Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Словесные изобразительные средства



2019-12-29 503 Обсуждений (0)
Словесные изобразительные средства 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: «Цапля и журавль в сказке В.И. Даля

Сказка В.И. Даля «Журавль и цапля» изучается в цикле уроков «Русская народная и сказка». Этот цикл уроков формирует целевое умение выделять содержательные особенности сказки, выразительно читать текст в указанном жанре.

Лучше всего знакомить детей со сказкой В.И. Даля, когда уче­ники уже исследовали некоторые русские народные сказки с таких позиций:

- содержание (особенности сказочных образов);

- композиция (особенности построения сказки);

- тональность (особенности интонации: поучительность, радость, печаль, юмор и т. д.);

- виды сказок (бытовые, волшебные).

Цели урока:

Познавательный аспект:

Формирование специальных (предметных) знаний и умений:

- первичного представления о сказке о животных;

- представления о композиции сказки (знакомство с экспози­цией);

- представления о жанровых признаках различных видов народных сказок (бытовые, волшебные) и мультипликационного фильма, созданного по мотивам сказки;

- представления о художественных средствах создания образа пи­сателем и мультипликатором;

- выразительного чтения сказки и составления рассказа-впечатле­ния о мультфильме.

Формирование общеучебных умений:

- развитие речи на языке предмета исследования (коммуникатив­ный аспект);

- осознанное, грамотное, выразительное чтение сказки (учебно-информативный аспект);

- постановка и принятие учебной задачи, работа с таблицей (ор­ганизационный аспект);

- сравнение произведений разных жанров (сказка словесная, сказка анимационная); классификация признаков сказки; анализ и обоб­щение материала исследования (интеллектуальный аспект).

Развивающий аспект урока:

- развитие интереса к предмету;

- развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с устаревшей лексикой;

- развитие эмоциональной сферы личности ребенка;

- формирование действий контроля и оценки. Воспитательный аспект:

- воспитание познавательной активности;

- воспитание культуры восприятия нового произведения (анима­ционного фильма);

- формирование межличностных отношений учащихся в группо­вой работе.

Время проведения: 2 четверть.

Возраст учащихся: 2 класс (8 лет).

Количество часов: 1-2 часа.

Журавль и цапля

Летала сова - веселая голова; вот она летела, летела да и села, головой повертела, по сторонам посмотрела, снялась и опять полетела; летала, летала да села, головой повертела, по сторонам посмотрела, а глаза у нее как плошки, не видят ни крошки! Это не сказка, это присказка, а сказка впереди.

Пришла весна по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать; высыпала-выбежала травка на солнышко поглядеть, вынесла цветы первые - подснежные: и голубые и белые, сине-алые и желто-серые.

Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам на Русь гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.

Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает: «Надо-де мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».

Вот свил он гнездо вплоть у болота, а в болоте, в кочкарнике, сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»

Тем временем надумался журавль: «Дай, говорит, посватаю цаплю, она в наш род пошла: и клюв наш, и на ногах высока». Вот и пошел он нетореной дорожкой по болоту: тяп да тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот он упрется клювом - хвост вытащит, а клюв увязнет; клюв вытащит - хвост увязнет; насилу до цаплиной кочки дошел, поглядел в тростник и спрашивает:

- А дома ли сударушка-цапля?

- Здесь она. Что надо? - ответила цапля.

- Иди за меня замуж, - сказал журавль.

- Как не так, пойду я за тебя, за долговязого: на тебе и платье корот­кое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!

Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.

Цапля, сидючи дома, пораздумалась: «А что ж, и вправду, для чего я ему отказала, нешто мне лучше жить одной? Он хорошего роду, зовут

Пошла цапля, а путь по болоту не близок: то одну ногу увязит, то дру­гую. Одну вытащит - другую увязит. Крылышко вытащит - клюв засадит; ну пришла и говорит:

- Журавль, я иду за тебя!

- Нет, цапля, - говорит ей журавль, - уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!

Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал; вот он выскочил из гнезда и пошел следом за нею болото месить. Приходит и говорит:

- Ну, так уж быть, цапля, я беру тебя за себя. А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет.

- Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя, - повторил журавль.

- Ты берешь, да я не иду, - отвечала она.

Нечего делать, пошел опять журавль домой. «Этакая нравная, - по­думал он, - теперь ни за что не возьму ее!»

Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет. А та опять передумала: «Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него».

Вот и пошла опять ковылять по болоту. Путь до журавля долог, бо­лото вязко: то одну ножку увязит, то другую. Крылышко вытащит - клюв засадит; насилу добралась до журавлиного гнезда и говорит:

- Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя! А журавль ей в ответ:

- Нейдет Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.

Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.

Думал, думал журавль да опять пожалел, для чего было ему не со­гласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту: тяп, тяп ногами, а ноги да хвост так и вязнут; вот упрется он клювом, хвост вытащит - клюв увязит, а клюв вытащит – хвост увязнет.

Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку прото­рили, а пива не сварили.

Комментарий. Этап 1. Русская народная сказка в пересказе В.И. Даля «Журавль и цапля» исследуется учениками тогда, когда они уже знакомы с другими народными сказками: волшебными и бы­товыми.

Перед чтением этой сказки уточните у детей, какие особенности на­родной сказки им известны. Предложите прочитать отрывки из любой волшебной и бытовой сказки (например, из волшебной сказки «Царевна-лягушка»; бытовой сказки «Солдатская загадка»), чтобы ученики определили принадлежность каждого отрывка к той или другой группе. Им необходимо будет выразительно прочитать отрывок, вспомнить за­главие сказки, определить ее вид и особенности, пояснить свою точку зрения.

По мере ответов учеников заполняется таблица. Вот какие вопросы вы задаете детям:

1. Какие события происходят в отрывках из сказок?

2. Кто является главными героями сказок?

3. Какова задача каждой сказки?

Вид сказки Волшебные Бытовые ?
Главный герой Человек + несу­ществующие герои Человек + человек (иногда животное)  
События Фантастические Из реальной жизни  
Задача жанра Показать, что доб­ро побеждает зло Высмеять недо­статки героя  

Вы видите, что последняя графа осталась незаполненной. Забегая вперед, скажу, что эта графа нужна для знакомства с особенностями сказки о животных (этот вид принято называть «животными» сказками). Она заполняется в процессе работы с новым произведением.

Этап 2. Чтение сказки вслух до конца. Читает ее учитель. Сразу после чтения выясняется, какие непонятные слова встретились в этой сказке. Дается их толкование. Ученики обмениваются первыми впе­чатлениями о смысле сказки, поведении героев - журавля и цапли. Отвечают на вопрос:

Чем заинтересовала вас сказка «Журавль и цапля»?

Естественно, ученики, уже знакомые с другими сказками, почувс­твуют особенности этой сказочной истории. Да, конечно, это сказка: здесь есть сказочный сюжет, герои разговаривают, ведут себя, как люди. Также на жанр указывают особенности языка В.И. Даля: большое коли­чество устаревших слов, интересная присказка. Вообще сказка изложе­на таким образом, словно ее рассказывает простой человек из народа, с прибаутками, повторами, ярким, эмоциональным языком.

Этап 3. Далее предложите ученикам такие вопросы-задания:

1. Кто являются главными героями этой сказки?

2. Какое событие описывается в сказке?

3. Какую задачу выполняет сказка?

4. К какому виду вы отнесли бы эту сказку? Почему?

Остановимся на каждом вопросе отдельно.

Главными героями сказки являются журавль и цапля. О них чита­тели узнают из заглавия произведения. Ученики с интересом выпол­няют задание на поиск в тексте эпизодов, слов, выражений, которые характеризуют и того и другого героя. По желанию учеников можно разделить класс на группы и дать задание: найти в тексте описание журавля и цапли. А также стоит выделить те эпизоды повествования, в которых герои высказывают мнение друг о друге. Вот какие резуль­таты работы с текстом могут у вас получиться.

Главные герои Описание по­ведения героя

Журавль

1) «Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает...».

2) «.. .ноги да хвост так и вязнут; вот он упрется клювом - хвост вытащит,

а клюв увязнет; клюв выта­щит - хвост увязнет...»

3) «Думал, думал журавль да опять пожалел...»

Цапля

Один герой го­ворит о другом герое

1) «.. .сидит долгоносая-долгоносая цапля, сидит, на журавля поглядыва­ет...».

2) «Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке...»

3) «.. .цапля сидит сердитая-пресердитая и го­ворить с журавлем не хочет».

Цапля о журавле

1) «...про себя посмеива­ется: «Ведь уродился же неуклюжий какой»

2) «.. .на тебе и платье ко­роткое, и сам ты пешком гуляешь, скупо живешь, меня на гнезде с голоду уморишь!»

3) «Журонька..

Выводы о ге­роях

Журавль о цапле

1) «...она в наш род пош­ла: и клюв наш, и на ногах высока».

2) «сударушка-цапля».

3) «Он хорошего роду, зо­вут его щегольком, ходит с хохолком».

4) «Этакая нравная...»

Журавль показан глупова­тым, смешным, долговя­зым, упрямым, обидчивым, несговорчивым. Он, не по­думав, сразу же отказывает цапле, а потом начинает жалеть.    

Цапля глупая. Своенравная, кокетливая, придирчивая, несговорчивая, капризная. Она, как и журавль, отка­зывается выйти замуж за него, а потом жалеет.

Оба героя, как видно из текста, очень похожи друг на друга. В сказке описывается комическая ситуация: журавль и цапля ходят свататься, обижают друг друга, находя недостатки, потом жалеют о случившемся, и ситуация снова повторяется. Могла ли такая история приключиться с людьми? Да, могла. Значит, в этой сказке ситуация из жизни животных приближена к реальной жизни людей. Ученики начинают заполнять пустые строки последней графы в том порядке, в каком они пронуме­рованы в таблице.

Вид сказки Сказка о животных
Главный герой 1. Журавль и цапля - птицы
События 2. Из реальной жизни
Задача жанра 3. Высмеять поведение героев, которые так и не смогли договориться

Журавль и цапля глупо и смешно выглядят со стороны. Под их обличием спрятаны люди, которые тоже часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу. Именно из этой ситуации и становится ясной задача сказки: высмеять недостатки человека, дать возможность посмотреть на себя со стороны.

Определяя вид сказки, ученики обмениваются мнениями. Они до­казывают, что это не волшебная история, в ней нет фантастических событий, колдовства, испытаний героя, несуществующих персонажей. Дети говорят, что сказка «Журавль и цапля» похожа на бытовую исто­рию, потому что события в ней взяты из реальной жизни. Главными героями в сказке являются животные (конкретно: это птицы). Такой вид произведений в народном эпосе называется сказками о животных.

Что вам необходимо знать о содержании этих сказок?

Система персонажей сказок о животных представлена, как пра­вило, образами диких и домашних животных. Образы диких животных явно преобладают над образами домашних: это лиса, волк, медведь, заяц, а из птиц - журавль, цапля, дрозд, дятел, воробей, ворон и др. Домашние встречаются значительно реже, причем появляются не как самостоятельные или ведущие персонажи, но лишь в соединении с лес­ными: это собака, кот, козел, баран, лошадь, свинья, бык, а из домаш­них птиц - гусь, утка и петух. Сказок только о домашних животных в русском фольклоре нет.

При работе с младшими школьниками над системой образов не­обходимо помнить, что каждый из персонажей - это образ вполне оп­ределенного животного или птицы, за которым стоит тот или иной человеческий характер. Характеристика действующих лиц основана на наблюдении за повадками, манерой поведения зверя, его внешним обликом. Однако эта характеристика всегда оценочная, причем оценка дается с позиций человека.

Например, лиса изображается, прежде всего, как льстивая, хитрая обманщица, обаятельная разбойница; волк - как жадный и недогадливый глупец, вечно попадающий впросак; медведь - как глупый власти­тель, употребляющий свою силу не по разуму; заяц, лягушка, мышь, лесные птицы - как слабые, безобидные существа, всегда служащие на посылках. Неоднозначность оценок сохраняется и при описании домашних животных: так, собака изображается как умное животное, преданное человеку; в образе кота показана смелость в сочетании с ле­ностью; петух криклив, самоуверен и любопытен, и т. д.

Этап 4. Сказка «Журавль и цапля» - это сказка о животных. Утвер­дившись в этом мнении, доказав его, ученики переходят к новому этапу работы. Они исследуют сказку с точки зрения основного сюжетного мотива.

Для понимания смысла русских народных «животных» сказок не­обходима работа над их сюжетной организацией и композицией.

Сюжет анималистических сказок характеризуется ясностью, чет­костью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый конец, известным об­разом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка.. .». Анималистические сказки от­личаются небольшим объемом, стойкостью сюжетной схемы и лако­низмом художественных средств выражения".

Композиция русских сказок о животных также отличается просто­той и прозрачностью. Нередко они являются одноэпизодными («Лиса и журавль», «Журавль и цапля» и др.). В этом случае для них характерна гиперболизация основных свойств и черт персонажа, определяющая необычность, фантастичность их поступков.

Следующие вопросы и задания адресуются ученикам.

1. Что же происходит в сказке? О чем в ней повествуется?

Конечно, в этой сказке есть история о том, как журавль и цапля ходят друг к другу свататься и никак не могут договориться между собой.

2. Какое событие (точнее, мотив, но этого слова пока ученики не знают) положено в основу развития сюжета? В основе сюжета лежит мотив ссоры птиц. Встает вопрос о том, как эта ссора показана в сказке.

3. Как сказка построена?

4. На какие части ее можно поделить?

5. О чем мы узнаем из каждой части?

Ученики перечитывают сказку и карандашом делят ее на смысловые части. Они находят (интуитивно) «сюжетные вехи» - экспозицию, завязку, перипетии героев, кульминацию и развязку. Обратите вни­мание на определенную «симметрию» таких элементов сказочного сюжета, как завязка и развязка. Какой конфликт послужил пружиной действия в данной сказке? Как и почему он возник? Как развивал­ся? Какой момент оказался переломным и почему? К какой развязке привела кульминация сказки и почему? Могло ли быть в этой сказке другое сюжетное решение? (Эти вопросы для вас, а для учеников те, что указаны выше).

1) В сказке ученики сначала выделяют особую часть, которая ни­как не связана с развитием основного события. «Летала сова - веселая голова...» - это начало присказки. Присказка представлена в сказке тремя первыми абзацами. Какую роль она играет? Присказка, пред­ставляющая шутливое, забавное вступление, настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание. По стилю присказ­ка ритмизована, богата звукописью. Подскажите ученикам, что она читается по-особому. Исполняется присказка скороговоркой. А сама сказка рассказывается обычным разговорным или декламационным тоном.

2) Далее в сказке следует экспозиция. Это часть сюжета, логически предшествующая завязке. Она намечает исходную ситуацию (время и место действия, состав, взаимоотношения персонажей) и подготав­ливает восприятие читателя. Место действия сказки «Журавль и цап­ля» - болото, где живет цапля, а рядом с болотом в гнезде обитает журавль.

3) Завязка событий начинается практически сразу, с того момента, когда журавль решает идти свататься: «Надо- de мне хозяйством обза­вестись, гнездо свить да хозяюшку добыть».

4) В сказке начинает развиваться конфликт между цаплей и журав­лем. Начало ему положило мнение цапли о журавле: «Ведь уродился же неуклюжий какой!»

Когда же журавль в первый раз приходит свататься, она отказыва­ет «жениху». Тот испытывает чувство обиды: «Слова эти показались журавлю обидными».

Затем, после того как журавль ушел, в первый раз к нему идет цап­ля. Но журавль на этот раз отказывает ей сам: «Стыдно стало цапле, закрылась она крылышком и пошла к своей кочке; а журавль, глядя за нею, пожалел, что отказал...»

Журавль, одумавшись, во второй роз идет к цапле. Цапля вновь отказывает ему. Журавль не на шутку обижается: «Уселся журавль в траве и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет». Тогда цапля, передумав, во второй раз идет к журавлю. Но и на этот раз они не могут договориться: теперь отказывает журавль.

Когда цапля уходит, журавль передумывает и отправляется к ней в третий раз. Читатель может предвидеть, что отказ цапли вновь пов­торится.

5) Развязка в этой сказке отсутствует, поскольку герои будут бес­конечно ходить друг к другу. От этом есть и указание в тексте: «Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку протори­ли, а пива не сварили». Как было указано выше, эта сказка является одноэпизодной. Правда, эпизод хождения героев другу к другу неод­нократно повторяется.

Этап 5. Язык сказки, конечно, интересен для читателя. Стоит пред­ложить специальные задания с целью наблюдения читателей за языком сказки. Такие задания учат внимательному, «тщательному» чтению. Остановимся на некоторых из них.

1. Найдите в тексте сказки незнакомые и непонятные слова. Определите значения незнакомых слов по толковому словарю.

2. Выберите из текста сказки устаревшие слова и попробуйте заме­нить их современными словами. Зачем в сказке использованы устарев­шие слова? Можно ли пересказывать сказку современным языком?

3. Слышите ли вы в словах сказки голос того или иного животного? Как создается эта «слышимость»?

4. Найди в тексте сказочные повторы. Зачем они используются в сказке?

Этап 6. Работа над выразительным чтением сказки, чтением по ролям, инсценированием.

После разбора содержания и композиционных особенностей сказки ученикам можно предложить задания, которые помогут эмоционально настроиться на интонирование произведения. Эти задания привлекают внимание учеников. Они становятся активными участниками твор­ческого процесса: например, чтение по ролям предполагает разбор особенностей интонации персонажей, манеры поведения. Вот вопросы и задания, которые настроят читателей на интерпретацию сказки.

1. Как в сказке называют того или иного персонажа и почему?

2. Выражает ли характеристика героя отношение к нему сказочника В.И. Даля? Каким образом выражено это отношение?

3. Выделите в сказке части, для которых характерна повествова­тельная интонация.

4. Где в сказке вы слышите интонацию сожаления? иронии? обиды? и т. д.

5. Представьте себе образ того или иного героя сказки и, читая его слова, передайте его характер, поступки при помощи интонации.

6. Передайте с помощью интонации настроение тех эпизодов сказ­ки, в которых показаны «трудности» журавля и цапли.

7. Прочитайте сказку по ролям.

8. Инсценируйте сказку.

 

 



2019-12-29 503 Обсуждений (0)
Словесные изобразительные средства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Словесные изобразительные средства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (503)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)