Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Компетентностно-ориентированные задания по теме «Переменный ток»




 

Формирование компетенций у учащихся подразумевает комплексное решение задач. Рассмотрим задачу, которая по нашему мнению является компетентностно-ориентированной: перед вами начерчен график переменного тока:

1. Что на данном графике подразумевается под величиной тока?

2. Что изменяется на графике с течением времени?

3. Составьте перечень основных свойств переменного тока.

4. Найдите на графике равные по силе тока точки.

5. Найдите на графике точки, которые характеризуются равной силой тока, но различным направлением тока.

Начнём с первого вопроса задания – что на данном графике подразумевается под величиной тока? Ответ на данный вопрос предполагает, что учащиеся должны знать что такое переменный ток. В соответствии с определением понятия – ток, изменяющийся с течением времени, ученик должен вынести, что под величиной тока подразумевается – сила тока. Данное задание строится на физическом содержании, что удовлетворяет требованию компетентностно-ориентированного задания – 3. А так же само применение знания – является удовлетворительным требованием к 4 b.

Следующий вопрос – что изменяется на графике с течением времени? Для выполнения данного задания нужно уметь работать с графиками, а именно – анализировать. В этом случае ученику требуется разложить график на составляющие: время и силу тока. И проследить, что ещё меняется со временем на графике, которое расположено на горизонтальной оси. Это можно сделать непосредственно посмотрев на вертикальную ось – силы тока. Этот вопрос так же стоится на физическом содержании курса физики (требование 3), и «ожидает» применения знаний на практике (требование 4 b). Следует отметить, что процесс ответа на данный вопрос – есть извлечение информации из графика.



Составьте перечень основных свойств переменного тока – ответ на данный вопрос должен подвигнуть учащегося на более детальный анализ графика: пронаблюдать, как изменяется сила тока со временем, какого направление силы тока в разные моменты времени. Сделать вывод – что изменяется ток – с некоторой периодичностью, и его направление, опять таки с периодичностью меняется. И на основании этих выводов, выделить свойства: периодичность, направленность. Этот вопрос так же строится на физическом содержании (требование 3), но так же в нём требуется формулирование свойств конкретного объекта по заданным условиям (требование 4 d).

Найти на графике точки с одинаковой силой тока – здесь учащимся требуется показать данные точки, и соответственно доказать, что силы тока равны, что можно сделать опустив перпендикуляр на ось ординат. Данный вопрос не учитывает направление силы тока, а только его значение. Вопрос будет удовлетворять ещё, ранее не касающегося требования – 4 a, т.е. на обоснование возможного применения физических знаний в конкретной ситуации.

При ответе на последний вопрос, учащиеся должны по графику выделить точки, в которых сила тока будет одинакова, что делалось при ответе на предыдущий вопрос, но теперь надо отметить, что кривая находится то внизу оси времени, то наверху. Что теперь будет происходить с силой тока при переходе «сверху» «вниз» – изменение направления. Данный вопрос так же удовлетворяет требованию 3 и 4 b.

Таким образом, данное задание удовлетворяет не только одному требованию, которое мы выделили.

 


Заключение

 

Формирование ключевых компетентностей на уроках физики в средней школе занимает особое место. Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по физике и способности их применения на практике.

В ходе выполнения работы были получены следующие выводы:

Проанализировав научную и научно-методическую литературу по данной теме, были рассмотрены теоретические основы реализации компетентностного подхода при обучении физике, основные принципы и классификации ключевых компетентностей.

Рассмотрев содержательный аспект, определив требования компетентностно-ориентированных заданий и изучив опыт работы учителей физики, были разработаны задания, отвечающие требованиям компетентностного подхода.

Вопросы диагностики ключевых компетенций школьников мало освящены в современной литературе, поэтому для учителей будущих поколений есть большое поле для деятельности.

Именно, компетентностный подход способствует реализации этих условий. Именно в атмосфере успеха может сформироваться всесторонне развитая личность школьника.

 

 


Список литературы

 

1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2004 г. – №5;

2. Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., Камзеева Е.Е. Диагностика учебных достижений по физике. Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА [Электронный ресурс] // Режим доступа http://edu.1september.ru/courses/16/009/7.pdf;

3. Гурьянова А.В. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] // Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/574903/;

4. Примерная программа основного общего образования по физике VII–IX классы. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897;

5. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm;

6. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA – 2006 г., Москва;

7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика – М.: Академия, 2007 г., с. 133 – 153;

8. Павлова Л.В. Познавательные компетентностные задачи как средство формирования предметно-профессиональной компетентности будущего учителя математики [Электронный ресурс] // Режим доступа http://lib.herzen.spb.ru/text/pavlova_113_169_174.pdf;

9. Оксюкевич Т.В. Развитие компетенций учащиеся через новый подход к оцениванию // Физика в школе – 2009 г., №5;

10. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 // Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002 г. – (газета «Первое сентября», №88, 1999 г.);

11. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.;

12. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная деятельность школьников: опыт системного конструирования // Завуч: управление современной школой – 2007 г., №5;

13. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm;

14. Ильюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся [Электронный ресурс] // Режим доступа http://likhachev.lfond.spb.ru/Lesson/ilushina.doc;

15. Лущик О.А. Оценивание сформированности ключевых компетенций на уроках русского языка при помощи компетентностно-ориентированных заданий [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.proshkolu.ru/user/olyaluschik/file/265427/;

16. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения. Схемы и тесты М., 2002 г.;

17. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология М., 2002 г.;

18. Кичелёва Т.Г. Диагностика и формирование информационной компетентности средствами учебного предмета [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www.openclass.ru/stories/62780;

 

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (112)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7