Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС



2019-12-29 287 Обсуждений (0)
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет международных отношений

 

Кафедра международных отношений

 

 

Взаимоотношения Европейского Союза и

 Российской Федерации

Курсовая работа

По специальности 030700 (350200) Международные отношения

Специализация – международная интеграция и международные организации

 

 

Студент       Медведева Е. П. 2 курс, 3 группа

Руководитель ___________Слинько А.А.

 

 


Содержание.

 

Введение …………………………………………………………………………………..1 стр.

 

I. Основные этапы формирования отношений РФ и ЕС

1. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве……………………………4 стр.

2. Секторные соглашения………………………………………………….…8 стр.

3. «Дорожные карты»…………………………………………………………9 стр.

 

II. Кризис в отношениях России и Европейского Союза и проблема нового договора о сотрудничестве.............................................................................................................12 стр.

1. Предпосылки сближения России и ЕС …………………………….…….15 стр.

2. Новые члены ЕС и политические аспекты «Проблемы 2007»……….…19 стр.

3. Основные составляющие нового СПС и прогресс в отношениях ЕС

и России………………………………………………………………………..26 стр.

 

Заключение…………………………………………………………………………………………30 стр.

 

Список использованных источников и литературы.……………………………………33 стр.

 


Введение

С давних пор отношения с Европой имели для России важное значение. В настоящее время это взаимовлияние не только не уменьшилось, но и приобрело еще больший вес. После распада СССР в отношениях России с международными центрами силы - США, Японией и Европейским союзом - приоритет принадлежит последнему.

На сегодняшний день для политических деятелей Европейского союза отношения с Россией входят в число его основных внешнеполитических и экономических приоритетов наряду с отношениями с США и АТР.

Как отмечено в докладе, принятом Европейским парламентом 1 апреля 1998 г., отношения между Россией и Европейским союзом развиваются в разных сферах. Основной опорой этой деятельности является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Россией, которое было подписано 24 июня 1994 г. и заложило основу для политического диалога в целях развития отношений во всех областях общественной и социальной жизни.

В программе председательствования в Совете Европейского союза сказано следующее: "Первостепенное значение придается развитию политических и экономических связей между Европейским союзом и Российской федерацией". Это можно объяснить тем, что эти отношения взаимосвязаны: в основном вопросы сотрудничества нашей страны с Евросоюзом имеют экономический характер, однако зависят они от принятия политических решений, и наоборот, внешнеполитические решения во многом определяются состоянием экономики.

Основой нового курса ЕС в отношении России является принятый в 1996 г. План действий Европейского союза для России. Он предусматривает следующее:[1]

1. Экономическое сотрудничество

2. Сотрудничество в области правосудия и внутренних дел

3. Безопасность в Европе

4. Внешняя политика

Одним из самых важных аспектов сотрудничества России и Европейского союза являются их торгово-экономические отношения. Около 40% нашей внешней торговли приходится на страны ЕС. Россия в 1994 г. экспортировала в ЕС почти в 6 раз больше, чем в США, и в 9 раз - чем в Японию. В свою очередь, Россия занимает пятое место во внешней торговле ЕС по импорту и шестое - по экспорту. Важно и то, что в последние годы Россия сохраняет положительное сальдо в торговле с ЕС: 1993 г. - 4 млрд. экю, 1994 г. - 6.2 млрд. экю, 2001 - 5.9 млрд. экю, 2004 - 11.4 млрд. экю.[2]

Нужно отметить и инвестиционную активность стран Евросоюза. Именно ЕС координирует оказание международной экономической помощи России и другим бывшим союзным республикам.

На сегодняшний день отношения ЕС и России в экономической сфере приобрели новые качественные характеристики.

До недавнего времени они строились на основе заключенного в 1988 г. Соглашения между СССР и Европейским сообществом о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве. Оно снимало ограничительные квоты практически по всем статьям импорта из бывшего СССР, однако содержало оговорку на случай "дестабилизации" в результате этого импорта рынков ЕС.

Для обеспечения коммерческих и других положений подписанного в 1994 г. Соглашения о партнерстве и союзничестве между Россией и Евросоюзом, в июле 1995 г. стороны подписали Временное соглашение о торговле и вопросах, связанных с ней.

ЕС стремится к созданию в ближайшем будущем зоны свободной торговли, которая бы охватывала территории России и ЕС.

Актуальность работы заключена в том, что в экономической сфере взаимоотношений между Россией и ЕС сохраняется ряд проблем. Прежде всего, речь идет о явной и скрытой дискриминации России в торговле, практике жестких антидемпинговых процедур, фактическом запрете на наш доступ на рынок высоких технологий. Постоянным источником напряженности является то, что ЕС отказывается считать российскую экономику рыночной. Это вызывает массу проблем, в том числе сложности в процессе вступления России в ВТО.

 Свои претензии к России есть и у ЕС: ему необходима стабильность нашего законодательства, открытость бизнеса в России, обеспечение европейским компаниям равных с российскими прав, снижение таможенных пошлин, и т. д.

Объектом исследования является – сферы сотрудничества России и Европейского союза.

Предмет исследования – договорно-правовая база отношений Россия – ЕС.

Цель курсовой работы - является рассмотрение взаимоотношений Европейского Союза и России. 

Достижение данной цели осуществлялось путем решения следующих задач:

§ Изучение договорно-правовой базы отношений Россия – Европейский союз.

§ Изучение четырех «общеевропейских пространств» - экономического, правосудия и внутренних дел, внешней безопасности, науки с культурой между Россией и Евросоюзом

 

Хронологические рамки исследования охватывают период с1988 года до настоящего времени.

Настоящее исследование опирается на несколько групп источников.

 Первую группу составляют исследования общего плана. Не менее весомой составляющей источниковой базы исследования стала также периодическая печать. Этот вид источников обладает рядом существенных преимуществ: он многогранен, оперативен, хорошо сохранен, со­держит информацию различных срезов и уровней. К ней  относятся специальные работы посвященные вопросам сотрудничества России и Европейского союза. Например, статья С.А. Караганова «Европейская стратегия России: новый старт », в которой рассматривают перспективы развития отношения между Россией и объединенной Европой и какая из возможных моделей сотрудничества наиболее выгодна, журнал ««Россия в глобальной политике», рассматривающий основные проблемы сотрудничества Европейского союза и методы их решения. Наконец, среди источников информации, хорошо отражающих деятельность, динамику развития и политику государств, изучены российские периодические издания, такие как «Мировая экономика и международные отношения», «Независимая газета», «Pro et Contra».Последняя группа источников – материалы специализированных сайтов в Интернет.

 Анализ и сопоставление данных, содержащихся в перечисленных источниках, позволили решить каждую из поставленных задач и реализовать общий замысел исследования.

Курсовая работа включает две главы. В первой главе рассматриваю основные этапы формирования отношений России и Европейского союза, а также договорно-правовую базу РФ-ЕС. Во второй главе я рассматриваю «Проблему 2007» года и противоречия заключения нового договора.


I. Основные этапы формирования отношений России и Европейского союза.

На сегодняшний день можно выделить три блока основополагающих документов, регулирующих взаимоотношения между Россией и ЕС в рамках стратегического партнерства:

1.Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС как основополагающий, центральный документ этих взаимоотношений.[3]

2.Секторные соглашения, принятые на основе СПС и развивающих ее положений в различных сферах взаимодействия России и Европейского союза.[4]

3.“Дорожные карты” по четырем общим пространствам, документы программного характера, не имеющие обязательной юридической силы, но определяющие практические мероприятия и действия в рамках текущих отношений между сторонами.[5]

 

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС

Основу для отношений между Россией и Европейским союзом закладывает Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключенное 24 июня 1994г. на о. Корфу (Греция). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) вступило в силу с 1 декабря 1997г. после прохождения им ратификации в Европейском парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов Союза и Сообществ. Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996г.

СПС с Россией стало своего рода “прототипом” всех остальных Соглашений о партнерстве и сотрудничестве. Соглашения ЕС с остальными странами СНГ писались, используя опыт заключения СПС с Россией. Такого рода Соглашения о партнерстве и сотрудничестве были заключены Европейским союзом со всеми странами СНГ, их тексты практически полностью совпадают. Поэтому Соглашение о партнерстве и сотрудничестве можно назвать “типовым соглашением”.

СПС было заключено сроком на 10 лет с возможной последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации.

При особом акценте на экономическом сотрудничестве, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994г. заложило прочный фундамент для развития диалога сторон по политическим, социальным и культурным вопросам. СПС носит базовый характер, содержит общие положения о сотрудничестве между Европейским союзом и Россией.. В СПС существует прочная институциональная основа для взаимодействия РФ и ЕС. Главными институтами взаимодействия сторон являются ежегодные саммиты Россия-ЕС на уровне глав государств -глав правительств; регулярные (раз в полгода) встречи на уровне министров иностранных дел России и стран ЕС. Комитет по вопросам политики и безопасности проводит консультации с Россией, также проходят переговоры по международным проблемам между Высоким представителем ЕС по ОВПБ и Министром иностранных дел РФ. Политический диалог осуществляется и на встречах «Тройки» министров иностранных дел, встречах политических директоров, ежемесячных встречах Постоянного представительства РФ при Европейских Сообществах в Брюсселе с «Тройкой» Комитета по политике и безопасности и на экспертном уровне по широкому кругу актуальных международных вопросов.

Существенной особенностью СПС является его относительная перспективность. Оно изначально было приспособлено к функционированию в условиях, когда в России сложится рыночная экономика, а сама Россия вступит в ВТО. Еще одним важным фактором, указывающим на перспективность СПС, является его окончательная нацеленность на создание зоны свободной торговли между Союзом и Россией.

Будущее Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, как и будущее взаимосвязей России и Европейского союза, во многом зависит от того, какие приоритеты в отношениях друг к другу закладываются ими сегодня. Взаимозависимость сторон друг от друга безусловно не могла не повлиять на законодательство. СПС подтолкнул РФ постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообществ. Этот процесс сближения законодательств (а в лице ЕС это около 8 тыс. разнообразных юридических актов) распространяется, в частности, на такие отрасли права, как предприятия и предпринимательская деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение компаний; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное законодательство; технические нормы и стандарты; законодательные и нормативные акты в области ядерной энергетики; транспорт.

На заседании Европейского совета 3–4 июня 1999г., проходившем в г. Кельн (Германия), была утверждена Общая стратегия Европейского союза по отношению к России сроком на 4 года. Общая стратегия определяет основные цели в отношениях с Россией. Такими целями являются:

1. укрепление демократии, принципа правового государства и государственных учреждений в России;

2. интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство;

3. сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами;

4. сотрудничество по общим проблемам европейского континента.

Среди вышеперечисленных целей Сотрудничество в области безопасности находится в данный момент на весьма приоритетном уровне. В Совместной декларации РФ и ЕС об усилении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности, которая была подписана в Риме в ноябре 2003 года, было заявлено, что основой сотрудничества между РФ и Евросоюзом является борьба с терроризмом и обязательства по предотвращению распространения оружия массового уничтожения. СПС включает специальный раздел, посвященный сотрудничеству России и Евросоюза по предотвращению противоправной деятельности (нелегальная иммиграция; противоправная деятельность в сфере экономики, включая проблемы коррупции; незаконные сделки с различными видами товаров, включая промышленные отходы; подделки; незаконный оборот наркотических и психотропных веществ). В Соглашении имеются и нормы, которые регулируют конкретные проблемы, например “отмывание” денежных средств, доходов от преступной деятельности в целом, и, в частности, от преступлений, связанных с наркотическими веществами; борьба с незаконным производством, поставкой и оборотом наркотических и психотропных веществ, а также работа по предотвращению и сокращению использования наркотических веществ. Включение подобных статей в СПС с Россией стало прецедентом в договорных отношениях Евросоюза с другими странами. Обе стороны объективно заинтересованы в развитии сотрудничества на антикриминальном направлении. ЕС установил прямые контакты с МВД РФ, Федеральной службой налоговой полиции (ФСНП), другими силовыми ведомствами России, совместно был проведен ряд акций по борьбе с организованной преступностью и наркобизнесом.

Тем не менее, становлению полноценного сотрудничества препятствует ряд факторов. В практической плоскости масштаб сотрудничества России с ЕС в рамках ОВПБ до сих пор ограничен. Это объясняется в первую очередь тем, что ОВПБ (в отличие, например, от структур блока НАТО) имеет относительно «закрытый» характер в плане взаимодействия с государствами, не входящими в ЕС. Главная задача Высокого представителя ЕС по ОВПБ состоит в том, чтобы способствовать выработке согласованной позиции стран Евросоюза по важным международным проблемам и в целом стремиться к повышению способности ЕС говорить в мировой политике «единым голосом». Развитие отношений многосторонних внешнеполитических и военных структур ЕС с третьими странами пока, очевидно, является лишь второстепенной задачей руководителей ЕС, ответственных за ОВПБ. Более того, в связи с развитием Европейской политики соседства, ЕС стремится способствовать стабилизации регионов – стратегических соседей ЕС и будет концентрировать свои усилия на распространении своей концепции демократии на постсоветском пространстве. Все это может вызвать определенные осложнения в отношениях РФ и ЕС. Более того, у ЕС и РФ имеется ряд разногласий по урегулированию чеченской проблемы, прав человека в странах Балтии, проблемы Калининграда. Несмотря на все сложности во взаимоотношениях ЕС и РФ, Евросоюз понимает, что без стабильного взаимодействия с Россией, в том числе и по вопросам безопасности, невозможно будущее развитие общеевропейского процесса.

Одним из приоритетных направлений во взаимодействии России и ЕС в области безопасности сможет стать борьба с терроризмом. Трагические события в различных городах стран Евросоюза свидетельствуют о том, что и Европа уже не находится в безопасности. Поэтому усиленное взаимодействие в области борьбы с терроризмом стран Евросоюза и России, которая на своем личном примере испытала все ужасы террористических актов, могло бы быть крайне эффективным. Россия уже принимала участие в полицейской миссии в Боснии и Герцеговине под эгидой ЕС в рамках ОВПБ.

Позиция России в отношении Европейского союза сегодня находит отражение в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000–2010 гг.), представленной российской стороной на встрече Россия–Европейский союз в Хельсинки 22 октября 1999г. Данная стратегия является логическим развитием общей внешнеполитической концепции России на европейском направлении, исходит из общности исторических судеб народов и ответственности государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик. Основными целями данной Стратегии являются:

1. обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности;

2. привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России, базирующейся на принципах справедливой конкуренции;

3. дальнейшее строительство демократического правового государства в России.

В Стратегии указывается, что Россия отдает приоритет построению отношений с Европейским союзом на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и не ставит целью на ближайшие 10 лет вступление в Европейский союз или создание ассоциации с ним (т.е. получение статуса ассоциированного члена). Напротив, в том, что касается процессов экономической интеграции, российская сторона выражает всяческую поддержку этому и не исключает идеи создания зоны свободной торговли между нашей страной и Европейским союзом в первые десятилетия XXI века. Стратегия России в отношении Европейского союза определяет приоритетные направления интенсификации сотрудничества.

 

Секторные соглашения

На сегодняшний день, в силу того, что СПС носит «рамочный характер», было заключено несколько двусторонних соглашений, то есть на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве объективно формируется целая система двусторонних соглашений между Россией и Европейским союзом.

Такими соглашениями являются:

· Соглашение между РФ и ЕС о торговле текстильными товарами 1998г.,[6]

· Соглашение между РФ и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий 2000г.,[7]

· Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерных реакций 2001г.,[8]

· Соглашение между РФ и Евратомом о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001г.,[9]

· Соглашение между РФ и ЕОУС о торговле некоторыми изделиями из стали 2002г., [10]

· Соглашение об участии РФ в деятельности Европейской полицейской миссии 2004г.[11]

Помимо этого в стадии подготовки находятся соглашения в области фармацевтики, ветеринарии, рыболовства. На ближайшую перспективу уместным и актуальным считается заключение соглашений о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о совместной деятельности в правоохранительной сфере в рамках Евроюст, по торговле ядерными материалами.

 

Дорожные карты»

Четыре “дорожные карты” по четырем общим пространствам, принятые в Москве в ходе встречи на высшем уровне между представителями ЕС и РФ 10 мая 2005г. воплощают в себе концепцию четырех общих пространств и развивают в соответствующих сферах положения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве применительно к сегодняшнему дню. Идея "четырех общих пространств" была выдвинута лидерами России и стран ЕС в Санкт-Петербурге в мае 2003 года. Это - общее экономическое пространство, общие пространства внутренней и внешней безопасности, а также науки, образования и культуры.

В итоге были приняты:

1. “Дорожная карта” по общему экономическому пространству,[12]

2. “Дорожная карта” по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, в основе которой лежат следующие принципы:[13]

¨ равенство между партнерами и взаимное уважение интересов;

¨ приверженность общим ценностям, в частности демократии и верховенству права, а также их гласному и эффективному применению независимыми судебными системами; уважение прав человека, в том числе прав лиц, принадлежащих к меньшинствам; уважение и соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, включая гуманитарные положения;

¨ уважение основных свобод, включая обеспечение свободы и независимости средств массовой информации (в сфере свободного пространства).

 Совершенствование сотрудничества для противодействия терроризму и всем формам организованной преступности, а также другим видам незаконной деятельности (в целях обеспечения безопасности). Содействие повышению эффективности судебной системы России и государств - членов ЕС и независимости суда, а также развивать судебное сотрудничество между Россией и ЕС (в сфере правосудия).

3. “Дорожная карта” по общему внешнему пространству. Россия и ЕС активизируют сотрудничество в борьбе с терроризмом путем обмена информацией, через консультации в Москве и Брюсселе. Россия и ЕС намерены вести усиленный диалог и сотрудничество, бороться с терроризмом и сотрудничать в кризисном регулировании, в борьбе с распространением оружия массового уничтожения. Россия и ЕС намерены уделить особое внимание обеспечению международной стабильности.[14]

4. “Дорожная карта” по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты. В этой сфере Россия и ЕС договорились содействовать упрощению государствами ЕС визовых процедур в отношении граждан России. Стороны намерены содействовать принятию системы сопоставимых степеней высшего образования, интеграции сотрудничества в рамках европейского пространства высшего образования в соответствии с Болонским процессом. В сфере культуры Россия и ЕС изъявили желание продвигать структурированный подход к культурному сотрудничеству, содействовать повышению доступности культуры для населения, распространению искусства и культуры, межкультурному диалогу, углублению знания истории и культурного наследия народов Европы.[15]

“Дорожные карты” содержат в своих положениях комплекс практических мероприятий на ближайшую перспективу взаимоотношений сторон, однако не закрепляют сроков реализации этих мероприятий и четких механизмов контроля и ответственности.

“Дорожная карта” не является юридически обязательным источником, это политический акт, акт мягкого права (soft law), но она определяет ряд задач и областей сотрудничества на краткосрочные и среднесрочные перспективы. В частности, ставится задача содействовать человеческим контактам и поездкам между Россией и ЕС, обеспечить облегченное пересечение границы на законных основаниях и пребывание на законных основаниях на их территориях. Однако, ни учредительные договоры Союза, ни вторичное законодательство ЕС нигде не предусматривают, что Сообщества и Союз строят свои отношения с третьими странами, основываясь на подобных документах. Соответственно, прочной юридической основы для развития отношений сторон в рамках четырех пространств “дорожные карты” создать не могут, что служит предметом их справедливой критики.

В период 2004 – 2006 гг. взаимоотношений между РФ и ЕС, можно говорить о достаточно крепком и тесном партнерстве и взаимозависимости сторон. Однако наряду с явными положительными тенденциями в отношениях есть немало слабых сторон. Аналитики склонны выделять так называемую «проблему 2007». Ее суть сводится к следующему: Россия и Европейский союз в начале XXI века уже совсем не те партнеры, которые договорились в 1993г. о партнерстве и сотрудничестве и подписали в 1994г. СПС.

Во-первых, Европейский союз – это уже не 15 государств Европы, а 27. Вместе с тем, политический и экономический потенциал Союза возрос многократно по сравнению с периодом начала 1990-х гг., не последнюю роль в этом сыграло и введение евро.

Во-вторых, Россия уже давно не просто “самый крупный осколок Советской империи” с регулируемой экономикой, находящейся в стадии упадка, а признанная держава с растущей рыночной экономикой, безальтернативно доминирующая на энергетическом рынке объединенной Европы, в самом уязвимом секторе экономики развитых стран.

В-третьих, совместное развитие партнерства и сотрудничества между Россией и ЕС вывело это партнерство и сотрудничество на качественно новый уровень, выразившийся в формулировании концепции и согласовании т.н. “дорожных карт” по четырем пространствам между РФ и ЕС.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что состояние современных отношений между ЕС и РФ достигло “пика” и потребует нового современного, модернизированного оформления не в мягких источниках, какими являются “дорожные карты”, а в полноценном юридически обязательном для Сторон договоре.

Впервые о “Проблеме 2007” на высшем уровне заговорили в ходе саммита Россия–ЕС, проходившего весной 2005г. Проблема была поставлена в связи с истечением первоначального десятилетнего срока действия СПС и необходимостью обновления договорной основы наших отношений с ЕС.

Однако на пути создания качественно нового соглашения встает немало сложностей, прежде всего, в юридической сфере. Заключение нового соглашения порождает проблему преемственности в отношении реально применяющихся на практике положений СПС, которые устойчиво могут сохранять свое действие и после 2007г., а также в отношении практических правовых достижений во взаимоотношениях между РФ и ЕС, выразившихся в односторонних документах, внутреннем законодательстве и судебной практике сторон. Прекращение СПС может повлечь за собой слом современной системы регулирования отношений между ЕС и РФ и потере некоторых значительных достижений в отношениях между Сторонами, связанных с реализацией норм СПС.

Итак, постоянно усложняющиеся условия развития современного мира требуют быстрого реагирования России и Европейского союза.

В настоящее время политические отношения России и ЕС характеризуются сочетанием дружественного характера и низкой степенью реального сотрудничества, сильны элементы конкуренции.

Таким образом, наряду с явной взаимозависимостью и партнерстом в отношениях между РФ и ЕС есть масса нерешенного и недосказанного. Многие аналитики прогнозируют, что развитие отношений между Россией и ЕС будет во многом зависеть от формата политико-правовых отношений. В этом отношении формат и структура новой политико-правовой базы отношений могут иметь большое значение, которое, однако, не стоит абсолютизировать.

II. Кризис в отношениях России и Европейского Союза и проблема нового договора о сотрудничестве

Первоначальный срок действия СПС истекает в декабре 2007 года. За время после его подписания в 1994 году, в отношениях между Россией и ЕС накопилось значительное количество проблем. Имеется и большой позитивный опыт. Истечение срока действия СПС – хорошая возможность подвести некоторый итог, заглянуть в будущее и, на основе проведенного анализа, подготовить предложения по модернизации договорно-правовой базы двусторонних отношений. С учетом этого, руководство России заблаговременно, еще несколько лет назад поставило вопрос о необходимости решения проблемы 2007 года.

 СПС сыграло свою историческую роль. Оно помогло плавному и безболезненному переходу отношений между Россией и ЕС от конфронтации к сотрудничеству и партнерству. СПС отличалось широтой охвата областей сотрудничества. Им устанавливалась институциональная система взаимодействия. Предусматривались оптимальные на тот момент правовые режимы регулирования торгово-экономических отношений. По своей природе СПС носило интеграционный характер. На его подготовку ушло почти два года. В какой-то степени можно считать, что СПС стало максимумом того, на что стороны могли пойти в тот период в согласовании договорно-правовой базы своих отношений.

Вероятно, в физическом измерении с середины 1990-х годов прошло не так много времени. Но с точки зрения исторического процесса, минула вечность. Внутренняя ситуация в России коренным образом изменилась. Ее позиции на международной арене существенно окрепли. Да и ЕС уже совершенно иной. Он включает в свой состав вдвое больше государств. Интеграционные процессы получили дальнейшее мощное развитие. Объем отношений между новой Россией и новым ЕС несопоставим с тем, что было когда-то. Вывод: СПС безнадежно отстало от жизни.

Поэтому постановка вопроса о необходимости своевременного, более того, упреждающего решения проблемы 2007 года, с которой выступила российская сторона, являлась вполне логичной и политически оправданной. Европейская Комиссия и государства-члены довольно долго колебались. По их мнению, баланс негативных и позитивных элементов СПС был явно в пользу сохранения Договора в его нынешнем виде. Однако, пусть и не сразу, после длительной и настойчивой разъяснительной работы, Москве удалось убедить партнеров в безальтернативности своего подхода. Использованная аргументация оказалась, в конце концов, воспринятой Брюсселем настолько полно, что Европейский Союз и сам стал ее придерживаться.

Однако заострить проблему 2007 года и ограничиться этим, было бы явно недостаточно. Требовалось предложить конструктивные варианты ее урегулирования. Причем, такие варианты, которые бы открывали путь к пакетному решению о пролонгации действующего СПС и одновременном запуске переговоров о его модернизации.

На протяжении 2005-2007 годов высказывались самые разные предложения по содержательным аспектам решения проблемы 2007 года. По итогам дискуссий стороны вышли на пакетную договоренность. Однако плюрализм мнений – его еще в какой-то степени можно назвать разбродом – сохраняется до сих пор. Вместе с тем, можно выделить несколько основных точек зрения.

Несмотря на достигнутые Москвой и Брюсселем договоренности о запуске переговоров по новому Базовому соглашению, некоторые эксперты по-прежнему высказываются за сохранение статус-кво. Они обращают внимание на то, что действующее СПС обладает большой гибкостью. Оно не препятствует ни расширению спектра областей сотрудничества, ни обновлению совместных институтов. Фактическая модернизация СПС и его приспособление к новым потребностям может идти и довольно эффективно осуществляется явочным порядком. Главное же – СПС отражает романтические представления о партнерстве между Россией и Союзом. В нем заложен максимум того, на что Москва и Брюссель могут рассчитывать. Отнюдь не факт, что новые переговоры приведут к лучшему результату, а поэтому СПС лучше вообще не трогать.

Влиятельная группа экспертов, отражающая интересы правящих слоев России и ЕС, вообще с предубеждением относится к договорному оформлению их стратегического партнерства. По мнению наиболее видных ее представителей, для укрепления правовой базы взаимодействия нет ни политических, ни экономических предпосылок. Отношения между Россией и ЕС отягощены многочисленными спорами и разногласиями. Москва и Брюссель придерживаются в их отношении различных позиций. В ВТО Россия еще не вступила. Поэтому надо подождать преодоления конституционного кризиса в ЕС, а также итогов парламентских и президентских выборов в России, а уже потом приступать к обсуждению обязывающего документа. Но сейчас нужно ограничиться весомой политической декларацией. Что касается отдельных сфер сотрудничества, то, по мере необходимости, можно будет разрабатывать и вводить в действие секторальные соглашения.

Довольно перспективные предложения по модернизации СПС были предложены рабочей группой комитета «Россия в объединенной Европе». Она предложила сохранить все позитивное, имеющееся в действующем Соглашении, и внести в него изменения и дополнения, требуемые временем, путем заключения дополнительного договора. Такой подход полностью снимал проблему появления правового вакуума в регулировании отношений между Россией и ЕС. Он открывал путь к спокойной созидательной совместной работе, без необходимости подверстывать ее под какие-то определенные сроки. К тому же он полностью отвечал традиции Европейского Союза, который с Римских договоров 1957 года уже более пятидесяти лет занимается их постепенной достройкой и совершенствованием.

Одной из модификаций такого подхода служили предложения, касающиеся заключения договора об учреждении ассоциации между Россией и ЕС. От нее пришлось отказаться и по политическим, и по техническим причинам. Дело в том, что российская сторона исходила из классического, международно-правового понимания ассоциации. А Европейская Комиссия, со своей стороны, была готова обсуждать проект такого документа только под углом зрения уже имеющихся у ЕС договоров об ассоциации, которые Москву заведомо не могли устроить.

По итогам консультаций, проходивших между Москвой и Брюсселем с осени 2005-го по весну 2006 года, стороны вышли на совместное понимание необходимости разработки и принятия нового Договора. Москва и Брюссель сочли: именно таким образом они смогут избавиться от недостатков действующего СПС и добиться нового качества двусторонних отношений. Они высказались за обязывающий договор, поскольку никакая политическая декларация не могла бы обеспечить реализацию нужных России и ЕС согласованных правил поведения с использованием надлежащих юридических процедур и механизмов.

В содержательном плане имелось в виду, что будущее Базовое соглашение будет состоять из описания модернизированного механизма управления партнерством, изложения правовых основ и методов построения четырех общих пространств, включая весомый раздел о политическом сотрудничестве и взаимодействии.

Первоначально высказанные сторонами предположения, что будущий договор должен иметь рамочный характер, под давлением юридической общественности вскоре были отставлены. Дело в том, что переговорщики под термином «рамочное» имели в виду то, что его будут дополнять секторальные соглашения, а вовсе не его юридическую природу. Юристы подсказали, что терминологическая путаница может лишить Суд ЕС и национальные суды всех уровней возможности применять многие важные положения будущего Соглашения как обладающие прямым действием во внутреннем праве России, ЕС и государств-членов.



2019-12-29 287 Обсуждений (0)
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (287)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)