Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методика измерения уровня самооценки описанная С.А. Будасси




Данная методика направлена на выявление уровня самооценки личности. Она состоит из четырех наборов слов, в которых приводятся положительные качества людей. Нужно в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы для испытуемого лично, которым он отдает предпочтение перед другими. Какие эти качества и сколько их – каждый решает сам. Далее выписать в свободное пространство каждого блока слов или написать отдельно в столбик наиболее ценные качества вместе с их номерами. Таким образом, должно получиться четыре набора идеальных качеств личности. Теперь в каждом блоке слов из идеальных качеств личности испытуемый должен отобрать те, которыми он реально обладает.

Обработка результатов производится следующим образом: подсчитать общее количество реальных качеств, которые отметил испытуемый, подсчитать также количество идеальных качеств, затем найти их процентное отношение.

Помимо этой количественной самооценки предлагается оценить количественно и качественно каждый блок слов. В первом блоке собраны качества, необходимые для общения с другими людьми. Во втором блоке сосредоточены черты характера, имеющие прямое отношение к поведению. В третьем блоке представлены качества, связанные с деятельностью субъекта. В четвертом – признаки субъективных переживаний.



Таким образом, определяется уровень самооценки: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и способностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное "отталкивание" всего, что нарушает представление о себе, идеализированный образ "Я".

При оптимальной самооценке субъект правильно соотносит ее со своими возможностями и способностями, достаточно критично относится к себе, стремится реально смотреть на свои успехи и неудачи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

Заниженная самооценка - оценка ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои задатки и способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

 

§ 3.2. Проведение исследования

 

В исследовании приняли участие 13 человек (учащиеся 9-х классов). Из них 8 человек – девушки, 5 человек – юноши. Возраст участников 14 – 15 лет. В исследовании участвовали случайно взятые из списков учащиеся.

В результате проведения методики Q – сортировка на определение тенденций поведения в группе были получены следующие данные.

Испытуемые Зависимость Независимость Общительность Необщительность Борьба Избегание
1 Эльвира Ч. 17 3 11 9 7 13
2 Юля А. 9 11 11 9 10 10
3 Катя К. 11 9 15 5 6 14
4 Катя Д. 19 4 12 8 6 14
5 Марина Е. 8 12 12 8 9 11
6 Ирина Ч. 6 14 15 5 8 12
7 Марина П. 5 15 14 6 11 9
8 Валя К. 17 3 14 6 9 11
9 Руслан Х. 10 10 16 4 14 9
10 Саша Т. 1 19 16 4 15 5
11 Денис С. 14 6 11 9 9 11
12 Сергей Р. 11 9 13 7 10 10
13 Женя К. 7 13 11 9 9 11

 

Затем проводилась методика измерения уровня самооценки описанная Будасси. В итоге были получены следующие результаты.

Испытуемые Уровень самооценки
1 Эльвира Ч. Низкая (18,8)
2 Юля А. Средняя (51,7)
3 Катя К. Высокая (67,8)
4 Катя Д. Завышенная (97,3)
5 Марина Е. Низкая (33,8)
6 Ирина Ч. Ниже среднего (45,7)
7 Марина П. Ниже среднего (42,8)
8 Валя К. Ниже среднего (39)
9 Руслан Х. Ниже среднего (38,4)
10 Саша Т. Высокий (65,3)
11 Денис С. Низкая (32,5)
12 Сергей Р. Высокий (66,6)
13 Женя К. Выше среднего (58,7)

 

Таким образом, из 13 человек 5 человек с высокой самооценкой, 7 человек с низкой самооценкой и 1 человек с нормальной самооценкой.

В ходе проведения теста описания поведения К. Томаса получены следующие данные.

Испытуемые Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
1 Эльвира Ч. 0 9 6 4 11
2 Юля А. 0 7 6 5 11
3 Катя К. 8 6 3 3 10
4 Катя Д. 7 6 8 3 6
5 Марина Е. 0 8 6 5 11
6 Ирина Ч. 3 5 9 7 6
7 Марина П. 9 4 6 9 2
8 Валя К. 4 10 9 3 4
9 Руслан Х. 2 7 6 8 7
10 Саша Т. 10 5 5 1 9
11 Денис С. 1 6 6 4 12
12 Сергей Р. 8 1 10 8 3
13 Женя К. 7 4 8 7 4

 

Из представленных выше данных можно сделать вывод, что для подростков с низкой самооценкой характерен отказ от такой стратегии поведения в конфликтных ситуациях как соперничество, а первое место по выборам занимает приспособление, второе – сотрудничество.

У лиц с высокой самооценкой доминирует соперничество как форма поведения в конфликтных ситуациях, далее по количеству выборов следует компромисс. Менее же всего для таких подростков характерно избегание и сотрудничество.

Также можно отметить, что у подростков с низкой самооценкой достаточно высокий уровень зависимости, как тенденции к принятию групповых стандартов и ценностей, и, наоборот, у испытуемых с высокой самооценкой выше уровень независимости.

Все выше сказанное свидетельствует о том, что уровень самооценки влияет на поведение личности в конфликтных ситуациях и в группе.

Но для подтверждения поставленной гипотезы и большей достоверности используем метод ранговой корреляции Спирмена.

Сначала определим силу корреляционной связи между уровнем самооценки и выборами стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Возьмем 5 человек с высокой самооценкой и 5 человек с низкой самооценкой. Сформулируем гипотезы.

 Корреляция между выбором поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки не отличается от 0.

 Корреляция между поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки достоверно отличается от 0.

Стратегии поведения в конфликтах

С низкой самооценкой

С высокой самооценкой

Разница рангов,

количество Ранг количество ранг
1. соперничество 40 5 8 1 4 16
2.сотрудничество 22 1,5 40 4 -2,5 6,25
3. компромисс 34 4 33 3 1 1
4. избегание 22 1,5 24 2 -0,5 0,25
5.приспособление 32 3 45 5 -2 4
Суммы   15   15 0 27,5

 

Так как есть два одинаковых ранга, то нужно делать поправку. Рассчитываем коэффициент ранговой корреляции  по формуле:

В результате расчетов получилось: . По таблице определяем критические значения  для =5.

Строим ось значимости.

Таким образом,  попадает в зону неопределенности. Следовательно, гипотеза  отклоняется, а гипотеза  принимается на 1% уровне значимости, то есть корреляция между выбором поведения в конфликтной ситуации и уровнем самооценки отличается от 0.

Теперь определим силу корреляционной связи между уровнем самооценки и выбором поведения в группе с помощью метода ранговой корреляции Спирмена. Здесь также мы берем для сравнения 5 человек с высокой самооценкой и 5 человек с низкой самооценкой.

Гипотезы:

 Корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки не отличается от 0.

Корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки достоверно отличается от 0.

Поведение в группе

С высокой самооценкой

С низкой самооценкой

Разность рангов,

  

Количество Ранг Количество Ранг
1.зависимость 49 3 66 6 -3 9
2.независимость 54 4,5 34 1 3,5 12,25
3.общительность 67 6 64 5 1 1
4.необщительность 33 1 36 2 -1 1
5.борьба 46 2 48 3 -1 1
6.избегание 54 4,5 55 4 0,5 0,25
Суммы   21   21 0 24,75

 

В таблице присутствуют два одинаковых ранга, поэтому будем делать поправку. Коэффициент ранговой корреляции подсчитываем по следующей формуле:

 

В результате расчетов получили = 0,2904. По таблице находим критические значения  для =6.

Строим ось значимости.

В итоге  попадает в зону неопределенности, следовательно,  отклоняется, а  принимается на 1% уровне значимости. Таким образом, корреляция между выбором поведения в группе и уровнем самооценки достоверно отличается от 0.

Исходя из выше изложенного, можно говорить о том, что поставленная в начале работы гипотеза достоверно подтвердилась на 1% уровне значимости. То есть, выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков зависит от уровня самооценки.

 

 

§ 3.3. Анализ полученных результатов

 

 

В результате исследования было выяснено, что зависимость стратегий поведения в конфликтной ситуации и поведения в группе от уровня самооценки действительно присутствует.

Так мной было выявлено, что подростки с высокой самооценкой чаще выбирают такой стиль поведения в конфликтных ситуациях, как соперничество и компромисс, а избегание и сотрудничество выбирают достаточно редко.

Подростки с низкой самооценкой больше отдают предпочтение таким стратегиям: приспособление, сотрудничество. При этом ими очень малое количество выборов отдано соперничеству, как форме поведения в конфликтах.

Практически не отличаются показатели у подростков с низкой и высокой самооценкой по таким тенденциям поведения в группе, как избегание «борьбы», принятие «борьбы», общительность. Но различия между значениями тенденций поведения в группе, как то зависимость и независимость, уже достаточны, чтобы говорить о расположенности лиц с высокой самооценкой к независимости, как к стремлению не принимать групповые стандарты, а лиц с низкой самооценкой – к зависимости.

Таким образом, подростки с высокой самооценкой чаще борются за свои интересы, упорно отстаивают свои взгляды, проявляют решительность и самостоятельность. Это личности с бойцовскими качествами, которые противопоставляют себя лидеру и социуму в целом. Они независимы в своих поступках и уверены, что ведут себя верно. В результате подростки нередко сталкиваются с проти­водействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлоб­ляются, проявляют подозрительность, мнительность, агрессию, создающих широкую зону конфликтов.

В отличие от них подростки с низкой самооценкой жертвуют своими интересами в пользу соперника, недооценивая свои собственные, при таком поведении приоритет отдается межличностным отношениям. Это достаточно конформные подростки, которые легко подчиняются социальным правилам и нормам. Их характеризует покорность чужой воле, безропотность при выполнении приказов, нерешительность. Люди с пони­женной самооценкой в своей работе избегают соревно­вания, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.

При этом они часто используют стратегию сотрудничества при разрешении конфликтов, которое строится на основе баланса интересов, и на признании ценности межличностных отношений. То есть, подростки с низкой самооценкой способны конструктивно разрешать спорные вопросы.

А научно уже доказано, что решение конструктивных конфликтов ведет к дальнейшему развитию личности, а избегание конфликтов – застою в развитии. Таким образом, при значительных отклонениях самооценки от адекват­ной у человека нарушается душевное равновесие и ме­няется весь стиль поведения.

На основе всего ранее сказанного можно говорить о важности коррекции самооценки на ранних этапах развития и формирования личности.

Для человека очень важно иметь именно нормальную самооценку, чтобы адекватно оценивать себя, свои возможности и способности, достоинства и недостатки, чтобы адекватно планировать свою деятельность и строить отношения с людьми.

 

Выводы по третьей главе

 

В ходе проведенного нами исследования была полностью подтверждена в теоретическом и практическом аспекте гипотеза о том, что выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков зависит от уровня самооценки.

На основе исследования проведенного с помощью методик: Q - сортировка, тест описания поведения К. Томаса, методика измерения уровня самооценки описанная С.А. Будасси, были выявлены различия в показателях у подростков с низкой и высокой самооценкой.

Так, подростки с низкой самооценкой используют стратегии поведения в конфликтных ситуациях – приспособление и сотрудничество, а поведение в группе характеризуется, такой тенденцией, как зависимость.

Подростки с высокой самооценкой применяют данные стратегии поведения в конфликтных ситуациях: соперничество, компромисс. Поведение в группе характеризуется тенденцией независимости.

 

 

Заключение

 

 

В ходе данной работы, теоретически и экспериментально была доказана гипотеза, что выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях у подростков зависит от уровня самооценки.

Задачи, поставленные в начале работы, выполнены: проанализированы теоретические и экспериментальные работы по теме «Уровень самооценки у подростков и ее влияние на конфликтное поведение», проведено исследование на выявление взаимосвязи между самооценкой и стратегиями конфликтного поведения у подростков, обработаны полученные результаты эксперимента, сделаны выводы.

Также цель: исследование зависимости стратегий поведения в конфликтных ситуациях от самооценки в подростковом возрасте, достигнута.

Можно добавить, что тема данной работы актуальна не только для учителей, школьных психологов, родителей, но и в целом для сегодняшнего изменяющегося общества, которое всегда ставило себе целью развитие личности, способной к саморазвитию и самопознанию.

Но сам процесс самопознания человека, в котором формируется самооценка и развивается способность к оцениванию вообще, чрезвычайно сложен и не однозначен. Поэтому проведение исследований в этой области, области конфликтного поведения и самооценки в подростковом возрасте, будет способствовать дальнейшему изучению подростничества.

 

 

Литература

 

1. Богомолова Н.Н., Бодалев А.А. Основа социально-психологической теории. / Под ред. Бодалева А.А., Сухова А.Н. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

2. «Возрастная психология и педагогика»,    под редакцией М.В.Гомезо. – М., «Просвещение», 1984.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.: Издательство Ленинградского Университета. 1988.

4. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарика, 2000.

5. Емельянов С. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2003.

6. Кле Мишель Психология подростка. Педагогика, 1991.

7. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Туманит, 2001.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

9. Кон И.С. Какими они себя видят. – М.: Знание, 1975.

10.  Крейг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000.

11.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М.: ТЦ Сфера, при участии Юрайт, 2003.

12.  Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.

13.  Общая психология. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1986.

14.  Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив.

15.  Психология современного подростка. / Под ред. Фельдштейна. – М.: Педагогика, 1987.

16.  Реан А.А., Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 1999.

17.  Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство Феникс, 1997.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (163)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.046 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7