Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Символика цвета в странах Востока



2019-12-29 159 Обсуждений (0)
Символика цвета в странах Востока 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Древнем Китае цветовая символика была связана с древней теорией мироздания определявшей пять стихий (дерево, огонь, землю, металл и воду). Эти стихии неразрывно связывались с явлениями природы и жизнью китайского народа. Цветовые символы были сориентированы по странам света с центром мироздания посередине (желтый цвет). Цвета обозначали:желтый – Землю, Центр Мироздания, Государство, Времена года, планету Сатурн, музыкальную ноту Чжи, плодоносящее и сладкое; зеленый – Дерево, Восток, Весну, Юпитер, Дракона, Подданных, ноту Цзюэ, гибкое и кислое; красный – Огонь, Юг, Лето, Марс, Феникса, Правосудие, ноту Шан, горящее, поднимающееся вверх, горькое; белый – Металл, Запад, Осень, планету Венеру, Тигра, Правителя, ноту Гун, изменяемое, острое; черный – Воду, Север, Зиму, Планету Меркурий, Черепаху, Смуту, ноту Юй, текущее вниз, мокрое и соленое.

Символика цвета в Китае проявляется в народных обычаях, обрядах, архитектуре и живописи. Красный цвет Юга был символом радости на праздниках, свадьбах и различных.торжественных ритуалах. В таких случаях на музыкальные инструменты натягивались красные струны, а поздравления писали на красной бумаге. Северные пекинские ворота и сейчас окрашивают в черный восточные – в сине-зеленый, южные – в красный, западные – в белый цвета.

В Тибете белым цветом символизировали Небо и Мужское начало, а черным – Землю и Женское начало. Тибетские божества («властелинов земли») размещали на круге, ориентировали по странам света и обозначали животными. В центре круга помещали желтую (золотую) обезьяну, на севере – белую черепаху, на юге – голубого дракона, на западе – красную птицу, на востоке – белого тигра. При жертвоприношениях «властелинам земли» на круге ориентировали фигурки быков: зеленый бык – на север, желтый – на юг, белый – на восток, красный – на запад. Всех богов символизировали различными цветами: главную богиню, мать всех «властелинов земли» и хранительницу дверей земли обозначали желтым цветом, богиню болезней и лекарств – голубым, домашнего бога – красным цветом. Богиню Весны изображали черной на желтом муле, богиню Лета – красной на синем яке, богиню осени – желтой на зеленом слоне, а богиню Зимы – синей на красном верблюде. В обрядах применяли те же цвета, но без животных.

Японская культура испытала влияние древней китайской философии и переняла китайский язык цветовых символов. В японской символике основные философские символы всего существующего «ян» и «инь» имеют те же, что и в Китае, цветовые обозначения: белое (светлое) и черное (темное). В искусстве Японии символы «ян» и «инь» обозначают два лица: «саби» – сдержанный колорит внутренней красоты и «цуя» – цветастую яркость внешней красоты. Символическое значение цвета не отделяется от выразительного, поэтому слияние и неразрывность символов есть характерная черта японской культуры. [Л.Н. Миронова 1984: 234]

Особенно большое значение имеет цветовая символика в японском театре й, в частности, в актерском гриме «кумадори» театра «Кабуки». Здесь красный цвет представляет смелость, справедливость и сверхчеловеческую силу, синий – злость, хладнокровие и безнравственность, сине-фиолетовый – страх, черный и коричневый – божественность и потусторонность.

Символика цвета в Индии делится на брахманистскую и народную. Брахманистская выражена религиозно-философской формулой А-О-У-М, где:

А – коричневое, лимонно-желтое, бело-розовое, черное, Земля, Творение (будь!), вокальная музыка, пение;

О – голубое, кристально-белое, зеленое, фиолетовое, Вода, Сохранение (держись!), игра на струнных инструментах;

У – красное, оранжевое, шафранно-желтое, пепельно-серое, Огонь, Разрушение (пройди!), танец;

М – пурпурное, блеск золота, серебряный луч, алмазные переливы, все светящиеся краски – всецвет, Синтез, Всемуд-рость, симфония всемогущества.

Эта система символов была понятна только посвященным брахманам и распространения в народе не получила. Народными цветовыми символами были три цвета, обозначающие основные жизненные начала: красный – Свет и Тепло (огонь, Солнце, Луна, молнии и др.), белый – Вода, черный – Пища. Пищу, обозначаемую изначально сущностным черным, делили на три субстанции и выражали дополнительно тремя цветами: красное ассоциировалось с субстанцией, дающей Тепло, белое – с субстанцией, дающей духовную пищу, а черное – с субстанцией отходов, вредных для организма.

Божества Индии мистически символизировали особыми «божественными» цветами. Верховный бог – «Тот, кто един» и сам творит все цвета символизируется либо ослепляющим светом, либо полной тьмой. Второстепенные боги разноцветны:

бог Пуруша – Прародитель земного и небесного сияет как золото, у него золотые борода и волосы, а глаза розовые; богиня, «Олицетворяющая Землю» – красная, белая, черная; бог Громовержец Рудра – красно-коричневый с синей шеей; богиня любви и «Волшебный конь бессмертия» - белые; богиня смерти Кали – черная в красной одежде с окровавленным ртом; бог мертвых Яма – темно-синий в красном плаще.

1.3 Цветовая символика Ислама

Цветовая символика ислама сыграла в истории определенную идеологическую роль. В борьбе с доисламской культурой ислам искоренил иконическую символику и антропоморфные изображения богов и в своей культуре активно применил чистые (неизобразительные) цвета, создал свою цветовую символику. В догматах ислама свет уже не соотносился с образами творца. Это было не абсолютное сияние библейского бога, а оптический феномен Природы, созданный им. Поэтому исламский свет имеет определенные значения: Солнце, Месяц, Звезда, Утро, Заря, Ночь и собственно Свет. В исламе от библейской трактовки отличается и символ Тьмы. Тьма не противопоставляется Свету, а находится с ним в причинной связи. Тьма – это одеяние Ночи, Тень – это творение Солнца, Тень – это космическая глубина, нечто непознаваемое, но реальное.

Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств.Второй основной цвет – желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости.

Третий основной цвет – красный, причастный к Свету. В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе – это положительный символ – Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций.Голубой – самый популярный цвет, ассоциируется с чистым небом и водой, является символом Спокойствия и Благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей.

Синий – символ спокойствия Ночи и Смерти, применяется в траурных церемониях.

Черный – отражает отрицательную сторону жизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях черный цвет выражает глубину ума и сердца. Черным обозначают высшую тайну мироздания. В этот цвет окрашено и священное знамя династии абба-сидов. Главный священный символ исламского храма – черный камень.

Зеленый – главный цвет мусульманского Рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение. Священное знамя Магомета и всего мусульманского мира – зеленое, что находит отражение в современной флаговой и геральдической символике.

Серый – это цвет злости и подлости, нищеты и несчастья.

Коричневый – цвет отвращения, разложения, распада и гибели.

Цветовые символы в исламе имеют не только понятийное и метафорическое значение, но и являются средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. В астрономии Солнце обозначают желтым, Марс – красным, Венеру – белым, Сатурн – черным, Меркурий – бирюзовым, Луну – зеленым цветами, Юпитер – цветом сандала. Дням недели соответствуют цвета: понедельнику – зеленый, вторнику – красный, среде – бирюзовый, четвергу – цвет сандала, пятнице – белый,, субботе – черный, воскресенью – желтый.

Для выражения большей экспрессии цветовые отношения в исламе строились и на гармонии цветовых пятен подобно музыкальным аккордам. Соотношения цветов в них определяли основную цветовую тональность, которая могла быть «минорной» и «мажорной», т. е. по-разному напряженной и активной. [Л.Н. Миронова 1984: 234]




2019-12-29 159 Обсуждений (0)
Символика цвета в странах Востока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Символика цвета в странах Востока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (159)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)