых платежей на протяжении длительного периода времени, значительно превышающего сроки кредитования, а деньги во времени обесцениваются, к тому же риск устаревшего оборудования ложится на лизингодателя, и поэтому он берет большую комиссию;

· повышается сложность организации сделки.

 

Однако указанные негативные стороны лизинга ни в коей мере не снижают его достоинства и зачастую носят вероятностный характер.

  

Лизинг в России

Развитие лизингового бизнеса в России сталкивается с проблемой мобилизации значительных денежных средств, которые могли бы стать источником закупки оборудования с целью его дальнейшей передачи пользователям. В настоящее время реально располагают временно свободными денежными средствами или имеют доступ к таковым банковские учреждения. Зарубежный опыт подтверждает правильность такого вывода, а имеющаяся в нашей стране практика доказывает целесообразность включения лизинговых операций в деятельность банков. Выступая в роли не ссудодателя лизинговой компании, а непосредственно как лизингодатель, коммерческие банки, таким образом, используют прямой метод участия банковского капитала в лизинговом бизнесе. Привлекательность лизинговых операций для коммерческих банков объясняется наличием реального материального обеспечения. Кроме того, развитие лизингового бизнеса дает банкам возможность расширить круг своих операций, повысить качество обслуживания клиентов и тем самым увеличить их число, укрепить традиционные связи и установить новые взаимовыгодные партнерские отношения с клиентами.

Рынок лизинга в России несколько лет подряд растет высокими темпами, опережающими темпы роста других сегментов финансового рынка.

Быстрый рост российской экономики способствует формированию огромного инвестиционного спроса для обновления чрезвычайно изношенных основных фондов и расширения производства. При этом сроки предлагаемых банками кредитных средств значительно меньше требующихся субъектам экономики. Альтернативной лизингу формой финансирования расширения и обновления основных фондов могло бы стать банковское залоговое кредитование. Однако, данная финансовая услуга не получила широкого распространения, в том числе из-за наличия проблем в российском залоговом законодательстве и общей нехватки в банковской системе долгосрочных ресурсов. В этих условиях лизинг стал главным инструментом модернизации, а также восполнил пробел не предоставляемого банками среднесрочного и долгосрочного финансирования (3-7 лет).

Кроме того, широкому использованию лизинга способствует и ряд других факторов. Во-первых, востребованы его классические преимущества - налоговые льготы и возможность ускоренной амортизации. Во-вторых, играет роль специфика лизинга как "защищенного" продукта: получить необходимое оборудование в лизинг проще, чем оформить кредит для его покупки, в особенности для предприятий малого и среднего бизнеса. В результате действия всех этих факторов лизинговый сектор развивается значительно быстрее остальных финансовых рынков.

Рынок лизинга в России растет высокими темпами с 2005 года. В 2007 году объем нового бизнеса (сумма всех заключенных лизинговых сделок) составил 39 млрд. долл., а суммарный портфель лизинговых компаний – 47 млрд. долл. Лизинговые платежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 11 млрд. долл., а профинансированные средства по действующим лизинговым контрактам – 21 млрд. долл.

По данным Европейской ассоциации лизинговых компаний Leaseurope, Россия за год поднялась на 5 позиций и заняла 6 место среди стран Европы по объему лизингового рынка в 2007 году. Учитывая тот факт, что европейский рынок лизинга растет в среднем на 15% в год, по итогам 2008 года Россия может занять пятое, а в 2009 году даже четвертое место среди европейских стран. Благодаря быстрым темпам роста, рынок лизинга в России уже находится на достаточно высоком уровне развития, и зачастую ставится в пример другим развивающимся странам.

 

Вопрос привлечения финансовых средств является актуальным для большинства операторов российского лизингового бизнеса. Специфика работы лизинговых компаний такова, что им постоянно требуется все больше и больше инвестиций для реализации новых проектов, так как портфель компаний быстро амортизируется и необходимо его постоянно увеличивать.

 Источники финансирования лизинговой деятельности в России на 01.10.2007 года имели следующую структуру: долгосрочные банковские кредиты - 59 %., краткосрочные банковские кредиты – 14,9%, собственные средства – 9,7%, векселя – 3,7%, облигации -1,9%.

Самым распространенным источником финансирования деятельности лизинговых компаний являются банковские кредиты. На их долю приходится почти три четверти используемых лизинговой компанией средств (включая краткосрочные и долгосрочные кредиты, по данным на 01.10.2007). Такая высокая доля банковского кредитования обусловлена уже отлаженными процедурами работы и приемлемыми сроками кредитования.

Однако международный опыт позволяет сделать прогноз: по мере развития лизингового бизнеса будет снижаться удельный вес кредитов банков в структуре источников финансирования. В процессе активизации институтов фондового рынка, как правило, происходит уменьшение доли банковского сектора и перераспределение финансовых ресурсов в пользу других инструментов, обеспечивающих финансирование лизинговых операций.

Обычно для удешевления кредитных ресурсов лизинговые компании по возможности используют кредиты иностранных банков. Привлечение иностранных ресурсов для большинства лизингодателей осуществляется через российские банки. Крупные надежные лизинговые компании предпочитают выход на рынок прямых международных заимствований – привлекают синдицированные кредиты от пула иностранных банков. Однако количество таких компаний невелико. Кроме того, в настоящее время данный источник финансирования менее доступен в связи с кризисом ликвидности и последовавшим ростом процентных ставок.

Удобной альтернативой банковскому финансированию лизинговых сделок является выпуск облигаций, который влечет за собой сравнительно меньшую зависимость бизнеса от кредиторов. Однако по причине ухудшения конъюнктуры на финансовых рынках использование данного источника существенно ограничено, многие компании откладывают размещение облигаций на более поздний срок. В результате доля облигационного финансирования лизинговых компаний в 2007 году сократилась до 1,9% по сравнению с 3-4% в 2006 году.

Также альтернативным способом фондирования лизинговой компании является секьюритизация - сделка, в процессе которой лизинговая структура передает специальному эмитенту (секьюритизационной компании (SPV), обладающей более высоким уровнем кредитоспособности, чем лизингодатель) активы, под которые тот выпускает ценные бумаги, обращающиеся на рынке. При этом лизинговая компания продолжает обслуживать лизингополучателя и получать свои комиссионные, высвобождая при этом финансовые ресурсы для работы по новым проектам. До настоящего времени на российском лизинговом рынке было проведено всего две сделки по секьюритизации. В результате неблагоприятной конъюнктуры на финансовых рынках, данные сделки откладываются из-за резкого снижения спроса на ценные бумаги со стороны инвесторов. Кроме того, возможность осуществить секьюритизацию имеют в основном крупные лизингодатели, демонстрирующие стабильный рост объемов операций на протяжении ряда лет.

 2009 год стал одним из самых сложных для российского лизингового рынка. Самый быстроразвивающийся из финансовых рынков, он резко прекратил рост. Помимо ухудшения общей конъюктуры рынка, вызванного затяжным падением российской экономики негативно сказались на развитии лизинговой отрасли также последовавшие ужесточение требований банков к лизинговым компаниям, а затем и практически полное прекращение их финансирования, рост эффективных ставок по договорам лизинга, девальвация рубля и финансовая нестабильность потенциальных и уже существующих лизингополучателей.

По сути, 2009 год оказался потерянным для развития лизингового рынка. Более того, оттолкнул отрасль назад. Сегодня все силы участников рынка тратятся на сохранение ранее достигнутых результатов, а не на развитие. Лизинг, как и другие сегменты финансового рынка, поднимается только на волне экономического роста. В этой связи в ближайшем будущем каких-то рывков на рынке лизинга ожидать не стоит: он развивается вслед за ведущими отраслями экономики. Поэтому в основном надежды лизинговых компаний возлагаются сегодня на сохранение существующих клиентов - в условиях финансовой нестабильности ни один отечественный лизингодатель не будет расширять клиентский портфель.

Рынок лизинга начал восстанавливаться после кризиса. Быстрому росту масштабов деятельности участников рынка способствовали стабилизация в экономике и существенное снижение процентных ставок в 2010 году, а также эффект "низкой базы" (в результате значительного сокращения объема рынка лизинга в 2009 г.). Позитивно повлиял на работу лизингодателей и ощутимый рост предложения заемных средств со стороны банков, которые в настоящее время активно ищут надежные объекты для размещения своих активов.

Объем нового бизнеса по итогам 1 полугодия 2009 года составил 255,5 млрд. руб., темпы прироста к аналогичному периоду прошлого года достигли 183,6%. Суммарный портфель лизинговых компаний на 01.07.2010 г. увеличился до 1037 млрд. руб.

 

Страховое дело

Для начала, можно выделить главные понятия этого параграфа.

Страхователь - физическое или юридическое лицо, уплачивающее денежные (страховые) взносы и имеющее право по закону или на основе договора получить денежную сумму при наступлении страхового случая.

Страхователь обладает определённым страховым интересом. Через страховой интерес реализуются конкретные отношения, в которые вступает страхователь со страховщиком. Страхователь, выступающий на международном страховом рынке, может также называться полисодержателем.

Страховщик - организация (юридическое лицо), проводящая страхование, принимающая на себя обязательство возместить ущерб или выплатить страховую сумму, а также ведающая вопросами создания и расходования страхового фонда.

В Российской Федерации Страховщиками в настоящее время выступают акционерные страховые компании. В международной страховой практике для обозначения страховщика также используется термин андеррайтер. Страховщик вступает в конкретные отношения со страхователем. В своих действиях, формируя эти отношения, он руководствуется имеющимися у страхователя и в обществе в целом страховыми интересами.

Застрахованный - физическое лицо, жизнь, здоровье и трудоспособность которого выступают объектом страховой защиты.

Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого заключён договор страхования.

Страховой интерес - мера материальной заинтересованности физического или юридического лица в страховании.

Носителями страхового интереса выступают страхователи и застрахованные. Применительно к имущественному страхованию имеющийся страховой интерес выражается в стоимости застрахованного имущества. В личном страховании страховой интерес заключается в гарантии получения страховой суммы в случае событий, обусловленных условиями страхования. Имеющийся страховой интерес конкретизируется в страховой сумме.

Страховая сумма - денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности, жизнь, здоровье, трудоспособность.

Объект страхования - жизнь, здоровье, трудоспособность - в личном страховании; здания, сооружения, транспортные средства, домашнее имущество и другие материальные ценности - в имущественном страховании.

Страховой полис - документ установленного образца, выдаваемый страховщиком страхователю (застрахованному). Он удостоверяет заключённый договор страхования и содержит все его условия.

Страховая оценка - критерий оценки страхового риска.

Характеризуется системой денежных измерителей объекта страхования, тесно увязанных с вероятностью наступления страхового случая. В качестве страховой оценки могут быть использованы действительная стоимость имущества или какой- либо иной критерий (заявленная стоимость, первоначальная стоимость и т. д.). В международной практике вместо термина “страховая оценка” применяется термин страховая стоимость.

Страховое обеспечение - уровень страховой оценки по отношению к стоимости имущества, принятой для цели страхования.

В организации страхового обеспечения различают систему пропорциональной ответственности, предельный и систему первого риска.

Система пропорциональной ответственности - организационная форма страхового обеспечения. Предусматривает выплату страхового возмещения в заранее фиксированной доле (пропорции). Страховое возмещение выплачивается в размере той части ущерба, в какой страховая сумма составляет пропорцию по отношению к оценке объектов страхования. Например, если страховая сумма равна 80% оценки объекта страхования, то и страховое возмещение составляет 80% ущерба. Оставшаяся часть ущерба (в данном примере 20%) остаётся на риске страхователя. Указанная доля страхователя в покрытии ущерба называется франшизой или собственным удержанием страхователя.

Система предложений ответственности - организационная форма страхового обеспечения. Предусматривает возмещение ущерба как разницу между заранее обусловленным пределом и достигнутым уровнем дохода. Если в связи со страховым случаем уровень дохода страхователя оказался ниже установленного предела, то возмещению подлежит разница между пределом и фактически полученным доходом.

Система первого риска - организационная форма страхового обеспечения. Предусматривает выплату страхового возмещения в размере фактического ущерба, но не больше, чем заранее установленная сторонами страховая сумма. При этом весь ущерб в пределах страховой суммы (первый риск) компенсируется полностью, а ущерб сверх страховой суммы (второй риск) вообще не возмещается.

Страховой тариф или брутто-ставка - нормированный по отношению к страховой сумме размер страховых платежей. По экономическому содержанию это цена страхового риска. Определяется в абсолютном денежном выражении, в процентах или промилле от страховой суммы в заранее обусловленном временном интервале (сроке страхования). При определении страхового тарифа во внимание могут приниматься другие критерии (рисковые обстоятельства), например, надёжность, долговечность, огнестойкость и т.д. Элементами страхового тарифа являются нетто-ставка и нагрузка.

Нетто-ставка отражает расходы страховщика на выплаты из страхового фонда.

Нагрузка - расходы на ведение дела, т.е. связанные с организацией страхования, а также заложенную норму прибыли.

Страховая премия - оплаченный страховой интерес; плата за страховой риск в денежной форме. Страховую премию оплачивает страхователь и вносит страховщику согласно закону или договору страхования. По экономическому содержанию страховая премия есть сумма цены страхового риска и затрат страховщика, связанных с покрытием расходов на проведение страхования. Страховую премию определяют исходя из страхового тарифа. Вносится страхователем единовременно авансом при вступлении в страховые правоотношения или частями (например, ежемесячно, ежеквартально) в течение всего срока страхования. Размер страховой премии отражается в страховом полисе. Объём поступления страховой премии от всех функционирующих страховщиков -один из важнейших показателей состояния страхового риска.

Срок страхования - временной интервал, в течение которого застрахованы объекты страхования. Может колебаться от нескольких дней до тех пор, пока одна из сторон правоотношения не откажется от их дальнейшего продолжения, заранее уведомив другую сторону о своём намерении.

 

Страхование - это такой вид необходимой общественно - полезной деятельности, при которой гражданин и организация заранее страхуют себя от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путём внесения денежных взносов в особую специализированную организацию (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счёт средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму.

Таким образом, можно сделать вывод, что страхование - это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами.

Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации. Объективная потребность в страховании обуславливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае, не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они “оседают” в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть её из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.

Классификация страхования представляет собой научную систему деления страхования на сферы деятельности, отрасли, под отрасли, виды и звенья.

По форме организации страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное.

 

Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования (определённых законом “о статусе страховой деятельности”).

Акционерное страхование - негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставной фонд которого формируется из акций (облигаций) и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам, что позволяет при сравнительно ограниченных средствах быстро развернуть эффективную работу страховых компаний.

Взаимное страхование - негосударственная организационная форма, которая выражает договорённость между группой физических, юридических лиц о возмещении друг другу будущих возможных убытков в определённых долях согласно принятым условиям. Реализуется через общество взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т.е. не преследует целей извлечения прибыли из созданного страхового предприятия. Это крупная организационная форма проведения страхования. Общество взаимного страхования выступает как объединение физических или юридических лиц, созданное на основе добровольного соглашения между ними для страховой защиты своих имущественных интересов. Общество взаимного страхования является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Каждый страхователь является членом-пайщиком общества взаимного страхования. Минимальное количество членов-пайщиков определяется уставом общества. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует правовая база для деятельности обществ взаимного страхования. За рубежом общества взаимного страхования являются крупными хозяйствующими субъектами регионального, национального и международного страхового рынка.

 

Особой организационной формой является медицинское страхование.

Медицинское страхование - особая организационная форма страховой деятельности. В Российской Федерации выступает как форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель его - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопления средств (в том числе в государственной и муниципальной системах здравоохранения) и финансировать профилактические мероприятия (диспансеризацию, вакцинацию и др.). В качестве субъектов медицинского страхования выступают гражданин, страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение (поликлиника, больница и др.).

 

Исходя из страхового признака выделяют личное, имущественное страхование, страхование ответственности и страхование экономических рисков. Необходимость выделения четырех отраслей страхования характерна для Российского национального страхового рынка. Подобная классификация определяется перечнем объектов и рисками, подлежащими страхованию.

Личное страхование трактуется как отрасль страхования, где в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека. Личное страхование подразделяется на страхование жизни и страхование от несчастных случаев, сочетает рисковую и сберегательную функции, в том числе за счет выдачи ссуд под залог страхового полиса.

Имущественное страхование - отрасль страхования, в которой объектом страховых правоотношений выступает имущество в различных видах; его экономическое назначение - возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая. Застрахованным может быть имущество как являющееся собственностью страхователя, так и находящееся в его владении, пользовании, распоряжении. Страхователями выступают не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица, несущие ответственность за его сохранность.

Страхование ответственности - отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими (физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Через страхование ответственности реализуется страховая защита экономических интересов возможных причинителей вреда, которые в каждом данном страховом случае находят своё конкретное денежное выражение. В страховании ответственности выделяют следующие подотрасли: страхование задолженности и страхование на случай возмещение вреда, которое называют также страхованием гражданской ответственности.

В страховании экономических рисков (предпринимательских рисков) выделяются две подотрасли: страхование риска прямых и косвенных потерь. К прямым потерям могут быть отнесены, например, потери от недополучения прибыли, убытки от простоев оборудования вследствие недопоставок сырья, материалов и комплектующих изделий, забастовок и других объективных причин. Косвенные - страхование упущенной выгоды, банкротство предприятия и др.

 

Страховой рынок в России

Страховой рынок представляет собой совокупность экономических отношений по купле-продаже страховой услуги, выражающихся в защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных средств (взносов, премий) страхователей. Обязательным условием существования страхового рынка является наличие потребностей (спроса) на страховые услуги и страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Первостепенными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости, закон спроса и предложения. Страховой рынок предполагает самостоятельность субъектов рыночных отношений, их равноправное партнерство по поводу купли- продажи страховой услуги, развитую систему горизонтальных и вертикальных связей. В структурном плане страховой рынок может быть представлен в двух аспектах: организационно-правовом и территориальном. В организационно-правовом аспекте он представлен акционерными, взаимными, частными и государственными страховыми организациями, в территориальном - местным (региональным), национальным (страна, республика и т. д.) и мировым (например, общеевропейский страховой рынок стран — членов ЕС). С точки зрения сфер обслуживания местные страховые рынки именуются еще внутренними, национальные — внешними, а мировые - глобальными. Основными составляющими внутреннего страхового рынка являются материальные и финансовые ресурсы страховой организации. Главными задачами внутреннего рынка являются формирование спроса на страховые услуги (маркетинг и реклама), заключение договоров и продажа страховых полисов (сертификатов), проведение целесообразной и гибкой тарифной политики, регулирование собственной инфраструктуры. Организация и проведение гибкой тарифной политики являются одной из главных составляющих внутренней рыночной системы. На основании системы тарифов страховая организация определяет, какие страховые услуги предлагать на рынке, какие скидки и льготы предоставлять потенциальным страхователям. Внешнее окружение рынка — это система взаимодействующих сил, которые окружают внутреннюю систему рынка и оказывают на нее воздействие (экономическая политика государства, инфляционное состояние финансов, курс валюты и др.). Рынок как система, в которой взаимодействуют внутренние и внешние силы, может быть представлен в виде спирали, которая раскручивается вокруг потенциальных потребителей страховых услуг и отражает динамику внешних и внутренних сил в их взаимодействии. Эта система не является замкнутой, так как составляющая внешнего окружения (мировой страховой рынок) может быть практически неограниченной. Каждый виток спирали представляет собой соответствующий уровень страхового рынка и его воздействие на потенциального потребителя страховых услуг. В настоящее время в мировой практике страхования усилились тенденции по специализации и универсализации деятельности страховщиков. Страховые организации все больше выполняют функции специализированных кредитных институтов, занимающихся кредитованием различных сфер и отраслей хозяйственной деятельности, и во многих странах занимают после коммерческих банков ведущие позиции в качестве поставщиков ссудного капитала. Кроме того, характер аккумулируемых страховыми организациями денежных ресурсов позволяет использовать их для долгосрочных производственных капиталовложений через рынок ценных бумаг (векселя, облигации и др.). Такими возможностями банки, оперирующие сравнительно краткосрочными средствами, не располагают. Следует также отметить, что приток денежных средств в страховые организации в виде страховых взносов, доходов от активных операций (инвестирование, спонсорство, депозитирование и др.), как правило, значительно превышает суммы страховых выплат страхователям, что позволяет страховым организациям постоянно увеличивать инвестиционные вложения в доходные сферы хозяйствования, грандиозные перспективные проекты, долгосрочные ценные бумаги, государственные краткосрочные облигации, под недвижимость и др. Все это характеризует страховой рынок как сложную многофакторную финансовую систему.

Из статьи Н.В. Комлева, П.А. Самиева, А.Е., А.Е. Янина «Страховой рынок в 2009 году» («Аудитор» №1, 2009)

«…Если взглянуть на статистику российского страхового рынка невооруженным взглядом, то может показаться, что мировой финансовый кризис лишь краем затронул отечественное страхование. В 1-м полугодии 2009 г. по сравнению с 1-м полугодием 2008 г. Совокупный объем страховых премий без учета платежей по ОМС (обязательному мед. страхованию) упал лишь на 8, 1 %. Величина снижения покажется незначительной, если сравнить ее с падением ВВП за тот же период (-10,4%), снижением индекса промышленного производства (-14,8%), грузооборота (-17,5%), объема строительных работ (-19,3%).

Как показали результаты исследования рейтингового агенства «Эксперт РА», в наибольшей степени собранные страховые премии сократились у кэптивных компаний (страховые компании, принадлежащие материнской структуре (часто какой-либо ФПГ или концерну), и обслуживающие только ее риски. В настоящее время намечается тенденция по выходу кэптивных страховщиков на конкурентный страховой рынок с развитием новых страховых продуктов, отличных от рисков управляющей компании). Это стало прямым следствием сокращения страховых бюджетов их основных клиентов – ведь бизнес таких страховщиков наименее диверсифицирован и сильно завязан на одну финансово – промышленную группу.

Анализ в резерве видов страхования показывает, что лидерами падения стали вмененные виды: кредитное автокаско и ипотечное страхование. Наибольшие объемы падения спроса на страховые услуги отмечаются по видам, еще недавно выступавшим локомотивами отрасли, - по автострахованию (-13,2 млрд.руб за 1-е полугодие 2009 г. По сравнению с 1-м полугодием 2008 г., по данным «Эксперт РА»), добровольному медицинскому страхованию (-4,0 млрд.руб.), страхованию от несчастных случаев (-3,2 млрд.руб.)…»

 

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.04 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7