Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические и общеорганизационные основы поведения социально-психологического тренинга общения.



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Теоретические и общеорганизационные основы поведения социально-психологического тренинга общения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Как сердцу высказать себя, другому как понять тебя?

Ф. Тютчев

О психологии общения, как и обо всей психологии, можно сказать словами Германа Эббингауза: «Она имеет давнее прошлое, но какую историю».

О социальной природе «двуногого существа без перьев» говорили еще античные мыслители – в ту давнюю пору, когда только складывались начала психологической мысли в русле философского знания.

В последнее столетие многие великие умы в своих рассуждениях о природе человека не обошли вниманием и его место в кругу себе подобных. Тонкие наблюдения и меткие суждения о человеческих взаимоотношениях составляют ценную часть философского наследия прошлых веков.

Афоризмы Тефраста и Сенеки, Монтеня и Ларошфуно, Шамфора и Честерфилда не только поражали современников глубиной мысли, но и предвосхитили многие направления исследований человеческого общения, развиваемые психологами в наши дни. Да и многие феномены общения, «открытые» психологами XX века, зачастую служат лишь развернутыми иллюстрациями и афористичным суждениям ученых и писателей прошлых лет.

Коснемся основной темы этого параграфа, т.е. социально-психологического тренинга общения. Социально-психологический тренинг позволяет повысить эффективность общения.

Цели и смысл тренинговой работы определяются тремя основными группами требований: со стороны заказчика (руководителя), со стороны ведущего по отношению к членам группы (принципы тренинга).

Социально-психологический тренинг общения является одним из методов организационно-психологического воздействия и коррекции. Во-первых, социально-психологический тренинг имеет свою строго очерченную предметную область, свой диапазон применения и свои ограничения. Социально-психологический тренинг является частным методом психологического воздействия, релевантным четко очерченному кругу локальных психологических задач. Во-вторых, социально-психологический тренинг эффективен только в рамках системной социально-психологической подготовки. В-третьих, он не может толковаться расширительно и подменять групповую психотерапию.

Так, на практике между социально-психологическим тренингом и групповой психотерапией сложились непростые отношения:

а) тренинг сенситивности, направленный а создание соответствующего эмоционального фона с помощью приемов групповой психотерапии, а также на развитие психологической чувствительности участников;

б) собственно тренинга общения посредством ролевой игры и дискуссии.

Однако в данном случае тренинг сенситивности выступает не в качестве самостоятельного, а всего лишь вспомогательного приема, осуществляемого на основе применения методов групповой психотерапии.

Социально-психологический тренинг общения представляет собой сплав групп «тренинга сенситивности» и групп «организационного развития».

Актуальной для групповой психокоррекции является проблема переноса опыта, приобретенного в группе, в реальную жизнь. К. Роджерс в своих работах выдвинул гипотезу о том, что чем выше статус и престиж человека в обществе, тем труднее ему вступить в открытые психологические отношения с другими людьми.

Схема переноса группового опыта происходит, по Роджесу, следующим образом: сначала человек меняет свои отношения с близкими ему людьми, в том числе с супругом, родителями, детьми; затем возможен эффект в тех ситуациях, когда человек чувствует себя компетентным; более медленно результат проявляется в отношениях с равными, коллегами; «последним приходит изменение в организационную структуру и организационные процедуры».

Групповой опыт приводит участников к тому, что они становятся более свободными в выражении позитивных и негативных чувств, начинают устанавливать с окружающими более реальные отношения, вместо того чтобы прятать их, пока они не станут взрывными, у человека увеличивается ответственность за собственные действия, растет самостоятельность и инициативность в работе.

Групповая работа многих успешных психотехников предполагает применение различных подходов: психодраматического, гештальттерапии, трансактного анализа, социального психоанализа, биографического метода, метода поведения измененного состояния сознания и многих других. Эффективно применение в тренинге общения метода нейролингвистического программирования (НЛП), который хорошо зарекомендовал себя в обучении, менеджменте, бизнес-консультировании.

НЛП представляет собой эффективную систему техник, позволяющих проводить воздействие на человеческое поведение в сфере межличностных отношений. Наибольший интерес у ведущего тренинг общения вызывают те элементы НЛП, которые касаются умения адекватно воспринимать вербальную и невербальную информацию о партнере по общению, устанавливать и поддерживать межличностный контакт. НЛП использует несколько основных идей.

Человек обладает тремя репрезентативными системами, с помощью которых он воспринимает информацию об окружающем мире: визуальной, аудиальной, кинестетической. У каждого человека одна из этих систем более развита и более часто используется, чем другие. Поэтому успешное общение во многом зависит от того, одинаковые или разные репрезентативные системы используют партнеры по общению.

Для установления взаимопонимания с собеседниками необходимо сначала диагностировать используемую им систему и вербально, или невербально продемонстрировать свою солидарность.

Люди создают индивидуальные картины мира, которые могут быть совсем не похожими на реальную жизнь: слишком скудными или ошибочными. Выявлению и изменению индивидуальной картины мира способствует техника лингвистического анализа и программирования.

По утверждению опытных психологов-тренеров, владением самыми различными технологиями воздействия обеспечивает эффективное решение поставленных задач. Однако для этого требуется еще особое мастерство и способность к синтезу, которые вырабатываются на основе опыта работы.

Во всех формах психологического тренинга стиль ведения группы определяется прежде всего теоретическими воззрениями ведущего, опытом его работы и индивидуальными особенностями. Однако, несмотря на это, в любой групповой работе проявляется так называемый групповой эффект, а основной функцией тренера оказывается управление групповым процессом. Основными операциями, обеспечивающими эту функцию, являются следующие:

1) создание положительного психологического климата в группе, что способствует снижению эмоциональной напряженности участников группы;

2) пробуждение интереса и мотивация участников к выполнению всех задач тренинга;

3) рефлексия, побуждение членов группы к размышлениям о том, что думают о них другие, к ретроспективному анализу своего поведения;

4) создание барьеров для определенного типа поведения, например, для негативной критики друг друга;

5) формирование актов поведения и переживания участников группы настолько эффективно, что они оканчиваются успешно.

Особо следует подчеркнуть роль ведущего в достижении целей тренинга. Особенности его личности и стиль поведения в группе во многом определяют характер процессов групповой динамики и стиль взаимодействия участников. Большое значение играет также определение тренером определенных этических правил, которые регламентируют его отношения с группой. Г. Миккин формирует следующие требования:

а) применяй принципы и правила группы к себе, признавай свои ошибки;

б) относись к группе без предубеждения, демонстрируй равенство и конструктивную искренность отношений;

в) относись к клиенту (группе) с позиций «Клиент всегда прав!», «Не навреди!». Веди с группой диалог, не опережай во многом запросы и потребности группы;

г) во время работы не афишируй симпатии и антипатии к тем или иным членам группы, старайся соблюдать определенную дистанцию в отношениях с участниками;

д) не бойся вступать в отношения конфронтации.

Исходя из концепции Узнадзе, можно определить эффект тренинга как изменение установок участников группы относительно неэффективного поведения и приобретения нового опыта общения с людьми. В процессе тренинга человеку предоставляется возможность увидеть себя со стороны с минимальным риском для своей психики, часто ранимой и не очень устойчивой против воздействия стрессоров. Взаимодействуя с другими членами группы в атмосфере безопасности и доброжелательности, человек приходит к выводу, что не все его способы поведения удовлетворительны, что некоторые из них требуют коррекции и даже разрушения.

Такое состояние, которое характеризуется тревогой и неудовлетворенностью собой, называется лабиализацией и приводит к большей обучаемости и готовности личности к приобретению нового опыта.

Авторы учебного пособия «Организация и проведение тренинга» под ред. А.В. Федотова выделяют ряд принципов, на основе которых строится групповая деятельность.

Соблюдение этих принципов конкретизируется ведущим и вводится им на разных этапах работы:

1) Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные реальные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения.

2) Принцип новизны подразумевает оригинальность вводимых упражнений и постоянную смену партнеров в игре.

3) Исследовательский принцип. Группа самостоятельно находит решение поставленных проблем.

4) Принцип обратной связи обеспечивается с помощью просмотра видеозаписи и высказыванием мнений другими участниками группы и отдельных ее участников.

5) Принцип диагностики. Тренер должен осуществлять постоянную диагностику состояний группы и отдельных ее участников.

6) Принцип целеполагания. Тренер должен заранее определить цели работы группы и трансформировать их в процессе работы в зависимости от различных факторов групповой деятельности.

7) Принцип активности предполагает постоянную активность участников группы.

8) Принцип доверительности и конфиденциальности предполагает открытость и искренность членов группы, что обеспечивается условием не разглашать информацию о событиях, происходящих в группе.

9) Принцип «здесь» и «теперь» концентрирует внимание на событиях, происходящих с участниками в процессе тренинга. Благодаря этому принципу пересекаются разговоры на отвлеченные темы, которые могут быть формой психологической защиты.

10) Принцип персонификации требует конкретизации высказываний и отнесение их к конкретным участникам, запрета на безличные высказывания.

11) Принцип экспликации чувств рекомендует описание своих переживаний и чувств партнеров при предъявлении обратной связи.

Непосредственно психологическая компетентность формируется в ходе групповых дискуссий и ролевых игр.

Метод групповой дискуссии является базовым для реализации и освоения общения. Именно дискуссия позволяет прояснить собственную позицию, выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и в результате обмена или подвести к всестороннему видению предмета. Она развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного.

В проведении дискуссии выделяют несколько этапов:

1) подготовительный, организационный;

2) основной этап в ходе которого используются три основные стратегии: свободное ведение дискуссии; программированное ведение и промежуточная компромиссная форма;

3) заключительный.

Как правило, выделяют восемь основных групп качеств специалиста, составляющих эффективность общения:

- умение общаться на формальной и неформальной основе;

- умение проявлять качества лидера, необходимые в общении с подчиненными;

- умение ориентироваться в конфликтных ситуациях и правильно их разрешать;

- умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать, усваивать ее;

- умение распоряжаться своим временем;

- умение ставить перспективные цели;

- умение принимать решения в неопределенных ситуациях;

- умение критически оценивать последствия своих решений.

Для формирования социально-психологической компетентности необходимо создавать модели системы общения и совместной деятельности. Такое возможно с помощью ролевых игр.

Признаками ролевой игры являются:

1) наличие модели управляющей системы;

2) наличие ролей;

3) различие ролевых целей участников игры;

4) взаимодействие ролей;

5) наличие общей цели у всего мирового коллектива;

6) многоальтернативность решений;

7) наличные системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;

8) наличие управляемого эмоционального напряжения.

Преимуществом ролевых игр, определяющим их широкое использование в тренинговых занятиях, является их условный, как бы развлекательный, характер, позволяющий участникам игры освободиться как бы от сковывающих защитных психологических систем. Очень часто сюжет игры не связан со спецификой работы участников тренинговой группы, что способствует большей раскованности. Игра позволяет экспериментировать со своим поведением, не опасаясь серьезных отрицательных последствий, развивает психологическую креативность. Еще одна функция игры – обучающая, когда демонстрируемый успешный стиль поведения расширяет потенциальный репертуар других участников, дает возможность приобрести новый опыт общения и изменить собственную неудачную стратегию.

Различают две основные группы игр: спонтанные или импровизационные, сюжетные или сценарные. В спонтанно-ролевой игре отсутствует развернутая фабула, а роли и позиции участников только намечаются. Основная задача играющих – проявить свои способности к импровизации и моделированию поведения, они не требуют специальной подготовки и могут придумываться в течении занятия. Основные их преимущества заключаются в высоком творческом потенциале, ориентации на актуальные проблемы участников тренинга. Сюжетные игры основаны на задачах, которые ведущий ставит перед собой заранее, планируя тренинговый курс, они ориентированы на анализ наиболее типичных проблем общения. 

 



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Теоретические и общеорганизационные основы поведения социально-психологического тренинга общения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические и общеорганизационные основы поведения социально-психологического тренинга общения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)