Методика измерения уровня самооценки описанная С.А. Будасси
Данная методика направлена на выявление уровня самооценки личности. Она состоит из четырех наборов слов, в которых приводятся положительные качества людей. Нужно в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы для испытуемого лично, которым он отдает предпочтение перед другими. Какие эти качества и сколько их – каждый решает сам. Далее выписать в свободное пространство каждого блока слов или написать отдельно в столбик наиболее ценные качества вместе с их номерами. Таким образом, должно получиться четыре набора идеальных качеств личности. Теперь в каждом блоке слов из идеальных качеств личности испытуемый должен отобрать те, которыми он реально обладает. Обработка результатов производится следующим образом: подсчитать общее количество реальных качеств, которые отметил испытуемый, подсчитать также количество идеальных качеств, затем найти их процентное отношение. Помимо этой количественной самооценки предлагается оценить количественно и качественно каждый блок слов. В первом блоке собраны качества, необходимые для общения с другими людьми. Во втором блоке сосредоточены черты характера, имеющие прямое отношение к поведению. В третьем блоке представлены качества, связанные с деятельностью субъекта. В четвертом – признаки субъективных переживаний. Таким образом, определяется уровень самооценки: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и способностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное "отталкивание" всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ "Я". При оптимальной самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. Заниженная самооценка - оценка ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.
§ 3.2. Проведение исследования
В исследовании приняли участие 13 человек (учащиеся 9-х классов). Из них 8 человек – девушки, 5 человек – юноши. Возраст участников 14 – 15 лет. В исследовании участвовали случайно взятые из списков учащиеся. В результате проведения методики Q – сортировка на определение тенденций поведения в группе были получены следующие данные.
Затем проводилась методика измерения уровня самооценки описанная Будасси. В итоге были получены следующие результаты.
Таким образом, из 13 человек 5 человек с высокой самооценкой, 7 человек с низкой самооценкой и 1 человек с нормальной самооценкой. В ходе проведения теста описания поведения К. Томаса получены следующие данные.
Из представленных выше данных можно сделать вывод, что для подростков с низкой самооценкой характерен отказ от такой стратегии поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, а первое место по выборам занимает приспособление, второе – сотрудничество. У лиц с высокой самооценкой доминирует соперничество как форма поведения в конфликтных ситуациях, далее по количеству выборов следует компромисс. Менее же всего для таких подростков характерно избегание и сотрудничество. Также можно отметить, что у подростков с низкой самооценкой достаточно высокий уровень зависимости, как тенденции к принятию групповых стандартов и ценностей, и, наоборот, у испытуемых с высокой самооценкой выше уровень независимости. Все выше сказанное свидетельствует о том, что уровень самооценки влияет на поведение личности в конфликтных ситуациях и в группе. Но для подтверждения поставленной гипотезы и большей достоверности используем метод ранговой корреляции Спирмена. Сначала определим силу корреляционной связи между уровнем самооценки и выборами стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Возьмем 5 человек с высокой самооценкой и 5 человек с низкой самооценкой. Сформулируем гипотезы. Корреляция между выбором поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки не отличается от 0. Корреляция между поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки достоверно отличается от 0.
Так как есть два одинаковых ранга, то нужно делать поправку. Рассчитываем коэффициент ранговой корреляции по формуле: В результате расчетов получилось: . По таблице определяем критические значения для =5. Строим ось значимости.
Таким образом, попадает в зону неопределенности. Следовательно, гипотеза отклоняется, а гипотеза принимается на 1% уровне значимости, то есть корреляция между выбором поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки отличается от 0. Теперь определим силу корреляционной связи между уровнем самооценки и выбором поведения в группе с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Здесь также мы берем для сравнения 5 человек с высокой самооценкой и 5 человек с низкой самооценкой. Гипотезы: Корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки не отличается от 0. Корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки достоверно отличается от 0.
В таблице присутствуют два одинаковых ранга, поэтому будем делать поправку. Коэффициент ранговой корреляции подсчитываем по следующей формуле:
В результате расчетов получили = 0,2904. По таблице находим критические значения для =6. Строим ось значимости. В итоге попадает в зону неопределенности, следовательно, отклоняется, а принимается на 1% уровне значимости. Таким образом, корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки достоверно отличается от 0. Исходя из выше изложенного, можно говорить о том, что поставленная в начале работы гипотеза достоверно подтвердилась на 1% уровне значимости. То есть, выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков зависит от уровня самооценки.
§ 3.3. Анализ полученных результатов
В результате исследования было выяснено, что зависимость стратегий поведения в конфликтной ситуации и поведения в группе от уровня самооценки действительно присутствует. Так мной было выявлено, что подростки с высокой самооценкой чаще выбирают такой стиль поведения в конфликтных ситуациях, как соперничество и компромисс, а избегание и сотрудничество выбирают достаточно редко. Подростки с низкой самооценкой больше отдают предпочтение таким стратегиям: приспособление, сотрудничество. При этом ими очень малое количество выборов отдано соперничеству, как форме поведения в конфликтах. Практически не отличаются показатели у подростков с низкой и высокой самооценкой по таким тенденциям поведения в группе, как избегание «борьбы», принятие «борьбы», общительность. Но различия между значениями тенденций поведения в группе, как то зависимость и независимость, уже достаточны, чтобы говорить о расположенности лиц с высокой самооценкой к независимости, как к стремлению не принимать групповые стандарты, а лиц с низкой самооценкой – к зависимости. Таким образом, подростки с высокой самооценкой чаще борются за свои интересы, упорно отстаивают свои взгляды, проявляют решительность и самостоятельность. Это личности с бойцовскими качествами, которые противопоставляют себя лидеру и социуму в целом. Они независимы в своих поступках и уверены, что ведут себя верно. В результате подростки нередко сталкиваются с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляются, проявляют подозрительность, мнительность, агрессию, создающих широкую зону конфликтов. В отличие от них подростки с низкой самооценкой жертвуют своими интересами в пользу соперника, недооценивая свои собственные, при таком поведении приоритет отдается межличностным отношениям. Это достаточно конформные подростки, которые легко подчиняются социальным правилам и нормам. Их характеризует покорность чужой воле, безропотность при выполнении приказов, нерешительность. Люди с пониженной самооценкой в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех. При этом они часто используют стратегию сотрудничества при разрешении конфликтов, которое строится на основе баланса интересов, и на признании ценности межличностных отношений. То есть, подростки с низкой самооценкой способны конструктивно разрешать спорные вопросы. А научно уже доказано, что решение конструктивных конфликтов ведет к дальнейшему развитию личности, а избегание конфликтов – застою в развитии. Таким образом, при значительных отклонениях самооценки от адекватной у человека нарушается душевное равновесие и меняется весь стиль поведения. На основе всего ранее сказанного можно говорить о важности коррекции самооценки на ранних этапах развития и формирования личности. Для человека очень важно иметь именно нормальную самооценку, чтобы адекватно оценивать себя, свои возможности и способности, достоинства и недостатки, чтобы адекватно планировать свою деятельность и строить отношения с людьми.
Выводы по третьей главе
В ходе проведенного нами исследования была полностью подтверждена в теоретическом и практическом аспекте гипотеза о том, что выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков зависит от уровня самооценки. На основе исследования проведенного с помощью методик: Q - сортировка, тест описания поведения К. Томаса, методика измерения уровня самооценки описанная С.А. Будасси, были выявлены различия в показателях у подростков с низкой и высокой самооценкой. Так, подростки с низкой самооценкой используют стратегии поведения в конфликтных ситуациях – приспособление и сотрудничество, а поведение в группе характеризуется, такой тенденцией, как зависимость. Подростки с высокой самооценкой применяют данные стратегии поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, компромисс. Поведение в группе характеризуется тенденцией независимости.
Заключение
В ходе данной работы, теоретически и экспериментально была доказана гипотеза, что выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков зависит от уровня самооценки. Задачи, поставленные в начале работы, выполнены: проанализированы теоретические и экспериментальные работы по теме «Уровень самооценки у подростков и ее влияние на конфликтное поведение», проведено исследование на выявление взаимосвязи между самооценкой и стратегиями конфликтного поведения у подростков, обработаны полученные результаты эксперимента, сделаны выводы. Также цель: исследование зависимости стратегий поведения в конфликтных ситуациях от самооценки в подростковом возрасте, достигнута. Можно добавить, что тема данной работы актуальна не только для учителей, школьных психологов, родителей, но и в целом для сегодняшнего изменяющегося общества, которое всегда ставило себе целью развитие личности, способной к саморазвитию и самопознанию. Но сам процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, чрезвычайно сложен и не однозначен. Поэтому проведение исследований в этой области, области конфликтного поведения и самооценки в подростковом возрасте, будет способствовать дальнейшему изучению подростничества.
Литература
1. Богомолова Н.Н., Бодалев А.А. Основа социально-психологической теории. / Под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. 2. «Возрастная психология и педагогика», под редакцией М.В.Гомезо. – М., «Просвещение», 1984. 3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Издательство Ленинградского Университета. 1988. 4. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика, 2000. 5. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2003. 6. Кле Мишель Психология подростка. Педагогика, 1991. 7. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Туманит, 2001. 8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. 9. Кон И.С. Какими они себя видят. – М.: Знание, 1975. 10. Крейг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. 11. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003. 12. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999. 13. Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986. 14. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. 15. Психология современного подростка. / Под ред. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987. 16. Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999. 17. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство Феникс, 1997.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (255)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |