Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнения по простому модулю с одним неизвестным



2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Сравнения по простому модулю с одним неизвестным 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Переходя от сравнений 1-й степени к сравнениям более высоких степеней, целесообразно сначала рассмотреть тот случай, когда модуль – простое число. В этом случае имеется ряд весьма важных теорем, которые, вообще говоря, неверны для составных модулей. Вместе с тем теория сравнений по простому модулю является основой, на которой строится изучение сравнений по составному модулю.

Во всей этой главе буквой  будем обозначать модуль, представляющий собой простое число.

Теорема 1.Если , то сравнение

может быть заменено эквивалентным сравнением с коэффициентом при старшем члене, равном единице.

Доказательство. Рассмотрим сравнение 1-й степени ; поскольку  то и сравнение имеет решение. Найдем число , удовлетворяющее этому сравнению, т.е.  такое, что .

Тогда сравнение  эквивалентно сравнению

,

а следовательно, сравнению

,

где .

Пример 1. Заменить сравнение

эквивалентным сравнением с коэффициентом при старшем члене, равным 1.

Решаем сравнение  и находим . Данное нам сравнение эквивалентно сравнению

т.е. сравнению .

Теорема 2. Если и многочлены с целыми коэффициентами, то сравнения по простому модулю

 

(3.15)
(3.16)

 

эквивалентны.

Доказательство. Пусть  удовлетворяет сравнению (3,15), т.е. . Поскольку при любом  согласно теореме Ферма , то

.

Пользуясь той же теоремой Ферма, получаем, что если  удовлетворяет сравнению (3,16), то , и, таким образом, сравнения (3,15) и (3,16) эквивалентны.

Из этой теоремы непосредственно вытекает следующая.

Теорема 3. Сравнение по простому модулю , степень которого больше, чем этот модуль или равна ему, может быть заменено эквивалентным сравнением степени, меньшей .

Доказательство. Пусть многочлен с целыми коэффициентами степени . При делении  на ), частное  и остаток  будут также многочленами с целыми коэффициентами:

,

где степень  меньше степени , т.е. меньше, чем . Согласно предыдущей теореме, сравнения  и  эквивалентны.

Пример 2. Сравнение  заменить эквивалентным сравнением степени, меньшей чем 7.

Решение. Мы получим эквивалентное сравнение, если заменим  на ,  на ,  на . Таким образом, заданное сравнение эквивалентно сравнению

т.е. сравнению .

Теорема 4.Если многочлены с целыми коэффициентами: , и все коэффициенты  делятся на простое число , то любое решение сравнения

 

(3.17)

 

является решением, по крайней мере, одного из сравнений:

 

(3.18)

Доказательство. Пусть  решение сравнения (3.17), т.е. . Поскольку все коэффициенты  делятся на , будем также иметь , поэтому

Из сравнимости произведения  с нулем по модулю  следует, что по крайней мере один из этих множителей сравним с нулем по этому модулю, т.е.  решение по крайней мере одного из сравнений (3.18).

Пример 3. В сравнении  левую часть можно представить в виде , и мы находим все решения этого сравнения, решая сравнения: , , т.е. и . Все эти четыре класса удовлетворяют нашему сравнению.

Для составных модулей эта теорема неверна. Например, сравнению

удовлетворяет класс , не являющийся решением ни одного из сравнений:

,

Теорема 5.Сравнение степени  по простому модулю  с коэффициентом при старшем члене, не делящимся на , может иметь не больше чем  решений.

Доказательство. Утверждение теоремы верно при . Действительно, в этом случае мы имеем сравнение 1-й степени: , где , т.е. , а такое сравнение имеет в точности одно решение. Применим теперь для доказательства теоремы метод полной математической индукции.

Предположим, что утверждение теоремы верно для всех многочленов ( ) – й степени со старшими коэффициентами, не делящимися на простой модуль . Возьмем теперь произвольный многочлен – й степени:

,

где , и рассмотрим сравнение

 

(3.19)

 

Если это сравнение не имеет ни одного решения, то число решений меньше чем .

Если же это сравнение имеет решения, то возьмем любое число , удовлетворяющее ему, и разделим  на . Согласно теореме Безу будем иметь:

.

Коэффициенты многочлена -й степени  могут быть найдены по схеме Горнера и представляют собой целые числа, причем .

Поскольку  удовлетворяет сравнению (3.19), , то все решения (3,19) находятся среди решений сравнений  и , удовлетворяя либо одному из них, либо обоим.

Сравнение  имеет одно решение, а сравнение  представляет собой сравнение ( ) – й степени по простому модулю с коэффициентом при старшем члене , не делящемся на , и, по предположению, может иметь не больше чем  решений. Таким образом, сравнение (5) имеет не больше, чем , т.е. не больше чем  решений.

Согласно принципу математической индукции справедливость теоремы доказана.

Пример 4.  удовлетворяет сравнению  Найти все решения этого сравнения.

Очевидно, что вместе с классом  этому сравнению удовлетворяет и класс . Коэффициент при старшем члене  не делится на простой модуль , поэтому сравнение не может иметь больше двух решений.

Ответ. .

Для составных модулей эта теорема неверна. Сравнение степени  по составному модулю с коэффициентом при старшем члене, не делящемся на модуль или даже взаимно простом с модулем, может иметь больше чем  решений. Например, сравнение  имеет 4 решения: .

Теорема 6.Если сравнение степени  по простому модулю  имеет больше чем  решений, то все коэффициенты сравнения делятся на .

Доказательство. Возьмем любое простое число . Если сравнение  имеет больше чем одно решение, то , т.е. . Таким образом, при  теорема верна. Предположим, что утверждение теоремы верно для многочленов степени, меньшей чем , т.е. предположим, что число решений сравнения степени, меньшей чем , может превосходить степень сравнения только тогда, когда все коэффициенты делятся на модуль .

Возьмем любое сравнение степени :

 

(3.20)

 

имеющее больше чем  решений. В таком сравнении  делится на , а тогда сравнение

 

(3.21)

 

эквивалентное сравнению (3.20), также имеет больше чем  решений.

В сравнении (3.21), степень которого меньше чем , а число решений превосходит степень согласно предположению, все коэффициенты должны делиться на , т.е. . Поскольку уже раньше было установлено, что , утверждение теоремы верно для . Согласно принципу математической индукции справедливость теоремы доказана.

Теорема 7.Пусть многочлен с целыми коэффициентами и свободным членом , где простое число, причем . Сравнение  имеет  решений тогда и только тогда, когда все коэффициенты остатка от деления  на  кратны .

Доказательство. Пусть , где  и многочлены с целыми коэффициентами, причем степень  меньше чем .

1) Докажем достаточность условия. Пусть коэффициенты  делятся на .


Обозначим через  и  соответственно число решений сравнений

 

(3.22)
(3.23)

 

Сравнение  по теореме Ферма имеет  решений. Каждое из этих  решений является решением хотя бы одного из сравнений: (3.22) или (3.23), т.е.

Сравнение (3.23) степени  имеет коэффициент при старшем члене, равный единице, так что  и, следовательно,

.

Поскольку при этом , получаем , т.е. из делимости коэффициентов  на  следует, что число решений сравнения (3.22) равно .

2) Докажем необходимость условия. Пусть сравнение (3.22) имеет  решений. Если решение сравнения (3.22), то  и вместе с тем, поскольку , то , а, следовательно, согласно теореме Ферма, , так что

Таким образом, каждое из  решений сравнения (3.22) является решением сравнения , степень которого меньше чем . Следовательно, все коэффициенты делятся на .

Пример 5. Сравнению удовлетворяют классы  и . Имеет ли это сравнение еще одно решение?

Делим  на , находим:

так что  и, следовательно, это сравнение имеет три решения.




2019-12-29 225 Обсуждений (0)
Сравнения по простому модулю с одним неизвестным 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнения по простому модулю с одним неизвестным

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)