Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельность регионального Центра чтения



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
Деятельность регионального Центра чтения 0.00 из 5.00 0 оценок




Согласно статусу, одной из основных функций Национальной библиотеки Чувашской Республики (далее - НБ ЧР) является ее участие в процессе сохранения и развития культуры чувашского и других народов, компактно проживающих на территории республики, а также внедрение инновационных методов продвижения книги и чтения, формирование у населения устойчивого интереса к чтению. Особое значение приобретает деятельность центров чтения по объединению усилий всех заинтересованных в продвижении книги и чтения организаций и учреждений (культурных, научных и образовательных учреждений, национальных культурных объединений, СМИ).

Имея определенный опыт в продвижении книги НБ ЧР, активно включилась в реализацию общегосударственной программы «Чтение», взяла на себя функцию регионального Центра чтения, разработала проекты и выиграла гранты по продвижению чтения: «Литературная паутина», «Литературный караван: между Волгой и Уралом» и др.

Деятельность Центра направлена на продвижение книги в широкие общественные слои и развитие читательской культуры, на объединение членов местного сообщества для проведения книжно-читательских акций и кампаний. В ее основе лежат не единичные, пусть даже крупные мероприятия, а долгосрочные программы, способные не только инициировать, но и постоянно поддерживать читательский интерес к определенной теме или литературе.

Центр чтения НЬ ЧР функционирует в реконструированном здании с 21 июня 2008 г. Как самостоятельное структурное подразделение.

Цель Центра – активизировать интересы местного сообщества к книге, чтению, библиотеке, быть навигатором в бескрайнем океане книжной продукции. Деятельность Центра чтения достаточно разнообразна. Его основные направления:

– информационное – информирование населения о книжно-читательской и литературной жизни страны и региона, издательствах, авторах, литературных премиях, поступлениях книг в библиотечные фонды;

– рекомендательно-библиографическое – отбор и рекомендация книг различным

– слоям местного сообщества с использованием всех каналов и форм;

– проектное – реализация конкретных книжно-читательских программ и проектов;

– координационное – установление связей и партнерских взаимоотношений с различными административными, культурными, образовательными и коммерческими структурами;

– исследовательское – изучение читательской ситуации в регионе.

Для изучения читательской ситуации в 2009 г. сотрудниками Центра был проведен мониторинг «Что читаем и что почитываем?», который позволил проанализировать читательские потребности местного сообщества. Задачами мониторинга стали – выявление основных целей чтения и определение существующих предпочтений.

В опросе участвовали 100 респондентов, из них 42 % мужчин и 58 % женщин. Социальная активность женщин, как и следовало ожидать, оказалась выше.

Возраст опрашиваемых – от 16 до 50 лет и старше, в том числе до 20 - 14%, от 20 до 30 лет – 34%, от 31 до 40 лет – 18%, от 41 до 50 лет – 13%, старше 50 лет – 21%. Большая часть респондентов - 48% - имеет высшее образование. Среднее специальное - у 26% опрашиваемых, среднее и незаконченное среднее образование имеют 26% участников исследования.

Таким образом, образовательный статус респондентов довольно высокий.

Основная часть респондентов (79%) за литературой для чтения обращается в библиотеку, 43% анкетируемых книги обычно покупают, 23% берут необходимую им литературу у друзей. Домашней библиотекой пользуются 31% опрошенных. То, что большинство читателей берут книги в библиотеках, говорит о высоком престиже библиотечных учреждений, несмотря на сложности с комплектованием.

Среди читателей, берущих книги в библиотеке, 42% пользуются НБ ЧР, 26% - обращаются в библиотеки учебных заведений или по месту работы, 9% –районными или городскими библиотеками, а сельскими – 2% опрошенных.

Для определения читательских интересов и потребностей в анкету был включен вопрос «С какой целью вы чаще всего обращаетесь к книге?» Анализ ответов показал, что с целью развлечения и отдыха стоит на 1-м месте (53%), на втором (36%) и третьем (36%) месте – в рамках учебного процесса и чтобы узнать новые факты, в связи с производственной необходимостью обращаются 22% опрошенных.

Из 100 респондентов 81% предпочитают чтение художественной литературы, 34% - читают газеты и журналы, 24% - предпочитают литературу по специальности, 19% - издания научно-популярного характера, 16% - учебную литературу. Предпочтения других были разнообразны.

На момент анкетирования книголюбы предпочитали произведения П. Коэльо – 10%, М. Булгакова «Мастер и Маргарита» – 5%, Б. Акунина – 4%, Д. Рубиной - 2%, Э. Райса – 2%, Л. Улицкой – 2%, А. Чехова – 2%, Б. Вербера – 2%. Предпочтения остальных читателей были единичными. 34% - воздержались от ответа. 48% респондентов отмечают, что прочитав книгу раз, снова брались ее перечитывать.

В дорогу чебоксарцы предпочитают брать художественную литературу (приключения, детективы, фантастика, романы) – 30%, газеты и журналы читают 26%. В дороге не читает - 41% опрошенных, а предпочтения других единичны. Так как мониторинг проводился в г. Чебоксары, были включены вопросы краеведческого характера. Нас интересовало, востребованы ли среди читателей города книги чувашских писателей и поэтов.

Выяснилось, что книги чувашских авторов читают только 32% всех анкетируемых, а 7% - обращаются к ним периодически. Самыми читаемыми произведениями были названы произведения К.Иванова «Нарспи» - 10%, Л. Агакова «Салампи» - 7%, Н. Мранька «Ĕмĕр сакки сарлака» – 6%, также респонденты называли произведения А. Артемьева, П. Хузангая, Я. Ухсая, Г. Краснова, Н. Симунова, У. Эльмен, Ю. Силем и многих других. Нам было интересно узнать, что думают респонденты по поводу традиционных носителей – сохранятся ли они в будущем, а также какова среди анкетируемых доля пользователей, которые читают книги в интернете.

Электронные книги читают только 25% анкетируемых, большую часть из которых составляют молодые люди от 16 до 30 лет (48%), традиционные книги предпочитают 75%. На вопрос, сохранятся ли в будущем книги в своем традиционном виде, утвердительно ответили 72% респондентов, их заменит интернет – 6%, затруднились ответить – 18% опрошенных, 4% ответили, что их заменят другие источники информации. Отрадно, что большинство все-таки верит в будущее печатной книги.

Таким образом, можно отметить, читательские пристрастия и привычки изменились, но интерес к книгам не снизился, хотя многие отмечают нехватку времени для прочтения книг. Среди молодежи преобладает чтение, художественной и учебной литературы. Респонденты на улицах называли произведения классиков и современников, как отечественной литературы (Чехов А., Гоголь Н., Грибоедов А., Толстой Л., Булгаков М., Солженицын А., Шолохов М., Акунин Б. и др.), так и зарубежной (Митчелл М., Гюго В., Бредбери Р., Коэльо П., Ремарк Э., Толкиен Дж., Шекспир У., Уайльд О. и др.).

Изменения, происходящие как в стране в целом, так и в сфере информационных услуг, побуждают библиотекарей искать новые формы и методы работы с читателями и пользователями библиотек. Время предъявляет новые требования к библиотекарю как профессионалу и как субъекту инновационных процессов. Поэтому вся работа в библиотеках должна быть нацелена на то, чтобы кардинально изменить отношение общества, особенно молодежи, к литературе, поддержать социальный статус книги, приобщить к чтению и пользованию библиотеками широкую публику.

 



2019-12-29 185 Обсуждений (0)
Деятельность регионального Центра чтения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деятельность регионального Центра чтения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)