Результаты исследования и анализ полученных результатов.
Описанные методы изучения взаимоотношений могут принести пользу лишь тогда, когда результаты экспериментов представлены в виде таблиц и чертежей. Особенно большое значение имеет составление основной таблицы результатов. Результаты двух экспериментов были занесены в социометрические матрицы, отражающие картину межличностных отношений и партнерства в группе (см. таблицы 2, 4, 6, 8) Микрогруппы мы определяли по матрице исходя из количества взаимных выборов. При этом считается несущественным то, каким по порядку был этот выбор: первым, вторым или третьим. В микрогруппу входят члены группы, взаимно выбравшие друг друга. Окончательный результат мы изобразили в виде таблиц (см. таблицы 3, 5, 7, 9). Сформулированная нами гипотеза была подвержена проверке и доказательству. То что количество большего числа взаимных выборов влияет на развитие сплоченности коллектива мы доказывали следующим образом. В каждом классе мы определили общее количество всех выборов в каждом эксперименте; С, количество взаимных выборов к 1 и во 2 экспериментах – В. Далее мы определи показатель взаимности или сплоченности – А спл., общего числа выборов в каждом эксперименте и умножим на 100%.
Рассмотрим результаты психодиагностического исследования в каждом классе. 4А класс. В классе дети имеют различные социометрические связи. Класс делится на 4 группы. В первой группе присутствуют большей частью девочки, но есть и один мальчик Ерофеев Слава. Причем он входит и во вторую группу. Лидерами в первой группе являются: Акимова Ольга, Гизатуллина Адель, Васильева Алина, Женина Наташа. Во второй подгруппе лидерами являются Байда Денис, Игин Никита. В третьей группе – Радаев Алеша и Моисеев Максим. В четвертой группе лидера нет: 1 эксперимент – А спл.1 = 4900 / 84 = 58,3% 2 эксперимент – А спл.2 = 8300 / 104 = 79,8% 4Б класс. В классе дети имеют различные социометрические связи. Класс делится на две группы. В первой группе все девочки. Лидерами являются Трифонова Настя, Томарова Лида, Толкушенкова Лена. Вторая группа состоит из мальчиков. Лидерами являются Яковлев А., Кулаков К. 1 – эксперимент – А. спл.1 = 2600 / 53 = 49% 2 – эксперимент – А. спл.2 = 7100 / 89 = 79,7% 8А класс В классе 4 социометрических группы. В первой группе 11 человек. Лидерами являются Юсупов М., Нагаев А., Садыков Р. Во второй и третьей группе лидера нет. В четвертой группе лидером является Купцова Ю. 1 эксперимент – А спл.1 = 4400 / 81 = 54?3% 2 эксперимент – А спл.2 = 81 / 108 = 75% 8Б класс. В классе 2 социометрические группы. В первой группе есть взаимный выбор между девочками и мальчиками. Во второй группе лидером является Фазылов А. 1 эксперимент – А спл. 1 = 5000 / 78 = 64% 2 эксперимент – А. спл.2 = 8600 / 111 = 77% Сравнивая уровни сплоченности классов, можно выделить наиболее организованные коллективы. Это 8Б Кл. и 4А Кл. Менее сплоченные – 4Б и 8А классы (см. таблицу 10). Таким образом, наше подтверждение о том, что количество большего числа взаимных выборов влияет на развитие сплоченности коллектива, подтвердилось. Наши исследования и наблюдения классов нашли свое отражение и подтверждение в данных социометрических характеристиках. Вторую часть гипотезы мы также подвергли проверке и доказательству. Она гласит следующее: использование специальной коррекционной программы (тренинга общения) ведет к положительной динамике личных взаимоотношений между учащимися. В нашем исследовании мы использовали программу «Тренинга общения» рассчитанную на четырехнедельный курс психокоррекции навыков общения. Занятия проводились 3 раза в неделю как в здании школы, так и на природе, что создавало наибольшую возможность учащимся эффективно взаимодействовать. Теперь обратим свое внимание на таблицу 10, где дана сравнительная характеристика уровней развития сплоченности классов до и после коррекционной работы, мы увидим динамику развития сплоченности и организованности классов. Если мы обратимся к этим данным и выделим диапазон развития сплоченности до коррекционной работы, то увидим, что он колеблется в пределах от 49% до 64%. После коррекционной работы диапазон меняется, он колеблется от 75% до 79,8%. Положительная динамика на лицо. Повторный эксперимент, проведенный после тренингов общения, подтверждает нашу гипотезу. Наши данные подтверждаются еще и высказываниями учителей о положительных изменениях в личных взаимоотношениях учащихся. Таким образом, в результате проведенного эмпирического исследования мы подтвердили гипотезу о том, что количество большего числа взаимных выборов влияет на развитие сплоченности коллектива и использование специальной коррекционной программы (тренинга общения) ведет к положительной динамике личных взаимоотношений между учащимися. Заключение Наше исследование, нацеленное на изучение особенностей межличностных отношений, свидетельствует о том, что в каждом классе существует нигде официально не зафиксированная система личных взаимоотношений между учениками. Эти отношения характеризуются прежде всего избирательностью, т.е. ученики неодинаково относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим меньшую, к третьим – безразличны, четвертые вызывают к себе отрицательное отношение. В эту систему взаимоотношений можно проникнуть только путем специальных социально-психологических методов. Приступая к работе в новом классе, учитель неизбежно застает в нем не просто мальчиков и девочек, которые ждут, пока из них сформируют коллектив, а группу в социально-психологическом смысле этого слова. Эта группа уже имеет определенную внутреннюю структуру, и с этим надо считаться. Из описанных исследований вытекают выводы двоякого рода. Во-первых, это выводы, на практическом использовании некоторых теоретических положений, выдвигаемых в данной работе. Во-вторых, это выводы относительно применения в практических целях самой методики исследования. Ясно, что выводы первого и второго ряда неразрывно связаны друг с другом. Основной вывод, вытекающий из нашего исследования, заключается в следующем. Личные взаимоотношения между детьми, хотя и переживаются ими как непосредственные, на самом деле опосредованы на совместной жизнью и деятельностью. Эти взаимоотношения не являются ни непознаваемыми, ни неизменными. Их можно изучить объективными методами, описанными в нашей работе, и изменять путем соответствующей организации и проведения тренингов общения. Таким образом, для психологов и педагогов открывается перспектива активного и целенаправленного формирования личных взаимоотношений между детьми. Рассматривая понятия «межличностные отношения», мы выделили основные сущностные характеристики этого понятия. Среди которых мы отметили социальную перцепцию, симпатию, притяжение, функционально0ролевые отношения, межличностную совместимость и т.д. Большую педагогическую ценность могут оказать объективные методы изучения личных взаимоотношений для педагога, который начинает работу в незнакомом классе. Проведя несложный эксперимент и обработав соответствующим образом его результаты, учитель получит обширную и необходимую в воспитательной работе информацию о личных взаимоотношениях между детьми, о них самих, об уровне развития коллектива и т.д. он увидит класс так, как если бы проработал с ним много лет. В ходе исследования мы установили, что ученики занимают различное положение в системе личных взаимоотношений и имеют различное эмоциональное благополучие. Для учителя важно конкретно знать и положение, и эмоциональное благополучие каждого школьника. Ведь то или иное место ребенка в системе личных взаимоотношений не только зависит от определенных качеств его личности, но в свою очередь способствует формированию этих качеств. Надо конкретно уяснить, на чем основано как высокое, так и неблагоприятное положение учеников в данном классе. Экспериментальные данные и педагогические наблюдения свидетельствуют о том, что своеобразие каждой контактной группы является результатом сложного взаимодействия объективных условий ее существования внутренними социально-психологическими закономерностями развития и функционирования. Прежде всего следует иметь в виду, групповые «индивидуальные» особенности формируются на основе общих и возрастных социально-психологических закономерностей и проявляются именно как качественно определенные варианты относительно постоянных признаков. Такие варианты могут проявляться на всех основных уровнях внутригрупповой активности. Именно социально-психологические и психолого-педагогические исследования последних лет накопили богатый научный материал, обобщение которого позволяет поставить проблему конкретного анализа не только общих, но и индивидуальных, качественно своеобразных особенностей развития и функционирования контактных групп и коллективов. Поскольку указанные общности (дошкольные группы, школьные классы, студенческие группы, производственные бригады, спортивные команды и т.д.), как было показано, не арифметическая сумма индивидуумов, а целостная, относительно стабильная система со своей внутренней структурой и динамикой развития, они, в известном смысле, представляют собой субъект той деятельности, ради которой создана та или иная группа и которая опосредует основные аспекты внутригрупповых межличностных отношений. Приведенные выше соображения, которые можно было бы продолжить, убедительно говорят о том, что методы психодиагностики и коррекции межличностных отношений могут и должны стать не только инструментом научно-психологических исследований, но и достоянием самой широкой педагогической общественности. Вооружение учителей и воспитателей психологическими знаниями и психологическими методами позволит им еще более успешно решать задачи воспитания подрастающего поколения.
Литература 1) Битянова М.Р. Социальная психология, - М.: Международная педагогическая академия, 1994. 2) Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. ЛГУ. 1980. 3) Войтова С.А., Зубань Е.Н. Ролевые игры. СПб., 1992 4) Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии: Уч. пособие/ Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова.- М.-В., 2003 5) Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Уч. пособие.- М.-В., 2003 6) Гройсман А.Л. Медицинская психология.- М.: Изд. Магистр, 1998 7) Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, 1991 8) Игры: обучение, тренинг, досуг. Кн. 3. Под ред. Петрусинского В.В., М., 1994 9) Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений.- Мн.: народная асвета, 1984 10) Курбатов В.И. Секреты делового успеха. Ростов на Дону.: Изд. Феникс, 1995 11) Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации, Л., 1992 12) Лучшие психологические тесты. Л., 1992 13) Лаак Я. Тер. Психодиагностика: проблемы содержания и методов.- М.: Изд. Институт практической психологии; В.: НПО МОДЭК, 1996 14) Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю., Сидоренко Е.В., Психодиагностика в тренинге. Часть 2. СПб, 1993 15) Методика активной социально-психологической подготовки. Социально-психологический тренинг. Рига, 1985 16) Морено Дж. Социометрия. М., 1958 17) Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии.- 2-е изд.- М., Просвещение: Владос, 1995 18) Носс И.Н. Введение в технологию психодиагностики.-М.: Изд. Институт Психотерапии, 2003 19) Опросник межличностных отношений (модификация А.А. Рукавишникова). СПб., 1992 20) Организация и проведение тренинга. Под ред. А.В. Федотова, Лен., 1991 21) Психологическая диагностика детей и подростков./ Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М.: Педагогика, 1995 22) Психологическая диагностика./Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой.- М.: МПСИ; В.: НПО МОДЭК, 2001 23) Прикладная социальная психология./ Под ред. А.Н. Сухова и А.А. Деркача.- М.: Изд. Институт практической психологии; В.: Изд. НПО МОДЭК, 1998 24) Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982 25) Ратанова Т.А. , Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности.- М.: МПСИ: Флинта, 1998. 26) Рудестам К. Практические упражнения по групповой психотерапии. СПб., 1992 27) Социальная психология и этика делового общения/Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1995 28) Степанов С. Общественное животное и его поведение.// Школьный психолог.- М., 2003. -№ 16 29) Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов на Дону.: Изд. Феникс, 1997 30) Фирсов М.В. Введение в теоретические основы социальной работы.- М.: Изд. Институт практической психологии; В.: НПО МОДЭК, 1997 31) Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков.- М., 1961
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |