Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научный потенциал региона



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
Научный потенциал региона 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Укреплению образовательной системы в области способствовала реализация проекта «Образование», благодаря которому в сельские школы области поступают автобусы, современное учебное оборудование для оснащения кабинетов. Средства на эти цели выделяются из областного бюджета. Успешно осуществляются программы компьютеризации. На сегодняшний день почти 350 сельских школ оборудованы компьютерными классами, комплектами спутниковых антенн. Президентские и губернаторские гранты получили десятки школ и педагогов, использующие в своей работе инновационные образовательные технологии. В целях повышения престижа профессии учителя в области полностью сохранены все надбавки, установленные региональным бюджетом, за классное руководство, а также 25%-ная надбавка для сельских учителей. Также проводится учеба специалистов агропромышленного комплекса на базе Института профессиональной переподготовки и повышения квалификации Орловского государственного аграрного университета.

В образовательных учреждениях профессионального образования Орловской области работают 1623 молодых ученых и специалистов в возрасте до 40 лет, из них 862 человека имеют ученую степень, что составляет 53 % от их общего числа.

Руководствуясь необходимостью поддержки молодых ученых с целью укрепления кадрового потенциала учебных заведений, в вузах Орловской области ведется активная работа по подготовке научных кадров в докторантуре, аспирантуре, клинической ординатуре и интернатуре. Прием в аспирантуру осуществляется через конкурсный отбор, развитие (пополнение) научной школы, целевую подготовку по контракту с инновационной организацией (предприятиями), личный выбор с самофинансированием, подготовку в магистратуре.

В ряде учебных заведений высшего профессионального образования существует практика подготовки наиболее талантливой молодежи к сдаче кандидатских экзаменов на пятом курсе. Во время экзаменационной сессии успешно прошедшие подготовку и получившие допуск соответствующих кафедр соискатели сдают вместо вступительных экзаменов кандидатские.

В вузах Орловской области работают 17 диссертационных советов.

В 2008 году успешно защитили:

- кандидатские диссертации 135 аспирантов;

- докторские диссертации 33 докторанта.

В 2009 году планируют продолжить свое обучение 549 выпускников учреждений высшего профессионального образования, из них в аспирантуре- 429 человек, в магистратуре -120 человек.

За последние три года прием в аспирантуру по конкурсному отбору возрос в 1,5 раза, личный выбор при самофинансировании - более чем в 2 раза, целевая подготовка для инновационных организаций – почти в 2 раза, что говорит о возрастании роли послевузовской подготовки в современном обществе.

В целях стимулирования исследовательской деятельности молодых преподавателей вузы отдают им приоритет для участия во внутривузовских конкурсах научных работ, финансируют издательскую деятельность, обеспечивают участие ученых в научных мероприятиях, проводимых на территории России и за рубежом.

Научно-исследовательская и инновационная деятельность молодых ученых и специалистов развивается по 79 направлениям, учитывающим весь спектр научного потенциала вузов, региональные приоритеты, а также объективную результативность и перспективность научных исследований.

В каждом учреждении высшего профессионального образования создан и активно работает Совет молодых ученых – общественное объединение представителей молодых ученых и специалистов вуза, основными целями и задачами деятельности которого являются содействие в практической реализации государственной политики приоритетности образования и науки, укрепление и развитие профессиональной солидарности, взаимопомощи и сотрудничества молодых ученых и специалистов, распространение профессиональных знаний и накопленного опыта, организация выставок, семинаров, конференций, иных мероприятий.

В Орловской области особое внимание уделяется вопросам выявления и поддержки талантливой молодежи, содействию её приходу в фундаментальную науку. В целях поддержки творческой деятельности молодых ученых, роста их научной квалификации, более полного использования потенциала научно-исследовательских коллективов учреждений высшего профессионального образования и научных организаций для решения научно- технических и социально-экономических задач региона ежегодно проводится конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу молодых ученых. К участию в конкурсе приглашаются молодые ученые, возраст которых не превышает 33 лет. В 2008 году 22 научно-исследовательские работы были представлены на конкурс, по итогам которого были определены 6 победителей: 2 победителя по направлению гуманитарные науки и 4 победителя по направлению естественные науки. Победители конкурса получили денежное вознаграждение в сумме 25 000 рублей каждый.

С 2002 года в Орловской области присуждается ежегодная премия имени А. П. Киселева за лучшую работу по математике и методике преподавания математики, внедренных в практику работы образовательных учреждений и учреждений начального и среднего профессионального образования:

- для ученых, преподавателей и аспирантов в размере 10000 рублей;

- для студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования педагогического профиля в размере 3 000 рублей.

В целях выявления наиболее способных студентов, повышения уровня подготовки специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования Департаментом социальной политики Орловской области проводятся областные межвузовские олимпиады и областной межвузовский конкурс научных студенческих проектов. В 2009 году межвузовские олимпиады проходили по 35 предметам, а областной межвузовский конкурс студенческих работ проводился по 5 номинациям.

По итогам олимпиады 115 студентов вузов стали победителями и призерами, 12 научных студенческих работ отмечены дипломами лауреатов конкурса и премиями.

Несмотря на очевидные позитивные направления в работе вузов региона приток в науку молодых ученых и специалистов не является достаточным в силу ряда причин, которые были выявлены в ходе проводимых социологических опросов:

Низкая оплата научной деятельности -89,3%

престиж научной деятельности является низким -39,3%

отсутствие необходимой материальной базы для исследований - 33,3%

плохие социальные условия - 20,3%

предпочитают уехать для работы за границу -18,3%

имеются серьезные трудности внедрения результатов исследований -10,0%

научная деятельность чрезмерно бюрократизирована -6,7%

плохая научная коммуникация -3,3%

научные темы, разрабатываемые в учреждении, не актуальны -2,0%

Для решения данных проблем в рамках развития системы подготовки кадров высшей квалификации предлагается использование новых инструментов, адекватных современным условиям:

- увеличение объёмов финансирования научно-исследовательской деятельности вузов, в том числе оплаты труда научно – педагогических работников;

- создание организационных элементов инновационной инфраструктуры: центров трансфера технологий с участием государственных научных центров Российской Федерации, высших учебных заведений, академических и отраслевых институтов, технико-внедренческих зон, системы фондов начального финансирования инновационных проектов. Особенностью дальнейшей работы по созданию центров трансфера технологий должна стать отработка механизмов партнерства государства и бизнеса, позволяющих обеспечить передачу в предпринимательскую среду результатов научно-технической деятельности, созданных с участием средств федерального бюджета, для введения их в хозяйственный оборот путем создания и развития высокотехнологичных инновационных предприятий;

- разработка системы стимулов и мотиваций для участников инновационного процесса, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции (совершенствование системы налогообложения в отношении авторов и разработчиков технологий, таможенного и тарифного регулирования в отношении предприятий, которые создают и используют научно-технические результаты в своем хозяйственном обороте, расширение практики предоставления грантов на стадии, предшествующей коммерциализации результатов научно-технической деятельности, стимулирование развития институтов кредитования и структур страхования инновационных рисков);

Осуществление перечисленных мер позволит реализовать стратегические конкурентные преимущества страны, связанные с ее интеллектуальным потенциалом, сохраняя и развивая мощную базу генерации знаний, сосредоточив ограниченные ресурсы на тех научных направлениях, где Россия имеет мировой приоритет. Это обеспечит сохранение конкурентоспособности страны в научной сфере в краткосрочной и среднесрочной перспективе, создаст основу для дальнейшей интеллектуальной экспансии на долгосрочную перспективу.

В Орловской области, как и во многих других регионах, активно развивается программа информатизации общества. Одной из основных составляющих этой программы является информатизация сферы образования. Несмотря на крупные шаги, сделанные в этом направлении, в регионе остаются нерешенными ряд ключевых проблем. По-прежнему неудовлетворительным является состояние информатизации в учебных заведениях и структурах управления образованием Орловщины. Беспокойство вызывает техническое оснащение образовательных учреждений и уровень квалификации преподавателей в области информационных технологий в начальном и среднем профессиональном образовании, а также в общеобразовательных учебных заведениях. Особенно это относится к удаленным от областного центра сельским учебным заведениям.

Несколько лучше ситуация в высшем образовании Орловской области. Тем не менее, только 50% вузов области реально используют в учебном процессе общие информационные ресурсы, предоставляемые через глобальные сети.

В настоящий момент в области ведется работа по реализации системного подхода к формированию системы информационно-телекоммуникационной образовательной среды. В качестве головной организации здесь выступает Орловский государственный технический университет, который является единственным некоммерческим провайдером Орловской области. На его базе функционирует узел RBNET - РосНИИРОС с пропускной способностью 2 Мбит/с, который обслуживает свыше 500 абонентов системы образования.

Основные причины сложившейся ситуации, на наш взгляд, прежде всего обусловлены техническими ограничениями используемых линий связи, а также низким уровнем методической подготовки в области информатизации большинства преподавателей.

В связи с этим к основным направлениям развития единой информационно-телекоммуникационной образовательной среды Орловской области на ближайшее время можно отнести:

построение единого образовательного пространства на всей территории области с возможностью ее интеграции на региональном и межрегиональном уровне с сетями и информационными ресурсами науки, культуры, здравоохранения и других жизненно важных сфер деятельности человека;

повышение качества образования за счет построения рациональной структуры управления, привлечения региональных и межрегиональных образовательных ресурсов и их предоставления независимо от удаленности учебных заведений от исторически сложившихся культурно-образовательных центров;

повышение уровня квалификации, творческий рост и эффективное использование научно-педагогического потенциала Орловской области за счет создания централизованной системы повышения квалификации в области применения информационных технологий, предоставления качественного доступа к мировым информационным ресурсам, организации и внедрения элементов дистанционного образования в учебный процесс;

развитие элементов системы открытого образования на уровне Орловского региона.

Для реализации указанных направлений развития единой информационно-телекоммуникационной образовательной среды Орловской области в первую очередь необходимо решить следующие задачи:

1. Завершить создание иерархической системы информационно-консультационных центров и организацию на их базе локальных узлов информационно-телекоммуникационной сети образования области;

2. Расширить систему непрерывной методической поддержки и обучения преподавателей школ и других учебных заведений, в том числе за счет проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических, административных и инженерно-технических кадров области;

3. Продолжить широкомасштабную поставку оборудования и программно-методического обеспечения поддержки учебного процесса в учебные заведения области, в первую очередь, в удаленные сельские школы;

4. Организовать систему технического и методического обслуживания учебных заведений на базе информационно-консультационных центров и разработать соответствующие нормативные документы управленческого и учебно-методического характера, отражающие особенности Орловской области;

5. Создать в области систему разработки и приобретения электронных учебно-методических материалов и их апробации для использования в едином информационно-телекоммуникационном образовательном пространстве.



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
Научный потенциал региона 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научный потенциал региона

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)