Этап развития подготовленной речи.
1.Видоизменение текста-образца. 2.Порождение самостоятельного высказывания: а) с помощью вербальных опор (ключевые слова, план, заголовки и т.д.); б) с опорой на источники информации (картина, кинофильм, телепередача и т. д.); в)с опорой на изученную тему. Этап развития неподготовленной речи: а) с опорой на источник информации (книгу, статью, картину, художественный или документальный фильм и т. д.); б) с опорой на жизненный и речевой опыт учащихся (на однажды прочитанное или увиденное, на собственное суждение, на фантазию и т. д.); в) с опорой на проблемную ситуацию, в том числе в ролевых играх и дискуссиях. Речевые упражнения для обучения подготовленной диалогической речи: • ответы на вопросы (краткие, полные, развернутые); • постановка узловых вопросов к тексту; • диалогизация прослушанного или прочитанного монологического текста; • составление диалога на изучаемую тему и заданную ситуацию; • драматизация монологического текста; • дополнение или видоизменение диалога; составление направленного (или самостоятельного) диалога по содержанию рассказа (кино-, диафильма и т.д.); • объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог; • положительный или отрицательный ответ на вопрос и пояснение его; • завершение диалога с ориентацией на подсказку (кто, с кем говорит, где, когда и о чем и др.). Речевые упражнения для обучения подготовленной монологической речи: • воспроизведение связных высказываний с некоторой модификацией (изменением конца или начала, введением нового действующего лица, видоизменением композиции изложения и т.д.); • составление ситуации или рассказа (по ключевым словам, по плану; на заданную тему, изложенную кратко на родном языке, и т.д.); • описание картины или серии картин (карикатур, немого фильма или диафильма и др.), связанной(ых) с изучаемой темой; • воспроизведение ситуаций, в которых использованы названные обороты и речевые формулы; • объяснение на иностранном языке заголовка (реалий); • определение и краткое обоснование темы прослушанного рассказа (радиопередачи, доклада, выступления); • выделение в сообщении смысловых частей, озаглавливание их; • пересказ (близкий к тексту, пересказ-реферат, пересказ-резюме); • сокращение прослушанного сообщения или прочитанного рассказа (незначительное), передача информации несколькими фразами; • составление плана прослушанного рассказа; • изложение диалога в монологической форме и др. Речевые упражнения для обучения неподготовленной диалогической речи: • составление аргументированных ответов на вопросы; • проведение комбинированных диалогов (с репликами и комментариями других учащихся); • проведение ролевых игр или викторин; • проведение дискуссии или диспута; • беседа за круглым столом и др. Речевые упражнения для обучения неподготовленной монологической речи: • придумывание заголовка и его обоснование; • описание картины или карикатур, не связанных с изученной темой; • составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное; • обоснование собственного суждения или отношения к фактам; • определение и обоснование квинтэссенции высказывания; • характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.); • оценка прослушанного или прочитанного; • составление кратких объявлений и текстов открыток. Упражнения всех перечисленных этапов должны отвечать, кроме того, следующим требованиям: быть посильными по объему, апеллировать к разным видам памяти, восприятия и мышления, быть целенаправленными и мотивированными (что предполагает наличие формулировки конечной или промежуточной цели выполнения упражнений), активизировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации. [11] Коммуникативные игры Отличительной чертой коммуникативных, в том числе ролевых, игр и их преимуществом перед другими видами работ, направленных на развитие устного общения, является то, что в данных упражнениях речевая деятельность рассматривается в социальном контексте с учетом темы разговора, отношений между партнерами по общению, места и времени действия, учета предварительных знаний о своем собеседнике и т. д., что способствует приближению процесса обучения к реальной жизни. С их помощью: 1)улучшаются отношения между учащимися и учителем, поскольку последний выступает в игре как партнер по общению; 2)появляются условия для создания творческой обстановки и поддержания живого интереса; 3)делается попытка выйти за рамки ограниченного общения в классе; 4)создается ситуация, в которой учащийся может играть самого себя или роль, которая ему поручается; 5)увеличивается время для речевой практики. Учащиеся больше и чаще по сравнению с другими формами обучения высказывают собственное мнение, выражают чувства и мысли персонажей, которых они играют; 6)проблемные задания, включая проекты, решаются совместными усилиями, что позволяет приобрести опыт практической и творческой деятельности; 7)создаются большие возможности для расширения кругозора учащихся путем знакомства с историей, культурой, традициями и персоналиями стран изучаемого языка. [6] Следует помнить, что игры предназначены не для развлечения, а для обучения через действие. Для успешного проведения любой коммуникативной игры необходимы правильный отбор материала и тщательная методическая подготовка. Игры принято делить на языковые, коммуникативные, ролевые и деловые. Языковые игры, как следует из названия, предназначаются для развития умений и навыков на материале разных знаков языка — от слогов до микротекстов. К играм такого характера относятся лото, кроссворды, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов/предложений и др. Отличительными особенностями этих игр являются: статичность, подсказанность, проведение в форме соревнования, однозначность или ограниченность решений, имитативно-репродуктивная деятельность. Языковые игры предназначаются для начального этапа и представляют собой разновидность упражнений в парной или групповой работе с целью закрепления и активизации языкового материала, а также обучения несложным высказываниям. Коммуникативные игры обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Они ситуативно-обусловлены и связаны с реализацией одного-двух речевых намерений. Наличие ролей в этих играх необязательно, хотя они и не исключаются[1]. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации, которые в англоязычной методической литературе принято называть симуляциями. Основными характерными чертами всех ролевых игр являются: а) наличие проблемы, лежащей в основе игры; б)наличие определенных персонажей/ролей, имеющих разное отношениек обсуждаемой проблеме; в)наличие проблемной ситуации, которая содержит в себе условия когнитивного конфликта. Ролевые игры способствуют формированию следующих умений: • принять и исполнить роль; • ориентироваться в ролях партнеров; • выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией; • проводить и отстаивать свою точку зрения; • склоняться к компромиссу; • предусматривать конфликт и находить пути для его устранения; • формулировать проблему и предлагать пути ее решения; • менять тактику своего поведения; • владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений; уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.); Ролевая игра предполагает наличие трех этапов: подготовительного, проведения игры, контроля. Подготовительный этапвключает предварительную работу учителя и учащихся. Подготовка учителя предусматривает: а) выбор темы и формулирование проблемы; б) отбор и повторение необходимых языковых средств; в) уточнение параметров ситуации: время, место, количество участников, степень официальности; статусно-ролевые характеристики партнеров; личностные характеристики персонажей; речевые намерения: запрос информации, выражение согласия/несогласия, аргументация собственного мнения и т.д. г) подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки (со списком формул или вопросов, фрагменты фильмов, образцы писем зарубежных школьников и т. д.); д) уточнение цели игры и планируемого конечного результата. Подготовка учащихся заключается в следующем: · поиск дополнительных данных по теме или изучение раздаточного материала; · повторение речевых формул и лексики по теме. Подготовка к игре может длиться от нескольких минут до нескольких дней. На данном этапе целесообразно провести ряд речевых упражнений и коммуникативных игр, необходимых для последующего ролевого общения. Например: • угадывание города/предмета по описанию; • отгадывание задуманного классом имени ученого/артиста/художника с помощью вопросов. Вопросы могут задавать все одному, т. е. отгадывающему, или один — всем; • продолжение диалога с помощью двусторонних карточек (на одной стороне вопрос, на другой один-два возможных ответа). Работа проводится в парах, а затем диалог проигрывается перед классом; • восстановление диалога по разрезанным диалогическим единствам (игра в парах или небольших группах); • описание картин, слайдов, озвучивание диафильмов; • коммуникативная игра «Alibi». Используется обычно для развития умения ставить вопросы и отвечать на них; •коммуникативная игра-проект «Do it yourself»[2]. Проведение игры.В соответствии с количеством учащихся вся группа играет в одну игру или делится на две подгруппы из трех-четырех человек. Что касается предмета обсуждения, то им может служить тема учебника (например, проблема экологии, мира, культурных традиций и обычаев, выбор профессии, хобби и др.), статьи из зарубежных журналов и газет, кинофильм. Ролевую игру можно построить также на основе картины или серии рисунков. Если игра подготовлена заранее, то к ней можно приступить сразу же после уточнения ситуации. Распределение ролей проводится в соответствии с уже рассмотренными требованиями и с опорой на лидеров класса, т. е. наиболее подготовленных по языку учащихся, обладающих юмором, инициативой, находчивостью. Большое значение для успешного проведения игры имеет то, насколько удачно сможет учитель подготовить учащихся к данной форме занятий. На этапе проведения игры учитель выступает в роли режиссера, который по возможности незаметно для учащихся управляет ходом игры, не беря на себя активной роли. Учитель должен оставаться активным наблюдателем, он может что-то рекомендовать, но не навязывать своего решения. Также, учитель может взять на себя какую-либо незначительную роль в игре. Если же он этого не делает, он должен быть незаметен и сводить свою деятельность к фиксации ошибок, которые должны быть разобраны по окончании игры или на следующем уроке. Деловая игра — это эффективный прием обучения иностранному языку, главная цель которого состоит в формировании комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения. Характерными признаками ролевой деловой игры являются: а)имитационное моделирование, позволяющее воссоздать реальную обстановку, в которой учащиеся предстают как носители конкретных социальных и профессиональных ролей; б)наличие ситуаций и типов делового взаимодействия, которое содержится обычно в сценарии игры и в ролевых заданиях, позволяющих совмещать обучение иностранному языку с профессиональной деятельностью; в)реализация целей игры в цепочке взаимосвязанных решений; г)проблемный характер ситуаций и их повторяемость; д)многоальтернативность решений. Главное преимущество любой деловой игры заключается в том, что в ней воспроизводится в учебных целях реально существующие ситуации. Материал усваивается в профессионально значимом контексте, при этом язык выступает как «инструмент профессионального общения», но служит решению мыслительной задачи. [7, с.73] В школьных условиях деловые игры будут занимать весьма скромное место и использоваться на профильно-ориентированном этапе (X—XI классы). Понимание и принятие роли в играх этого типа предполагает наличие знаний по специальности, а также оперирование профессионально значимыми решениями. Неспециалист хорошо сыграть такую роль не сможет. Некоторые задачи, связанные с деловыми играми, должны решать, однако, и школьники. Например: • понять профессионально значимую ситуацию, опираясь на имеющиеся у них знания; • уметь обобщать факты; • выражать свое отношение к предложениям/решениям партнера; • уметь пояснить свою позицию/свой подход; • уметь запросить детальную/более конкретную информацию и др. Деловая игра пройдет успешно, если учитель: • повторит и обобщит с учащимися специфические особенности профессии, в рамках которой реализуется ролевое общение; • добьется понимания цели игры и содержания, которое нужно в ней выразить; • предпошлет деловой игре коммуникативные игры, а также такие упражнения, как диалоги — интервью, дискуссии, критические оценки прослушанного или прочитанного и др. Время, отведенное для игры, должно быть рассчитано так, чтобы все ее участники успели выполнить свои задания и получить ответы на интересующие их вопросы, а также сыграть свою роль. Этап оценивания игры. Этап контроля и анализа игры может следовать сразу же после ее завершения или проводиться на последующих уроках, что зависит от сложности игры. Здесь следует отметить, что если игра была успешной и учащиеся получили удовлетворение от применения своих знаний на практике, то чувство удовлетворения может исчезнуть в случае подробного анализа каждой незначительной ошибки на том же уроке. Психологически более подходящей работой, следующей сразу же после игры, является обмен мнениями об ее успешности, о трудностях и наиболее удачных моментах. Критерии оценки речи учащихся те же, что и в традиционном обучении: количество реплик/диалогических единств, количество допущенных ошибок за определенный промежуток времени. При этом учитывается также правильный выбор языковых средств в соответствии с ситуацией и исполняемой ролью. Ролевая игра будет успешной в тех классах, в которых учащиеся привыкли к парной и групповой работе. Для классов, постоянно работающих под руководством учителя, включение ролевых игр в репертуар учебной деятельности будет сравнительно сложным процессом. В таких классах следует: 1) первоначально по возможности разнообразить виды групповой работы; 2) задания давать в форме четких и подробных инструкций, с тем чтобы учащиеся реже обращались за помощью к учителю и привыкали работать самостоятельно; 3) время от времени разнообразить состав пар, чтобы учащиеся приобретали опыт общения с разными собеседниками [4].
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (442)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |