Вступление Начало действия Конец действия
(место, время действия) (завязка) (развязка)
"Сюжетно-композиционный" треугольник помогает детям понять, когда происходили события, как развивалось действие, какое важное событие случилось (кульминация), как продолжались события дальше и чем все закончилось (развязка). При изучении сказок желательно использовать схемы, таблицы и кроссворды. В курсе литературного чтения это форма самостоятельной работы учащихся, которая вводится для обобщения полученных знаний, повышения читательской зоркости, воспитания внимания к слову. Такая работа помогает учащимся глубже понять произведение, увидеть его особенности, обнаружить народные истоки сказок А.С. Пушкина и др. Задания такого типа лучше выполнять в группах, куда входят дети с разными уровнями подготовки. Проведение опроса учащихся начальных классов. Специальных методик диагностики уровня освоения и анализа сказок не имеется, поэтому был проведен опрос. Опрос проводился в 2008 учебном году в 3А классе СОШ №34 г.Набережные Челны. Дети в этом классе занимаются по программе – 2100. Учащимся необходимо было ответить на вопросы, составленные по русским народным сказкам «Царевич Нехитёр-Немудёр» и «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина. 1. Назовите главных героев этих сказок. 2. Какие персонажи помогают главному герою? 3. Кто мешает главным героям? 4. Назовите волшебные предметы в этих сказках. 5. Назовите чудеса и превращения. 6. Указать троекратность (повторы) в сказках. 7. Назовите повторяющиеся в разных сказках слова. 8. Если есть присказка в сказках, написать её. 9. Назвать автора сказки. Все ответы детей анализировались по следующим показателям: 1. Самостоятельно и полно раскрыл содержание вопроса. 2. Раскрыл содержание вопроса неполно (с подсказкой). 3. Не смог ответить на вопрос. Каждый показатель оценивался отдельно, а затем все суммировалось. 2 балла – за самостоятельный и полный ответ на 1 вопрос. 1 балл – за ответ с подсказкой. 0 баллов – неумение ответить на вопрос. Таким образом, 2 балла соответствует высокому уровню умения анализировать текст, 1 балл соответствует среднему уровню, 0 баллов – низкому уровню. Ниже приводим результаты опроса. Таблица. Результаты опроса учеников.
Опрос показал, что все дети справились с заданием. Трудноватым вопросом для детей оказался вопрос: «Найти присказку в народной сказке «Царевич Нехитёр-Немудёр»», видимо присказке не совсем уделялось должное внимание на уроках и также немного трудным оказалось найти повторяющие слова в сказках.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мы рассмотрели работу над сказкой в начальной школе. В первой главе были освещены работы методистов и ученых о роли сказки в воспитании детей. Во второй главе мы описали методику работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе, провели опрос. Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: 1. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. 2. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. 3. Способствует развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. 4. Изучение сказок способствуют повышению интереса и мотивации школьников к изучению литературы. 5. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу.
Список литературы 1. Беседы с учителем (методика обучения): Четвертый класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 480 с. 2. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 384 с. 3. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 320 с. 4. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с. 5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. Начальная школа, - М..: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21 6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок. Начальная школа, - М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48 7. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка».— Известия АН СССР. Серия литературы и языка.—М., 1977.—Т. XXXVI.—№ 3.—С 224. 8. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968. – С.315. 9. Ефросина Л.А. Литературное чтение в 1 классе. Методика для учителя. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 240 с. 10. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. М.Просвещение, 1993. – 464 с. 11. Курдюмова Т.Ф. Методическое руководство к учебнику хрестоматии «Родная литература» для 5 класса, - М.: Просвещение, 1990г., с.54 12. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальной школе. М.: Академия, 2002. – 464 с. 13. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.: 2005, 240 с. 14. Народное образование в России. Исторический альманах. М.: 2000. – 400с 15. Пискунова Л.К. «Сказка о Военной Тайне…» А Гайдара на уроках чтения, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1977г., №2, с.24-28. 16. Психология искусства.— М., 1968.— С. 322. 17. Расскажи мне сказку…: Литературные сказки для детей/Сост. Э.И.Иванова. – М.: Просвещение, 1993. – 63 с. 18. Родари Д. Грамматика фантазии.— М., 1978.— С. 59. 19. Скатов Н. Пушкин. Русский гений. М.: 1999.- с. 36. 20. Сухомлинский А. И. Избр. пед. соч.—М., 1979.—Т. 1.—С. 183. 21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1997. 22. Терновский А.В. Детская литература, - М.: Просвещение, 1977г., с.21 23. Филиппова Л.В., Филлипов Ю.В., Кольцова И.Н., Фирсова А.М. Сказка как источник творчества детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 288с. 24. Чуковский К. И. От двух до пяти.— М., 1963.— С. 226.
Приложение
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |