Суть суда присяжных заседателей
Судебными уставами 1864 года создавалась оригинальная и эффективная система правосудия. Она имела две ветви, две подсистемы, которые объединял высший судебный орган – Сенат; общие суды и мировые суды. Общие суды состояли из двух инстанций: первая – окружные суды, вторая – судебные палаты. Окружные суды состояли из одного или нескольких отделений по уголовным и гражданским делам. Для рассмотрения дел о преступлениях, за которые могло быть назначено наказание в виде лишения прав состояния, как особенных, связанных с принадлежностью к привилегированным сословиям, так и всех прав (имущественных, брачно-семейных и т. д.), привлекались присяжные заседатели. Таким образом, суд присяжных является не самостоятельным учреждением, а особым присутствием окружного суда.[6] В судебных уставах предусматривалось, в частности, что присяжными являются русские подданные не моложе 25 и не старше 70 лет, прожившие «не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели».[7] Двухгодичная оседлость требовалась, «чтобы присяжные заседатели, для оценки по совести степени вины подсудимых, были хорошо знакомы с нравами, обычаями и общественной жизнью известной местности». Не могли быть присяжными лица, «исключенные из службы по суду или из духовного ведомства за пороки, или же из среды тех обществ и дворянских собраний», несостоятельные должники, «состоящие под опекой» и др. Запрещалось быть присяжными чиновникам государственной службы, священнослужителям, военным, лицам, находящимся в услужении. При избрании присяжных составлялись общие и очередные списки. Для внесения в общие предполагался имущественный ценз: наличие не менее 100 десятин земли или иного недвижимого имущества суммой от 200 до 500 р. или жалование, или доход от капитала, занятия, ремесла и промысла в сумме от 200 до 500 р. «Имущественный ценз, — заявляли реформаторы, — должен быть... довольно высок, иначе в присяжные поступали бы лица бедные, не имеющие достаточного образования и недовольно развитые» для исполнения своих обязанностей. Высокий имущественный ценз — гарантия «заботливости в охранении общественной и частной безопасности и законного порядка».[8] Судебные уставы ввели служебный ценз, позволявший быть присяжным без учета имущественного положения. Подобная новелла не знала аналогов в мировой практике. В общие списки включались «все состоящие в государственной гражданской службе по определению от правительства, в должности пятого и ниже классов... все состоящие на местной службе по выборам дворянских и городских обществ»[9], крестьяне, занимавшие не менее трех лет выборные должности сельских старост, старшин, и др. Лица, имевшие право быть присяжными, вносились в общие списки особыми временными комиссиями, которые назначались в уездах земельными собраниями, «а в столицах соединенными заседаниями общих городских дум и местных уездных земских собраний». Комиссии ежегодно проверяли и дополняли списки. Последние представлялись губернатору, который проверял соблюдение закона при их составлении. Он имел право исключить неправильно внесенных туда лиц с указанием причин. «Недовольные исключением, сделанным губернатором», могли жаловаться в Сенат. На основании общих списков составлялись очередные. Этим занимались временные комиссии, но «под председательством уездных предводителей дворянства и при участии одного из мировых судей уездного города». Очередные списки публиковались в губернской газете. Присяжные обязаны были явиться в суд для рассмотрения уголовных дел. Перед началом процесса отбирались 30 человек. Стороны (обвинение и защита) могли отвести из этого состава по 6 присяжных без объявления причин. Одновременно составлялся и особый список запасных заседателей. В него вносились только лица, которые проживали в тех городах, где проводились заседания суда с участием присяжных заседателей. [10] Оба списка с установленной комиссией очерёдностью привлечения к делам заседателей (по кварталам и месяцам) через печать и извещение частной полиции доводилось до сведения самих присяжных и всего местного населения. Каждый присяжный заседатель участвовал в работе суда только один раз в течении года и мог не привлекаться более в течении следующего года. Процесс с участием присяжных заседателей называется сессией, которая начиналась с торжественного приведения их к присяге и разъяснения председательствующим обязанностей присяжных. Допуская широкий демократический элемент в суде присяжных по общеуголовным делам, законодательство делало существенные изъятия применительно к государственным преступлениям. Для их рассмотрения в судебной палате приглашались представители от сословий, предводители дворянства, городской голова, волостной старшина. Они не были отделены от коронного суда, считаясь равными в правах при определении вины и назначении наказания. Подбор и деятельность подобного «народного элемента» подтверждали в результате недоверие к нему законодательства, «она вносило в организацию этого суда численное преобладание элемента коронного». Присяжные заседатели выносят свое решение в виде вердикта по вопросу факта, а не права, отвечая утвердительно или отрицательно на следующие вопросы: о доказанности деяния, о доказанности его совершения подсудимым, о виновности подсудимого. В вердикте дается ответ на вопрос – заслуживает ли подсудимый снисхождения, при утвердительном ответе на который судья не вправе назначить наказание свыше 2/3 максимального размера санкции соответствующей нормы уголовного закона. [11] Вердикт присяжных выносился большинством голосов, если невозможно было добиться согласия. Голоса подавались устно по каждому вопросу в отдельности. Последним выражал свое мнение старшина. При разделении голосов поровну принималось мнение, которое было в пользу подсудимого. При возвращении в зал старшина в присутствии подсудимого прочитывал вслух вопросы суда и ответы присяжных. Затем вопросный лист передавался председателю суда, который удовлетворял его своей подписью. Приговор, вынесенный судом с участием присяжных заседателей, считался окончательным и мог быть обжалован только в кассационном порядке в уголовном департамент Сената. Он мог отменён полностью или частично. Но это не касалось самого вердикта, а только вынесенного на его основании решения коронного суда. Исторический опыт показывает безусловные преимущества суда присяжных перед традиционным судом или судом шеффенов (с участием народных заседателей): - граждане без какого-либо вмешательства, самостоятельно, по своему внутреннему убеждению, совести, пониманию справедливости, жизненному опыту разрешают основной вопрос по уголовному делу – о виновности или невиновности подсудимого; - в совещательной комнате исключается процессуально-правовое неравенство между присяжными заседателями и профессиональными судьями ввиду отсутствия последних; - реальное, а не формальное привлечение общественности к отправлению правосудия по уголовным делам; - повышение доверия общества к одному из важных атрибутов государства – судебной власти; - граждане, привлекаемые в качестве присяжных заседателей, среди достаточно большой и представляющей все слои общества группы окружающих их лиц формируют уважение к правосудию, позитивное отношение к закону; - развевается устойчивый миф о сплошной коррумпированности судей и правоохранительных органов; - эффективнее решается задача общей и индивидуальной профилактики преступлений и правонарушений; - повышение качества предварительного следствия; - действие принципа состязательности и равноправия сторон обвинения и защиты, позволяющее усилить прокурорский надзор за предварительным следствием и создать школу судебного красноречия; - формирование эталона досудебного и судебного производства по уголовным делам.[12] Суд присяжных стал центральным звеном новой судебной системы, введение которой было обусловлено объективными потребностями развития капитализма в России. В этом, несмотря на серьезное сопротивление реакционно-настроенных государственных чиновников и других общественных кругов, секрет его успешного приживления на русской почве. Воспользовавшись вынесением присяжными оправдательных вердиктов по политическим делам, реакционеры, однако, сумели добиться принятия закона 9 мая 1878 г., ограничивавшего их компетенцию. Из ведения суда присяжных были изъяты, в частности, преступления, посягавшие на общественный порядок, и переданы суду с сословными представителями. Закон 7 июня 1889 г. еще больше сузил его компетенцию.[13]
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (208)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |