Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наследование жилых помещений в кооперативных домах



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Наследование жилых помещений в кооперативных домах 0.00 из 5.00 0 оценок




С 1 июля 1990 г. (с момента вступления в действие Закона СССР «О собственности в СССР») факт полной выплаты паевого взноса наделяет члена жилищного и жилищно-строительного кооператива правом собственности на жилое помещение, в котором он проживает. Указанная норма успешно «перекочевала» первоначально в Закон РСФСР «О собственности в РСФСР», а затем в Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик и, наконец, с некоторым развитием (указанием лиц, участвовавших в выплате паевого взноса) была воспроизведена в ГК РФ. На основании п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного или жилищно-строительного кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, предоставленную этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на занимаемое ими жилое помещение.

В отличие от общего правила, установленного в ст. 131 ГК РФ по отношению к возникновению прав на недвижимое имущество, в рассматриваемом случае можно констатировать тот факт, что право собственности возникает не с момента государственной регистрации, а с момента завершения выплаты паевого взноса членом ЖСК. Последующая государственная регистрация имеет лишь правоподтверждающее значение. Поэтому независимо от того, была ли осуществлена государственная регистрация, есть ли документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение, после смерти члена ЖСК, выплатившего паевой взнос, указанное жилое помещение наследуется в общем порядке.

В связи с тем, что многие члены жилищных и жилищно-строительных кооперативов выплатили паевые взносы до 1 июля 1990 г., на практике часто возникают споры о наследовании кооперативных квартир в случаях, когда наследодатель (член ЖСК, выплативший паевые взносы) умер до введения в действие Закона СССР «О собственности в СССР». Практика решения данной проблемы первоначально складывалась весьма разноречиво. Этот вопрос был решен в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. №1798–1. Как следует из данного Постановления, действие положения о возникновении права собственности у членов ЖСК распространяется на наследства, открывшиеся до 1 июля 1990 г., при условии, если на момент введения в действие Закона СССР «О собственности в СССР» не истекло шесть месяцев со дня открытия наследства. Таким образом, в соответствии с данным Постановлением, если наследство открылось после 1 января 1990 г. и паевой взнос за квартиру членам ЖСК был полностью выплачен при жизни, наследственным имуществом следует считать не паевые взносы, а именно жилое помещение.

Об изложенной позиции свидетельствует также Постановление Президиума ВС РФ от 4 апреля 2001 г. №294 пв-2000 пр, в котором сделан вывод о том, что если наследство в связи со смертью члена кооператива открылось до 1 июля 1990 г., то наследственным имуществом является не квартира, а паенакопление. В случаях, когда квартира, за которую наследодателем, умершим до 1 июля 1990 г., полностью выплачен паевой взнос, не была заселена кооперативом, право на нее признается и за наследником, не проживавшим с наследодателем.

Как разъяснялось в п. 16 Постановления Пленума ВС СССР от 11.10.1991, если наследство в связи со смертью члена кооператива открылось до 01.07.1990, т.е. до введения в действие Закона СССР «О собственности в СССР», то наследственным имуществом является не квартира, а паенакопление. Однако в тех случаях, когда квартира, за которую наследодателем, умершим до 01.07.1990, полностью выплачен паевой взнос, не была заселена кооперативом, право на нее признается и за наследником, не проживавшим с наследодателем.

В данном случае, как это признано самим судом первой инстанции, наследство в связи со смертью члена кооператива открылось в 1989 г., тогда же спорная квартира была распределена члену кооператива Глускиной Ф.Н. и заселена ее семьей. При таком положении вывод суда о праве истицы на спорную квартиру противоречит вышеприведенным суждениям.

Не согласуется с материалом дела и вывод суда первой инстанции о том, что Шеремету В.Н. квартира №117 была распределена, когда она не была свободной. Решение общего собрания членов пайщиков ЖСК о распределении квартиры Шеремету В.Н. состоялось 08.09.1989, а решение общего собрания ЖСК от 22.06.1989 о предоставлении квартиры истице было отменено распоряжением исполкома райсовета 11.08.1989.

В связи с этим правильность признания недействительным решения ЖСК о распределении квартиры Шеремету В.Н., выданных ему ордера, свидетельства о праве собственности и последующего договора купли-продажи квартиры вызывает сомнение. Тем более что Шеремет В.Н. в установленном порядке был принят в члены ЖСК, выплатил пай за квартиру. Все его действия, направленные на получение квартиры и приобретение ее в собственность, действовавшему в тот период законодательству не противоречили.

Признавая недействительным договор купли-продажи квартиры №117, заключенный между Шереметом В.Н. и Гавриловой В.Н., суд первой инстанции не учел положения ст. 302 ГК РФ, предусматривающие, что возмездно приобретенное имущество может быть истребовано у добросовестного приобретателя в случае, когда оно утеряно собственником или лицом, владеющим им, либо похищено, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли. Оснований, указанных в настоящей статье, при которых квартира №117 может быть истребована от добросовестного приобретателя Гавриловой В.Н., судом не установлено.

Кроме того, как видно из дела, Глускиной Ф.Н. после вселения в квартиру №88 выплачена разница в паевом взносе между этой квартирой и квартирой №117, которую они с мужем занимали ранее. Шеремет В.Н. также выплатил в полном размере пай за квартиру №117. Однако судом при приведении сторон в первоначальное положение эти обстоятельства не учтены, в решении этот вопрос отражения не нашел.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 329 ГПК РСФСР, действующего на момент разрешения спорных правоотношений, Президиум ВС РФ постановил: решение Останкинского межмуниципального суда г. Москвы от 31.12.1998, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 24.06.1999, Постановление Президиума Московского городского суда от 23.09.1999 и Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 14.03.2000 отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Наследование жилых помещений в кооперативных домах 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наследование жилых помещений в кооперативных домах

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)