Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Механизмы обеспечения экономической безопасности.



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Механизмы обеспечения экономической безопасности. 0.00 из 5.00 0 оценок




Механизм обеспечения экономической безопасности страны – это система организационно-экономических и правовых мер воздействия на предотвращение экономических угроз. Он включает следующие элементы:

- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;

- выработку пороговых, предельно допустимых значений социально-экономических показателей, переступив которые общество может вступить в зону нестабильности и социальных конфликтов;

- деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Охарактеризуем каждый из этих элементов.

Мониторинг представляет собой информационно-аналитическую систему наблюдений за динамикой показателей экономической безопасности страны. Такая работа проводится во многих странах мира. Однако для России она имеет особое значение. Дело в том, что переходная российская экономика характеризуется целым рядом серьезных межотраслевых диспропорций и острой нехваткой ресур­сов (особенно финансовых), чрезмерной неустойчивостью экономических показателей, прежде всего финансовых. В связи с этим возрастают роль и требования к государственной статистике, ее объективности, компетентности и глубине охвата объектов наблюдения, качества информации и т. д. Среди множества показателей, с помощью которых отслеживается ситуация, приоритетное значение имеют такие абсолютные показатели и их динамика, как ВВП, промышленное производство, инвестиции в процентах к ВВП, сельскохозяйственное производство, доходы от экспорта топливно-сырьевых ресурсов в процентах к ВВП, доля импорта во внутреннем потреблении продовольствия и продукции производственно-технического назначения, доля лиц с доходами ниже прожи­точного минимума, уровень безработицы, дефицит бюджета, внутренний и внешний долг в процентах к ВВП, объем ценных бумаг, размещенных за рубежом, и др.

Что касается оценки пороговых и фактических значений показателей безопасности экономики, то это относительно новое направление исследований в отечественной экономической науке. Для реализации стратегических целей и решения задач по предотвращению экономических угроз необходимо знать объективные количественные критерии, позволяющие судить об уровне опасности или безопасности экономики. Такими критериями являются количественные и в определенной мере качественные параметры, или по роговые значения, состояния экономики. Приближение к их пре дельно допустимой величине свидетельствует о нарастании утро» социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений – о вступлении общества и зону нестабильности и социальных конфликтов, фактически о реальном подрыве экономической безопасности.

Возмещение ущербов, связанных с превышением пороговых значений по тем или иным показателям безопасности, обусловливает необходимость создания так называемых компенсационных ресурсов, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях. Речь идет о материальных запасах и резервах производственного и непроизводственного назначения, дополнительных транспортных возможностях для переброски материальных ресурсов и зоны критических ситуаций, резервных мощностях в энергетических отраслях, запасах потребительских товаров для оказания социальной помощи населению, валютных резервах, возможностях международной поддержки и др.

Важным элементом механизма обеспечения экономической безопасности общества является деятельность государства по выявлению и упреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики. Современное социально-политическое положение России определяет исключительную актуальность постоянной государственной деятельности в этой области. Основными показателями этой деятельности являются следующие.

Во-первых, выявление случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасно­сти. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами ее социально-экономического развития, а реализуются в программе социально-экономического развитие Российской Федерации.

Во-вторых, организация работы в целях реализации комплекс мер по преодолению или недопущению возникновения угроз экономической безопасности Российской Федерации. В ходе этой работы Совет Безопасности РФ рассматривает концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства, а правительство страны координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации комплекса мер по преодолению или недопущению угроз экономической безопасности страны, в том числе при подготовке законодательных и иных нормативных актов.

В-третьих, экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности Российской Федерации. Законодательные и иные нормативные пра­вовые акты при их подготовке в обязательном порядке должны проходить экспертизу на предмет экономической безопасности РФ. Порядок проведения указаний экспертизы определяет Президент Российской Федерации. Реализация мер по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации требует организации системы контроля за их исполнением.

Следует подчеркнуть, что в условиях многоукладной рыночной экономики, когда государство не может директивными методами направлять деятельность всех хозяйствующих субъектов, необходимо обеспечить оптимальное воздействие государства на процесс общественного воспроизводства путем устойчивого регулирования экономики, а именно путем воздействия государства на макроэкономические параметры, целенаправленное регулирование структурных преобразований и денежно-финансовых потоков для поддержания экономической безопасности Российской Федерации.

Дальнейшая разработка теоретических и практических вопросов совершенствования механизма обеспечения экономической безопасности страны должна основываться на Концепции национальной безопасности Российской Федерации.


Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда. Нельзя игнорировать тот факт, что никто не собирается решать российские проблемы в ущерб своим национальным интересам. Поэтому при принятии решений для обеспечения экономической безопасности нужно с осторожностью относится к советам со стороны других стран, которые при проведении своей внешней политики заботятся прежде всего о своих интересах. Конечно, зарубежным опытом следует пользоваться, но с учетом российской специфики экономического положения.

В будущем проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана.

Проанализировав основные показатели экономической безопасности России,  мною были выявлены существующие и потенциальные угрозы экономической безопасности России на современном этапе развития:

- рост валового внутреннего продукта обеспечивается за счет «сырьевых» отраслей;

- ежегодно ухудшаются демографические показатели: численность населения, естественный прирост, ожидаемая продолжительность жизни, качество миграционных потоков;

- растет уровень преступности, особенно количество тяжких преступлений и случаев взяточничества;

- уровень доходов населения не позволяет обеспечить российским гражданам достойное существование;

- энергетическая безопасность подорвана износом основных фондов;

- конкурентоспособность российских производителей может быть серьезно подорвана в результате вступления России в ВТО.

Данные выводы ставят вопрос о необходимости комплексного и углубленного подхода к вопросам обеспечения экономической безопасности России.


Список использованной литературы:

 

1.Концепция национальной безопасности РФ, Указ Президента РФ №1300 от 17.12.1997 г

2.Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 N 24)

3.Россия в глобализирующемся мире: Стратегия конкурентоспособности/ Российская академия наук, отделение общественных наук, секция экономики; акад. Д.С. Львов. - М.: Наука, 2005. – С. 22 – 24.

4. Виноградов, В.В. Экономика России: учебное пособие для вузов/ В.В. Виноградов. – М.: Юристъ, 2007. – С. 51.

5. Мильнер, Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации/ Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 177 с.

6.Д.А.Кононов, В.В.Кульба, С.С.Ковалевский, С.А.Косяченко. Формирование сценарных пространств и анализ динамики поведения социально – экономических систем. Препринт. М, ИПУ РАН, 2009. – 156 с.

7.Глазьев, С.Ю. Экономическая теория технического развития/ С.Ю. Глазьев; отв. ред. Д.С. Львов. - М.: Новое издательство, 2008. – 358 с.

8. В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность России. М., 2005. – 234 с.

9.Бункина, М.К, Национальная экономика: учеб. пособие/ М.К, Бункина. – М.: Дело, 2007. – 129 с.

10.Экономическая безопасность России. Под ред. В.К. Сенчагова, - М.: Дело, 2008. – 456 с.

11. Ойкен, В. Основы национальной экономики/ В. Ойкен; пер. с нем. – М.: Экономика, 2006. – 235 с.

12. Аганбегян А.Г. Социально – экономическое развитие России. / А.Г. Аганбегян; Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. – 2- е изд., испр. и доп. – 2005. – 125 с.

13. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России/ И.П. Фаминский; под ред. И.П.Фаминского. - М.: Республика, 2004. – 321 с.

14. В.К.Сенчагов. Экономическая безопасность России. М., 2009. – 389 с.

15. Экономическая и национальная безопасность: Учебник / под ред. Е.А. Олейникова. – М.: Изд – во «Экзамен», 2005. – 200 с.

16. М.Арсентьев. Экономическая безопасность. Обозреватель, №5, 2010 – 36 с.

17. Л.Абалкин, Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение. «Вопросы экономики» №12, 2009 г. – 30 с.

18. А. Годзинский, О ликвидных долгах и добросовестных заёмщиках, «Эксперт» №21, 2010 г. – 21 с.

19. В.Сенчагов, О сущности и основах стратегии экономической безопасности России. «Вопросы экономики» №1, 2010 г. – 18 с.

20.www.rusnews.ru

21.www.gsk.ru

 


[1] Источник: www.gks.ru

[2] Источник: www.gks.ru

 

[3] Источник: www.gks.ru



2019-12-29 201 Обсуждений (0)
Механизмы обеспечения экономической безопасности. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Механизмы обеспечения экономической безопасности.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)