Блок 2. Характеристика предприятия и ее продукция
«Самарский хлебозавод №9» (Самара, Московское шоссе, 15) – один из крупнейших в городе предприятий по изготовлению хлебобулочных, бараночных и кондитерских изделий. Хлебозавод №9 был построен в 30-е годы. Значительные изменения в развитии предприятия произошли в 60-е годы, когда было положено начало специализации завода по выпуску хлеба пшеничного, булки городской и бараночных изделий. К началу 90-х годов эта продукция была известна и любима покупателями. В качестве открытого Акционерного Общества ОАО «Самарский хлебозавод № 9» был зарегистрирован 18 ноября 1993 года Администрацией Ленинского района г. Самары. С целью увеличения прибыли, осуществления непрерывности деятельности и обеспечения роста с 1996 года предприятие планомерно осуществляет сокращения в производственной цепи. В 1997 году была создана сеть фирменной розничной торговли. К 2005 году оборот сети составил 9% от общего оборота предприятия. А в 2010 году – 16%. Предприятие использует традиционные технологии по производству хлеба, предусматривающие полное отсутствие разрыхлителей, консервантов или иных химических препаратов. Все ароматизаторы и красители имеют натуральную основу. Для выработки всей продукции хлебозавода используется сырье только отечественных производителей. Основными поставщиками сырья являются мельзаводы г. Самара, Самарский дрожжевой завод, Самарский жиркомбинат. На сырье и продукцию имеются сертификаты качества (выдаваемые соответствующими органами 1 раз в год), которые ежеквартально проходят проверку на соответствие. Отношения с поставщиками влияют на скорость технологического процесса, качество продукции, возможности развития новых товаров, технологий производства, ассортимент, непрерывность производственного процесса. ОАО «Самарский хлебозавод № 9» является одним из крупнейших участников рынка хлебобулочных изделий в Самаре. В производственной цепи он является производителем конечного продукта – хлебобулочных и кондитерских изделий. На сегодняшний день объем производства составляет около 50 тонн хлебобулочных и 10 тонн бараночных изделий в сутки. Ассортимент включает 49 наименований продукции в пяти ассортиментных линиях - хлебобулочные, бараночные, кондитерские пастильные и крупяные изделия. Миссия предприятия – обеспечить жителей Самарского региона вкусной, свежей продукцией, выпеченной по традиционным технологиям без химических добавок и консервантов, в ассортименте, необходимом для полноценного питания детей и взрослых, вовремя и по ценам, доступным вне зависимости от дохода. Анализ целей хлебозавода № 9 позволил сформулировать их следующим образом: · в области экономической деятельности целью предприятия является удовлетворение потребностей жителей г. Самары качественной и конкурентной по цене хлебопродукцией, завоевание не менее трети регионального рынка; · в области менеджмента - определение критических областей управленческого воздействия и приоритетных задач, обеспечивающих получение запланированных результатов; · в области маркетинга – выход в число лидеров производству и реализации продукции, поддержание конструктивных и долгосрочных связей с партнерами, основанных на взаимном доверии; · в области технологии производства – достижение наивысшей среди конкурентов производительности труда, качества и степени обновления продукции; · в области финансов - поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов; · в области управления персоналом – обеспечение условий, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня их удовлетворенности и заинтересованности в работе; · в социальной области – строгое соблюдение всех законодательных и экологических норм и правил, обеспечение «доброго имени» предприятия среди деловых партнеров и потребителей. Предприятие выпускает следующие виды изделий: 1. хлебобулочные изделия: хлеб пшеничный, «Юбилейный» (с применением растительного масла), «Дарницкий» (из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной первого сорта), хлеб отрубной (с добавление пшеничных отрубей, что обеспечивает потребность организма в витаминах группы В и РР), батон «Горчичный» (с добавлением горчичного масла, булка «Городская», рогалик «Нежный» (с добавлением мака); 2. сдобные изделия: рожок обсыпной, плюшка «Московская» (с добавлением ванилина), булочка «Изюминка» (с добавлением изюма), булочка с посыпкой, пирог «Волжский» (с начинкой из повидла или кураги); 3. бараночные изделия под торговой маркой «Самарики»: бублик «К чаю», баранки ванильные, баранки сдобные, сушки чайные, сушки «Челночек» (удлиненной формы), сушки «Крошка» (хрустящие сушки маленького размера с добавлением ванилина), соломка сладкая хрустящая; 4. кондитерские изделия: мармелад трехслойный, мармелад «Апельсиновые и лимонные дольки»; пряники «Северные» (с фруктовыми ароматами), «Воронежские» (с мятным вкусом), «Комсомольские» (с корицей, гвоздикой и имбирем), пряники «Шоколадные». «Булка городская» и сушки «Самарские с маком» удостоены звания «100 лучших товаров года». Хлеб «Юбилейный», «Булка городская», мармелад «Апельсиновые и Лимонные дольки», сушки «Самарики», «Крошка» и «Маковка» получили золотые медали и дипломы первой степени на всероссийских выставках в Москве. Структура продаж по видам изделий представлена в Таблице 4 Приложения 1. 25300/24100 = 104,98 (+4,98%) 25200/25300 =0,996 (-0,4%) 26500/25200 = 105,16 (+5,26%) Прогноз на 2010: 21550/9*12 ≈ 28700 28700/26500 = 108,3 (+8,3%) Среднегодовой прирост составил: 18,14/5 = +3,63% За последние 2 года: 13,56/2= +6,78% Как видно из Таблицы 4 Приложения 1, несмотря на все трудности (резкое увеличение цены муки за последнее время), темп роста общего объема продаж лишь в 2008 году по сравнению с 2007 снизился на 0,4%. Особое место занимает спрос на ржаной и ржано-пшеничный хлеб. Поставки этого хлеба осуществляются не только в пределах области, но и в другие регионы. Это связано с тем, что подавляющее большинство мини-пекарен из-за трудностей в приобретении мелкооптовых партий ржаной муки выпекают только пшеничный хлеб и булки. Коммерческая и сбытовая деятельность хлебозавода №9 основываются на торговле через собственную розничную торговую сеть и по договорам со сторонними продавцами. В Таблице 5 Приложения 1 представлена динамика продаж отдельных видов продукции хлебозавода №9 по сегментам рынка. Часть продукции реализуется через сеть фирменных магазинов хлебозавода, а остальное – через торговые предприятия и организации. Помимо торговых предприятий, продукция Хлебозавода №9 поставляется в детские сады, школы и санатории. Из Таблицы 5 Приложения 1 видно, что наблюдается тенденция увеличения объема продаж через сеть фирменных магазинов. Важнейшим фактором микросреды предприятия являются конкуренты. Кроме хлебозаводов, на рынке хлебобулочных изделий представлены торговая марка «Тидбит» и мини-пекарни. Рынок кондитерских изделий еще более насыщен, в нем участвуют самарские, жигулевские, ульяновские, пензенские, уфимские, московские производители. Основными конкурентами предприятия на рынке хлебобулочных изделий являются ОАО «Самарский хлебозавод №2», ОАО «Самарский хлебозавод №3», МП «Самарский хлебозавод №4», ОАО «Самарский хлебозавод № 5», ОАО, ОАО «Булочно-кондитерский комбинат». Ассортиментная политика большинства предприятий в период с 1992 и вплоть до августа 1998 года фактически следовала возможностям имевшихся технологических линий. Это обуславливало рыночную «специализацию» – Самарский хлебозавод № 9 был единственным производителем бараночных, хлебозавод №2 – вафельно-пралиновых, БКК – тортов и мелкоштучных кондитерских изделий. После 1998 года ситуация стала резко меняться. На рынке стали появляться новые участники, применяющие агрессивные стратегии в борьбе за большую долю рынка. В 1999 году в Самаре появились предприятия с принципиально новой рыночной стратегией. Так, торговая марка «Тидбит» и мини-пекарни «Мария» оборудуют магазины – пекарни, выпекают и продают горячие изделия из дрожжевого, слоеного и дрожжевого слоеного замороженного теста. Это вызвало отток клиентов и заставило традиционные предприятия применить ответные меры. Так, в феврале 2005 года, Самарский хлебозавод №2 ввел демпинговые цены на весь ассортимент хлебобулочных изделий – на 25-30 % ниже средних цен, установленных на совещании директоров в ГП «Самарахлебпром» в этом же месяце. В итоге в течение последующих 8-10 месяцев на рынке начался передел. На рынке возникла тенденция перманентного перетекания клиентов от одного производителя к другому вслед за компаниями снижения оптовых цен, предоставления скидок, удобства времени доставки продукции. Конкуренция сегодня имеет намного большее влияние на ассортиментную и сбытовую политику, внедрение новых технологий, объемы производства, планирование маркетинга и долю рынка каждого участника, чем раньше. Долгое время специалисты предприятия были уверены, что имеют конкурентное преимущество по сравнению с другими производителями по качеству хлеба пшеничного высшего сорта и хлебу «Дарницкий». Предприятие устроило закрытую дегустацию с целью сравнительной оценки качества в сравнении с видами продукции конкурентов, имеющими аналогичные характеристики. В основу оценок были положены параметры Европейского стандарта качества – 9000. В связи с тем, что уровень качества на выходе из печи и после доставки в торговую точку отличается, в конкурсе участвовали оба образца. Исследование показало, что предприятие не имеет ощутимого преимущества по качеству, следовательно, предприятию необходимо активно использовать инструменты маркетинга в конкурентной политике. По объемам производства хлебобулочных изделий предприятия-лидеры распределены следующим образом: 1. Хлебозавод №5 (специализирующийся в основном на производстве хлеба, пряников и печенья). 2. Булочно-кондитерский комбинат (специализирующийся на хлебобулочных, мелкоштучных изделиях и тортах). 3. Хлебозавод №9 (специализирующийся на выпуске хлебобулочных и бараночных изделий). 4. Хлебозавод № 2 (специализирующийся на пряниках, вафельно-пралиновых изделиях). Исследование конкурентов показало, что в Самаре, помимо ОАО «Самарский хлебозавод №9», всего несколько предприятий, которые оказывают существенное влияние на ситуацию с хлебной продукцией в городе: хлебозаводы № 2, 3, 4, 5, 8 и булочно-кондитерский комбинат (БКК). Основными конкурентами ОАО «Самарский хлебозавод №9» являются заводы №2 и 5, поскольку у них приблизительно одинаковый ассортимент продукции. Анализ данных (Рис.1 Приложения 1) свидетельствует о том, что хлебозавод №5 по объемам производства стоит на первом месте. К сильным сторонам конкурентов можно отнести: · длительность нахождения на рыке, большой опыт торговли; · отработанные и проверенные связи с поставщиками; · большие объемы поставок продукции (использование эффекта масштаба); · наличие круга постоянных клиентов; · сравнительно невысокие цены. Слабые стороны конкурентов: · слабая система продвижения товара на рынок; · невысокая культура обслуживания; · узкий ассортимент товара; · слабое использование схем работы по договорам реализации. Точки отличия от конкурентов: · Не использует консерванты. Российские производители – Московский хлебозавод №22 (пряники в подарочной упаковке 25 руб. за 500 г), ГПФ «Октябрь» ТМ «Господарь» (пряники Медовые, Комсомольские, Шоколадные) используют консерванты для продления срока годности. · Имеет национальные награды. Хорошие вкусовые качества продукции – сушек Самарских с маком, Крошка, Маковка, мармелада «Апельсиновые и лимонные дольки» отмечены наградами выставок, сушки Самарские с маком являются дипломантами конкурса «100 лучших товаров России». · Предприятие использует только местное сырье – прочные связи с поставщиками, низкая себестоимость продукции при высоких вкусовых качествах. · Предприятие имеет собственные рецепты. География марки предполагает: возможность доставки в торговые точки своим транспортом, торговлю без посредников, организацию прямой продажи, контроля за расположением продукции в торговых точках. Предприятие имеет опыт проведения широкомасштабных акций по продвижению марки. Выиграть конкурентную борьбу на сложившемся рынке можно за счет снижения издержек производства по сравнению с основными конкурентами, расширения и улучшения ассортимента продукции, и расширения круга покупателей посредством расширения рекламы. ОАО «Самарский хлебозавод №9» опережает большинство конкурентов по ассортименту. Проанализировав ассортимент самарских заводов, можно прийти к следующему выводу: среди рассматриваемых предприятий абсолютным лидером по ассортименту выпускаемой продукции является хлебозавод №2. Прайс-лист предприятия, предоставляемый им своим клиентам, содержит свыше 45 наименований. На втором, третьем и четвертом местах находятся соответственно хлебозаводы №5 (35 наименований), №9 (34) и БКК (31). Анализ ассортимента выпускаемой продукции предприятий-конкурентов позволяет сделать вывод о предполагаемой специализации предприятий хлебопродуктов. Так, основной конкурент – хлебозавод №2 – в ближайшей перспективе делает ставку на самый широкий круг потребителей. Им успешно осваивается выпечка хлеба малого веса (0,3-0,4 кг), в том числе с различными добавками, булочной мелочи, традиционных русских пряников, тортов и вафель. Аналогичную стратегию избрал и булочно-кондитерский комбинат. Сопоставление цен хлебозаводов на основной ассортимент позволяет сделать следующий вывод: разброс цен на хлеб пшеничный и ржаной невелик. Так, максимальная цена на хлеб пшеничный (хлебозавод №2) менее чем на 10% отличается от минимальной (№5), а на хлеб ржаной эта разница составляет менее 8%. Разброс цен на батоны, булки и пряники весьма значительный. На батоны он составляет около 30%, на булки – более 40%. Анализ конкурентов ОАО «Самарский хлебозавод №9» показал, что предприятие работает эффективно в сильной конкурентной среде и имеет благоприятные перспективы развития при условии активной маркетинговой деятельности на региональном рынке, совершенствования ассортимента и интенсификации продвижения товара на рынок. С 2007 г. ОАО «Самарский хлебозавод №9» столкнулось с ожесточенной конкуренцией на самарском рынке хлебопродуктов. Руководству стало ясно, что надо что-то делать на перспективу, выходить на рынок с новым товаром, осваивать новые рынки, вести активную маркетинговую политику.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (187)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |