Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Место Конституции РФ среди федеральных источников финансового права.



2019-12-29 847 Обсуждений (0)
Место Конституции РФ среди федеральных источников финансового права. 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»

 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ФИНАНСОВОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Взаимосвязь и взаимодействие финансового и КОНСТИТУЦИОННого права

                                                                 

 

 

Курсовая работа

                                                             студента II курса

                                                                               группы 623-зс

                                                                              Матюха Е.Н.

 

                                                                               Научный руководитель:

                                                                               Д.ю.н., профессор,

Рукавишникова И.В.                                                                                

 

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты:

Оценка:

 

 

Ростов-на-Дону

2008

ПЛАН

Введение……………………………………………………………………...3

1.Место Конституции РФ среди федеральных источников финансового права………………………………………………………………………….6

2.Взаимосвязь и взаимодействие конституционного и финансового права………………………………………………………………………….9

3.Финансовая система и органы, осуществляющие финансовую деятельность в Российской Федерации………………………………………11

4.Конституционные принципы финансовой деятельности государства и государственных органов РФ…………………………………………………13

Заключение…………………………………………………………………..18

Библиографический список ……………………..…………………………20

 

             

Введение.

 

Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 8[1] одним из прин­ципов конституционного строя закрепила то, что в Российской Феде­рации признаются и защищаются равным образом частная, государ­ственная, муниципальная и иные формы собственности.

Так, в условиях перехода к рыночной экономике, государственные финансы в Росси не только отражают отношения по поводу аккумуляции, распределения и перераспределения денежных средств государства, но и выступают в качестве фактора, обеспечивающего участие государства в экономических отношениях, его обязательства как равноправного субъекта этих отношений, а само государство становится не только институтом, в задачи которого входит решение традиционных задач по регулированию экономики, но и одним из равноправных субъектов, или участников, рыночных отношений.

Этот принцип является базовым для изучения правовых дисцип­лин в современных условиях, в том числе для изучения правовых норм, регулирующих финансовую деятельность государства.Вопрос о роли и месте таких норм в системе права долгое время оставался дискусси­онным. И, принимая во внимание исключительную важность объекта регу­лирования, я взяла на себя смелость говорить о самостоятельной отрасли права — финансовом праве,как основном элементе государ­ственно-правового регулирования финансовой системы государства, инструментарии финансовой реформы. В своей работе я уделяю большое вни­мание возникновению внутри финансового права процессуальных норм, тенденциям обособления отдельного процессуального инсти­тута, характерным для демократических государств с либеральной рыночной моделью экономики.

Происходящие в России перемены во многом затронули и область финансовых отношений, финансовую деятельность государ­ства. В настоящее время существенно возросла роль государственно­го финансового контроля, появился независимый финансовый конт­роль — аудит, изменилась структура государственных доходов, по-новому осуществляется регулирование кредитно-денежной и ва­лютной политики.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федера­ции и связанное с этим установление четкого федеративного госу­дарственного устройства России оказали определяющее влияние на формирование норм практически всех правовых институтов финан­сового права: бюджетного права, государственных расходов, госу­дарственных доходов и налогового законодательства, государствен­ного финансового контроля и др.

Существенное воздействие на фор­мирование современных финансово-правовых норм оказал также Указ Президента РФ «О правовом регулировании в период поэтап­ной конституционной реформы в Российской Федерации» от 7 ок­тября 1993 г[2].

В контексте поэтапной конституционной реформы, проводимой в нашей стране, при изучении источников финансового права следу­ет постоянно обращаться к нормам конституционного законодатель­ства. Так, удается установить основные направления развития фи­нансового права, проследить ход правовой реформы, а также избе­жать возможных ошибок, связанных с применением устаревших норм.

В данной работе анализируются основные вопросы теории правового регулирования государственных финансов, или Общая часть финансо­вого права Российской Федерации, которая включает понятие о фи­нансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики, краткий анализ современной финансовой политики и подходов к уп­равлению финансами государства, определение понятия финансово­го права и его места в системе права России, а также характеристик,  существующих финансово-правовых норм и отношений.

Применительно к Особенной части финансового права последо­вательно рассматриваются проблемы бюджетного права, правового регулирования государственных доходов (включая основы налогово­го законодательства), государственных расходов, расчетов и денеж­ного обращения, валютного законодательства, государственного фи­нансового контроля.

Управление государственными финансами осуществляет систе­ма государственных органов.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении РФ нахо­дятся:

♦ финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные эко­номические службы, включая федеральные банки;

♦ федеральный бюджет, федеральные налоги, федеральные фонды регионального развития;

♦ внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

♦ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет.

По этим вопросам принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей тер­ритории России[3].

 

 

Место Конституции РФ среди федеральных источников финансового права.

Источники финансового права представляют собой форму выражения и закрепления финансово-правовых норм. При этом под источниками финансового права как отрасли права принято понимать официально признаваемые государством правовые формы, содержащие финансово-правовые предписания, в совокупности образующие систему источников позитивного финансового права (законы, международные договоры, подзаконные нормативные правовые акты и т.д.). Что касается источников финансового права как отрасли правовой науки, то ими наряду с нормативными правовыми актами и иными источниками позитивного финансового права служат также различные научные источники – монографии, диссертации, статья и т.п. В свою очередь, совокупность вышеназванных источников, дополненная соответствующими учебниками, учебно-методической литературой, составляет систему источников финансового права как учебной дисциплины.[4]

Таким образом, в основании системы источников финансового права находятся нормативные правовые акты.

Общее, что объединяет все эти нормативные правовые акты, - это содержание в них финансово-правовых норм, т.е. норм, с помощью которых регулируются финансовые отношения – устанавливается статус участников финансовых правоотношений, определяются их права, обязанности и ответственность. По данному признаку все названные виды нормативных правовых актов взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые правоотношения. Образуют единую систему на основе их иерархической соподчиненности. Определяемой юридической силой актов.

Условно в финансовом праве можно выделить два блока – национальное и международное финансовое право.

В свою очередь, среди национальных (внутригосударственных) источников финансового права выделяют две наиболее крупные группы нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты.

В зависимости от формы государственного устройства система источников финансового права представлена тремя уровнями:

· Федеральными;

· Региональными (субъектов Российской Федерации);

· Местными (муниципальными);

К федеральным источникам финансового права относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты: нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.

Конституция РФ – главный источник финансового права.

В Конституции РФ содержатся норма, являющиеся основополагающими принципами финансового права. Она гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, свободу экономической деятельности, содержит нормы, которые закрепляют формы собственности, признаваемые и гарантируемые государством (ст. 8,9,36).

Конституция РФ закрепляет и ряд других норм, непосредственно регулирующих финансовые отношения:

 - каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57);

 - ст. 71-73 определяет предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, в том числе и в сфере публичных финансов;

 - денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается (п.1 ст.75); защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти (п.2 ст.75); система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (п.3 ст.75); государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе (п.4 ст.75);

 - для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Конституция РФ закрепляет также компетенцию высших органов государственной власти Российской Федерации (например, ст. 104, 114)[5].

 

 



2019-12-29 847 Обсуждений (0)
Место Конституции РФ среди федеральных источников финансового права. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Место Конституции РФ среди федеральных источников финансового права.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (847)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)