Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы реформирования пенсионного законодательства



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Перспективы реформирования пенсионного законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Сегодня на наших глазах происходит формирование законодательства, которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это законодательство зависит будущее не только ныне работающего населения, но и тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную трудовую деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждан сильно повлияет то, насколько внимательно и серьёзно власти отнесутся к сегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.

Положение с пенсиями в течение девяностых годов нельзя было назвать стабильным. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в 1997-1998 годах, когда реальный размер пенсии снизился в два раза, а получить эти крохи на руки не удавалось месяцами, из-за многомесячных задолженностей. В последние три года ситуация стала выправляться, но, по большому счёту, долгосрочные проблемы ещё не решены. По-прежнему, современная пенсионная система даёт гигантскую нагрузку на систему оплаты труда и страховых взносов. Россия входит в число пятнадцати стран с самыми высокими ставками взносов, из-за чего происходит ослабление налогооблагающей базы.

Второй причиной пробуксовки пенсионной системы стала её перегруженность большим числом обязательств, часто не оправданных ни экономически, ни социально. А ведь на сегодня, по данным Минтруда, из трудоспособного возраста выбыло 1,5 миллиона человек, а вошло в него – 2,4 миллиона. И это ещё без учёта сокращения продолжительности жизни населения.

При этом нельзя не учитывать и долгосрочные демографические тенденции. Те люди, которые появились на свет в результате послевоенной волны рождаемости, условно к 2005 году уйдут на пенсию. На смену им прийти некому – в девяностые годы рождаемость снизилась в два раза.

Полумеры в сложившейся ситуации не помогут. Не изменив самих принципов действия пенсионной системы можно дождаться повторения печального опыта 1998 года, и вряд ли страна выдержит подобное ещё раз. Начиная с 1997 года и на протяжении четырёх лет в Правительстве России шли напряжённые дискуссии по разработке новой пенсионной модели. Вариантов было много, и все они широко освещались в средствах массовой информации.

Последний и основной вариант пенсионной реформы включает в себя несколько этапов, которые будут регулироваться шестью федеральными законами.

Уже принят закон «Об обязательном пенсионном страховании», который устанавливает три основных составляющих пенсионной системы. Первая – базовая пенсия, которая финансируется за счёт средств федерального бюджета и является всеобщей социальной гарантией. Вторая – это трудовая пенсия, состоящая из двух компонентов, одним из которых является страховая пенсия, финансируемая за счёт текущих поступлений в Пенсионный фонд РФ и напрямую зависящая от прошлых заработков и персональных взносов пенсионеров. И, наконец, накопительная составляющая, которая будет финансироваться нетрадиционно для российской пенсионной системы, но о ней – чуть позже.

Ещё два принятых федеральных закона регулируют размер и порядок выплаты пенсий. Это закон «О государственном пенсионном обеспечении», в котором рассматриваются разного рода выплаты, связанные с бюджетным финансированием пенсий. Второй закон – «О трудовых пенсиях в РФ», который определяет и размер, и порядок назначения страховой и накопительной части пенсий.

Надо сказать, что содержание этих законов вызвало неоднозначную реакцию, как со стороны специалистов, так и со стороны средств массовой информации. К примеру, в статье 1 пункте 3 закона «О трудовых пенсиях» говорится о том, что: «При возникновении неопределённости в вопросах, связанных с установлением и выплатой трудовых пенсий, могут раздаваться разъяснения в порядке, определённом Правительством РФ». Таким образом, Правительство может поручить принимать эти самые разъяснения одному органу, к примеру – Пенсионному фонду, а может – нескольким, т.е. Пенсионному фонду и Минтруда, и всё это – лишь в силу собственного разумения. Однако в правовом государстве подобные законодательные коллизии разрешаются законодательным же образом, а именно – внесением поправок в закон.

Четвёртый закон, связанный с пенсионной реформой – это закон, определяющий новые размеры взносов и социального налога в Пенсионный фонд. Пока этот закон будет регулировать лишь изменения структуры ставок социального налога в рамках тех 20 процентов, которые сейчас направляются на финансирование пенсий. Все ставки дифференцированы в зависимости от заработка работника, то есть по всем из них применяется регрессивная шкала, причём предлагается с заработка свыше 600 тысяч рублей в год вообще не взимать социального налога в Пенсионный фонд, вместо него будет действовать не применявшаяся ранее долевая ставка.

Ещё одна новация этого закона – половина социального налога по ставке 14 процентов направляется в федеральный бюджет и оттуда будет расходоваться на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, связанных с социальными гарантиями государства. Остальные 14 процентов разбиваются между накопительной и распределительной составляющими. Большая часть пойдёт на финансирование распределительной пенсии, а для работников в возрасте до 30 лет, начиная с 2006 года, шесть процентов от суммы социального налога пойдёт на накопительную пенсию. До этого весь социальный налог шёл непосредственно в Пенсионный фонд.

Та часть, которая будет перечисляться в Пенсионный фонд, перестанет называться социальным налогом и не будет регулироваться Налоговым кодексом РФ. Она приобретёт статус страхового взноса и будет взиматься по отдельному закону. Изменение в статусе этой части социального налога связано с тем, что по современному гражданскому и налоговому законодательству, а также по Конституции РФ такой платёж невозможно сделать налоговым. Этот взнос будет делаться в пользу работников предприятий и от суммы выплат будет формироваться пенсия. По-прежнему собирать его будет Министерство по налогам и сборам, но меры внесудебного администрирования к нему применяться не будут. Если работодатель не уплатит эти 14 процентов в Пенсионный фонд, то в судебном порядке ему придётся платить пени и штрафы, а также вместо 14 заплатить 28 процентов социального налога в федеральный бюджет.

В этот же пакет из шести законов войдёт и закон «Об инвестировании средств пенсионной системы». Одна его часть коснётся всеобщей накопительной части трудовой пенсии. С 1 января 2002 года действие закона распространилось на ту часть населения, которой до пенсионного возраста осталось больше, чем десять лет, а затем, постепенно, будет охватывать всех остальных.

Вопрос о том, как инвестировать пенсионные накопления оказался наиболее острым из всех обсуждавшихся в ходе реформы. Только за последние два года Минтруда подготовило пять его вариантов и несметное количество поправок. В последней версии этот закон даёт большую свободу выбора гражданам в части инвестирования накопительных взносов. Граждане могут доверить формирование этой части своей пенсии Пенсионному фонду, который будет инвестировать эти средства в активы, список которых жёстко регламентируется и федеральным законом, и решениями Правительства РФ. Одновременно будет создана и жёсткая система государственного и общественного контроля за этой деятельностью. О результатах инвестирования население будет получать всю информацию.

Те граждане, которые не хотят, чтобы их накопления формировало государство, могут поручить инвестирование своих взносов в негосударственные пенсионные фонды. Это станет возможным с 1 января 2004 года. Их деятельность также будут жёстко контролировать органы государства.

Кроме того, возможен и третий, так называемый «шведский» вариант формирования накопительной части пенсии. Допустим, гражданин доверяет Пенсионному фонду РФ. В этом случае он получает возможность самостоятельно выбрать тот инвестиционный портфель, куда будут направляться его взносы. Схема проста: у Пенсионного фонда существует несколько управляющих компаний, в каждой из которых своя структура вложений. Гражданин выберет удобную для себя схему. Опять же Минтруда утверждает, что в инвестиционные портфели войдут наиболее надёжные активы и риск доверившегося работника будет минимальным.

И, наконец, последний из предполагаемого пенсионного списка возможный закон «О реформировании досрочного пенсионного обеспечения». Сейчас получается так, что все налогоплательщики, помимо финансирования пенсий по старости, вынуждено солидарно финансировать пенсии работников определённых профессий и отраслей, которые по различным причинам имеют право на досрочный – на пять-десять лет, - выход на пенсию. По мнению специалистов Минтруда, не всегда подобная льгота оправдана, как экономически, так и социально.

Новый вариант решения проблемы заключается в том, чтобы финансировали ранний выход своих специалистов сами работодатели, а не всё население страны и только в том случае, если этот выход на сегодняшний день оправдан, а не является историческим атавизмом.

Это значит, что по наиболее массовому виду досрочного выхода на пенсию – в связи с особыми вредными условиями труда – с 1 января 2003 года введён новый механизм финансирования. Для тех предприятий, которые имеют рабочие места, позволяющие работникам выходить на пенсию досрочно, схема накопительного финансирования досрочной пенсии действует через профессиональные пенсионные системы. В подобную систему работодатель должен выплачивать взносы, и не маленькие. Если работа предполагает выход на пенсию за десять лет до общего срока, то в размере от 25 и более процентов, в зависимости от зарплаты работника. Если – за пять лет до пенсионного возраста, то ставка составит 12-15 процентов.

Для финансирования досрочных пенсий своих работников, работодатель имеет возможность на основе коллективного договора заключить соглашение с негосударственным пенсионным фондом, либо формирует накопления с участием Пенсионного фонда РФ.

 Президент России Дмитрий Медведев подписал закон о бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 гг. Ранее этот закон был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации.

 Закон был разработан в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2009–2011 годах». Одна из поставленных в нем задач – к концу 2009 г. довести средний размер социальной пенсии до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера. Для этого в бюджете ПФР предусмотрены расходы на повышение с 1 марта базовой части трудовой пенсии по индексу роста цен за 2009 г. и установление с 1 декабря базовой части трудовой пенсии по старости в твердом размере.

В дальнейшем предлагается устанавливать базовую часть трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2010 и 2011 гг. в размере, который позволяет поддерживать средний размер социальной пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионера.

 Увеличение страховой части трудовой пенсии обеспечит в 2009 г. соотношение среднегодового размера трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера более чем в 1,3 раза.

 Прогнозируется, что суммарные доходы ПФР в 2009 г. составят 3,2 трлн. рублей и увеличатся к 2011 г. до 4,8 трлн. рублей. Расходы Фонда оцениваются в суммах: на 2009 г. – 2,9 трлн. рублей, к 2011 г. – 4,3 трлн. рублей.

В бюджете также учтены средства на увеличение компенсации по уходу за нетрудоспособными, на увеличение пенсии за выслугу лет госслужащим, на выплату страховой части трудовой пенсии военным пенсионерам и др.

 В бюджете ПФР на 2009–2011 гг. для реализации Федерального закона 56-ФЗ учтены доходы, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. В 2009 г. эта цифра составит 8,2 млрд. рублей, в к 2011 г. прогнозируются ее увеличение более чем в 3 раза до 27,2 млрд. рублей.

Кроме того, средства федерального бюджета будут выделяться на предоставление материнского капитала: в 2010 г. – 72,8 млрд. рублей, в 2011 г. – свыше 100,0 млрд. рублей.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине трагическое. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека превратил наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране. Положение усугубляется также тем, что на фоне катастрофического обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается. Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.

Как следует из вышеизложенного, во многом успех преобразований зависит от того, удастся ли путем осуществления запланированных изменений

стимулировать увеличение доли фиксируемой заработной платы в стране и, таким образом, обеспечить своеобразное самофинансирование пенсионной

реформы. Не до конца проясненными остаются и вопросы конвертации созданных в рамках распределительной системы пенсионных прав, гарантирования накопительных взносов, их наследования в случае смерти страхователя до наступления пенсионного возраста, участия в управлении накопленными пенсионными взносами и их инвестировании негосударственных пенсионных фондов.

Успешность проведения пенсионной реформы для многих в России будет являться показателем успешности всех рыночных реформ. Относительно

благоприятная демографическая ситуация в ближайшие пять лет, достигнутая

стабилизация общеэкономического состояния и состояния Пенсионного фонда России являются хорошими предпосылками для начала реформы.

Думаю, что стоит надеяться, что Россия, пережив трудные времена, сможет пополнить содружество подлинно цивилизованных, правовых и социальных стран, где права граждан в сфере социального обеспечения имеют первостепенное значение, как и права в иных сферах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. www.pfrf.ru – Официальный сайт пенсионного фонда России.

2. Конституция Российской Федерации, 1993.

3. Закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. №45. Ст. 4400, 4402.

4. Федеральный закон о бюджете ПФР на 2009г. и на плановый период 2010-2011гг.

5. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №29. Ст.3690.

6. Федеральный закон о бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.

7. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // СЗ РФ. 2001. №47. Ст. 1648.

8. Закон РФ от 2 июля 1993 г. «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №11. Ст. 998.

9. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СЗ РФ. от 02.11.2006 N 492-О

10. Федеральный закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ. от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 06.12.2007 N 334-ФЗ

11. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» // СЗ РФ. №29. Ст. 3686.

12. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» // СЗ РФ. 2000. №32. Ст.3340.

13. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №51. Ст. 4831.

14. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. №52. Ст.4926.

15. Тучкова Э. Г. Формирование системы пенсионного обеспечения России (правовые проблемы) // Пенсионная реформа в России: Оценка специалистов. М., 2005.

16. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации. Утв. Пост. Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. // СЗ РФ. 1997. №19. Ст. 2188.

17. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. «О программе пенсионной реформы в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. №21. Ст. 2239.

18. Социальная защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / Под ред. М. Л. Захарова. М., 2004.

 


[1] Здесь и далее Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»; Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», принятый 20 ноября 1990г.

[2] Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М., 2002 г.

[3] В 1957 г. средний заработок составлял около 80 руб., а максимум пенсии по старости – 120 руб., т.е. в 1,5 раза превышал средний заработок. К 1990 г. средний заработок превысил 250 руб. и максимум пенсии стал ниже его более чем вдвое.

[4] В связи с тем, что действие этого закона было распространено впоследствии на некоторые другие категории граждан, его название изменилось. Он именуется ныне Федеральным законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».



2019-12-29 279 Обсуждений (0)
Перспективы реформирования пенсионного законодательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы реформирования пенсионного законодательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (279)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)