Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ



2019-12-29 303 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Курсовая работа

Региональная молодежная политика (на примере Белгородской области)

Студента дневного отделения

Курса группы 180803

Абдул Хуссайна Фрайдуна

Научный руководитель:

к.с.н., ст. преподаватель

Г.Н. Гайдукова

 

 

Белгород 2010

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Вопросы формирования и реализации молодежной политики относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоев современного российского общества. Молодежь - самая динамичная, энергичная и критически мыслящая его часть. Она обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, в которых осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого радикального изменения общества во многом зависят от желания или нежелания молодежи поддержать модернизационные процессы и от степени ее интегрированности в социальную структуру общества.

У нового поколения усиливаются такие качества, как самостоятельность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным переменам и т.д. Наблюдается стабилизирующая тенденция, которая должна перейти и уже переходит в позитивные и конструктивные формы проявления активности молодежи. Негативные и позитивные тенденции в становлении и развитии молодежи на современном этане чрезвычайно актуализируют проблему молодежной политики. Молодежь — та часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России. Составляя примерно четвертую часть населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Современный этап государственной молодежной политики можно охарактеризовать как период поиска и накопления нового социально-политического опыта ее формирования и функционирования. Углубление самостоятельности регионов и развитие системы органов самоуправления на местах предопределило современную региональную молодежную политику, реализацию программ и мероприятий обращенных к молодому поколению того или иного региона. Между тем, проведение эффективной молодежной политики в регионе невозможно без фундаментальной теоретической базы и методологических оснований, которые в настоящий момент только складываются и находятся в стадии разработки. Все это делает более актуальным исследование региональной молодежной политики.

Степень изученности темы. Результаты изучения литературных источников и конституционно-правовых актов свидетельствует о том, что в обществе всегда осуществляется молодежная политика. Она привлекает внимание философов, социологов, политологов, историков и юристов. Их труды посвящены определению места, роли, сущности[1], этапам становления региональной молодежной политики. Необходимость исследования конституционно-правовых основ государственной молодежной политики объясняется тем, что в Конституции РФ прямо не определены права молодежи, а они вытекают из общих прав человека и гражданина.

Более того, впервые в РФ термин «молодежь» был определен в Федеральном законе от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», а лица в возрасте от 14 до 30 лет отнесены к числу молодежи Постановлением Верховного Совета РФ в 1993 году в Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации.

При разработке конституционно-правовых основ гocyдарственной молодежной политики учитывались концептуальные основы общей теории права, правовой политики, конституционного права, муниципального права, прав граждан, содержащиеся в трудах С.А. Авакьяна, В.И. Абрамова,

M.B. Баглая, О.В. Кузнецовой, В.О. Лучина[2].

Проблема исследования – состоит в противоречие между ученым:

1) Не достаток информации.

2) Внедрение технологической базы.

3) Отсутствие способов управленческой деятельности.

Объект исследования – региональная молодежная политика.

Предмет исследования – процессыреализация молодежной политики на региональном уровне.

Цель исследования – разработать рекомендации по совершенствованию региональной молодежной политики.

Исходя из определения цели можно выявить ряд задач:

1) рассмотреть теоретические основы молодежной политики;

2) изучить практику реализации региональной молодежной политики;

3) выявить направления совершенствования региональной молодежной политики региональном уровне.

Теоретико-методологическую базу исследования составил структурно-функциональный подход, благодаря которому в ходе исследования выявили функции, составляющие структуру молодежной политики, а также системный подход.

Основными методами реализации данной проблеме является обеспечение максимальную возможность различных технологий.

Эмпирической базой исследования выступили нормативно-правовые акты, публикации и статьи, касающиеся проблем молодежной политики.

Структура работы включает в себя введение, три раздела, заключение и список источников и литературы.

 


РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

региональная молодежная политика государственный

Определение «молодежной политики», на первый взгляд, не отличается особой сложностью. В «Политической энциклопедии» молодежная политика рассматривается как «комплекс специальных мероприятий государства, направленных на создание благоприятных условий развития подрастающего поколения, на адаптацию специфической возрастной социальной группы (с 18 до 25 лет) к общественной и личной жизнедеятельности»[3]. Данное понятие включает в себя сложноструктурированную многофункциональную систему с конкретно-историческим содержанием.

Молодежная политика как целенаправленная деятельность государства и общества по отношению к молодежи начала складываться в мировом сообществе в 50-60-е годы XX века. Большую роль в этом вопросе сыграла Организация Объединенных Наций. В документе ООН «Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последовательных мер, касающихся молодежи», одобренном на 40-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1985 году, содержались конкретные рекомендации правительствам по выработке национальной политики в отношении молодого поколения.

Начавшийся процесс интеграции СССР в мировое сообщество создал в конце 80-х - начале 90-х годов объективные предпосылки формирования молодежной политики в нашей стране. Правовой статус приобрела в 1991 году с принятием закона СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР».

В данной области это был первый нормативный акт, не только заложивший фундамент для дальнейшего выстраивания этой системы, но и обозначивший государственную молодежную политику как государственную деятельность с привлечением негосударственных субъектов[4]. Это было обусловлено не только переходными процессами, происходящими в российском обществе, но и мировой тенденцией «переосмысления роли государства в жизни общества и эффективной социализации молодежи как важного фактора будущего общества»[5].

Наиболее приемлемое определение «молодежной политики» дает В.Т. Лисовский. Он рассматривает ее как «молодежный срез» государственной (общенациональной), муниципальной (региональной, районной) социально-экономической политики, которая также может осуществляться частными, общественными организациями и фондами[6]. Главной целью молодежной политики ученый считает создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации».

Таким образом, можно определить структурную иерархию отношений в молодежной политике. Прежде всего объектом молодежной политики являются:

а) в широком смысле - дети, молодежь, т.е. все молодое поколение страны с момента рождения до 30 лет;

б) в узком смысле - только молодежь в возрасте от 14 до 30 лет. «Реальностью молодежная политика становится тогда, когда она приближена к своему объекту, когда она реально, а не теоретически оказывает на него свое воздействие». «Государственная молодежная политика в широком смысле - это внутренняя политика государства с точки зрения интересов самой молодежи; эта та часть социальной политики в ее человеческом, гуманитарном измерении, которая ближе всего и прежде всего замыкается на молодежи». В этом плане главным в молодежной политике становится повышение субъектности молодежи как социальной группы и молодого человека как гражданина своей страны в реализации собственных и государственно-общественных интересов.

В российском обществе на современном этапе формирования гражданского общества выстраивается многосубъектность общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни. В молодежной политике эта категории, предполагающая взаимодействие множества независимых друг от друга субъектов подготовки, принятия и осуществления решения, направленного на нормальное функционирование общества, играет особо важную роль, так как молодежь представляет собой настоящее и будущее страны.

Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества и от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток - эта та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость политической социализации молодежи.

Задача молодежи внутри страны может заключаться в том, что она должна положить конец духовному кризису. В настоящее время молодежь не может обойтись без воплощения своих стремлений в жизнь. И помочь ей в этом может только государство.

Для эффективного управления молодежной политикой необходимо осуществление прямой и обратной связи между ее субъектом и объектом, со всей их сложной иерархичной структурой и содержательной наполненностью именно в региональном аспекте.

Понятие «молодежной политики» представляется сложной, многослойной системой субъектно-объектных отношений. В связи с этим само определение региональной молодежной политики также отличается неоднозначностью. В теоретическом плане здесь следует выделить две составляющие.

В широком смысле молодежную политику можно рассматривать как часть социальной политики государства и общества, призванную содействовать развитию регионов, обеспечивать их координацию и согласованность в общем комплексе деятельности в области решения проблем молодежи.

Структура в сфере государственной молодежной политики начала формироваться в России в 1992 году, с момента создания Комитета РФ по делам молодежи, который был призван координировать деятельность по осуществлению государственной политики в отношении молодежи в стране. Огромный вред создающейся системе государственной молодежной политики в 1993-2000 годах нанесли неоднократные ликвидации федерального органа по делам молодежи, а затем растянутые во времени действия по его восстановлению и трансформации в Департамент по молодежной политике с передачей его вопросов в ведение Министерства образования РФ. Этот процесс частично подорвал координационные межведомственные связи в этой области на федеральном и региональном уровнях, нарушил согласованное взаимодействие данных уровней.

Региональная молодежная политика является структурным элементам политики в целом. Следовательно, ей присущи свои функции, практическая реализация которых заключается в оптимальном сочетании ее федеральной и локальной моделей с учетом деятельности всех субъектов. Структурно все функции молодежной политики можно подразделить на системообразующие и стратегические[7].

К системообразующим функциям, относятся целеориентирующая, разграничительная, интегративная, организационно-технологическая, сохранно-воспроизводственная, развивающе-адаптивная функции и имидж-функция.

Целеориентирующая функция призвана определять и разрабатывать цели, задачи и механизмы развития и реализации региональной молодежной политики для решения молодежных проблем с учетом социально-экономических возможностей конкретного региона. Именно в ней отражается направленность молодежной политики, ее приоритеты, которые путем «обратной связи» коррелируются с ценностями, интересами и потребностями самой молодежи.

Особую роль в региональной молодежной политике играют разграничительная и интегративная функции. Первая (разграничительная) связана с проведением в жизнь общества и государства интересов молодежи как особой социально-демографической группы, с одной стороны, и с другой стороны, с разграничением полномочий и интересов субъектов этой политики, которые предпринимают конкретные меры по ее осуществлению. Вторая предполагает слияние различных социальных групп молодежи и их интересов с целью обеспечения устойчивости, равновесия и целостности общества, предотвращение и регулирование процессов социальной дифференциации в их среде, а также взаимодействие и скоординированность деятельности всех субъектов региональной молодежной политики.

С одной стороны, общественная составляющая характеризуется наличием представительной, инициативно-инновационной, совещательной и защитной функциями. С другой стороны, государство в лицо своих региональных органов в области молодежной политики осуществляет законодательную, концептуально-деятельную, организационно-институциональную и стимулирующую функции. При этом государство и общественные организации уже сегодня являются полноценными партнерами в реализации молодежной политики на региональном уровне, в координации усилий по созданию условий для полноценного развития молодого поколения.

Имидж-функция направлена на процедуру общественного признания региональной молодежной политики, на сохранение и изменение государственной структуры и организации в данной области; на создание атмосферы доброжелательности и доверия со стороны самой молодежи, выступающей в качестве ее объекта, а также со стороны других социальных групп, представляющих свои интересы в общественно-политической жизни общества; на обеспечение информирования общественности о работе государственных органов и общественных организаций в этой сфере. Данная функция непосредственно связана с повышением уровня легитимации региональной молодежной политики.

Особое значение имеет организационно-технологическая функция, так как она учитывает особенности политического, экономического, социального и культурного уклада жизни конкретного региона. В результате региональных исследований социального положения молодежи разрабатываются не только социальные программы и проекты, но и технологии их реализации. Данная соционженерная деятельность непосредственно связана с процессом формирования новой социально-правовой среды, способствующей полноценной социализации молодежи, ее самореализации.

Наиболее актуальными на сегодняшний день являются сохранно-воспроизводственная и развивающе-адаптивная функции региональной молодежной политики. Реализация этих функций осуществляется через социализацию и воспитание, подразумевающее воспроизводство граждан как субъектов социального и политического порядка; культуру как систему сохранения, воспроизводства, создания, трансляции и развития нормативно-ценностных механизмов и структур, характерную для данного региона; процесс институционализации, то есть воспроизводства, формирования и развития политических институтов в области молодежной политики; социальный контроль, подразумевающий социально-политическую активность молодежи данного региона для поддержания нормативно-организационного порядка в политических структурах; подготовку будущих кадров для решения комплекса проблем, связанных с подбором, назначением и сменой лидеров, политических деятелей, с формированием органов государственной и региональной власти.

Стратегическими функциями является идеологическая, инновационная и человекотворческая функции.

Идеологическая функция направлена на выявление, выражение, защиту и удовлетворение интересов молодежи как социальной группы. Данная функция в современных условиях особенно актуальна именно на региональном уровне, который реально соприкасается с процессом морально-нравственного становления современной молодежи. Инновационная функция, свойственная молодежной политике в целом и региональной молодежной политике в частности, предполагает не только формирование и реализацию молодым поколением новых идей, видов деятельности и так далее, но и преемственность, смысл которой заключается в отсутствии зависимости стратегически-целевых констант рассматриваемой политики от организационных перемен в управлении государством, сменой политических лидеров и должностных лиц федеральных и региональных органов власти в течении 10-15 лет.

Молодежная политика именно регионального уровня должна выполнять главную функцию всей молодежной политики, которую А.П. Скробов определил как человекотворческую, «позволяя личности молодого человека конструировать себя как самостоятельный социально активный субъект, обеспечивать инновационность социального развития и общества, и самого себя».

В результате можно сказать, что понятие «молодежная политика», не смотря на простоту своего звучания отличается особой сложностью и многоуровневой системой отношений. Также можно сказать, что приведенная типологизация функций молодежной политики не претендует на всеохватывающий, исчерпывающий анализ. Тем не менее, она помогает глубже понять уже существующие и выработать новые механизмы, способствующие реализации основных функций региональной политики в отношении к молодому поколению, тем самым способствовать улучшению положения в области молодежной политики.

После вышесказанного подведем вывод: во первых – молодежная политика рассматривается как комплекс специальных мероприятий государства, направленных на создание благоприятных условий развития подрастающего поколения, на адаптацию специфической и личной жизнедеятельности.

Во вторых – главной целью молодежной политики считается создание «необходимых социальных условий для развития молодежи посредством государственной и общественной поддержки инновационной деятельности, социальной защиты молодежи, формирования ее творческой активности, способностей, навыков, а также стимулов к саморазвитию и самореализации».

В третьих – можно определить структурную иерархию отношений в молодежной политике. Прежде всего объектом молодежной политики являются:

А) в широком смысле – дети, молодежь, т.е. все молодое поколение страны с момента рождения до 30 лет;

Б) в узком смысле – только молодежь в возрасте от 14 до 30 ле




2019-12-29 303 Обсуждений (0)
РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РАЗДЕЛ I . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)