Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ налоговой системы Республики Беларусь



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Анализ налоговой системы Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок




   Правовые основы, функционирования налоговой системы  Республики Беларусь

Экономические отношения в области налогообложения, упла­ты в бюджет сборов, пошлин регулируются налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод зако­нов, соответствующих Конституции государства.

Налоговый кодекс регламентирует порядок введения, изменения, отмены республиканских налогов, сборов, пошлин, про­цедуру установления местных налогов и сборов, определяет права, обязанности, ответственность налогоплательщиков и налоговых ор­ганов, объекты налогообложения, ставки, льготы, сроки платежей.

Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, устано­вивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретно­го налога. В дополнение к законам утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством фи­нансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая сис­тема гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.[4]

Задачи подъема и развития приоритетных отраслей экономи­ки - на базе научно-технического прогресса, увеличения экспорт­ного потенциала республики требуют переориентации на их ре­шение всего хозяйственного механизма, и прежде всего налого­вой системы. Налоги по своей сущности должны выполнять не только фискальную функцию, но и оказывать регулирующее воздействие на отраслевые пропорции, инвестиционную активность, расширение малого и среднего бизнеса, оживление предпринимательской инициативы. В этой связи назрела необходимость реформирования налоговой системы в рамках Налогового кодекса Республики Беларусь.

Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффек­тивного, равного и справедливого налогообложения объектов эко­номической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанав­ливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

Налоговый кодекс не допускает введение налогов, сборов, по­шлин либо дифференциацию их ставок в зависимости от форм соб­ственности, организационно-правовой формы предприятия, граж­данства физического лица, места происхождения уставного капитала или имущества налогоплательщика. Указанные обстоятельства не могут также быть основанием для установления налоговых льгот.

Налоговая система включает в себя множество элементов, каждому из которых в Налоговом кодексе дается четкое и одно­значное определение. К ним относятся: налогоплательщики, объекты налогообложения, налоговая база, ставки налогов, сроки уп­латы, льготы, налоговые санкции и др. Налоговый кодекс являет­ся документом прямого действия. Он закрепляет те положения, которыми должны руководствоваться все субъекты налоговых от­ношений. Изменения в состав республиканских налогов, сборов и пошлин или в порядок их исчисления могут вноситься лишь при утверждении бюджета на следующий финансовый год либо при внесении поправок в закон о государственном бюджете на теку­щий год. Таким образом обеспечивается сочетание стабильности налоговой системы и гибкости ее реакции на изменения экономи­ческой ситуации в республике.[1]

Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения на­логоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому, органу - меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматри­вать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным законным основанием для отчуждения собственности юридических и фи­зических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества. Равенство налогоплатель­щиков перед законом выступает как экономическое равенство, ког­да за основу размеров налоговых изъятий принимается фактичес­кая способность к уплате платежей путем сравнения базовых показателей. Уплата налогов с учетом платежеспособности юриди­ческих и физических лиц оставляет им свободу действий за преде­лами налогового обязательства, побуждает зарабатывать больше доходов для себя и для государства в обусловленной законом доле.

В Налоговом кодексе устанавливается четкая презумпция правоты налогоплательщика, позволяющая ему принимать наи­более выгодные с точки зрения минимизации налогов решения в организации бизнеса. Помимо фискальных целей в нем заклады­ваются функции, регулирующие и стимулирующие развитие при­оритетных для государства отраслей экономики и отдельных про­изводств. Таким образом, налоговый кодекс выполняет роль важ­нейшего механизма непрямого государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества. Он является выразителем налоговой политики правительства, от обоснованно­сти которой во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния.

   Структура налоговой системы Республики Беларусь

Налоговая система Беларуси формировалась на классичес­ких принципах налогообложения, с учетом разработанных на­логовой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточне­ны положениями, вытекающими из практической необходи­мости.

В основу налоговой системы Республики Беларусь положе­ны следующие принципы:

Ø однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определен­ный законом период;

Ø оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

Ø одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

Ø установленный порядок введения и отмены органами вла­сти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;

Ø четкая классификация налогов, взимаемых на террито­рии страны, в основу которой положена компетенция соответ­ствующей власти;

Ø обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней;

Ø стабильность ставок налога в течение довольно длительно­го периода и простота исчисления платежа.

Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за кото­рые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой класси­фикации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов яв­ляется регулирующей по отношению к местным органам влас­ти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.

В налоговом законодательстве нашли отражение полномо­чия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответ­ственности за нарушения налогового законодательства.[2]

В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффектив­ности производства, повышению благосостояния населения.

Как правило, по каждому налогу предусматриваются специ­альные налоговые льготы, имеющие строго целенаправленный характер. Все льготы должны применяться только в соответ­ствии с действующим законодательством и, как правило, не должны носить индивидуальный характер. При проведении по­литики налоговых льгот государство учитывает условия разви­тия экономики, чтобы большое количество налоговых льгот не ограничивало доходы бюджета и одновременно было выгодно налогоплательщику.

При принятии решения по налоговым льготам учитываются интересы трех субъектов:

Ø государства, заинтересованного в росте доходов бюджета;

Ø юридических лиц, чтобы не сократилось производство;

Ø населения, чтобы неравномерность распределения льгот не привела к социальной напряженности в обществе.

Налоговые льготы по республиканским налогам устанавли­ваются только республиканскими органами власти. Местные органы власти имеют право вводить льготы только в пределах сумм налогов, зачисляемых в местные бюджеты.

Государство не только вводит налоговые льготы, поощряя налогоплательщиков, но и применяет санкции к тем, кто нару­шил налоговое законодательство. При несоблюдении законов о налогах юридические и физические лица несут ответствен­ность, виды и размер которой регулируются законодательс­твом. Налогоплательщик, преступивший закон, несет имущес­твенную ответственность в трех видах:

Ø взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохо­да или суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения;

Ø уплата штрафа за отсутствие учета объекта налогообло­жения или ведение учета объекта налогообложения с наруше­нием установленного порядка, а также непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы докумен­тов для исчисления налогов;

Ø уплата пени за каждый день задержки перечисления на­логов в бюджет.[2]

В современных условиях финансовой нестабильности и вы­соких темпов инфляции существует проблема достижения оп­тимального распределения налоговых доходов между бюджета­ми разного уровня и закрепления за ними необходимых финан­совых ресурсов, которая приобрела особое значение. Зарубежная налоговая практика выработала несколько ме­тодов налогового регулирования:

Ø закрепление различных видов налогов за определенными бюджетами разных уровней;

Ø установление твердой доли конкретного налога, отчисляе­мого в нижестоящий бюджет;

Ø распределение налоговых доходов между бюджетами раз­ных уровней в форме трансфертных платежей.

 Анализ налогов, уплачиваемых в Республики Беларусь

Налоги, сборы и пошлины объединяются в категорию платежей в соответствии с едиными характеризующими их признаками:

Ø они являются источникам формирования республиканского и местных бюджетов (внебюджетных фондов) Республики Беларусь;

Ø имеют обязательный, безэквивалентный и безвозмездный характер.

Налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами Республики Беларусь

 

Платежи, уплачиваемые из выручки от реализации по факту ее получения (косвенные налоги) Платежи включаемые в себестоимость продукции, робот, услуг Платежи уплачиваемые из прибыли
1. Налог на добавленную стоимость 2. Акцизы 3. Отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия 4. Отчисления в местный бюджетный целевой фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия 5. Целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда 6. Налог на продажу виноводочных и табачных изделий 7. Таможенные сборы 8. Налог с продаж автомобильного топлива   А. Налоги и отчисления, начисляемые на фонд заработной платы 1. Чрезвычайный налог для ликвидаций последствий катастрофы на чернобыльской АЭС 2. Целевой сбор на содержание детских дошкольных учреждений 3. Отчисления в фонд социальной защиты населения 4. Отчисление в фонд содействия занятости. Б. Отчисления в республиканский дорожный фонд 5. Отчисления в дорожный фонд средств пользователями дорог 6. Плата за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск-граница РФ 7. Плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств В. Прочие налоги и отчисления 8. Платежи за землю 9. Налог за пользование природными ресурсами (экологический налог) 10. Госпошлина Г. Отчисление в ведомственные фонды 11. Отчисление в инновационный фонд 1. Налог на недвижимость 2. Налог на доходы 3. Налог на прибыль 4. Налог на приобретение транспортных средств 5. Транспортный сбор 6. Сбор с мелкорозничной торговой сети 7. Местные налоги и сборы 8. Финансовые санкции  

 

Таблица приведена по: [2, с.13]


В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее соз­дания и до настоящего времени косвенные налоги играют зна­чительную роль. Активное использование в оте­чественной практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансиро­ванию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизо­ванных в рамках бюджета финансовых ресурсов.

В связи с этим главной особенностью некоторых косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, является их це­левая направленность.

В Беларуси лидирующее поло­жение по количеству налогов занимают кумулятивные многос­тупенчатые сборы, или так называемые оборотные налоги (платежи из выручки без НДС) (приложение Б). Причем четко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли как в доходах консолидированного бюджета, так и в ВВП. Во многом такой рост вызван как введением новых оборотных налогов (с 2000 г. введе­ны отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд), так и переходом в эту группу целевых сборов на содержание детских дошкольных учреждений.[5]

Что касается некумулятивного платежа - налога на добав­ленную стоимость, то его доля в доходах бюджета и в ВВП сохраняется практически на неиз­менном достаточно высоком уровне - в пределах 1/4 всех дохо­дов бюджета, что в определенной мере сопоставимо с аналогич­ным показателем по странам с развитыми рыночными отноше­ниями.

Вместе с тем оценка места и роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики кри­тикуют его за излишнюю фискальность, необработанность нало­говой базы и чрезмерно высокие ставки. Последние считают, что данный налог не адаптирован к экономике Беларуси на этапе ее перехода к рынку, чем объясняются недостатки в формировании налогооблагаемой базы, технике исчисления НДС, и что, как следствие, вызывает недовольство налогоплательщиков.

В Республике Беларусь в условиях обретения государствен­ности налоговая система и соответственно методология взима­ния НДС формировались форсированными темпами. В резуль­тате вплоть до 2000 г. в Беларуси применялся метод «бухгалтер­ских отчетов», который противоречит мировой практике и до­казал свою неэффективность в республике.

В условиях развития рыночных преобразований, активизации реальных экономических связей республики со странами СНГ проблемы совершенствования взимания НДС приобрели особую актуальность. Применяемый до 2000 г. метод исчисления НДС стал тормозом позитивных экономических процессов и глобали­зации межгосударственного экономического сотрудничества. По­этому на основе теоретического опыта и методологических разра­боток в странах Европейского сообщества, Российской Федера­ции, собственного научного потенциала в Беларуси с начала 2000 г. стала внедряться общепринятая в международной практи­ке зачетная модель взимания НДС.

В Республике Беларусь применяются также и одноступенча­тые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг). При этом на долю ак­цизов приходится около 10% доходов бюджета, а удельный вес налогов с розничного оборота незначителен.

В настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.

Налоговая систе­ма республики значительно отягощена различного рода целе­выми сборами из выручки. Но проблема состоит в том, чтобы найти этим доходным источникам бюджета эффективную заме­ну как с точки зрения выполнения фискальной задачи, так и с позиций обеспечения финансовой устойчивости предприятий. Однако на сегодняшний день говорить о полной отмене указанных налогов преждевременно, поскольку без принятия соот­ветствующих компенсационных мер это может обернуться су­щественными потерями бюджета и утратой стабильности его формирования.

В связи с этим сокращение роли косвенных налогов в форми­ровании доходов бюджета скорее всего займет несколько лет и может быть осуществлено лишь по мере их замены иными ис­точниками финансирования государственных затрат. Одним из таких источников могут стать прямые налоги.

В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета. На долю имущест­венных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 2,3 - 3,4% доходов бюджета. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения - стоимости основных фондов, меняющейся из года в год в зави­симости от результатов их переоценки.

В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:

Ø прогрессивные (по мере роста дохода ставка налога увели­чивается);

Ø регрессивные (по мере роста дохода ставка налога уменьшается);

Ø пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода).

В Беларуси по прогрессивной шкале взимается только подо­ходный налог, причем с 1998 г. наблюдается некоторое сниже­ние его роли в формировании доходов бюджета. Основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными, и их удельный вес как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным.[2]

В Беларуси среди прямых налогов лидирующее положение занимает налог на прибыль юридических лиц, за счет которого формируется 12 - 13% доходов бюджета. Большинство отечественных предприятий платит ука­занный налог по ставке 30%, вместе с тем для малых предприя­тий предусмотрена пониженная ставка - 15%.

Наряду с налогом на прибыль подоходный налог с граждан является одним из важнейших прямых налогов, на долю кото­рого приходится более 8% доходов бюджета

В Беларуси подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах. Однако если учесть невысокий уровень доходов населе­ния (средний процент изъятия подоходного налога - 10 - 11%) и широкое распространение практики нелегальной выплаты за­работной платы, то становится очевидной необходимость сни­жения налоговой нагрузки как на фонд заработной платы, так и на доходы населения.

Подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан» от 9 марта 1999 года.

Плательщикам налога в соответствии с Законом являются физические лица:

Ø граждане Республики Беларусь;

Ø иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь. К иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые в целях исчисления подоходного налога рассматриваются как постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь, относятся иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году;

Ø иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 183 дня либо менее, а также находящиеся на территории республики ни одного дня на протяжении календарного года.

Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года плательщиками от источников в Республике Беларусь: заработная плата, премии и вознаграждение, сумма арендной платы, дополнительные доходы от индексации и т.п. [2]

В Республике Беларусь смешанные налоги можно разделить на две группы: социальные платежи и прочие налоги и сборы. При этом смешан­ных налогов на протяжении всего существования новой систе­мы налогообложения постоянно снижалась, что связано с пере­ходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисле­ния в местный фонд на содержание детских дошкольных уч­реждений). К смешенным налогам относятся:

Ø Социальные платежи

Ø Чрезвычайный налог

Ø Отчисления в государственные фонды содействия занятости

Ø Единый платеж от ФЗП в размере 5%

Ø Отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений

Ø Земельный налог

Ø Налог на добываемые из природной среды ресурсы

Ø Отчисления в фонд охраны природы

Ø Отчисления в другие целе­вые бюджетные фонды

Ø Экологический налог за пе­реработку нефти

Ø Налоги за пользование лес­ными фондами

Плата за землю обязательна для физических лиц, у которых земельный участок находится во владении, пользовании или собственности, кроме физических лиц, имеющих право на льготы по этому налогу. Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли.[2]

Земельный налог удерживается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога, утвержденные Законом Республики Беларусь «О платежах за землю», применяются с учетом деноминации белорусского рубля и ежегодно пересматриваются Советом Министров Республики Беларусь путем применения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции к декабрю предыдущего года. Районный, городской и сельский Советы (исполнительные и распорядительные органы) в пределах своей компетенции могут повышать или понижать ставки земельного налога, но не более чем на 50 процентов.




2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Анализ налоговой системы Республики Беларусь 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ налоговой системы Республики Беларусь

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)