Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика способностей.



2019-12-29 304 Обсуждений (0)
Характеристика способностей. 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Высокий уровень современного спорта требует высоко развитых способностей к эффективной спортивной деятельности. Без преувеличения можно сказать, что сейчас выдающихся результатов может достигнуть только одаренный спортсмен с высоко развитыми именно теми психологическими качествами и свойствами, от которых больше всего зависит успех в данном виде спорта.

Это обусловило внимание научных работников к вопросам психологии спорта, связанным с диагностикой и изучением спортивных способностей; в то же время другой стороной проблемы становится изучение положительного влияния, которое оказывают занятия спортом на формирование личности спортсмена.

Данные обследования ведущих спортсменов, полученные в процессе динамических наблюдений (начиная с юного возраста), показывают, как правило, что один из них сразу выделяется среди своих сверстников какими-то особыми психологическими качествами, а другие имеют определенные достоинства, которые проявляются позже, но полностью компенсируют недостатки. Однако вскрыть механизмы такой компенсации и прогнозировать пути развития способностей в каждом конкретном случае пока трудно. Слишком сложные переплетения различных качеств и свойств личности определяют спортивные способности, слишком тонки взаимоотношения между этими качествами и свойствами, которые нельзя уловить с помощью даже самых современных экспериментальных методик.[1]

В самом общем виде способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую.

- природные (или естественные способности) в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

- специфические человеческие способности, имеющие исторически-общественное происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности подразделяются на :

ü общие;

ü теоретические;

ü учебные;

ü коммуникативные способности.

Если говорить о природе человеческих способностей то, прежде всего речь должна идти о природе так называемых социальных способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это – высшие культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в первую очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, наличие социально-культурной среды, созданной искусственно трудом многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментами; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к последующему формированию путем обучения и воспитания.[2]

А.М. Прохоров пишет: «Способности – индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям, навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности»[3].

Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимозаменяющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого и наоборот.[4]

Также способности школьников зависят от типа темперамента. Темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: холерический, сангвинический, флегматичный и меланхолический. Нет ни хороших ни плохих темпераментов. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Достоинство холерика – в возможности сосредоточения значительных усилий в короткий промежуток времени, и недостаток в том, что не хватает выдержки при длительной работе. Сангвиник обладает быстротой реакции и повышенной работоспособностью в начальный период работы, к концу снижает работоспособность не только из-за быстрого утомления, но и из-за падения интереса. Достоинство флегматика в способности долго и упорно работать, но не в способности быстро сконцентрироваться и собраться. Меланхолик обладает большой выдержкой, но медленным вхождением в работу, его работоспособность выше в середине или конце работы, а не в ее начале. При обучении школьников необходимо учитывать эти типы личности и особенно при обучении физическим упражнениям.

 

1.2. Свойства нервной системы как психофизиологическая основа способностей

 

В настоящее время в литературе по дифференциальной психологии еще не сложилась достаточно устойчивая точка зрения относительно физиологических характеристик ряда основных свойств нервной системы. В.Д. Небылицын (1966) предлагает следующую структуру основных свойств нервной системы:

- первичные свойства (сила нервной системы по отношению к возбуждению, сила нервной системы по отношению к торможению, подвижность нервной системы;

- вторичные свойства (уравновешенность нервных процессов, характеризуемая соотношением возбудительного и тормозного процессов по отношению к какому-либо из первичных свойств).

Другие авторы (З.И. Бирюкова, 1961; Л.Г. Воронин, Е.И. Соколов, У Бао-хуа, 1959; В.С. Мерлин, 1958) считают, в частности, что скорость образования положительных или тормозных реакций является индикатором силы нервной системы относительно возбуждения или торможения. Понятие «уравновешенность» они фактически рассматривают как уравновешенность по силе нервных процессов. Л.Б. Ермолаева-Томина (1963), В.И. Рождественская (1963), В.Д. Небылицын (1966) понимают баланс не как соотношение по силе нервных процессов, а как соотношение по характеру и динамике положительных и тормозных условных реакций. Большинство экспериментальных данных, полученных в последнее время, говорит о том, что выносливость нервной системы по отношению к данному процессу не связана с динамикой этого процесса (В.Д. Небылицын, 1966).

Следует остановиться на интерпретации структур отдельных свойств нервной системы.

Сила нервной системы в Павловской лаборатории характеризовалась пределом работоспособности нервных клеток, т.е. их способностью выдерживать длительное или очень сильное возбуждение, не переходя в состояние запредельного торможения. И сейчас в дифференциальной психологии существует то же определение свойства силы. Однако оно говорит о силе нервной системы только относительно процесса возбуждения, не затрагивая характеристик тормозного процесса.

Что касается силы нервной системы относительно процесса торможения, то она изучена совершенно недостаточно. Основная трудность заключается в том, что пока совершенно не раскрыты интимные механизмы тормозного процесса. Это не позволяет объяснить достаточно надежно реакцию нервной системы на перенапряжение тормозного процесса.

Сила нервной системы относительно процесса возбуждения определяется не только ее функциональной выносливостью, но и работоспособностью, которая характеризуется некоторыми особенностями концентрации процесса возбуждения:

а) раздражитель слабой и средней интенсивности вызывает в сильной нервной системе более концентрированные очаги возбуждения, чем в слабой;

б) концентрация процесса возбуждения сохраняется при очень сильных раздражителях;

в) выявляется сопротивляемость к тормозному (по закону отрицательной индукции) действию раздражителей посторонних для основной в настоящий момент деятельности (Б.М. Теплов, 1959).

Подвижность нервной системы первоначально понималась как комплекс всех временных характеристик функционирования нервной системы, к которым применима категория скорости (скорость возникновения, протекания, смены и прекращения нервных процессов; скорость образования положительных и тормозных связей). (18)Качественное выполнение двигательного действия невозможно без определенного уровня развития точности. Даже незначительные отклонения от структуры движений приводят к искажению его техники. Многие авторы включают точность в число ведущих двигательно-координационных качеств (1-7, 9-10). Нарушение точности движений, а также несоразмерность мышечных усилий вызваны двумя факторами: иррадиацией нервных процессов в коре больших полушарий и слабостью дифференцировочного торможения. Иррадиация нервных процессов в двигательном анализаторе способствует вовлечению в работу излишнего числа двигательных единиц, делающих работу неэкономичной, а движение неточным. Именно поэтому движения новичка отличаются по амплитуде, усилию и направлению, что сказывается на снижении работоспособности.

На этапе углубленного разучивания двигательного навыка происходит тонкая специализация условно-рефлекторных связей. Уточнение характеристик двигательного действия усиливает концентрацию нервных процессов и индукцию, способствует развитию внутреннего торможения. Это - длительный процесс, поскольку физиологические перестройки происходят постепенно и овладение точностными параметрами двигательного действия занимает довольно продолжительный отрезок времени. Чем сложнее физическое упражнение, тем разнообразнее точностные характеристики, составляющие его основу (Л.Д. Назаренко, 2001).

 



2019-12-29 304 Обсуждений (0)
Характеристика способностей. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика способностей.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (304)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)