Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Оценка туристского рынка Беларуси и Беларусь на рынке туристских услуг в настоящее время.



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Оценка туристского рынка Беларуси и Беларусь на рынке туристских услуг в настоящее время. 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:

- близость к Западной Европе, Скандинавии – туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;

- соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;

 - древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);

- богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес – Беловежскую пущу и т.д.

В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.

Материальную базу туристической отрасли в целом можно оценить по наличию средств размещения и питания.  

К концу 2010 года в результате реализации Нацпрограммы развития туризма инфраструктура туризма примет вот такой вид (таблица 3):

 

Таблица 3. Развитие объектов инфраструктуры на 2008-2010 гг.  

Регион (область) Гостиницы Агро-усадьбы Придорожный сервис Тур. комплексы, базы, центры Объекты показа Центры народного творчества Зоны отдыха Оздорови-тельные организации Объекты питания
Брестская обл. 9 18 18 7 19 16 1 24 1
Витебская обл. 8 36 35 3 9 17 7   2
Гомельская обл. 9 24 11 7 11 20 20   6
Гродненская обл. 7 30 9 13 13 17 14   8
Минская обл. 23 38 58 13 9 18 11 1 3
Могилев 8 32 15 4 16 19 15 2 6
г. Минск 7     1 7   10   6
Итого  71 178 146 48 84 107 78 27 32

 

Источник: [16]

 

В результате формирования туристической инфраструктуры в течение 2008–2010 годов будет создано 287 туров и в том числе:

• пешеходных - 97;

• велосипедных -54;

• конных - 38;

• водных - 35;

• авиационных - 3;

• железнодорожных - 2;

• автомобильных - 58. [17]

Также после соответствующего распоряжения главы государства, развитие туризма в Беларуси стало объектом пристального внимания правительства. Принята Национальная программа развития туризма на 2006-2010 гг., внесены изменения в законодательство, обязывающие все туристические компании ввозить иностранных граждан в страну [17]. Однако профессионалы турбизнеса в сфере въездного туризма отмечают ряд проблем. Республика не может продать свой национальный продукт - в первую очередь потому, что для этого нет достаточных условий. Сервис должен соответствовать уровню европейского стандарта, но пока он далек от идеала. Например, на трассе Минск - Гродно на протяжении 300 км нет ни одного пункта, где можно было бы перекусить.

Слишком большие, по мнению экспертов, надежды сейчас возлагают на эко- и агротуризм ". Возможно, он будет развиваться - но не в тех объемах, чтобы обеспечить республике серьезный рост въездного туризма. Агротуризм должен быть, прежде всего, массовым и дешевым. Практика показывает, что "задержать" туристов в Беларуси можно только на 1-2 дня. Также в республику заезжают транзитные туристы, направляющиеся в Россию.

В течение апреля-мая 2005 года в оказании туристских услуг произошел ряд изменений. Основное изменение связано с вступлением в силу с 12 мая 2005 года новой "Инструкции о пересечении Государственной границы Республики Беларусь". Согласно Инструкции, на проведение таможенных и пограничных формальностей для легковых автомобилей отводится 15 минут, для туристских автобусов – 30 минут. Принятие данного документа явилось итогом совместных действий Министерства спорта и туризма Беларуси, Государственного комитета пограничных войск и Государственного таможенного комитета. Инструкция утверждена Министерством юстиции и является обязательной для исполнения как юридическими, так и физическими лицами.

Одна из основных причин принятия Инструкции – необходимость сокращения, ввиду больших очередей, времени нахождения на границе. [15]

Второе изменение касается экспорта туристских услуг. Число иностранных туристов, желающих посетить Беларусь, могло быть значительно больше, если бы не плохое состояние гостиничной базы, а также разница в тарифах на оказание гостиничных услуг для граждан Беларуси, СНГ и дальнего зарубежья. При одинаковом объеме и качестве оказания услуг стоимость проживания в гостиничном номере для жителя Беларуси почти вдвое ниже стоимости, установленной для граждан СНГ, и почти втрое - для граждан дальнего зарубежья.

На заседании межведомственного экспертно-координационного совета при Правительстве Беларуси разработан ряд мероприятий по развитию гостиничного хозяйства с точным указанием сроков исполнения. Предусмотрено, в частности, строительство гостиниц, в первую очередь, вдоль основных трасс, строительство небольших гостиниц, строительство и реконструкция гостиниц в малых и средних городах. Утвержденный ряд мероприятий по развитию гостиничного хозяйства является обязательным для исполнения предприятиями Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства спорта и туризма, областными, городскими и районными исполнительными комитетами.

Третье изменение связано с установлением контроля за порядком ведения туристской деятельности. Предполагается внесение каждого ваучера в электронный банк данных. В любом уголке Беларуси (не обязательно в столице) можно будет приобрести ваучер, который будет выписываться на каждого конкретного туриста. Помимо того, что ваучер станет документом строгой отчетности, он будет являться также финансовым документом. [15]

Вышеперечисленные изменения направлены на создание нормальных, комфортных условий для работы туристских организаций, занятых въездным и внутренним туризмом.

Впрочем, основная миссия туристских организаций, деятельность которых координирует Национальное агентство по туризму, связана не столько с реализацией ваучеров, сколько с продвижением национального туристского продукта. К сожалению, реализация данной задачи сопровождается рядом трудностей (нехватка финансирования и недостаточное внимание со стороны государства). Тем не менее, Национальное агентство по туризму достойно выполняет возложенную на него миссию [14].

По информации Национального агентства по туризму, на сегодняшний день из всех организаций, которые оказывают туристские услуги, 92% – негосударственной формы собственности и только 7,5% – организаций государственной формы собственности. При этом все действующие в Республике Беларусь законы, вся нормативно-правовая база действительны для туристских организаций всех форм собственности. В таких условиях неизбежен рост конкуренции между туристскими организациями. Прошли времена, когда основным источником доходов для туристских организаций Брестской и Гродненской областей был выездной туризм и продажа ваучеров. В условиях жесточайшей конкуренции, а также усиления интереса иностранных граждан к экологическому и сельскому туризму выигрывают, в первую очередь, те туристские фирмы, которые комплексно занимаются организацией внутреннего туризма.

В декабре 2004 года по инициативе Национального агентства по туризму в Минске открыт первый в Республике Беларусь туристско-информационный центр. Идея создания туристско-информационных центров предусмотрена Национальной программой развития туризма в Республике Беларусь. Аналогичные структуры созданы и успешно функционируют во многих странах мира.

Туристско-информационное центры имеют огромное значение для развития туризма, поскольку они призваны обеспечивать комплексное информационное обслуживание жителей и гостей столицы, создавать единую информационную систему по туризму. Деятельность центра направлена на продвижение Республики Беларусь как туристского региона на внутреннем и внешнем рынках туристских услуг.

В центре создана информационная база данных о туристском потенциале Республики Беларусь, в которую вошли культурно-исторические памятники, заповедные и рекреационные зоны, средства питания и размещения, театры, музеи, предприятия турбизнеса, здравоохранения. Посетители центра могут бесплатно получить всю интересующую их информацию о том, как с удовольствием и пользой провести свободное время, а также ознакомиться с рекламно-информационными материалами предприятий туристического бизнеса. Сотрудники центра готовы не только предоставить информацию по туризму, но и оказать содействие в бронировании гостиниц, ресторанов, саун, бильярда, билетов на культурно-массовые мероприятия, в организации экскурсий.

Туристско-информационный центр имеет свой опознавательный знак международного стандарта – латинскую букву I белого цвета на зеленом фоне. Турист, увидев такой знак, знает, что здесь он может получить полную информацию об объектах туристского интереса страны, инфраструктуре, экскурсионных программах, культурных и спортивных мероприятиях, а также приобрести сувениры, туристическую и краеведческую литературу, путеводители, карты, открытки.

Туристско-информационный центр находится в Минске на проспекте Победителей,19, в пристройке к гостинице "Юбилейная". [17]

Приоритетом деятельности Национального агентства по туризму является развитие как въездного, так и внутреннего туризма. Успешному выполнению данной задачи способствует реклама белорусского туризма, а также выставочная деятельность. Положительный резонанс вызвала состоявшаяся в Варшаве в мае текущего года Национальная выставка Беларуси, на которой впервые был представлен стенд по туризму. Для сотрудников Национального агентства по туризму практика проведения подобных выставок со стендами по туризму стала доброй традицией. Об этом свидетельствует организация подобных мероприятий в Москве, Берлине, Лондоне, Вильнюсе и Варшаве. Тем не менее, география стран, в которых Беларусь намерена организовывать подобные выставки, будет расширяться.

Особо необходимо остановиться на сельском туризме как одном из способов привлечения в Беларусь иностранных туристов, а значит – источником пополнения республиканского бюджета. Существуют три основные причины, по которым иностранные туристы посещают Беларусь:

-по пути следования в Россию либо обратно;

-с целью поохотиться либо порыбачить (так называемый экологический туризм);

-с целью пожить и отдохнуть в белорусской деревне (на учете в Национальном агентстве по туризму состоят владельцы 200 усадеб, из них на сегодняшний день реально готовы принять на отдых иностранных граждан не более 40-50 усадеб). 11-13 июня 2005 года Национальное агентство по туризму провело в Россонском районе семинар по организации "зеленых" маршрутов.

Подводя итоги вышесказанному, можно отметить, современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она еще не обрела надлежащего положения ни в экономике страны, ни в системе жизненных ценностей ее граждан. Несмотря на существенный туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и в этом плане существенно отстает от соседних государств. При этом четко прослеживается тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным. Явно недостаточным представляется уровень развития внутреннего туризма. Отсутствуют четкий механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма, система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках услуг. Невысокая покупательская способность населения, рост стоимости транспортных услуг оказывают негативное воздействие на развитие детского, молодежного, самодеятельного, спортивного и экологического туризма.

Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Республике Беларусь современной конкурентоспособной туристской индустрии.

              

 

Заключение

 

Туристические услуги способны стать катализатором социально-экономического развития  практически каждой страны мира, что делает их все более важной частью внешнеэкономической деятельности многих государств. Туризм все больше превращается в фактор мультипликативного воздействия на экономику и социальную сферу. Возрастающая информированность потребителя увеличит значение таких характеристик турпродукта, как индивидуальный подход, стандарты здоровья, безопасность. Главным условием создания благоприятной среды для развития национального сектора туристических услуг станет  создание адекватного механизма взаимодействия субъектов отрасли и государства. Именно государство, благодаря целенаправленным действиям, сосредоточенным на обеспечении ключевых требований к безопасности, экологии, состоянию основных туристических объектов внутри страны, а также на формирование позитивного имиджа и продвижение бренда страны в целом, способно оказать существенное воздействие на усиление конкурентоспособности туристического сектора.

Туристский рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями туристского продукта, в связи с чем при характеристике туристского рынка следует учитывать ряд характерных особенностей присущих туристскому продукту. При продвижении туристических услуг на рынок в условиях жесткой конкуренции должны учитываться специфические свойства самих услуг и создавшаяся внешняя обстановка, а новаторство в предоставлении информации целевой аудитории и современные технологии могут стать залогом успеха фирмы.

Рыночные исследования выступают как информационная основа достижения таких целей, как обеспечение определенного объема продаж, создание и внедрение на рынок новых товаров, увеличение рыночной доли. Таким образом, общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в услугах и создаются предпосылки для их эффективного сбыта.

Что касается Республики Беларусь, современное состояние сферы туризма в Республике Беларусь свидетельствует о том, что она еще не обрела надлежащего положения ни в экономике страны, ни в системе жизненных ценностей ее граждан. Несмотря на существенный туристский потенциал, выгодное геополитическое положение, наличие богатого культурного и природного наследия, республика занимает весьма скромное место на мировом туристском рынке и в этом плане существенно отстает от соседних государств. При этом четко прослеживается тенденция к преобладанию выездного туризма над въездным. Явно недостаточным представляется уровень развития внутреннего туризма. Отсутствуют четкий механизм привлечения внутренних и внешних инвестиций в развитие туризма, система научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках услуг. Невысокая покупательская способность населения, рост стоимости транспортных услуг оказывают негативное воздействие на развитие детского, молодежного, самодеятельного, спортивного и экологического туризма.

Преодоление негативных тенденций в развитии туризма предполагает активизацию государственной политики в этой сфере, придание туризму статуса приоритетного направления экономики, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Республике Беларусь современной конкурентоспособной туристской индустрии.

              

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Антоненко Е. Современное состояние мирового туризма. http/www.inostranets.ru

2. Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристической отрасли. - Спб.: Издательский дом «Герда», 2007. - 464с.

3. Голиков А.П. Украинський туризм. «Галицькі контракти», №22 від 05.2004 с.17.

4. Горбылева З.М. Экономика туризма: Учеб. пособ. - Мн.: БГУ, 2004. - 478с.

5. Квартальнов В. А. Теория и практика туризма. М., 2003. – 317с.

6. Мищенко А.Г. Міжнародне співробітництво в сфері туризму. // Науковий вісник Київського гуманітарного інституту. Серія: економічні науки. - 2008. - №1. - С.18-24.

7. Поддубна Л.І. Конкурентоспроможність економічних систем: теорія, механізм релювання та управління: Монографія. - Х.: ВД «ІНЖЕК», 2007. - 368с.

8. Управление и организация в сфере услуг. 2-е издание / К. Хаксевер, Б. Рандер, Р. Рассел и др. Под ред. В. В. Кулибановой. СПб., 2002. С. 184.

9. Проблемы социального управления: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Л. В. Соколовой. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2006. Вып. 5. Л. В. Соколова. Оценка качества услуг. – с.145.

10. Интернет-газета «Эксперт-центр». Специфика и состав туристской индустрии. (10.12.2009) – http://www.expert.org.ua

Режим доступа: http://www.expert.org.ua/statias/?st=2&id=86717

Дата доступа: 30.11.2010

11. Tourism: 2020 vision. Madrid, 1997. // http://www.world-tourism.org

12. Всемирная туристская организация (WTO). Факты и цифры. –[Электронный ресурс].2010. – Режим доступа:   http://www.world-tourism.org

Дата доступа: 02.12.2010

13. Рынок туристских услуг (номенклатура, емкость, структура) Туристический бизнес, информация, статьи. [Электронный ресурс].2009. – Режим доступа:  

http://www.turbooks.ru/stati/marketing/228-rynok-turistskikh-uslug                   nomenklatura.html

Дата доступа: 29.11.2010

14. Справочник по турам// Деловой мир. Туризм и отдых. 2007. №15 с.86

15. Официальный сайт посольства Республики Беларусь в Республике Польша. Польские туристы могут получить полную информацию в гостинице «Юбилейная». [Электронный ресурс].2009. – Режим доступа: http://www.belembassy.org/poland/bel/index.php?id=640

Дата доступа: 02.12.2010

16. Бюро коммерческой консультации. Состояние туристской отрасли Беларуси. [Электронный ресурс].2010. – Режим доступа:

   http://www.jobconsult.by/08/801-/170-02.html Дата доступа: 02.12.2010

17. Сайт посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Туристический потенциал Республики Беларусь. [Электронный ресурс].2010. – Режим доступа:

http://www.embassybel.ru/press/soft/2008/02/27/16412/

Дата доступа: 01.12.2010

18. Эталонный банк правовой информации Республики Беларусь. Постановление      

              совета министров. [Электронный ресурс].2010. – Режим доступа:

   http://www.ekotour.eu/print/sovmin927.htm

  Дата доступа: 02.12.2010

18. UNWTO World Tourism Barometer. 2010. Vol. 5. N 2 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://unwto.org/facts/eng/pdf/barometer/unwto_barom07_2_en.pdf

Дата доступа: 01.12.2010



2019-12-29 266 Обсуждений (0)
Оценка туристского рынка Беларуси и Беларусь на рынке туристских услуг в настоящее время. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Оценка туристского рынка Беларуси и Беларусь на рынке туристских услуг в настоящее время.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (266)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)