Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Управление персоналом как наука и учебная дисциплина.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5. 1. Полидисциплинарные истоки управления персоналом.
Управление персоналом в единстве своих разнообразных функций, субъектов методов выступает предметом одноименной науки "управление персоналом".
Одновременно эта многогранная социальная деятельность и различные
аспекты ее влияния на организацию, человека и общество являются объектом анализа целого ряда наук. Соотношение управления персоналом как науки (далее просто - управление персоналом) с родственными дисциплинами помогает полнее уяснить предмет этой науки, ее возможности и значение.
Управление персоналом - сравнительно молодая наука.
Хотя многие ее идеи и теории возникли вначале XX в. и даже раньше,
долгое время они развивались в рамках различных наук, связанных с
производством и деятельностью главным образом коммерческих, а также
некоммерческих, прежде всего государственных, организаций. В зависимости от того, в русле каких наук исследовались и разрабатывались идеи управления персоналом, для характеристики этой науки использовались соответствующие термины. Так, в США управление персоналом развивалось в основном в русле бихевиористских, поведенческих наук, что прямо повлияло на название этой дисциплины. Там, несмотря на то, что процесс выделения управления персоналом в самостоятельную науку в основном завершился в
60-70-х годах XX в., она и сегодня называется по-разному: "организационное поведение" или "управление человеческими ресурсами" (иногда эти термины характеризуют относительно самостоятельные науки, причем "организационное поведение" трактуется как ядро, важнейшая составная часть "управления человеческими ресурсами").
"Организационное поведение, - пишут американские авторы Г. Штраусе, Р.
Милль и др., - представляет собой комбинацию, по крайней мере, двух старых наук в школах бизнеса: "человеческие отношения" и "управление", но эти науки также включили в себя элементы других дисциплин, в основном психологии и социологии. Политическая наука, экономика (по крайней мере, те элементы, которые относятся к принятию решений и информационной экономике), антропология и психиатрия также повлияли на развитие науки об организационном поведении".
В Германии и некоторых других странах континентальной Европы наука
управления персоналом была традиционно связана в первую очередь с
экономикой предприятия, что нашло отражение в названии этой дисциплины - "экономика персонала" или "менеджмент персонала". И сегодня в ФРГ
довольно часто данные термины употребляются как синонимы науки
управления персоналом, а это недостаточно точно хотя бы уже потому, что наука управления персоналом изучает не только рыночные, но и некоммерческие (государственные и общественные) организации.
В СССР специальной науки управления персоналом не существовало, и
отсутствовала важнейшая база ее предмета - рыночная среда, тем не менее,
управление кадрами исследовалось в рамках экономических, социологических и психологических наук.



5.2. «Содержание труда»
Примерно в 70-х годах управление персоналом, как и вся система
управления организациями, претерпело глубокие качественные изменения. В
целом это было связано с вступлением ряда промышленно развитых стран
Запада в постиндустриальную стадию развития, а также с действием целого
ряда факторов экономического, политического и социально-культурного
характера.
Ведущим и первым в нашей классификации фактором повышения роли персонала в современном производстве являются принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники, технологий и методов производственной деятельности. На изменение содержания труда существенно повлиял начавшийся в середине XX в. процесс автоматизации производства. Он отделил работника от предмета труда, поставив между ними сложную систему машин и оборудования. Это освободило человека от большинства механических функций, резко увеличило удельный вес задач по осмыслению идущих от машин сигналов и другой информации.
Кроме того, автоматизация ослабила или вовсе устранила прямую связь
между интенсивностью труда и его производительностью, сделав ненужной
характерную для управления персоналом в тейлористской модели функцию
"максимального выжимания пота". На первый план выдвинулись функции
обеспечения непрерывности работы системы агрегатов, обслуживания и
наладки оборудования. Все это повысило интеллектуальное содержание
труда, значимость ответственности и самоконтроля работника.
Большое влияние на содержание труда оказала компьютеризация
производства, произошедшая в 80-х годах в связи с миниатюризацией и
удешевлением компьютеров. ЭВМ в соединении с другими приборами
освободили работников от однообразных, монотонных операций по контролю над аппаратами. Автоматизация и компьютеризация производства позволяют передавать технике не только физические, но и сложные интеллектуальные операции, оставляя человеку неалгоритмизируемые, т.е. наиболее творческие виды деятельности, связанные с уникальными свойствами мозга и социализацией индивида.
Для современного производства все более актуальным становится девиз
фирмы "Ай-Би-Эм" "Машина работает, человек думает". С таким уровнем
развития производства несовместима низкая квалификация рабочей силы.
Напротив, от работника требуется постоянное накопление знаний и навыков,
необходимое для освоения непрерывно обновляющихся видов продукции и
технологий.
Компьютеризация не только повышает роль персонала в производственном
процессе, но и порождает некоторые проблемы в области управления им.
Так, внедрение компьютерных систем и сетей нередко ведет к росту
надомного труда и индивидуализации труда в целом, в значительной степени
заменяет межличностное взаимодействие общением посредством электронной связи. Это, в свою очередь, ослабляет чувство организационной
принадлежности и интерес к делам всего предприятия, подрывает
мотивационную значимость корпоративной культуры. Нейтрализация этих
негативных факторов компьютеризации - одна из новых задач управления персоналом.

 

6. Человек в традиционном и современном производственном процессе.
«Универсальная» концепция.

 

Персонал включает всех работников организации, всех занятых на
предприятии, исключая его собственника в том случае, если он
непосредственно не выполняет каких-либо производственных функций.
Концепция управления персоналом - система
теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает:
- разработку методологии управления персоналом, которая предполагает
рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления,
процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и
задачам организации, методов и принципов управления персоналом;
- систему управления персоналом, которая предполагает формирование
целей, функций, организационной структуры управления персоналом,
вертикальных и горизонтальных взаимосвязей руководителей и специалистов
в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих
решений;
- технологию управления персоналом, которая предполагает организацию
найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и
адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда,
управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития
организации, высвобождение персонала и др.
Основу современной «универсальной» концепции управления персоналом в
организации составляет возрастающая роль личности работника, знание его
мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
В мире разработаны новые подходы к приоритету ценностей. Главное внутри
организации - работник, главное вне организации - потребители продуктов
и услуг.
Необходимо повернуть сознание работающего - к потребителю, а не к
начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к
бездумному исполнителю.
Принципы управления персоналом - это основные правила, которым должен
следовать руководитель и специалисты в процессе управления персоналом.
Принципы управления персоналом объективны, так как отражают требования объективно действующих экономических законов.
Общими принципами управления персоналом являются следующие принципы: научности; системности; перспективности; оперативности; простоты и другие.
Частными принципами управления персоналом, применяемыми в отдельных
предприятиях и организациях в различных странах мира (например, США или Японии) являются следующие принципы: пожизненного найма; консенсуальное принятие решений; контроля исполнения заданий, основанного на доверии; воспитание через корпоративную культуру и т.д.
В отечественных организациях сложились следующие принципы управления
персоналом: плановости; демократического централизма; первого лица,
единства распорядительства; сочетание единоначалия и коллегиальности;
централизации и децентрализации; линейного, функционального и целевого
управления; контроля исполнения решений.
Управление персоналом как специфическая деятельность осуществляется с
помощью различных методов воздействия на сотрудников.
Методы управления персоналом — способы воздействия на коллективы и
отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Выделяют три группы методов,
применяемых в управлении персоналом:
Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как
осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление
человека трудиться в определенной организации, культура трудовой
деятельности.
Административные методы - это методы прямого воздействия: любой
регламентирующий административный акт подлежит обязательному исполнению, то есть санкции предполагаются за невыполнение распоряжений. Эти методы соответствуют правовым нормам, действуют на
определенном уровне управления, актам и распоряжениям вышестоящих
органов.
Экономические методы основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников на использование механизма управления. Методы носят косвенный характер, занимают ведущее место в управленческой деятельности, являются фундаментом управляющего воздействия.
Социально-психологические методы управления основаны на использовании
социальных механизмов управления (система взаимоотношений в коллективе, участие работников в управлении, формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное стимулирование и т.д.).
Специфика этих методов заключается в использовании неформальных
факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления
персоналом. Это методы косвенного воздействия, в которых нет четко
определенного времени и обязательности воздействия.
Все методы управления персоналом взаимосвязаны и используются в
комплексе.
Возможна более подробная классификация методов по признаку
принадлежности к конкретной функции управления персоналом.
В этом случае выделяют методы: планирования персонала; найма персонала;
отбора персонала; мотивации трудовой деятельности; профориентации и
трудовой адаптации; организации системы обучения; оценки персонала;
управления деловой карьерой и др.
Функции управления персоналом - основные направления деятельности,
ориентированные на удовлетворение потребности организации в персонале.
В современной литературе существуют разнообразные перечни функций
управления персоналом.
Так, например, Пугачев В.П. на основе анализа отечественной и зарубежной
литературы выделяет следующие функции:

- планирование персонала, определение потребности в количестве и
качестве сотрудников, а также время их использования;
- определение способов рекрутирования, привлечения персонала;
- маркетинг персонала;
- подбор, оценка, отбор и принятие на работу;
- адаптация, обучение и повышение квалификации работников, их развитие;
- планирование карьеры, обеспечение профессионально-должностного
продвижения роста работников;
- мотивация персонала;
- руководство персоналом;
- управление расходами на персонал;
- организация рабочего места;
- обеспечение оптимального распределения работ;
- высвобождение персонала;
- освобождение персонала;
- кадровое делопроизводство: сбор, хранение, учет анкетных данных,
стажа, повышения квалификации;
- управление информацией — оценка результатов деятельности и трудового
потенциала персонала;
- контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организация порядка;
- управление конфликтами;
- правовое регулирование трудовых отношений;
- налаживание партнерских отношений с организациями, влияющими на
персонал;
- планирование и развитие организационной культуры;
- социальное обеспечение сотрудников, обеспечение их безопасности,
здоровья, охраны труда;
- обеспечение репутации организации и позитивное восприятие её внешней
средой.
Перечисленные функции не исчерпывают всего их перечня. Они дают
представление о содержании управления персоналом как специфического вида деятельности и лежат в основе систем управления персоналом.
Система управления персоналом организации — система, в которой
реализуются функции по управлению персоналом организации.




Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7