АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ С ПОЗИЦИЙ МОНЕТАРИЗМА И КЕЙНСИАНСТВА
Объективные процессы эволюции мирового хозяйства способствовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций развития экономики и разработке научно обоснованной экономической политики государства. История развития экономической мысли наглядно доказала, что пет ничего более практичного, чем теория. В процессе эволюции взглядов ученых на вопросы регулирования ; жономических процессов в прошлом столетии в западной науке сфор-мировались две альтернативные концепции макроэкономического регулирования, получившие название «кейнсианство» и «монетаризм». Последователи кейнсианства исходили из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Поэтому поощряется активное вмешательство государства в экономику посредством бюджетной, структурной, кредитно-денежной и социальной политики. В основе концепции монетаризма лежит положение о том, что априори рынки конкурентны и рыночная система в состоянии автоматически достигать макроэкономического равновесия. Глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 г., еще раз заставил задуматься над эффективными механизмами регулирования экономических процессов. КЕЙНСИАНСТВО Кейнсиаиская концепция базируется на идеях одного из крупнейшиx экономистов XX столетия Джона Мейнарда Кейнса. Он произвел революцию в экономической науке своего времени, создав концепцию рыночной экономики как целостной системы. Д. Кейнс ввел в научный оборот понятие «макроэкономики», которая как самостоятельная научная дисциплина сформировалась после выхода в 1936 г. его главной книги «Общая теория занятости, процента и денег». Разработанные им агрегированные модели макроэкономических показателей получили не только количественную определенность, но и собственный измеритель - ден ьги. Крайне скептически Д. Кейнс относился к принципу «невидимой руки», сформулированному А. Смитом. В своем главном научном труде Д. Кейнс исходил из того, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы. Таким образом, согласно этой теории, изменение совокупных запасов потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсиан-ство поощряет активное вмешательство государства в экономику посредством дискреционной фискальной политики. Акцент в этой политике делается па совокупных расходах и их элементах, вытекающих из основного кейнсианского уравнения: Y=C + I + E-J + G, где: Y — уровень экономической активности; С — потребление; I — инвестиции; Е — экспорт; J — импорт; G — государственные расходы. Следует отметить, что доля государственных расходов в бюджетах большинства стран мира на протяжении прошлого столетия имела устойчивую тенденцию к росту. Поданным ОЭСР, в 2004 г. доля государственных расходов в ВВП Франции составляла 54%, Германии - 47%, Великобритании 45%, США - 36%. На протяжении 80-х и 90-х годов прошлого столетия наиболее эффективно кейнсианские методы фискальной политики использовали новые индустриальные страны Азии — Гонконг, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань. Особенно сложными проблемами Д. Кейнс считал подверженность рыночного хозяйства экономическим кризисам и безработицу. Поэтому одной из важных его заслуг является разработка основ антикризисной политики государства. Современная трактовка кейнсианства не отрицает, а интегрирует и консолидирует в едином механизме «настройки»: – финансовые инструменты, регулирующие рыночные процессы; – сильную финансовую политику государства; – централизацию бюджетных ресурсов, используемых на цели социально-экономического развития. Развивая идеи Д. Кейнса, его последователи в 40-60-х годах прошлого столетия создали стройную концепциюэкономической системы, регулируемой как рынком, так и государством, нередко называемую кейнсианской смешанной экономикой. Основу смешанной экономики составляет частная собственность. Государство - своеобразное дополнение к ней и потому не должно выступать в качестве конкурента частного капитала. Государство выполняет функцию «встроенного стабилизатора», ликвидируя неустойчивость социально-экономического развития. Известный американский экономист Пол Самуэльсон считал, что смешанная экономика фактически является гигантской системой общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни. На основе общей концепции кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной экономической политики в смешанной системе. Наибольшее признание в практике государственного регулирования экономики получили теории антициклического (сейчас более известного как конъюнктурного) регулирования и теории экономического роста. Главное направление государственной политики экономического роста - это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются: – государственный бюджет; – налоговая политика; – регулирование процентной ставки. Из методов регулирования решающее значение придаёт государственным расходам, расширение которых иногда объясняется в определенной степени дефицитным финансированием. В результате применения комплекса мер возникает эффект мультипликации, согласно которому ипвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются на динамике валового внутреннего продукта, обеспечивают рост занятости, расширяют потребление. Механизм его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный импульс, способствуют расширению производства в смежных отраслях. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширсч гае производства в отраслях, производящих предметы потребления. Политика стимулирования экономического роста способствовала развитию научно-технической революции, использованию ее достижений в самых различных сферах экономики. Расходы правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным повышение общего уровня квалификации занятых в общественном производстве. Кроме того, удалось в определенной степени сгладить циклические колебания. Совершенно очевидно, что без серьезной государственной поддержки многим европейским странам и США не удалось бы создать и развить современные отрасли экономики. В периоды же начинающегося экономического бума, или перегрева, грозящего кризисом перепроизводства, предлагаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций и, следовательно, производства. Именно такую политику проводит Китай с начала третьего тысячелетия, пытаясь сократить высокие темпы экономического роста. Использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных экономистов уверенность в том, что была найдена почти идеальная модель смешанной экономики. Как ни парадоксально, но Россия, где долгие годы существовала жесткая система централизованного планирования и традиционно была велика роль государства в экономике, на протяжении 90-х годов переживала глубокий экономический кризис, в том числе бюджетный кризис. В начале экономических преобразований в России были полностью устранены планирующие органы и разрушены крупные промышленные комплексы. В таких условиях появление клановых и мафиозных образований гораздо выше, чем вероятность появления рынка, где существует добросовестная конкуренция. Лишившись права вмешательства, государство предоставило возможность развиваться капиталистической экономике под Структуры, заполнившие институциональный вакуум российской экономики, были неспособны на реальную трансформацию общества на рыночных принципах, что привело к развитию так называемого «бандитского капитализма», последствие которого Россия не может преодолеть до сих пор. В конце 90-х годов более трети ВВП производилась в теневом секторе экономики. За годы экономических реформ в России в конце прошлого столетия удельный вес государственных расходов сократился к 2005 г. до 27,7% от ВВП. Новые институциональные формы могут заменить уже сложившиеся только во время драматических эпизодов истории, таких, как войны, открытые социальные конфликты или системный кризис. Вернуть «руководящую и направляющую» роль государства оказалось задачей архитрудной. Кейнсианские методы регулирования экономики оказались вновь востребованы в период глубочайшего финансового кризиса 2008 г. Этот кризис по своим масштабам оказался сравнимым лишь с великой депрессией 1929-1933 гг. Особенностью нынешнего кризиса является его глобальный и системный характер. Кризис кредитно-банковской системы повлёк за собой кризис институциональных инвесторов, кризис фондового рынка и перерос в кризис доверия. Кризис доверия, пожалуй, самая разрушительная составляющая для финансовых рынков. Об этом писал Джон Кейнс, анализируя последствия кризиса 30-х годов прошлого столетия: «Финансовый рынок стабильно функционирует до тех пор, пока все его участники находятся в состоянии уверенности» (the state of confidence), которое, в свою очередь имеет мнимую субъективную составляющую».
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (293)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |