Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы и методы психодиагностики межличностных отношений.



2019-12-29 475 Обсуждений (0)
Принципы и методы психодиагностики межличностных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок




Сфера межличностных отношений схватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на имеющиеся у него представления об оценках, значимых для других. Не случайно были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям (В.Н. Мясищев, 1969; H. Sullivan, 1953).

Социальные отношения складываются из различных видов отношений, начиная от политических и кончая межличностными.

В основе понимания природы социальных отношений лежат многочисленные социологические и социально-психологические теории, например, теория символического интеракционизма, социального обмена, управление впечатлениями и др.

Теоретическая неопределенность и неразведенность понятий «отношение» и «общение» затрудняют их диагностику. Такая ситуация приводит к тому, что одни и те же методики используются для диагностики того или другого явления, хотя здесь нужна четкая спецификация.

Для измерения социальных отношений применяются две группы методики:

1) собственно методики оценки отношений;

2) диагностические методики и оценки свойств человека, влияющих на отношения.

Для изучения отношений используется социометрия «Социометрическая техника, - указывает Дж.Морено, - должна быть построена в соответствии с подготовленностью данного населения к социометрической группировке и должна соответствовать его зрелости и отношению к тесту, которое может изменяться в разные моменты».

Поэтому выбор социометрического инструментария всегда упирается в правильно сформулированные социометрические критерии. Их смысл должен быть понятен каждому члену группы, а их содержание должно затрагивать важные для группы стороны их жизнедеятельности. Этого можно достигнуть лишь после предварительного знакомства с объектом исследования.

Социометрические критерии.

Выбор социометрических критериев является основным этапом разработки программы социометрических измерений.

Социометрический критерий – это вопрос, который задается с целью выяснения их взаимоотношений с другими членами группы. В таком случае социометрический критерий является инструментом измерения межличностных отношений в группе.

Но взаимоотношения даже между двумя людьми имеют множество измерений, иначе – располагаются в многомерном континууме деловых, половых, психологических и т.д. контактов. Поэтому вопрос типа: «Как вы относитесь к своему товарищу?» - с точки зрения точности измерений в социометрии не имеет смысла. Следовательно, необходимо так сформулировать вопрос, чтобы он был, по словам И. Невайзе, индикатором определенных взаимоотношений.

Различают несколько типов социометрических критериев. Все их можно разбить на два основных класса: первый – коммуникативные критерии, цель которых отразить реальные или воображаемые отношения в группе, и торой – гностические критерии, пытающиеся отразить, как воспринимают и понимают члены групп свои взаимоотношения.

В зарубежной литературе первый класс критериев называют «социометрическим тестом», второй класс – «тестом социальной перцепции».

Коммуникативные критерии (« социометрический тест»).

Правильно сформулированный коммуникативный критерий должен давать испытуемому представление о том, кого и зачем выбирать для совместной деятельности. Чтобы у испытуемых не возникло непонимания или тягостных догадок о каком-то «подвохе» в вопросе, социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом опросе (анкетный опрос, интервью, социометрия и др.).

Эти общие требования можно сформулировать следующим образом:

1) вопрос должен быть конкретным, не длинным, понятным;

2) вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе;

3) вопрос не должен иметь слов с двойным значением;

4) вопрос должен указывать на всевозможные альтернативы (положительные, отрицательные выборы);

5) при необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое предисловие;

6) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых той области, на которую направлен вопрос;

все социометрические критерии, в том числе коммуникативные, относят к типу так называемых «закрытых» вопросов. Такие вопросы имеют строгую структуру с указанием возможных вариантов выборов – ответов: выбор ответа из (№-1) возможностей.

В отличие от составления вопросов для анкетного метода или интервью, в формулировке социометрических критериев нужно руководствоваться также следующими особыми правилами:

1) социометрический критерий должен требовать т субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

2) критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым в пределах группы, но субъект должен ясно понимать природу и границы этой группы;

3) используемые критерии должны быть доведены до уровня понимания членов групп, они должны интересовать если не всех, то большинство членов группы;

4) критерий должен быть сформулирован так, чтобы у субъекта было конкретное основание для выбора или отвержения других членов, для этого вопрос нужно построить на конкретных ситуациях деятельности – это достигается усилением критерия;

5) предложение к выбору или отвержению нужно формулировать в терминах психологических и эмоциональных отношений: «кого вы хотели бы выбрать?», «Кого желаете (желали бы) выбрать?», «Кто вам более (менее) нравится?» и т.д. Все варианты таких терминов должны умещаться в континууме эмоционально-психологических отношений, моральное содержание которых выражают критерии «любви и ненависти»;

6) критерий должен давать понять, что при желании отвечающих группа может быть реорганизована в соответствии с характером даваемых ими ответов;

7) критерий не должен ограничивать субъекты в числе и свободе выборов из (№-1) возможностей. Если необходимо ввести ограничение выборов или порядок в предпочтительности совершаемых выборов, то указания на это должны формулироваться особо (в вопросе либо в инструкции к анкете).

Примеры слабых и сильных коммуникативных критериев:

1. слабый: Кого бы вы выбрали для проведения свободного времени?

1а. Сильный: С кем бы вы желали проводить свой досуг в перерывах между работой?

2. Слабый: С кем бы вы желали вместе работать?

2а. Сильный: С кем бы вы желали вместе работать на одной операции (станке и др.)?

3. Слабый: Кого бы вы выбрали своим бригадиром?

3а. Сильный: Вскоре вашей бригаде поручат сборку нового оборудования; кого бы вы желали выбрать своим бригадиром в новых условиях работы?

В зависимости от того, какую структуру межличностных отношений необходимо «фотографировать», коммуникативные критерии подразделяются на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) и т.д.

Официальные критерии – индикаторы межличностных отношений на уровне рабоче-функциональной рабочей структуры группы и всех производных отношений, связанных с деловыми, официальными контактами при решении официальных групповых или служебных задач.

Неофициальные критерии – индикаторы межличностных отношений на уровне социально-психологических – неформальных структур воздействия в группе. Они «фотографируют» взаимоотношения по половому, возрастному, национальному, личностному, психологическому принципу. На выбор здесь влияет целая совокупность моральных и психологических установок личности, проявляющихся на фоне потребностей, привычек, характера, темперамента и др.

Социометрические факты делаются более содержательными, если к положительной формулировке критерия добавлен вариант, позволяющий не только выбрать, но и отвергнуть. Такая форма возможных ответов на социометрические вопросы позволяет более точно определить особенности структурной организации взаимоотношений. Критерий, формулируемый доля выбора-отвержения, называется дихотомическим.

Дихотомические (альтернативные) критерии-индикаторы положительных и отрицательных, напряженных взаимоотношений в группе. Они всегда состоят из двух вопросов: один требует положительного выбора – положительный критерий, другой требует отрицательного выбора – отрицательный критерий.

Пример дихотомического неофициального критерия: «Если бы вы решили отпраздновать свой день рождения в кругу товарищей по работе, то кого в этот день вы хотели бы пригласить к себе в гости?», «Кого бы вы не хотели приглашать на свой день рождения?».

И. Неневайзе, что, отвечая на критерий, субъект действует по принципу ранжирования – располагает всех членов сверху вниз по мере убывания предпочтения к членам своей группы. Отсюда требование к формулировке критерия – в нем должно быть указание на последовательность выборов. Например: «С кем бы вы хотели совместно готовиться к экзаменам в первую очередь, во вторую, в третью и т.д.? Укажите по порядку». Последовательность выборов дает указание на интенсивность взаимосвязей выбирающего с выбираемыми.

Подобные критерии можно назвать критерии ранжирования. На основе ранжирования всех членов группы от самого предпочитаемого до самого не предпочитаемого («отвергаемого») определяется социальная дистанция между членами группы.

Критерии ранжирования – разновидность метода социометрических шкал. Они используются в тех случаях, когда требуется изучить интенсивность межличностных связей по мере их убывания или возрастания: «С кем бы вы желали работать в одной бригаде в первую очередь» и т.д.

Определение числа критериев.

Ряд социометрических исследований показал, что большое число критериев часто порождает у испытуемых (в особенности у школьников) стремление обязательно выбирать разных лиц. Это увеличивает долю недостоверных фактов. При определении числа критериев необходимо руководствоваться следующими правилами:

1) чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявляемых критериев. Особенно это касается тех групп, в структурах которых имеются напряжения и симптомы межличностных конфликтов;

2) применение большего числа критериев нецелесообразно в группах детей и школьников в силу недостатка индивидуального опыта общения и большой эмоциональной силы групповых процессов. Последовательное объявление критериев должно соответствовать правилу: от простого к сложному;

3) число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга (т.е. времени существования группы).

Определяя число критериев, необходимо исходить из возраста, пола, профессии, рода занятий группы, ее национального состава, характера взаимоотношений и пр. Все эти факторы весьма трудно учесть. Стандартных методов здесь пока не разработано. Безошибочным будет тот случай, когда группе будет предъявляться всего один критерий. Так, например, рекомендует делать Я.Л. Коломинский. однако каким образом установить, что нужно предъявлять именно данный, а не какой-то иной критерий? Ответить на этот вопрос значительно легче, определив число критериев. В связи с этим необходимо стремиться к минимизации числа критериев – к минимизации силы социально-психологического раздражителя, которым мы воздействуем на группу в форме опроса.

При повторных опросах силу этого раздражителя, т.е. число критериев, можно увеличить. Однако нецелесообразно их увеличение более 7-8. Большое число критериев подавляет используемого, вызывая неадекватную реакцию на тест.

После того как критерии сформулированы, определено число их число наступает заключительный этап подготовки опроса: выбор типа социометрической измерительной процедуры, оформление социометрической анкеты, стандартизация условий опроса.

Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга и в которых действуют различные психологические факторы. В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений, и даже беглый обзор их не уместился бы в объеме целой книги. Поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь некоторых, наиболее распространенных, кратко перечислив и другие, реже применяемые в этой области.

Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т.д.);

б) на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.);

в) на основании особенностей используемых методик (опросники, проектные методики, социометрия и т.д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективного отражения межличностных отношений и т.д.).

Достоинства и недостатки методик психодиагностики межличностных отношений приведены в приложении №1.

Краткая характеристика методик диагностики межличностных отношений представлена в приложении №2.

Малые группы являются одним из основных объектов социально-психологических исследований. С целью изучения различных групповых явлений и процессов разработано большое количество разнообразных методов и методик.

Американский психолог Дж. Морено предложил способ выявления межличностных предпочтений в группе и разработал технику фиксации эмоциональных предпочтений, называемую СОЦИОМЕТРИЕЙ, что означает «измеряющая общество». Метод социометрии предоставляет возможность определить количественные показатели предпочтения, безразличия и отвержения, которые обнаруживаются членами группы в процессе межличностного взаимодействия. Социометрическая техника построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнеров для совместного проведения свободного времени, совместной работы или учебы и т.д.

Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности. Обязательным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы.

Рассмотрим социометрическую методику, позволяющую выяснить положение школьника в межличностных отношениях.

Учащимся предлагают ответить на следующие вопросы: «С кем бы ты хотел сидеть за одной партой?», «Кого бы ты пригласил на день рождения?», «С кем бы ты хотел выполнить лабораторную работу?» и др. Общая модель вопроса такова: «С кем бы ты хотел заниматься такой-то деятельностью?». Для получения более достоверных результатов им предлагают ограничить выбор тремя фамилиями, расположив из от более предпочитаемых к менее предпочитаемым. Если ученик не может назвать более одной фамилии, он должен написать «не знаю».

Анкета обязательно подписывается. В опросе должны принимать участие все участники изучаемой группы (коллектива). Обработка данных производится по каждому предложенному в ней вопросу в отдельности. Для этого изготавливается матрица. В графу слева под номерами заносят фамилии всех участников группы. Вверху по горизонтали располагаются те же номера, соответствующие фамилиям в списке. Выборы, которые сделал ученик, располагаются по горизонтали, напротив его фамилии на пересечении с той вертикальной графой, над которой находится номер учащегося, выбранного им. (см. таблицу 1).

Внизу таблицы (слева) располагаются две графы:

1) количество полученных учеником выборов;

2) количество взаимных выборов из общего их числа, полученных им.

Выборы, которые получил учащийся от других, подсчитываются по вертикали под номером, соответствующим фамилии ученика по списку (отсутствие выборов обозначено прочерком). Взаимность выбора в таблице обозначается кружком.

После первичной обработки результатов по всей группе проводят анализ данных, выделяя:

1) лидеры или «звезды» (5 и 6 выборов);

- предпочитаемые (3-4 выбора)

- пренебрегаемые (1-2 выбора)

- изолированные (0 выборов)

2) микрогруппы (группы школьников, избравших друг друга)

Для определения микрогрупп составляется матрица на основе первой, по мере проведения анализа, взаимных выборов.

 

 

Таблица 1. Социометрическая матрица

 

 

Кто выбирает

Кого выбирают

Количество взаимных выборов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1 Алексеева                                 3
2 Бердина                                 3
3 Викторов                                 2
4 Егоров     1                           2
5 Елисеев     1         1   1             3
6 Иванов     1         1     1           0
7 Кнуров 1   1         1                 0
8 Николаев 1     1 1                       2
9 Палкина 1 1                     1       2
10 Петров       1 1                     1 2
11 Пинаева 1 1                     1       2
12 Романов     1                     1   1 1
13 Сергеева 1               1           1   3
14 Сидоров 1   1                 1         1
15 Турова 1                   1   1       2
16 Шамов   1 1             1             2

 

Количество выборов 7 3 7 3 3 1 0 5 2 2 4 1 4 1 2 3  
Сумма выборов 14 7 15 7 4 1 0 13 2 4 6 2 5 3 4 7  

Микрогруппы определяются по матрице исходя из количества взаимных выборов. При этом считается несущественным то, каким по порядку был этот выбор: первым, вторым или третьим. В микрогруппу входят члены группы, взаимно выбравшие друг друга. Окончательный результат можно изобразить в виде схемы, представленной на рис. 2.

     
 

 


 

     
 

 


Рис. 2. Схема группы по данным социометрического исследования.

Существует ряд модификаций социометрического теста. Отличающимися по своей структуре являются аутосоциометрические методики, под которыми понимаются такие средства изучения взаимоотношений в группах и их осознания индивидом, в которых обследуемые сами «измеряют» взаимные отношения людей друг к другу и к себе.

Под аутосоциометрическими мы будем понимать такие методы изучения взаимоотношений и их осознания, при которых испытуемые сами «измеряют» взаимные отношения сверстников друг к другу и к себе лично. В соответствующем опыте испытуемые:

1) производят прямое или косвенное ранжирование всех сверстников по их положению в системе личных взаимоотношений;

2) прямо или косвенно выражают свое представление об их отношениях друг к другу;

3) прямо или косвенно определяют свое положение в системе личных отношений;

4) выражают свое отношение к сверстникам;

5) выявляют свое представление об их отношений к себе.

Аутосоциограмма. По названию этот прием совпадает с диагностическими и терапевтическими приемами, описанными Лутцем Рёсснером, но по существу они, как это станет ясно в дальнейшем, совершенно различны.

Во время подготовки к опыту, кроме соблюдения обязательных для всех социометрических экспериментов правил (установление доброжелательных отношений с испытуемыми, завоевание их доверия, обеспечение серьезного и положительного отношения к опыту и т.д.), необходимо в доступной форме ознакомить испытуемых с соответствующей инструкцией. Далее каждому испытуемому дается бланк, на котором напечатана инструкция, список класса (группы), незаполненная круговая социограмма и соответствующие условные обозначения. При этом в устной инструкции необходимо дать рациональное обоснование опыта и повторить то, что напечатано на бланке. Следует подчеркнуть, например, практическую значимость предстоящей работы: результаты опыта помогут классному руководителю правильно распределить учеников по бригадам на производственной практике, расселить по комнатам в лагере или общежитии, рекомендовать их на различные общественные посты, объединять для выполнения различных заданий и т.д.

В другом случае можно представить эксперимент как интеллектуальную игру-задачу на социально-психологическую наблюдательность. Здесь приводится к примеру такой аргумент: «Где бы вам ни пришлось работать или учиться, всегда необходимо вступать в определенные отношения с товарищами по бригаде или студенческой группе. Чтобы эти отношения были для Вас благоприятными, каждому необходимо научиться их правильно оценивать, научиться понимать и свое отношение к товарищам и отношение товарищей друг к другу и лично к Вам. Задание, которое Вам предстоит выполнить, показывает, насколько правильно умеете Вы разбираться во взаимоотношениях со сверстниками, и тренирует эту способность. После обработки результатов (а о них, кроме меня, не узнает) я побеседую с каждым из Вас в отдельности».

Далее излагается основная инструкция: «Расположите всех своих одноклассников (товарищей по группе) согласно положению, которое они, с Вашей точки зрения, занимают. При этом не опасайтесь ошибки. Речь идет именно о Вашем мнении, а оно, конечно., может быть субъективным.

Номера товарищей, которым симпатизируют очень многие сверстники, поместите в центральный круг чертежа; тех, кому симпатизируют многие, - во второе кольцо, тех, кому симпатизируют только некоторые, - в третье кольцо, тех, кто не пользуется симпатиями, - в четвертое кольцо.

Не забудьте поставить и свой № в соответствующую точку чертежа. После этого соедините № сверстников, взаимоотношения которых Вы знаете, соответствующими линиями: прямая линия, соединяющая №, означает, что люди взаимно симпатизируют друг другу; линия со стрелкой – симпатию без взаимности; штриховая линия – взаимную антипатию, штриховая со стрелкой – антипатию без взаимности.

Не забудьте обозначить свое отношение к одноклассникам (товарищам по группе) и их отношение к Вам».

Вариант для младших школьников. Здесь опыт проводится индивидуально. После устного инструктирования испытуемому дается набор фотоснимков всех одноклассников и увеличенный чертеж – социограмма. Для наглядности можно центральный круг, символизирующий наилучшее положение, сделать красного цвета, второе кольцо – зеленого, третье – желтого, четвертое – серого. На этом «поле» испытуемый размещает сверстников согласно своему представлению об их положении.

Мы рассмотрели основные методы диагностики межличностных отношений и далее хотели бы раскрыть теоретические и практические основы проведения тренинга общения как направления в психокоррекционной работе.

 

 



2019-12-29 475 Обсуждений (0)
Принципы и методы психодиагностики межличностных отношений. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы и методы психодиагностики межличностных отношений.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (475)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)