Место Конституции РФ среди федеральных источников финансового права.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА Взаимосвязь и взаимодействие финансового и КОНСТИТУЦИОННого права
Курсовая работа студента II курса группы 623-зс Матюха Е.Н.
Научный руководитель: Д.ю.н., профессор, Рукавишникова И.В.
Дата сдачи курсовой работы: Дата защиты: Оценка:
Ростов-на-Дону 2008 ПЛАН Введение……………………………………………………………………...3 1.Место Конституции РФ среди федеральных источников финансового права………………………………………………………………………….6 2.Взаимосвязь и взаимодействие конституционного и финансового права………………………………………………………………………….9 3.Финансовая система и органы, осуществляющие финансовую деятельность в Российской Федерации………………………………………11 4.Конституционные принципы финансовой деятельности государства и государственных органов РФ…………………………………………………13 Заключение…………………………………………………………………..18 Библиографический список ……………………..…………………………20
Введение.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 8[1] одним из принципов конституционного строя закрепила то, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Так, в условиях перехода к рыночной экономике, государственные финансы в Росси не только отражают отношения по поводу аккумуляции, распределения и перераспределения денежных средств государства, но и выступают в качестве фактора, обеспечивающего участие государства в экономических отношениях, его обязательства как равноправного субъекта этих отношений, а само государство становится не только институтом, в задачи которого входит решение традиционных задач по регулированию экономики, но и одним из равноправных субъектов, или участников, рыночных отношений. Этот принцип является базовым для изучения правовых дисциплин в современных условиях, в том числе для изучения правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства.Вопрос о роли и месте таких норм в системе права долгое время оставался дискуссионным. И, принимая во внимание исключительную важность объекта регулирования, я взяла на себя смелость говорить о самостоятельной отрасли права — финансовом праве,как основном элементе государственно-правового регулирования финансовой системы государства, инструментарии финансовой реформы. В своей работе я уделяю большое внимание возникновению внутри финансового права процессуальных норм, тенденциям обособления отдельного процессуального института, характерным для демократических государств с либеральной рыночной моделью экономики. Происходящие в России перемены во многом затронули и область финансовых отношений, финансовую деятельность государства. В настоящее время существенно возросла роль государственного финансового контроля, появился независимый финансовый контроль — аудит, изменилась структура государственных доходов, по-новому осуществляется регулирование кредитно-денежной и валютной политики. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации и связанное с этим установление четкого федеративного государственного устройства России оказали определяющее влияние на формирование норм практически всех правовых институтов финансового права: бюджетного права, государственных расходов, государственных доходов и налогового законодательства, государственного финансового контроля и др. Существенное воздействие на формирование современных финансово-правовых норм оказал также Указ Президента РФ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» от 7 октября 1993 г[2]. В контексте поэтапной конституционной реформы, проводимой в нашей стране, при изучении источников финансового права следует постоянно обращаться к нормам конституционного законодательства. Так, удается установить основные направления развития финансового права, проследить ход правовой реформы, а также избежать возможных ошибок, связанных с применением устаревших норм. В данной работе анализируются основные вопросы теории правового регулирования государственных финансов, или Общая часть финансового права Российской Федерации, которая включает понятие о финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики, краткий анализ современной финансовой политики и подходов к управлению финансами государства, определение понятия финансового права и его места в системе права России, а также характеристик, существующих финансово-правовых норм и отношений. Применительно к Особенной части финансового права последовательно рассматриваются проблемы бюджетного права, правового регулирования государственных доходов (включая основы налогового законодательства), государственных расходов, расчетов и денежного обращения, валютного законодательства, государственного финансового контроля. Управление государственными финансами осуществляет система государственных органов. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ находятся: ♦ финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; ♦ федеральный бюджет, федеральные налоги, федеральные фонды регионального развития; ♦ внешнеэкономические отношения Российской Федерации; ♦ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет. По этим вопросам принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России[3].
Место Конституции РФ среди федеральных источников финансового права. Источники финансового права представляют собой форму выражения и закрепления финансово-правовых норм. При этом под источниками финансового права как отрасли права принято понимать официально признаваемые государством правовые формы, содержащие финансово-правовые предписания, в совокупности образующие систему источников позитивного финансового права (законы, международные договоры, подзаконные нормативные правовые акты и т.д.). Что касается источников финансового права как отрасли правовой науки, то ими наряду с нормативными правовыми актами и иными источниками позитивного финансового права служат также различные научные источники – монографии, диссертации, статья и т.п. В свою очередь, совокупность вышеназванных источников, дополненная соответствующими учебниками, учебно-методической литературой, составляет систему источников финансового права как учебной дисциплины.[4] Таким образом, в основании системы источников финансового права находятся нормативные правовые акты. Общее, что объединяет все эти нормативные правовые акты, - это содержание в них финансово-правовых норм, т.е. норм, с помощью которых регулируются финансовые отношения – устанавливается статус участников финансовых правоотношений, определяются их права, обязанности и ответственность. По данному признаку все названные виды нормативных правовых актов взаимосвязаны и дополняют друг друга. Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые правоотношения. Образуют единую систему на основе их иерархической соподчиненности. Определяемой юридической силой актов. Условно в финансовом праве можно выделить два блока – национальное и международное финансовое право. В свою очередь, среди национальных (внутригосударственных) источников финансового права выделяют две наиболее крупные группы нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. В зависимости от формы государственного устройства система источников финансового права представлена тремя уровнями: · Федеральными; · Региональными (субъектов Российской Федерации); · Местными (муниципальными); К федеральным источникам финансового права относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты: нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов. Конституция РФ – главный источник финансового права. В Конституции РФ содержатся норма, являющиеся основополагающими принципами финансового права. Она гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности, содержит нормы, которые закрепляют формы собственности, признаваемые и гарантируемые государством (ст. 8,9,36). Конституция РФ закрепляет и ряд других норм, непосредственно регулирующих финансовые отношения: - каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57); - ст. 71-73 определяет предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере публичных финансов; - денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается (п.1 ст.75); защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (п.2 ст.75); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (п.3 ст.75); государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (п.4 ст.75); - для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Конституция РФ закрепляет также компетенцию высших органов государственной власти Российской Федерации (например, ст. 104, 114)[5].
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |