Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАХ



2019-12-29 338 Обсуждений (0)
ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАХ 0.00 из 5.00 0 оценок




Зарубежный опыт

 

Работа по поддержке чтения в США начала проводиться гораздо раньше, чем в других странах, еще в 1950-е гг., и начали ее сами издатели. В 1972 г. был создан Национальный книжный комитет, стала проводиться Национальная книжная неделя. А в 1977 г. начал свою деятельность Центр книги Библиотеки Конгресса. Дж. Коул, который является создателем сети Центров книги и чтения в США (чье число постоянно растет и уже достигло 50), отметил, что национальная сеть проектов по продвижению чтения в стране базируется в основном на частной, а не на государственной основе. Правительство помогает очень мало, и его финансовая помощь очень ограничена. В Американской библиотечной ассоциации существует специальный отдел, который занимается привлечением политиков к лоббированию интересов библиотек на государственном уровне. Как национальные, так и региональные проекты финансируются преимущественно за счет частной и общественной инициативы. Поэтому особое значение имеет поиск партнеров и стимулирование партнерских отношений. Количество таких партнеров достаточно велико как внутри страны, так и за рубежом.

Центр книги Библиотеки Конгресса организует ежегодные общенациональные кампании по стимулированию интереса к чтению и библиотеке, добиваясь участия в них широкой публики. Специалистами разработаны модели проведения такого рода кампаний и технологии по стимулированию чтения. В кампании «Письма о литературе», напр., принял участие 41 центр книги, 46 тыс. учеников 4—7 классов написали письма известным писателям. В этих письмах дети поделились своими впечатлениями от прочитанных книг, рассказали о том, какое влияние оказали эти книги на их жизнь. Конкурс на лучшее письмо проходил в три этапа. Сначала лучшие письма были выбраны в каждом штате. Потом шесть победителей были приглашены на Национальный книжный фестиваль. Финансировали проект частные фирмы. В настоящее время проводится кампания под названием «Американские истории».

Среди важных событий, проходящих при участии Центра книги, следует отметить Национальные книжные фестивали, основанные по инициативе Л. Буш, библиотекаря по образованию. В 2004 г. только за один день такой фестиваль посетили 75 тыс. чел., в его работе приняли участие 70 авторов.

Каждый из региональных центров участвует в проведении общенациональных кампаний и реализует собственные проекты. Так, Центр книги штата Вермонт известен своей работой с маленькими детьми. В штате Огайо действует программа по пропаганде книжного искусства. Среди реализуемых в настоящее время проектов были отмечены, напр., проект по продвижению чтения совместно с одной из телепрограмм, адресованной школьникам 7—9 лет; проект «Into Books», в ходе которого люди обсуждают прочитанные книги в интернете; проект по созданию настенных росписей, посвященных важности чтения. Последний реализуется не только в США, но и еще в девяти странах мира.

Несмотря на прилагаемые усилия, проблем с чтением в США предостаточно. По данным последних исследований, книги читают менее половины взрослых американцев, а время, отводимое на чтение, сокращается у всех групп населения, особенно среди молодежи. В последние годы сокращается финансирование библиотек, встал вопрос о переводе региональных Центров книги из библиотек в др. учреждения, университеты и гуманитарные центры.

Т. И. Ильина, координатор информационных проектов (Британский Совет, Россия), рассказала о программах поддержки чтения в Великобритании. Такие программы в этой стране начали разрабатываться в 1980-е по частной инициативе.

В 1997 г. в связи с низким уровнем грамотности населения к этой проблеме обратилось и правительство Великобритании. Тогда на государственном уровне начал разрабатываться проект Национального года чтения. Проект был рассчитан на три года, его бюджет составил 4 млн фунтов стерлингов. К реализации проекта был привлечен широкий круг партнеров: министерства культуры и образования, библиотеки, звезды шоу-бизнеса и т. д. В ходе проекта библиотеки сумели привлечь и удержать в ряду своих читателей значительное число людей. По итогам Национального года чтения были сделаны три вывода:

1) необходимо создать новый имидж книги;

2) наиболее эффективных результатов можно достичь только в партнерстве;

3) ведущая роль в популяризации книги принадлежит библиотекам.

В Великобритании действует ряд организаций, работа которых непосредственно направлена на продвижение чтения: Национальный трест грамотности, Агентство по чтению, Книжный трест. В стране принят документ развития библиотек на 10 лет «Стратегия развития на будущее», выработана национальная стратегия чтения, разработан долгосрочный план и конкретные задачи по ее реализации. В частности, определены четыре возрастные группы, с каждой из которых библиотеки должны вести целенаправленную работу: 1) дети до 5 лет, 2) дети старше 5 лет, 3) молодежь, 4) взрослые.

Поскольку приобщение к чтению начинается с самого раннего возраста, в стране действует программа, согласно которой каждому новорожденному дарится детская литература и методические рекомендации по чтению для родителей.

Таким образом, в Великобритании вопрос продвижения чтения стал государственной задачей. И ведущая роль в этом направлении принадлежит библиотекам.

Аналогичная ситуация складывается и в Швеции. Консультант по чтению и вопросам детской и подростковой литературы в Государственном культурном Совете в Стокгольме Т. Стенстрем и детский библиотекарь библиотеки г. Лахольм, член Североевропейской сети детских библиотекарей А.-К. Магнуссон отмечают, что в развитии чтения заинтересовано само государство. Возрастание роли чтения в жизни каждого отдельного человека здесь напрямую связывают с развитием демократии.

Швеция известна, прежде всего, как страна А. Линдгрен. Здесь существует учрежденная в 2002 г. государственная премия ее имени, которая составляет на сегодняшний день 5 млн шведских крон. В 2004 г. лауреатами премии стали японец Рёдзи Арай и британец Филип Пулман. В России номинировать кандидатов на премию имени А. Линдгрен имеют право пять организаций, в числе которых — Союз писателей Санкт-Петербурга и ВГБИЛ. В 2005 г. от России были выдвинуты три кандидата: писатели Э.Успенский, С.Михалков и художник-иллюстратор Г.Калиновский.

Шведское общество выделяет значительные ресурсы на поддержку чтения. Существует государственная федеральная дотация на приобретение книг для школьных и муниципальных библиотек (по закону они должны быть в каждом муниципальном образовании) и специальная дотация на стимулирование чтения для библиотек и др. организаций. Уже 30 лет существует дотация для издательств на выпуск книг. Отбором книг занимается специальный экспертный совет. Библиотеки обязательно получают по одному экземпляру таких изданий. Также в Швеции выделены приоритетные группы, которым уделяется особое внимание: дети мигрантов, которым помогают сохранить родной язык и в достаточной степени овладеть шведским; дети с функциональными нарушениями; дошкольники.

Последние 6—7 лет развивается проект Совета по культуре, направленный на издание каталогов детских книг. Напр., за 2004 г. выпущен каталог, в котором были представлены все книги, изданные за этот год. Каталог рассчитан на юного читателя, поэтому примерно на треть он состоит из иллюстраций книжных обложек. Представленные в нем аннотации составлялись специально для детей. Школы и библиотеки получают такие каталоги бесплатно.

Примерно пять лет назад был начат проект по созданию интернет-библиотеки для детей 6—14 лет. В 2003 г. он получил государственную поддержку. Эта библиотека предоставляет детям широкие возможности. Здесь можно получить информацию о книгах, задать вопрос библиотекарю, пообщаться с писателем, представить собственные тексты, принять участие в многочисленных конкурсах и т. д. Еженедельно на этом веб-сайте фиксируется несколько тыс. посещений.

В Швеции считается, что приобщение ребенка к чтению — это непрерывный процесс, и наиболее эффективных результатов можно достичь только совместными усилиями родителей, школы и библиотек. Деятельность библиотек направлена на то, чтобы вызвать у людей интерес к чтению, желание читать и получать от чтения удовольствие. Библиотекари проводят в детских поликлиниках беседы с родителями, посвященные важности чтения и речевой культуры для жизни ребенка, предоставляют методические материалы, разработанные для разных возрастных групп. Напр., во всех библиотеках есть методические рекомендации «Капли ABC», предназначенные для маленьких детей и молодых родителей. Эго название похоже на название витаминов, которые необходимы детям для их физического развития так же, как книги — для развития духовного.

Шведские библиотекари активно используют международный опыт. Напр., из Голландии была заимствована идея книжного жюри. Из книг, изданных в текущем году, дети выбирали лучшие и выбор свой обосновывали. У шведов эту методику позаимствовали коллеги из Исландии.

В Германии поддержка чтения осуществляется как государством, так и общественными организациями и частными лицами. Существует целый ряд организаций и фондов, которые занимаются непосредственно пропагандой чтения. Крупнейшим из них является Фонд чтения в Майнце. Менеджер по связям с общественностью этого Фонда К. Шефер отметил, что немецкое общество все больше осознает важность чтения и необходимость разбудить в людях желание читать.

Фонд чтения в Майнце был основан в 1988 г. на базе Немецкого литературного общества. Его финансирование примерно на 90% — спонсорское. Находится он под патронажем Президента ФРГ. Осуществлять проекты Фонду чтения помогают самые разные организации: школы, издательства, редакции журналов, библиотеки, общественные организации, профсоюзы и др. Программы Фонда действуют на территории всей Германии.

Основное направление деятельности Фонда — поддержка детского чтения. Отмечается, что в последнее время родители перестали читать вслух своим детям, хотя интерес к чтению легче сформировать в раннем возрасте. Поэтому решено было создать программу чтения вслух для детей. Так возникла Национальная инициатива совместно с еженедельной газетой «Die Zeit» «Мы читаем вслух — везде и в любое время». Фонд привлек к этой работе 6 тыс. волонтеров, организующих чтение вслух в детских садах, школах и др. учреждениях. Так, в бассейне детям читали «водяные истории» — художественные и научно-популярные книги, в которых речь шла о воде.

Кроме того, публичные чтения в библиотеках проводят писатели. На такие мероприятия дети приходят целыми классами. Проводятся и др. акции, в частности, чтение пропагандируется по ТВ, в школах проходит кампания по привлечению к книге через экранизации. Ведется большая работа с учителями и воспитателями. 26 февраля 2004 г. начала работу Академия содействия чтению при библиотеке Г. В. Лейбница. Академия проводит семинары для воспитателей, учителей, библиотекарей и знакомит их с новыми методами продвижения чтения, с актуальными программами Фонда.

В 2004 г. Фонд чтения совместно с телеканалом ZDF и Немецким биржевым союзом провел акцию «Наше лучшее. Большое чтение», аналогичную программе ВВС. С июля по октябрь жители Германии выбирали любимые и лучшие книги. Было проведено голосование в книжных магазинах, библиотеках, через интернет. 50 книг, набравших наибольшее количество голосов, были представлены 1 октября на телевидении в большом книжном шоу с участием многих знаменитостей, включая Канцлера ФРГ Г. Шредера.

Фонд чтения сотрудничает с Немецким библиотечным союзом. Ряд проектов осуществляется совместно с библиотеками Германии. В частности, ко Всемирному дню книги был приурочен проект, в ходе которого библиотеки могли приобрести нужные книги по низким ценам (ниже себестоимости) или вовсе получить их бесплатно. Тогда же проводился и проект библиотечных публичных чтений.

Примером частной инициативы может служить деятельность фирмы "EKZ» в г. Ройтлингене. Это частная фирма с оборотом капитала в 30 млн евро, в которой работают 200 чел. Сотрудник отдела публичных библиотек Ф.Зегер подчеркнул, что фирма оказывает централизованные услуги публичным библиотекам на территории всей Германии. Помимо технического оснащения библиотек на самом современном уровне, компания занимается рецензированием книжного потока и изданием аннотированных указателей. В фирме работают 52 независимых рецензента, которые составляют аннотации и присваивают классификационные индексы вновь вышедшим книгам. Т. о., они занимаются анализом книжного рынка по всей Германии. В ходе анализа новинок составляются рекомендательные списки для библиотек. Библиотеки используют эти списки при комплектовании фондов. Регулярно издаются бюллетени новых книг, предназначенные для разных возрастных и целевых групп. Ежегодно рецензируется 24 тыс. книг. «EKZ» работает в тесном сотрудничестве с Немецким библиотечным союзом.

Проблема продвижения чтения сегодня актуальна во всем мире. В разных странах существуют свои подходы к ее решению. Тем не менее, все они преследуют одни и те же цели: сделать чтение привлекательным для современного человека, показать его важность для развития как отдельной личности, так и общества в целом. Во всех странах существует тенденция к объединению усилий государства и различных общественных организаций, т. к. наиболее эффективная работа возможна только в тесном взаимодействии.[10]

 

Отечественный опыт

 

Многочисленные и весьма авторитетные социологические исследования, проведенные в России в течение последних 15-20 лет, свидетельствуют о явном сужении сферы чтения, утрате широкими слоями населения навыков систематического чтения, обеднение того, что читают дети и подростки и т.п. Это, впрочем, вполне соотносится с общемировой тенденцией. Так же, как и во многих развитых странах мира, российские специалисты пытаются противостоять негативным явлениям. Однако, к сожалению, в отличие от стран, где существует традиция государственной поддержки чтения, современная государственная политика России в этой области только формируется. Как правило, государство пока поддерживает (прежде всего, финансово) «статусные» мероприятия (фестивали, ярмарки, книжные салоны и т.п.), адресованные, по сути дела, прежде всего издателям, книготорговцам, библиотекарям и др. специалистам в области чтения; при этом проблемы интересов и потребностей самих читателей остаются в тени. Между тем, именно в ориентации на читателя заключается суть успеха британской концепции развития и поддержки чтения, признанной одной из наиболее эффективных в мировой практике.

Следует сказать, что в советской России (СССР) существовал значительный исторический опыт участия государства в распространении чтения. Наиболее массовая кампания прошла практически сразу после революции 1917г., а затем в 30-е гг. в рамках борьбы с неграмотностью. «Недели», «месячники» пропаганды книги и библиотеки шли под лозунгом «Книгу с массы». Все эти кампании, возглавляемые, естественно, государством, носили в тот период и по содержанию и по форме ярко выраженный идеологический характер и рассматривали библиотеку и книгу преимущественно как «орудие политической борьбы», а собственно чтение – как способ включения в нее населения.

В 60-х годах в силу многих причин проблема привлечения к чтению снова оказалась в центре внимания государства. Но и в этот, конечно, уже значительно менее идеологизированный период книга, чтение рассматривались, прежде всего, как средство участия в «строительстве будущего» и т.д. В деятельности библиотек делался акцент на проведении массовых мероприятий. Во многом, эти мероприятия носили формальный характер, хотя, конечно, были и очень интересные встречи с писателями, были читательские конференции, заседания литературных клубов и т.п. Однако все эти мероприятия были направлены, как правило, тем, кто уже являлся читателем библиотеки.

Новое время принесло и новые проблемы, и новые возможности. Освобождение от идеологических задач позволило библиотекам посмотреть на проблему привлечения к чтению не с прагматической, как это было раньше, а с гуманистической позиции: показать ценность чтения для развития не только общества, но и, прежде всего, для формирования личности.

В годы «перестройки» российские библиотеки (особенно публичные) пережили кризис, связанный с уходом («исходом») читателя из библиотек. Библиотекарям пришлось многое переосмыслить, внести организационные изменения в работу библиотек, осознать свою общественную миссию, стать более активными, а также познакомиться с опытом работы библиотек других стран; другого пути, чтобы вернуть в библиотеку читателя, который также заметно изменился, не было. Впервые за многие годы российские библиотеки столкнулись с таким явлением, как «нечтение», корни которого лежат глубоко в социальной «почве»: в маргинальности взрослых, в заброшенности детей и т.д.

Решая свою профессиональную задачу – привлекая читателя в библиотеку – российские библиотекари поняли , что привлечение человека, находящегося в сложной жизненной ситуации, к чтению, к жизни библиотеки, может значительно улучшить его положение в социуме, а также смягчить многие обострившиеся местные проблемы (например, проблемы социальной адаптации мигрантов, сирот, инвалидов и др). Было также осмыслено, что для развития личности, особенно юной, чтение имеет преимущество по сравнению с аудиовизуальной культурой. В этих условиях российская библиотека, основной задачей которой, как правило, прежде являлось продвижение (а до недавних пор – пропаганда) самих книг ( их авторов, тех или иных тем, составление библиографических списков, баз данных и т.д.), вслед за библиотеками других стран начинает выдвигать в качестве важнейшей и свою другую задачу – развитие самого процесса чтения, вовлечение в этот процесс людей, входящих в различные читательские группы, формирование у них отношения к чтению как к удовольствию; здесь существенную роль начинает играть привлекательный облик библиотеки как места, где всегда можно найти понимание и помощь.

Хотя опыт библиотечной деятельности в этом направлении в России не так значителен, как в других странах, материал, полученный в ходе конкурса «Мы и книга», который провела некоммерческая общественная организация «Пушкинская Библиотека» среди российских библиотек в прошлом году, позволяет сделать некоторые общие выводы.

Прежде всего, очевидно, что российские библиотеки (библиотекари) сегодня осознают, что привлечение человека к чтению – это весьма сложная задача, решить которую в ходе «кампании», «волевым путем» невозможно : «заставить читать невозможно, заразить чтением – можно». Кроме того, стало ясно, что интимность самого процесса чтения предполагает личностный, индивидуальный подход к тому, кого мы хотим приохотить к чтению. Поэтому основными своими задачами российские библиотекари ныне считают: формирование дружелюбного облика библиотеки, где каждый может найти помощь; воспитание потребности в чтении у различных категорий читателей; развитие культуры чтения, т.е. умений, позволяющих читателю самостоятельно определять свой круг чтения.

Изучение и анализ материалов уже реализованных проектов, которые прислали более ста российских библиотек на упомянутый конкурс, показывает, что их деятельность чрезвычайно многообразна, несет в себе сильный творческий заряд. Прежде всего, обращает на себя внимание многообразие и яркость, нестандартность формдеятельности библиотек.

Многие из них, желая донести идею ценности чтения до нечитающих, выносят свои мероприятия за стены библиотек – на улицы, в кафе, в гущу людей. Примером может служить интересный, хорошо продуманный и прекрасно проведенный библиотечный проект в г. Астрахани.

Целью проекта было привлечение внимания к поэзии. Библиотека провела соответствующую открытую общегородскую акцию на улицах, в интернет-кафе, в вузах и др. Акция проходила в три этапа. Первый этап – визуальный. Условный девиз «Делай стих! Смотри стих!». Авторы акции через творчество Маяковского, Хлебникова , Крученых, Вознесенского, Мориц и других постарались выявить и показать единую природу стихотворения и изображения; в этом им помогали живопись, аппликация, комьпютерная верстка, фотография, бытовые предметы. Второй этап имел девиз «Стих на слух». Теперь понять стих помогали кино, театр, музыка. Стихи звучали и в архивных записях, и в авторском исполнении. Третий этап акции назывался «Стихия стиха – Стихи по почте». В один день человек должен был взять книгу, прочесть стихи и затем отослать кому-то понравившееся стихотворение по обычной или электронной почте. Место действия – городской парк, кафе, интернет-кафе, где были расставлены столики, на них – книги и почтовые принадлежности, почтовые ящики и т.д. Эта акция увлекла весь город, буквально каждый человек, особенно молодой, был охвачен ею.

Цель другого проекта - « Книга–Dolby Digital Surround» (г.Барнаул) – было создание положительного имиджа библиотеки среди молодежи, адаптация традиционно существующей формы библиотеки к наличной социо-культурной ситуации в молодежной субкультуре. Проект предполагал формирование связей с коммерческими структурами, которые готовы к сотрудничеству с библиотекой; мониторинг интересов молодежи; совершенствование форм работы с нею. Партнерами библиотеки в реализации проекта стали: ночной клуб, развлекательный центр, периодические издания, радио и др. Реклама о деятельности библиотеки, в частности, о проводимом ею конкурсе на лучшее знание классики «На каждую книгу – по фильму», была размещена на улицах, в общественных туалетах, в ночном клубе, на вечеринках, на веб-сайтах развлекательных учреждений, в стенах вузов и т.д. Эта акция достигла своей цели: молодежь стала относиться к библиотеке как «к своей» организации.

Задача проекта «Чтение для всех и каждого» (г.Новосибирск) состояла в том, чтобы выйти за пределы сложившейся библиотечной аудитории. Проект был ориентирован на нечитающую молодежь и мало читающую часть населения; В числе направлений, предусмотренных проектом, было преодоление культурной изоляции проблемных социальных групп (трудные подростки, взрослые и дети с ограниченными возможностями), а также возрождение традиции семейного чтения. В ходе реализации проекта выявилась необходимость расширения сферы воздействия библиотеки путем выхода за ее пределы: в книжные магазины; книжные ярмарки, городские праздники; к этому же относились и фестивали книги; продвижение книги в парках, летних лагерях, городских дворах. Проект предполагал решение следующих задач: привлечение к продвижению книги тех, кто устранился от этой работы, в том числе городских властных структур; формирование в общественной среде «моды» на чтение; привлечение к чтению литературы разных жанров и стилей; развитие интереса к краеведению, использованию культурного наследия региона, как оно представлено в книжном мире, и др.

В рамках проекта были проведены литературные игры «Симбирский литературный тракт», «Симбирск глазами поручика Лермонтова», «Е-мэйл любимому автору», «Прочитай, не пожалеешь», «Откроем книгу вместе» и др.

Большой успех имел проект Екатеринбургской областной библиотеки «Мы, кофе и книга».Авторы этого, как они определили сами, «книжно-гастрономического» проекта имели целью создать новый образ библиотеки в обществе – образ открытой, дружелюбной системы. В этом проекте воплотилась мечта любого читателя о библиотеке, которая не закрывается никогда. Авторы проекта сумели создать ощущение подлинной близости к книге. В библиотеке было открыто литературное кафе, которое начинало работать после закрытия самой библиотеки. В кафе, которое называется «Почти восемь» (особым шрифтом выделялись отдельные части этих слов, образовавшие слово «Чтиво»), проходят литературные встречи, происходят обсуждения книг, обмен читательскими впечатлениями, общение всех тех, кто «заглянул на огонек». На сайте библиотеки открыта «виртуальная кофейня», где каждый читатель и посетитель кафе можно высказать свое мнение о книгах, о библиотеке, просто о жизни. Библиотечное кафе «Почти восемь» пользуется большой популярностью в городе, особенно в молодежной среде.

Мысль о необходимости чтения лежит в основе проекта «Прочитал… И вам советую» (Нижний Новгород), в ходе которого известные люди города рассказывают о том, что они читают. Проект открыл мэр города. У участников проекта должно было сложиться (и складывалось) мнение о том, что «человек читающий - человек успешный» (так называлась рубрика в местной газете).

Задача привлечения к чтению нечитающих стояла перед авторами проекта городской библиотеки г. Заречный (Пензенская область). С этой целью библиотекари вышли на улицы города и провели исследование (опрос, анкета) с видеосъемкой. Было собрано 3000 видеоанкет. Результаты опроса были представлены населению города в фильмах «Читающий Заречный», «Портрет нашего читателя». Был создан и помещен на веб-сайте библиотеки рекомендательный указатель «Читайте лучшее».

Ряд проектов, присланных на конкурс, был посвящен проблеме семейного чтения и привлечению к чтению детей. Проекты «Аз, Буки, Веди.. Читаем всей семьей» ( Нижний Тагил), «Чтение с рождения» (Тюменская область), «Читающая семья» (Омск) активно проводили мысль о том, что «семья читающая - семья благополучная». В ходе проектов проводились конкурсы (например, «Наш семейный формуляр»), книги передавались в многодетные семьи, была организована «Школа для родителей», создавались рекомендательные пособия и выставки («Когда мы дома всей семьей», «Дети советуют родителям», «Библиотека + семья = ?», «Как увлечь ребенка чтением?»), были напечатаны открытки с текстом колыбельных песен, которые вручались молодым родителям, а также книжные закладки «Читайте детям 20 минут ежедневно!»,где были списки книг для малышей.

Идея о привлечении нечитающих детей к чтению лежит в основе проекта «Читаю слушая» (г. Воркута), который предполагает оборудование аудиоабонемента: в России становится модно «читать ушами».

Проект «Сказки нашего двора» ( г. Вологда) включает такие мероприятия, как городской праздник детской книги, городской конкурс детского литературного творчества, летняя программа чтения, профессиональный конкурс библиотекарей–«сказочников». Цель проекта заключалась в утверждении ценности чтения как в малом сообществе детей и взрослых (двор), так и в большом культурном пространстве родного города.

Ряд проектов был посвящен проблеме продвижения чтения в различные читательские группы. Так, проект «Мир без границ» направлен людям с ограниченными физическими возможностями. Этот проект уникален: его авторы создали автоматизированное рабочее место (АРМ) для незрячего читателя с выходом в Интернет, обеспечили его тифлооборудованием и необходимыми программами, создав тем самым в библиотеке безбарьерную среду.

Проект «С книгой по жизни» (г. Белгород) был адресован пожилым людям и людям, оказавшимся в сложных социальных условиях: ветеранам ВОВ, инвалидам, «афганцам», «чеченцам», а также тем, кто отбывает наказание в исправительных колониях и тюрьмах. В рамках этого проекта в Областной библиотеке создан «Центр чтения». Он оказывает информационную помощь читателям по правовым, экономическим проблемам, другим вопросам, касающимся их жизни. Проводятся акции по формированию фондов тюремных библиотек; организован стационарный пункт выдача книг в госпитале ветеранов войн. Центр чтения проводит большую работу по ликвидации вторичной неграмотности (трудные подростки). Осуществляется постоянное изучение их интересов, в том числе и читательских. Создается банк данных по правовым, медицинским, психологическим проблемам и др. Реализуются специальные программы по вопросам, особенно актуальным в их среде.

Очень интересен проект «Человек читающий» (г. Нижний Тагил), в рамках которого реализуются программы «Читающий администратор»; «Читающий предприниматель»; «Книги, которые выбирают настоящие мужчины»; «Читающий врач»; «Читающая милиция» и др. В этих программах проводится мысль о том, что читатели отличаются от нечитателей более высоким уровнем развития интеллекта, имеют больший объем памяти, лучше владеют речью; что читающие люди легче входят в социальный контакт, быстрее находят нужное решение того или иного вопроса и т.д.

Ряд проектов был посвящен проблеме изучения иностранных языков как средства приобщения к чтению. Так, проекты «ФАН (Французский, Английский, Немецкий) центр в библиотеке» и « СИ–ДИ и учи иностранные языки» (г. Белгород), «Изучаем английский язык» (г. Краснодар), «Создание ресурсного центра изучения иностранных языков» (г. Великий Новгород) имеют целью активизацию изучения иностранных языков, чтения иностранной литературы как средства содержательного и полезного досуга подрастающего поколения. Проекты эти включают ярмарки и фестивали иностранной книги, встречи с писателями, переводчиками, преподавателями иностранных языков и пр. Создаются сайты библиотек в интернете на английском языке, выпускаются CD-диски, содержащие сведения об иностранных книгах; составляются рекомендательные списки книг, предназначенные для различных читательских категорий.

Часть присланных на конкурс проектов была посвящена развитию культуры чтения, повышению читательской активности. В рамках проектов «Творческое чтение классики» (г.Новосибирск), «Лидер чтения» (Приморский край, с. Кавалерово) проводились фотоконкурсы («Портрет читающего человека»), обзоры литературы («Что надо прочесть до 20 лет»), был организован клуб «Человек читающий».

Большой интерес представляет собой цикл учебно-методических пособий по методике чтения художественной литературы, созданных новосибирскими библиотекарями : «Медленное чтение», «Аналитическое чтение», «Объемное чтение», «Маркированное чтение» (с карандашом в руках), а также методические разработки – «Виды записей, которыми владеет квалифицированный читатель», «Словари - друзья и помощники» и др.

Развитию культуры студенческого чтения посвящен проект Университетской библиотеки г. Омска. Его цель – распространение чтения в студенческой среде; воспитание читательских вкусов; выявление творческих возможностей студентов. В рамках проекта проведено исследование «Студенты – читатели художественной литературы», что позволило библиотеке внести коррективы в свою деятельность. Издается газета «Читалка», на страницах которой публикуются материалы, способствующие повышению культуры чтения студентов, в том числе страничка «Литературный Омск». Работает «поэтическая мастерская», проводятся конкурсы (призы – путевки в спортивный лагерь, абонементы в бассейн и др.), проведены региональный межвузовский поэтический фестиваль, интеллект-шоу, конкурс на лучшую читающую группу, книжный практикум по «заразительному» чтению, программа ЧИПС - читаем, играем, поем, смеемся. Библиотека постоянно издает красочные буклеты, в которых рассказывается о ее работе. Ведется постоянный мониторинг интересов и запросов студентов.

Во всех проектах, в той или иной степени, используются современные технологии и методы продвижения чтения и представления книги. Это и видеосъемка, и создание веб-сайтов библиотек, и расположение на них разнообразной информации, и использование CD-дисков, и многое другое.

Другая особенность современной деятельности библиотек заключается в том, что она предполагает широкое партнерство с организациями и учреждениями, для которых ясна важность заявленной проблемы. Анализ организаций, участвующих в библиотечных проектах, показал, что это прежде всего администрация города, средства массовой информации (электронные и печатные), общеобразовательные школы, вузы, средние учебные заведения, музеи, библиотеки других ведомств (школьные, вузовские), творческие союзы (писателей, композиторов, художников), благотворительные фонды, неформальные молодежные организации, деловые круги, правоохранительные органы, госпитали, тюрьмы, вспомогательные школы и многое другое. Исследование показало, что чем более «глубоко» в местную среду «внедрен» проект, чем большее количество людей заинтересованы в его реализации, тем он успешнее.

 Подводя итоги, можно сказать, что большинство проектов, осуществляемых российскими библиотеками, посвящены в основном продвижению чтения в молодежную среду, популяризации чтения среди детей, продвижению поэзии, привлечению к чтению людей с ограниченными возможностями. Реже встречаются проекты, предполагающие работу среди заключенных, а также проекты, развивающие навыки грамотности и чтения у взрослых. По сравнению с работой зарубежных библиотек за пределом внимания российских специалистов во многом еще остаются такие острые проблемы, как популяризация чтения среди солдат срочной службы, пропаганда чтения среди мужского населения, борьба с дислексией, пропаганда чтения среди этнических меньшинств, помощь в развитии базовых навыков грамотности детям - сиротам и детям в нуждающихся семьях, работа со стационарными пациентами медицинских учреждений и др. Эти проблемы российским библиотекарям еще предстоит осмыслить и решать.[7]

 



2019-12-29 338 Обсуждений (0)
ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАХ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ОПЫТ ПРОДВИЖЕНИЯ ЧТЕНИЯ В ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕКАХ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)