Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные элементы договора исламского страхования



2019-12-29 446 Обсуждений (0)
Основные элементы договора исламского страхования 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Возможно, ни один экономический институт не породил такого калейдоскопа различных мнений среди мусульманских правоведов, как страхование. Одни правоведы считают, что все виды страхования однозначно запрещены с точки зрения мусульманского права. Они основывают свою аргументацию на известном принципе мусульманского права, гласящем, что в основе всего лежит дозволение. Поскольку договор страхования и сами страховые отношения не запрещены напрямую в Коране или Сунне, - следовательно, они имеют право на существование. Кроме того, говорят правоведы-сторонники данной позиции, с точки зрения теории интереса в мусульманском праве, все, что приносит пользу обществу, не должно запрещаться. В необходимости же для общества страхования в наше время мало кто сомневается.

Сторонники умеренной позиции считают, что одни виды страхования должны быть запрещены, в то время как другие вполне соответствуют шариату. Как правило, запрещенными объявляются накопительные виды страхования, а рисковые провозглашаются дозволенными.

И, наконец, сторонники радикальной позиции объявляют любые виды страхования запрещенными, поскольку они, по их мнению, содержат элементы гарара (неопределенности), мейсира (азарта) и рибы (ростовщичества).

С целью преодоления указанных стала разрабатываться концепция исламского страхования (именуемого в большинстве стран такафулем).

Основное отличие системы мусульманского страхования от традиционного заключается в механизме разделения прибылей и убытков. Такафул (исламское страхование) делится на общий и семейный. В общий такафул входят операции по имущественному страхованию. Как правило, операции по общему такафулю в большинстве исламских страховых компаний незначительно отличаются от аналогичных операций в сфере традиционного имущественного страхования. Однако, в ряде такафул-компаний страхователи (или, как их еще называют, участники) могут претендовать на прибыль компании от части уплаченных ими взносов после вычета соответствующих издержек.

Механизм разделения прибылей и убытков в семейном такафуле (куда входят отношения в сфере личного страхования) позволяет говорить о существенных отличиях семейного такафуля от традиционного личного страхования. Как известно, страхование жизни, составляющее основу личного страхования, вызывает наибольшее число возражений со стороны мусульманских правоведов. При этом факихи (в зависимости от степени собственного консерватизма) выдвигают различные аргументы, подтверждающие недозволенность страхования жизни. Наиболее ортодоксальные противники страхования жизни считают, что оно является покушением на права Аллаха. Более умеренные полагают, что страхование жизни неприемлемо, поскольку содержит элемент рибы.

Кроме того, важным моментом в деле реализации идеи страхования в мусульманском обществе является необходимость учитывать порядок наследования в шариате. Дело в том, что в соответствии с принципами наследования по мусульманскому праву выгодоприобретатель по договору страхования не является абсолютным бенифициарием, а лишь доверительным собственником или, если точнее выразиться, доверительным владельцем. Иными словами, он, например, не может претендовать на все накопленные по полису страхования жизни средства после смерти страхователя (застрахованного), если не является его законным наследником, даже если тот написал в его пользу завещание. В этом смысле третья часть Гражданского Кодекса России, где большинство статей посвящено вопросам наследования, мягко сказать далеко не во всем соответствует шариату. О ГК я упомянул не случайно. При поверхностном взгляде, в случае учреждении исламской страховой компании, скажем, в России не потребуется внесения существенных поправок в страховое законодательство (особенно, если речь идет об обществах взаимного страхования). Однако это только при поверхностном взгляде. Ведь порядок наследования по шариату, тесно связанный с вопросами личного страхования, - это не изобретение мусульманских правоведов. Нормы, касающиеся наследования, детально прописаны в Коране и Сунне Пророка! Тут уже не стоит вопрос, соглашаться с ними или не соглашаться. Им надо следовать, а действующее законодательство это не всегда позволяет, требует поиска компромисса... Поэтому при анализе перспектив учреждения такафул-компании необходимо детально изучать не только страховое законодательство и учитывать исключительно технические вопросы ведения страхового бизнеса, но и анализировать нормы, закрепленные в Коране и Сунне и не имеющие на первый взгляд прямого отношения к институту страхования.

Однако недостатки, связанные с правовым регулированием исламского страхования покажутся вполне естественным явлением, если принять во внимание, что такафул - сравнительно молодой институт. Первая исламская страховая компания в мире была учреждена в 1979 г. в Судане. Законодатель регулировал ее статус вне рамок традиционного страхового законодательства. В то же время законодательство, регулирующее статус исламских страховщиков в Саудовской Аравии, где в 1979 г. также была учреждена исламская страховая компания, мало чем отличается от "западного" страхового законодательства. Оговорка об обязательном соответствии деятельности исламских страховщиков шариату носит скорее декларативный характер (подобная оговорка о соответствии всех законов шариату содержится в Конституциях практически всех стран, считающихся мусульманскими, однако это не означает, что их законы на самом деле полностью ему соответствуют).

Ситуация с правовым регулированием исламского страхования изменилась с принятием малазийского Закона о такафуле 1984 г. На сегодняшний день это единственный в мире специальный закон, посвященный исламскому страхованию. Следует сразу отметить, что данный закон - во многом плод компромисса между общим правом и так называемым англо-мусульманским правом, действующим в Малайзии. К данному закону существует большое количество претензий со стороны мусульманских правоведов в плане несоответствия некоторых его положений шариату. В Законе много пробелов. Поэтому суды, рассматривающие споры в сфере исламского страхования (кстати, не шариатские, а светские суды!) часто апеллируют к Закону о страховании 1996 г., регулирующему вопросы традиционного страхования.

Другой характерный пример связан с работой шариатских наблюдательных советов. Известная страховая компания "Наско" из Татарстана уже давно прибегает к консультациям малазийских правоведов. Подобная помощь со стороны малазийских юристов - дело, конечно, полезное и нужное, однако не следует забывать, что зачастую решения шариатских наблюдательных советов исламских страховых компаний не только в мире, но и в масштабах одной страны могут противоречить друг другу. Так, один совет может признать соответствующим шариату ту или иную услугу или продукт. А шариатский совет в другой компании - нет. Например, так называемые исламские кооперативные компании в Саудовской Аравии по характеру своей деятельности гораздо ближе к традиционным страховщикам, чем к такафул-компаниям в Малайзии, хотя в них тоже есть шариатские советы, состоящие из квалифицированных факихов.

Я упомянула лишь некоторые правовые проблемы, препятствующие полноценной реализации идеи исламского страхования, как в мусульманских, так и немусульманских странах. Невозможно придумать одинаковые для всех государств механизмы по адаптации норм шариата к действующему законодательству. Ясно одно: российская умма не должна абстрагироваться от той громадной работы, которая ведется мусульманскими правоведами во всем мире по развитию шариата в условиях современности, и ждать готовых решений и рецептов из-за рубежа. Российским мусульманами необходимо как можно скорее включиться в процесс нормотворчества, чтобы на равных участвовать в формировании иджма’ (единодушного мнения) по различным актуальным вопросам вместе с правоведами из других стран. И первым шагом на этом пути должна стать подготовка квалифицированных кадров, имеющих не только религиозное, но и блестящее светское

 

Сущность такафула

 

Слово «такафул» происходит от глагола «кафала» и в переводе с арабского означает «взаимное предоставление гарантии друг другу». В Коране говорится «…И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде. И бойтесь Аллаха: поистине, Аллах силен в наказании»(5:2). Данный айат приводится в работах всех правоведов, пишущих об исламском страховании. Верующие должны помогать друг другу, в том числе если кого-нибудь из них постигнет несчастье.

Стремление обезопасить себя от различных неприятностей присуще человеческой природе: « И среди них есть такие, что говорят: «Господин наш! Даруй нам в ближней жизни и в последней добро и защити нас от наказания огня»(2:201). Тот же, кто оградит пострадавшего от последствий постигшего его бедствия, заслуживает вознаграждения Аллаха: « По свидетельству Абу Хурайры, который передал слова Пророка: «Тому, кто сделает облегчение находящемуся в затруднении, Аллах сделает облегчение в этой жизни и в будущей. А того, кто защитит мусульманина, Аллах защитит в этой жизни и в будущей. Аллах помогает Своему рабу, пока этот раб помогает своему брату…».

Функцию защиты людей от различного рода рисков в соответствии с нормами и принципами шариата как раз и призвано выполнять исламское страхование, или такафул. В основе данного института мусульманской экономики лежат следующие основные положения:

1. В такафуле отсутствует избыточный гарар – за счет того, что взносы или их часть, выплачиваемые каждым участником, рассматриваются в качестве дара или добровольного пожертвования, и предоставляются в духе братства и взаимопомощи в специальный фонд, из которого при наступлении страхового случая страхователям выдается компенсация. Помимо выплаты необходимой для покрытия ущерба суммы из фонда табарру, участник может рассчитывать на стабильный доход от другой части взносов – вне зависимости от наступления страхового случая. Страховщик также согласно условиям заранее знает размер своей доли из фонда мудараба. Жизнь же человека, его здоровье и собственность находятся во власти Аллаха, поэтому неопределенность в отношении того, что с ними может случиться,- естественное состояние, с точки зрения ислама: «Поистине у Аллаха ведение о часе; Он низводит дождь и знает, что в утробах, но не знает душа, что приобретает завтра, и не знает душа в какой земле умрет. Поистине, Аллах – ведущий, знающий!»

2. Уплаченные взносы, или их часть, могут использоваться только в операциях, не запрещенных шариатом. Любая страховая операция изначально может быть признана ничтожной, если в ней содержатся элементы, запрещенные исламом;

3. Основная цель исламского страхования не в приобретении кем-либо определенных преимуществ за счет других, а в обеспечении гарантией рисков участников. Стороны договора могут выступать как вроли тех, кому предоставляется гарантия;

4. Такафул-бизнес, как правило, основан на механизме распределения прибыли под названием «мудураба», позволяющем избегать процентных отношений, имеющих место при традиционном страховании;

5. Все стороны договора исламского страхования должны действовать в соответствии с принципом utmost goot faith (наивысшей добросовестности);

6. В такафуле, в отличие от традиционного страхования, не нарушаются в шариате. При рассмотрении делаAmtul Habib vs Mussarat Parveen[1] Верховный суд Пакистана постановил, что в исламском договоре страхования жизни назначенный выгодоприобретатель является неполным бенефицарием, а лишь доверительным собственником, который должен распределить страховую выплату между наследниками страхователя в соответствии с условиями договоров васийа и мирас.

Помимо соответствия общим положениям ислама, договор такафул должен опираться на принципы, вытекающие из конкретных предписаний шариата:

1. Принцип соблюдения договоров: «О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах…»(5:1);

2. Принцип utmost goot faith: стороны не должны утаивать друг от друга те факты, касающиеся недостатков предмета договора: « По свидетельству Васила бин ал-Аска’, который передал слова Пророка: «Тот, кто продает вещь с дефектом, без раскрытия этого (дефекта),- навсегда останется под гневом Аллах…».К недействительности договора может также привести мошенничество, предоставление ложных сведений, умышленное введение в заблуждение ит.д.

3. Принцип гуманизма: договор такафул заключается не ради извлечения прибыли его участниками, а в целях предоставления помощи тем, чей интерес пострадал: «По свидетельству Сафана бин Салима, который передал слова Пророка: «Тот, кто позаботится о вдове и бедняке и работает для них, подобен воину, сражающемуся на пути Аллаха, или тому, кто постится в течении дня, а всю ночь проводит в молитве»;

4. Принцип взаимопомощи и кооперации: верующие должны помогать друг другу в духе братства и взаимопомощи: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности…»(5:2).

5. Принцип справедливой компенсации: оператор берет на себя обязательство возместить убыток, причиненный жизни, здоровью или собственности страхователя или застрахованных третьих лиц: « Поистине Аллах не обидит и на вес пылинки, и если будет хорошее, Он удвоит от Себя великую награду!»(4:40);

6. Принцип надлежащего размещения средств страхователя: согласно условиям договора, исламского страхования, участник выплачивает взносы оператору, оговаривая, что деньги будут использоваться в операциях, разрешенных шариатом: « Если я запрещу вам что-нибудь, то избегайте этого, если же я повелю вам что-либо, то делайте из этого, что сумеете!»  

Большая часть такафул-компаний действует на основе модели мудараба. В работе доктора Ма’асума Биллаха «Shariah Justified Contracts» проводятся параллели между договором такафул и друими контрактами, пизнаваемыми шариатом: мудараба, мушарака, бай’бисаман аджил, бай’ас-салам, вади’а, Амана, кафала, даман, иджара, вакала, хиба.

1. Мудараба. В договоре такафул участник, выступающий в роли рабб ал- маля, предоставляет определенную сумму денег в специальный фонд, которым управляет оператор. Прибыль от проведенных операций распределяется между сторонами договора в соответствии с соглашением о долях.

2. Мушарака (договор товарищества). В исламском страховом бизнесе и страхователи, и оператор являются партнерами и участниками в фонде уплаченных взносов и делят ответственность, прибыль и убытки в соответсвии с долями, определенными в соглашении.

3. Бай’бисаман аджл (договор купли-продажи по отсроченной цене). В семейном такафуле участник как бы покупает риск у оператора, регулярно уплачивая оговоренные взносы, и затем продает его страховщику по согласованной цене при наступлении страхового случая.

4. Бай’ас-салам (договор купли продажи с отсроченной поставкой). Участники договора выплачивают взносы оператору, который, в свою очередь, предоставляет гарантию безопасности их рискам.

5. Бай (договор купли-продажи). Участник и оператор договариваются, что первый как бы покупает у второго финансовую безопасность собственных рисков. Страхователь здесь по аналогии выступает в качестве покупателя, а страховщик - продавца.

6. Амана (договор доверительной собственности). Регулярные выплаты, производимые участниками договора такафул, подобны доверительной собственности, управляемой оператором. Управление таким трастом направлено на предоставление финансовой безопасности рискам страхователей, а также на получение прибыли всеми сторонами договора в соответствии с соглашением о долях.

7. Кафала (договор поручительства) и даман (договор гарантии). Подобно поручителю страховщик может нести материальную ответственность перед третьими лицами, которым был причинен ущерб по вине страхователя.

8. Иджара (договор найма, в том числе и услуг). Услуга со стороны оператора состоит в управлении собранными взносами, доход от которых распределяется между ним и участником в соответствии с долями финансирования, а также в предоставлении безопасности рискам участников.

9. Вакала (агентский договор). Сходство такафула с договором вакала наблюдается как в отношениях между ним и участником в соответствии с долями финансирования, а также в предоставление безопасности рискам участников.

10. Хиба (договор дарения). Выплачиваемые в договоре такафул-взносы могут идти на: а) счет участника (РА)1 или в фонд мудараба, и на б)специальный счет участника (РСА)2 или в фонд табарру.

Концепция таббару лежит в основе исламской модели страхования. Таббару в переводе с арабскогот «дар, пожертвование». По мнению доктора Ийсуфа ал-Карадави, исламское страхование создает условия для оказания помощи пострадавшей стороне, поскольку сама суть договора такафул заключается во взаимной поддержке участниками друг друга[3]

Согласно концепции табарру участник предоставляет часть выплачиваемых им взносов в качестве дара в специальный благотворительный фонд. Из него компания осуществляет выплаты при наступлении страховых случаев. Если же, по имеющимся у оператора сведениям, для кого-нибудь из страхователей наступление определенного события представляет большую вероятность, чем для остальных, то табарру этого и других участников должны быть сбалансированы с учетом данного факта. Страхователи и страховщик договариваются, что компания не будет вкладывать собранные ею взносы в операции, запрещенные шариатом. В соответствии с условиями, предъявляемыми шариатом к договору дарения, право собственности на подаренную вещь переходит в момент ее вручения одаряемому. Правильность определения всех выплачиваемых страхователям взносов как дара вызывает некоторые сомнения, поскольку в качестве эквивалента за предоставленные взносы страхователь получает право на компенсацию, в то время как табарру должен предоставляться безвозмездно: « По свидетельству ибн’Аббаса, который передал слова Пророка: «Тот, кто берет свой дар назад, подобен собаке, поедающей свою блевотину».

Автор данной работы разделяет мнение доктора Ма’асума Биллаха, который считает, что более приемлемым определением для взносов, или по крайней мере той их части, по которой участник получает фиксированный доход, является термин «мусахама»- в переводе с арабского «взнос, доля».

Схематически разницу между табарру и мусахама можно свести к следующим существенным моментам:

1. табарру, по сути, вид договора дарения, а мусахама подразумевает право участника на получение прибыли по уплаченным взносам;

2. После выплаты средств на основе табарру владелец теряет на них право, случае с мусахама право собственности на уплаченные деньги не прекращается;

3. Табарру предоставляется в интересах других лиц, мусахама направлена на достижение собственных целей – получение прибыли.

Таким образом, часть уплаченных страхователям взносов идет в благотворительный фонд, откуда при наступлении страхового случая участникам выдается компенсация. Другая же часть средств направляется в фонд мадараба, из которого страхователям предоставляется фиксированный доход.

Некоторые ученые, пишущие об исламском страховании, считают, что такафул фактически выполняет те же функции, что и традиционное коммерческое страхование, с той только разницей, что он не противоречит положениям ислама: «Концепция такафула очень близка традиционному страхованию. И исламское и традиционное страхование предоставляют собой инструменты, позволяющие оказывать помощь группам лиц, столкнувшимся страхование финансовыми трудностями. Эти инструменты являются современными способами устранения рисков…».[4]

Что касается видов такафула, то, как правило, исламские страховые компании предлогают клиентам услуги по общему и семейному такафулу.

В общем такафуле обычно заключаются краткосрочные договоры, которые необходимо ежегодно возобновлять. Цена продуктов устанавливается здесь так же, как и в традиционном страховании. Основные критерии в общем такафуле для определения ставок – ценность страхуемого интереса и оценка возможного убытка. При заключении договора исламского страхования для участника могут быть предусмотрены специальные льготы. В автотакафуле, например, страхователю предоставляется скидка, если за время действия полиса он ни разу не попал в аварию. В рамках семейного такафула предусмотрены различные схемы, охватывающие риски из сферы личного страхования. Семейный такафул не означает в буквальном смысле страхование чьей-либо жизни, а предоставляет собой финансовую сделку, направленную на защиту вдов, сирот и други зависящих от страхователя лиц, от различных рисков.

Семейный такафул основывается на модели мудараба. Уплаченные взносы направляются в семейный такафул-фонд, разделенный на две части:

1. Participant’ Account (PA) - куда идет та часть взносов, по которой участник имеет право на получение прибыли;

2. Participant’s Special Account (PSA) - куда идет другая часть взносов и откуда страхователям, для которых наступил страховой случай, выплачивается компенсация.

Если участник умирает до окончания срока действия полиса по семейному такафулу, выгодоприобретатели получают все взносы, уплаченные страхователем страхование момента заключения им договора и до его смерти, включая прибыль из РА. Бенефицарии также имеют право на ту часть взносов, которую участник выплатил бы, если бы дожил до истечения периода страхового покрытия. Данная сумма высчитывается начиная страхование даты смерти страхователя и до окончания срока действия полиса.

Для получения компенсации и прибыли не имеет значения, в результате чего наступила смерть. Застрахованный может умереть как естественной смертью, так и в результате самоубийства. Даже в случае, если страхователь погиб при грабительском нападении, будучи сам грабителем, права выгодоприобретателей по уплаченным им премиям не могут аннулироваться. 

В рамках семейного такафула предусматриваются следующие варианты:

· Индивидуальный семейный такафул;

· Групповой семейный такафул;

· Ипотечный семейный такафул;

· Кредитный семейный такафул и др.

В целом при сопоставлении традиционного страхования жизни страхование семейным такафулом можно выделить следующие особенности последнего:

1. Семейный такафул, в отличие от традиционного страхования жизни, не включает в себя элемент риба;

2. В семейном такафуле назначенный выгодоприобретатель является доверительным собственником, а не абсолютным бенефициарием как в традиционном страховании жизни;

3. В традиционном страховании услуги агентов, как правило, оплачиваются из части предоставленных страхователями взносов. В такафуле агенты рассматриваемые в качестве сотрудников компании, получают вознаграждение из ее средств.

4. Страхуемый интерес в традиционном страховании жизни принадлежит самому страхователю и заключается в его дожитии до окончания действия полиса. После смерти участника страхуемый интерес переходит к его супругу, родителям, детям, партнерам и др.

В настоящее время существует три вида мударабы в отношениях между страховой компанией и участниками по договору такафул.

Первая модель - так называемая «чистая» мудараба, где компания и участник делят только доходы по прямым инвестициям, и участник имеет право на 100% излишков. При этом никаких вычетов на производственные затраты не производится до того момента, как будет распределен доход по инвестициям. Таким образом, фонд собранных взносов и доход по ним принадлежит исключительно участникам.

 

 

Вторая модель - модифицированная мудараба, где доход по инвестициям сначала возвращается в такафул-фонд, а уже оттуда страховщик производит распределение излишков между участниками.

Компаниям предоставлена возможность выбора - вычитать производственные и другие затраты до или после распределения излишков.

 

 

Третья модель – также модифицированная мудараба. Компания и участники делят доход по инвестициям и излишки. Вычет производственных затрат производится до распределения излишков.

 


Любая из этих моделей может использоваться в зависимости от вида и формы страховой деятельности. Для общего такафул- бизнеса, где практикуются недолгосрочные полисы, рекомендуется вторая модель страхование вычетом затрат до распределения излишков.

Первая модель, приемлемая в основном для взаимного страхования, не вполне конкурентоспособна, и компании придется значительно увеличить ставку премии, чтобы покрыть текущие расходы. Даже если затраты будут покрываться за счет иных источников дохода, ставка премии все равно будет оставаться на высоком уровне. Поэтому для семейног такафул - бизнеса предпочтительнее вторая или третья модель страхование вычетом издержек до распределения излишков.

В некоторых компаниях участники имеют право на получение излишков, но при условии, что они не предъявляли требований по выплатам и не получали до этого любую прибыль от иных такафул - операторов, а также отказались от дальнейшего участия в договоре до истечения срока его действия.

Другие же страховщики оставляются за участником право на часть излишков, если требование по выплате было меньше суммы, уплаченных им взносов. На практике такафул - операторы в АСЕАН используют оба вышеуказанных подхода.

 

Основные элементы договора исламского страхования

 

Основные элементы договора исламского страхования:

1. ма’акуд’алайх (предмет договора);

2. мута’акидан (обе стороны договора);

3. сига (включающая иджаб (оферту) и кабул (акцепт)).

Остановимся подробно на каждом из них.

1. Ма’куд’алйх. Такафулу, как и любому другому контракту, признаваемму шариатом, необходимо соответствовать ряду требований. В договоре исламского страхования должен быть точно установлен страхуемый интерес, в отношении которого обе стороны подписывают соглашение. Страховой интерес опредеояетвсе важнейшие элементы страхового правоотношения: его субъектный состав, исполнение или ненадлежащие исполнение. В качестве объекта страхового правоотношения выступает не конкретное имущество, а отношение к нему его обладателя, выраженное страховым интересом.

Что касается страхового риска, то при рассмотрении многочисленных определений данного понятия важно помнить об основном его отличии от страхового случая. Последний представляет собой событие уже совершившееся, в то время как страховой риск – это только вероятность наступления определенного события. Наступление страхового случая носит случайный характер, но само наличие риска – непременное условие признания договора такафул действительным.

Выплата, производимая страховщиком, состоит из трех этапов:

· Установления факта страхового случая;

· Определения размера страховщика;

· Осуществления страховой выплаты.

 Кроме предоставления своевременной выплаты, оператор обязан возместить расходы, произведенные участником в целях предотвращения или уменьшения размера ущерба, нанесенного застрахованному имуществу. Однако если участник не в состоянии в нужное время выплатить требуемую сумму, необходимо дать ему отсрочку, чтобы в течение разумного срока он погасил свой долг.

Если же в течение разумного срока выплата требуемой суммы так и не была произведена, контракт, может быть, расторгнут, и несостоятельному должнику будут возвращены выплаченные им до этого взносы, а также издержек и расходов, понесенных им по вине данного участника.

Страхователь обязан проинформировать страховщика обо всех известных ему обстоятельствах, имеющих существенное значение для оценки степени риска, и всех заключенных или заключаемых им договорах в отношении данного объекта страхования.

2. Мута’акидайн. В договоре такафул три основных стороны: оператор, участник, бенефицарий.

Такафул-оператор(дамин).

Согласно условиям, содержащимся в Законе о такафуле 1984г., такафул-бизнес в Малайзии может осуществляться следующими операторами: а) компанией, соответствующей требованиям Закона о компаниях 1965г., или б) обществом, зарегестрированным в соответствии с Законом о кооперативных обществах.

До осуществления операций исламский страховщик должен сделать вклад, а потом зарегестрироваться. В Законе о такафуле говорится, что оператор, будучи зарегестрирован в отношении любого вида такафул-бизнес, должен постоянно располагать суммой, чьи размеры не меньше суммы, установленной министром финансов. Данное положение предусмотрено в целях недопущения обмана, введения в заблуждение со стороны оператора, также для обеспечения эффективного механизма привлечения страховщика к ответственности.Законом предусмотреноа ответственность для операторов, осуществляющих свою деятельность без регистрации. Согласно ст. 5 Закона о такафуле оператор, действующий без регитрации, считается совершившим правонарушение. На него налагается штраф в размере 20000 ринггитов, и заключение на срок 12 месяцев, или ежедневный штраф, не превыщающий 4000 ринггитов.

Генеральный директор в силу ст.8 Закона о такафуле имеет право отказать лицу, намеревающемуся осуществлять такафул-бизнес, в регистрации, если « после надлежащего расследования он буден убежден, что имя заявителя своим сходством с именем другого юридического лица подобно введению в заблукждение». Генеральный директор может также отказывать в регистрации заявителю, пока он не будет убежден в том, что:

1. Цели и операции в такафул-бизнесе, которые планируется осуществить, не включают любой элемент, который не одобряется шариатом;

2. В уставе такафул-оператора содержатся положения, касающеся учреждения шариатского наблюдательного совета, призванного давать оператору рекомендации в отношении осуществляемых им такафул-оперций в целях обеспечения гарантии, что они не включают элемент, который не одобряется шариатом.

Чтобы получить регистрацию, надо доказать свою способность обладать соответствующими активами для осуществления такафул-бизнеса. Согласно Закону о такафуле 984г. оператор должен всегда иметь возможность поддерживатьпревышение активов над пассивами не менее чем на сумму, которая может быть периодически предписана министром финансов в зависимости от экономических условий в стране.

Кроме того, физическое лицо, компания или общество,получют право осуществлять такафул-операции, если будут соответствовать следующим условиям:

1. Физическое лицо, компания или общество, намеревающиеся вести такафул-бизнес, должны иметь договорную правоспособность в соответсвии с требованиями, предъявляемыми шариатом:

2. Оператор обязательно должен быть мусульманином, поскольку весь такафул бизнес осуществляется на основе исламских норм и принципов. Что касается немусульман, то они не имеютправа осуществлять такафул-практику в качествеиндивидуального пердпринимателя или партнера и на посту руководящих работников компании или общества.

Немусульманин вполне может стать владельцем полиса в компании, управляемой мусульманином. Исламом не возбраняется получение немусульманами помощи от мусульман. Для приведения деятельности исламских страховщиков в соответствие с нормами и принципами шариата в странах АСЕАН был составлен Кодекс этики для такафул-операторов. Авторы Кодекса сформулировали четыре основные цели:

· Установленгие минимального стандарта практики для такафул операторов в интересах обеспечения соответствия их деятельности требованиям ислама;

· развитие здорового делового поведения среди исламских страховщиков;

· повышение стандарта корпоративного управления и поведения в компаниях;

· создание условий для развития сотрудничества между такафул-операторами и повышения эффективности их бизнеса.

Такафул-участник (муамман*алайх). Теоретически любой человек вне зависимости от возраста, положения в обществе, правового статуса, пола и других факторов может иметь право приобрести полис: «Скажи: Кто запретил украшения Аллаха, которые он низвел для Своих рабов, и прелести из удела?» Скажи: « Это - только для тех, которые уверовали в ближайшей жизни в день суда...»(7:32)

Основные факторы, препятствующие участию физического лица в качестве стороны в договоре такафул: недостижение им определенного возраста, неполная право- или дееспособность, банкротство предполагаемого участника, отсутствие у него страхового интереса.

Возраст. Согласно условиям, предъявляемым в мусульманском праве к сторонам договора, несовершеннолетний не может быть стороной в соглашении. Ему нельзя доверять участия в различного рода договорах до тех пор, пока он не достигнет так называемого возраста рушд: «... а когда они дойдут до брачного возраста, то если заметите в них зрелость разума, отдавайте им их имущество...»(4:6).

Слово «рушд» из данного айата трактуется как возраст совершенолетение или достижения половой зрелости.

Медицинская непригодность. В ряде случаев участник может быть признан неспособным заключать договор страхования, если он страдает болезнями, которые не позволят ему полноценно осуществлять функции стороны в соглашении (например, прикованный к постели или психически больной человек). От имени такого больного полис приобретает лицо, выполняющие функции опекуна.

Банкротство (ифлас) является основанием для запрещения лицу заключать или продлевать договор исламского страхования. Банкроту в ряде случаев может быть оказана помощь из фонда табарру, но не имеет права быть стороной в договоре такафул, пока не урегулирует свои долговые обязательства.

Неполная правоспособность. Заключенный или любое другое лицо, чья свобода ограничена, может быть стороной во многих контрактах, признаваемых исламом, но не имеет права заключать договор такафул. Поскольку сущность исламского страхования состоит во взаимной кооперации, человек, ограниченный в своих действиях, не в состоянии быть полноценным участником. Если же индивид совершил какое-либо преступление, но свобода его действий и передвижения не ограничена, он вполне может быть стороной в договоре такафул.

Отсутствие страхового интереса. Незаинтересованное лицо не может быть владельцем полиса, поскольку у него нет страхового интереса - существенного условия для признания договора исламского страхования действительным.

Выгодоприобретатель в такафуле имеет право на получение дохода по полису - в соответствии с правилами наследования по договорам мирас и васийа.

В 1973г. Национальный комитет по религиозным мусульманским делам издал фатву, касающуюся правопреемства и завещания, где сказано, что в договоре страхования жизни назначенный выгодоприобретатель - не более, чем доверительный собственник, чья обязанность состоит в получении прибыли по полису и распределении ее среди бенефициариев в соответствии с принципами наследования в исламе.

Бенефициарии обязательно должны иметь интерес в предмете договора. Страховой интерес в полисе по мусульманскому праву основан на принципах мирас, васийа и мулкийа. Поскольку владелец полиса платит регулярные премии за предоставление финансовой безопасности собственным рискам, право получать прибыль принадлежит ему.

Передать право бенефициария при жизни страхователя можно в двух случаях:

· когда владелец полиса превращает свои активы в вакф, который становится собственностью Аллаха. Вакиф, не имеет права получать доход по предоставленным средствам с момента их передачи;

· если прибыль по полису-предмет уплаты участника.

Брокер и агент. Закон о такафуле 1984г. предусматривает использование агентов и брокеров.

Агент. В исламе агент известен как вакил. В свое время Пророк назначил Хакима бин <



2019-12-29 446 Обсуждений (0)
Основные элементы договора исламского страхования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные элементы договора исламского страхования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)