Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Краткая характеристика предприятия




 

Исследуемое Общество с ограниченной ответственностью «Полидент» – стоматологическая клиника, которая создана в соответствии с законодательством и зарегистрировано в реестре юридических лиц Борисовским райисполкомом от 5 апреля 1996 г. № 264.

В сфере стоматологических услуг города Борисова ООО «Полидент» занимает видное место. ООО «Полидент» предоставляет услуги терапевтического и ортондонтического профиля следующего типа: все виды протезирования; лечение корневых каналов с помощью современных технологий в одно посещение; ультразвуковое снятие зубных отложений, грязевой массаж, солевые полоскания, аппликации фито средствами; лечение пародонтоза по индивидуальным схемам; лазеро- и светолечение; косметическая реставрация зубов; профессиональная гигиена; отбеливание зубов; исправление прикуса у детей и взрослых.

Также предоставляются услуги по изготовлению специальных капп для отбеливания зубов в домашних условиях; изменение цвета, формы зубов, устранение косметических дефектов, восстановление разрушенных зубов с помощью реставрационных материалов, виниры, безметалловая керамика.



Основные показатели деятельности ООО «Полидент» за 2009-2010 гг. представлены в таблице 2.1.

В соответствии с данными таблицы 2.1 выручка от реализации услуг за анализируемый период обнаруживает устойчивую тенденцию к росту: увеличение показателя в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составило 1136 млн. руб. или 15,3 %, в 2010 году предприятие реализовало услуг на 8567 млн. руб.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (включая коммерческие расходы) также увеличивается с 7053 млн. руб. в 2009 году до 7987 тыс. руб. в 2010 году, т.е. на 934 млн. руб. или 13,2 %.

Из данных таблицы 2.1 следует, что прибыль от реализации, рассчитываемая как разность между выручкой от реализации и себестоимостью продаж (включая коммерческие и управленческие расходы), составила в 2009 году 378 млн. руб. В 2010 году по сравнению с 2009 годом прибыль от реализации увеличилась на 202 млн. руб. или на 32,3 % и составила 580 млн. руб.

 

Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности ООО «Полидент» за 2009-2010 г.г.

Показатели 2009 год 2010 год Отклонение, +/ – Рост, %
Выручка от реализации услуг млн. руб. 7431 8567 +1136 115,3
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (включая коммерческие расходы) 7053 7987 +934 113,2
Прибыль от реализации, млн.руб. 378 580 +202 132,3
Чистая прибыль, млн. руб. 247 401 +154 162,3
Затраты на рубль выручки от реализации 0,949 0,932 - 0,017 98,2
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. 669,5 750,5 +81 112,1
Фондоотдача 11,1 11,41 +0,4 102,8
Оборотные средства, млн. руб. 1425 1546 +121 108,5
Оборачиваемость оборотного капитала 5,21 5,54 +0,33 106,3
Продолжительность оборота, в днях 70,45 64,98 - 5,47 92,2
Среднесписочная численность работников, чел. 17 21 +5 131,3
Производительности труда, млн. руб./чел. 437,12 407,95 -29,17 93,3
Фонд оплаты труда, млн. руб. 330 486 +156 147,3
Рентабельность продаж, % 5,09 6,77 +1,68 -
Рентабельность продукции, % 5,36 7,26 +1,9 -

 

Затраты на рубль выручки от продаж снижаются на протяжении анализируемого периода с 0,949 руб. в 2009 году до 0,932 руб. в 2010 году, т.е. в 2010 году на каждый рубль выручки от реализации предприятие имело 93,2 коп. затрат и 6,8 коп. прибыли. Наблюдаемое снижение показателя обусловлено тем, что темпы роста выручки от реализации превышают темпы роста себестоимости продаж.

Произведем анализ использования основных средств на предприятии. Размер основного капитала оценим на основе анализа показателя среднегодовой стоимости основных средств. Из данных таблицы 2.1 следует, что среднегодовая стоимость основных средств ООО «Полидент» в 2009 году составляла 669,5 млн.руб., в 2010 году – 750,5 млн. руб. В 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличение составило 81 млн. руб. или 12,1 %.

Увеличение стоимости основных средств обусловлено расширением деятельности предприятия: в 2009 году ООО «Полидент» открыло два дополнительных стоматологических кабинета, а также были расширены услуги предоставляемые клиникой, для чего приобретено современное оборудование.

Эффективность использования основных средств предприятия характеризуют показатель фондоотдачи. Фондоотдача – показатель оказания услуг, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. В 2009 году на 1 рубль стоимости основных фондов приходилось 11,1 руб. выручки от реализации. В 2010 году фондоотдача увеличилась на 0,4 руб. или на 2,8 % и составила 11,41 руб. выручки от реализации.

Для анализа эффективности использования оборотных средств предприятия рассчитаем и проанализируем динамику показателей оборачиваемости оборотных средств. Как следует из таблицы 2.1 в 2009 году оборотные средства предприятия составляли 1425 млн. руб. В 2010 году предприятие дополнительно вовлекает в оборот оборотный капитал и оборотные средства увеличиваются до 1546 млн. руб. В 2010 году по сравнению с 2009 годом оборотные средства увеличивается на 121 млн. руб. или 8,5 %.

За 2009-2010 гг. наблюдается рост показателя оборачиваемости оборотного капитала. В 2009 году оборотный капитал совершал 5,21 оборота за год, в 2010 году – 5,54 оборота. Соответственно продолжительность оборота в днях сокращается с 70,45 дней в 2009 году до 64,98 дней в 2010 году.

Анализ основных показателей использования основных и оборотных средств предприятия выявил неоднозначную тенденцию их динамики. Рост рентабельности оборотного капитала и увеличение коэффициента оборачиваемости оборотного капитала означают повышение эффективности его использования. В то же время основные средства предприятия используются недостаточно эффективно, о чем свидетельствует снижение фондоотдачи.

Численность работающих на предприятии постоянно увеличивается: с 17 чел. в 2009 году до 21 чел. в 2010 году, что обусловлено расширением деятельности предприятия.

Эффективность использования трудовых ресурсов выражается в уровне производительности труда. Из данных таблицы 2.1 следует, что производительность труда за анализируемый период обнаруживает устойчивую тенденцию к снижению: в 2009 году она составляла 437,12 млн. руб./ чел., в 2010 году на каждого работающего приходилось 407,95 млн. руб./ чел. В 2010 году по сравнению с 2009 годом производительность труда снизилась на 29,17 млн. руб./ чел. или на 6,7 %.

Фонд оплаты труда ООО «Полидент» составил в 2009 году 330 млн. руб., в 2010 году увеличился на 156 млн. руб. или 47,3 % и составил 486 млн. руб. Средняя заработная плата за анализируемый период увеличивается с 1618 тыс. руб. в 2009 году до 1930 тыс. руб. в 2010 году.

Анализ показателей производительности труда показал, что ООО «Полидент» недостаточно эффективно использует трудовые ресурсы. Наблюдаемая тенденция соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы свидетельствует о том, что на данном предприятии снижается производительность труда, в то время как заработная плата растет. Эта тенденция оказывает отрицательное влияние на использование трудовых ресурсов и свидетельствует об экстенсивном типе роста предприятия.

Рентабельность продаж составила 5,09 % в 2009 году и увеличилась до уровня 6,77 % в 2010 году, что обусловлено более высокими темпами роста прибыли от продаж по сравнению с выручкой то продаж. Рентабельность продаж характеризует эффективность рыночной деятельности предприятия. Увеличение рентабельности продаж означает повышение рыночной эффективности деятельности предприятия.

Рентабельность основной деятельности (рентабельность продукции) характеризует сумму прибыли от продаж, приходящуюся на каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции. В 2009 году на 1 рубль затрат предприятие получало 5,36 коп. прибыли от реализации, в 2010 году показатель увеличился до 7,26 коп. или на 1,9 %. Рост показателя обусловлен ростом прибыли от реализации.

Таким образом, в целом за 2009-2010 гг. эффективность использования капитала предприятия, эффективность основной и рыночной деятельности ООО «Полидент» повышается, о чем свидетельствует рост показателей рентабельности.

Основным видом деятельности ООО «Полидент» является оказание стоматологических услуг населению. Проведем анализ динамики стоимости услуг, оказываемых предприятием, которые представлены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Динамика стоматологических услуг, оказанных ООО «Полидент» за 2009–2010 гг.

Услуги

Сумма, млн. руб.

Изменение (+,-) млн. руб.

Темп изменения, %

2009 год 2010 год
Терапевтическая стоматология 1112 1173 +61 105,5
Эстетическая стоматология 175 198 +23 113,1
Хирургическая стоматология 1243 1157 -86 93,1
Протезирование зубов 435 512 +77 117,7
Дентальная цифровая рентгенография 74 61 -13 93,8
ИТОГО: 3039 3101 +62 102,0

Из данных таблицы 2.2 следует, что стоимость оказанных услуг в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 62 млн. руб. или 2,0 %. В 2010 году наблюдается увеличение стоимости услуг терапевтической стоматологии до 1173 млн. руб., т.е. на 61 млн. руб. или 5,5 %.

Стоимость услуг, оказываемых хирургической стоматологией, обнаруживает неоднозначную тенденцию: в 2010 году по сравнению с 2009 годом уменьшение составило 86 млн. руб. или 6,9 %, несмотря на то, что в 2009 году было закуплено дополнительное оборудование и организовано дополнительно два рабочих места.

В конце 2009 года было закуплено новое современное оборудование для осуществления эстетической стоматологии, что позволяет повысить качество оказываемых услуг. В результате проведенной работы стоимость услуг эстетической стоматологии увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 23 млн. руб. или 13,1 %.

Структура стоимости услуг ООО «Полидент» за 2009 – 2010 гг. представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Структура бытовых услуг, оказанных ООО «Полидент» в 2009–2010 гг., %

Вид услуги 2009 год 2010 год Изменение, +/–
Терапевтическая стоматология 36,6 37,8 +1,2
Эстетическая стоматология 5,8 6,4 +0,6
Хирургическая стоматология 40,9 37,3 -3,6
Протезирование зубов 14,3 16,5 +2,2
Дентальная цифровая рентгенография 2,4 2,0 -0,4
ИТОГО: 100 100 -

 

Из данных таблицы 2.3 следует, что структура стоматологических услуг представлена следующими позициями. В 2009 году наибольшая доля услуг приходилась на хирургическую стоматологию – 40,9 %, вторая по значимости доля услуг, терапевтическая стоматология – 36,6 %. Протезирование зубов и эстетическая стоматология представлены долями – 14,3 % и 5,8 % соответственно, 2,4 % от всех услуг составляет стоимость услуг дентальная цифровой рентгенографии.

В 2010 году изменения в структуре стоматологических услуг анализируемого предприятия проявляются в снижение доли услуг хирургической стоматологии и увеличении доли услуг терапевтическая стоматология; в 2010 году их доли составили 37,3 % и 37,8 % соответственно.

Таким образом, анализ динамики и структуры стоматологических услуг, оказываемых ООО «Полидент» за период 2009-2010 гг. позволяет сделать вывод о довольно устойчивой тенденции снижения количества и стоимости оказываемых услуг и возрастании коммерциализации деятельности, что выражается в увеличении стоимости и доли выручки от реализации клиники.

 

2.2 Разработка плана маркетингового исследования

 

Стоматологические услуги – это, пожалуй, один из немногих видов услуг, который востребован всеми слоями населения, независимо от возраста и материального достатка. Но, несмотря на востребованности, нам все же необходимо провести маркетинговое исследование, чтобы узнать, какие именно составляющие услуги имеют наибольшее значение для потребителей, что в данной услуге нравится им больше всего, а какие составляющие необходимо модернизировать.

Проведенный анализ динамики и структуры стоматологических услуг, оказываемых ООО «Полидент» показал объективную необходимость развития организации услуг. Для выявления основных требований клиентов к ассортименту и качеству услуг было разработано и проведено маркетинговое исследование с помощью анкетирования.

Постановка проблемы маркетингового исследования. Руководством стоматологической клиники «Полидент» рассматривается вопрос о предоставлении новой услуги – зубной инкрустации или СКАЙС(SKYCE) – это ювелирные украшения из драгоценных металлов или искусственных бриллиантов, специально разработанные для украшения зубов как детей, так и взрослых. Украшения для зубов иногда играют не только имиджевую роль. Они так же способны скрыть небольшие повреждения и пигментные пятна на зубах. Украшение приклеивается на поверхность зуба без нарушения целостности эмали. Если же пациент захочет впоследствии снять украшение, стоматолог сделает это быстро и безопасно для эмали зуба.

Если учесть, что данная услуга получила распространение и уже активно применяется во многих европейских клиниках, и по оценкам специалистов данной услугой могут воспользоваться 1-2% населения, то представляется необходимым ввести данную услугу в реестр стоматологических услуг. Таким образом, проблемой является выбор оптимальной рекламной стратегии по продвижению новой услуги.

Также необходимо изучить мнение пациентов о качестве предоставляемых услуг, уровне цены, географическом расположении клиники, т.е. провести анализ маркетинговой деятельности предприятия с целью улучшения качества предоставления стоматологических услуг.

В качестве цели данной работы следует назвать рассмотрение процесса маркетинговых исследований в области выбора оптимальной рекламной стратегии продвижения новой стоматологической услуги – зубной инкрустации, определить демографический профиль пациентов новой услуги, используя показатели как возраст, пол, и среднемесячный семейный доход. Предметом маркетингового исследования является стоматологическая услуга – зубная инкрустация. Объект исследования – пациенты стоматологической клиники «Полидент».

Задачи маркетингового исследования:

· анализ рынка стоматологических услуг;

· выявление перспектив развития рынка стоматологических услуг;

· определить величину ожидаемого спроса на новую услугу с учётом наличия конкуренции, а также производственных возможностей и затрат фирмы, частоту приобретения;

· оценка качества предоставляемых стоматологических услуг.

· установить важность уровня цены на приобретаемую стоматологическую услугу;

· определить степень удовлетворения сроками выполнения услуг;

· определить демографический профиль покупателей, с использованием таких параметров, как возраст, пол, доход.

Требуемая информация. Наиболее важным подготовительным этапом исследования является определение состава собираемой информации, потому как именно от правильности его проведения зависит результат всего исследования. Обычно, вопрос, требующий изучения, рождает много гипотез, которые могут быть как взаимоисключающими, так и дополняющими друг друга. При постановке поисковых вопросов опираются на совокупность имеющейся информации, которая может браться из существующих теорий, производственного и управленческого опыта, или результатов предыдущих исследований. Результаты формулировки поисковых вопросов приводятся в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 – Поисковые вопросы.

Поисковые вопросы Параметры
1) Каковы оценки важности относительно стоимости услуг: 2) Какова оценка важности оказания новой услуги: 3) Какова оценка важности обслуживания:   4) Какова оценка важности качества услуг:   5) Каковы оценки важности условий оплаты: 6) Оценка важности сроков выполнения заказов: 7) Оценка важности уровня комфорта: – уровень цен на стоматологические услуги; – уровень дохода пациента; – новая услуга - декорирование; – уровень дохода пациента; качество обслуживания, поведение персонала; – пол пациентов; гарантия; используемое оборудование; – рассрочка, скидки; – для протезов, коронок; – комфортность, дизайн кабинетов, географическое расположение.

Обоснование выбора проекта исследования – стоматологическая услуга по зубной инкрустации (эстетическая стоматология) не является услугой первой необходимости, а потому пациенты будут ее покупать только по мере достижения определенного уровня доходов, и начинают, естественно, с услуг, относящейся к более дешевому сегменту. По мере достижения повышения благосостояния, большее предпочтение отдается более дорогим услугам. Также предпочтение отдается более качественным материалам и декоративным элементам.

Источники получения информации. В данном исследовании источники получения информации будут внешними, первичными. Определение источников получения информации заключается в выявлении целевой аудитории, т.е. кого и ли что необходимо исследовать. Целевая группа может определяться типом продукции или сущностью проверяемой гипотезы. Составляется общий портрет целевых потребителей и место, где их можно будет опросить.

Прежде чем формулировать вопросы для разработки анкеты необходимо разделить всех потребителей услуг на основные сегменты. Деление будет производиться по следующим признакам: пол (мужской/женский) и уровень дохода (до 500 тыс. руб. и больше 500 тыс. руб. на каждого члена семьи). Таким образом, у нас сформировано 4 сегмента: женщины с уровнем дохода до 500 тыс. руб., женщины с уровнем дохода свыше 500 тыс. руб., мужчины с уровнем дохода до 500 тыс. руб. и мужчины с уровнем дохода свыше 500 тыс. руб. на каждого члена семьи. Эти группы потребителей будут опрашиваться в ходе проведения исследования в помещениях стоматологической клиники во время ожидания приёма или после него.

Метод сбора информации. Выбор метода сбора информации тесно связан с сущностью проблемы и решений, принимаемых на предыдущих этапах разработки плана исследования, и является компромиссом, позволяющим получить необходимый объем информации.

В курсовом проекте используется коммуникативный метод сбора информации – опрос, который с техничкой точки зрения может быть разным (персональный, по почте, по телефону). В данном исследовании был выбран метод устного персонального опроса, при котором бланк анкеты заполняет сам респондент в присутствии интервьюера, т.к по моему мнению при этой форме опроса имеются возможности уточнения ответов и практически исключается возможность неверного толкования вопросов, что существенно облегчит дальнейшие этапы работы.

Формы документов для заполнения при сборе информации. Для данного маркетингового исследования мы будем использовать опрос в форме анкетирования (Приложение 1). С помощью вопросника будет получена первичная информация, необходимая для определения потребности пациентов в качестве предоставляемых стоматологических услуг, а также в необходимости предоставления новой стоматологической услуги и степени ее востребованности.

Определим состав наблюдаемых переменных. Для этого изучаемые переменные можно сгруппировать в две категории:

· непосредственно наблюдаемые;

· внешне не проявляющиеся и непосредственно не наблюдаемые (относят ментальную деятельность человека – формирование отношения, позиции, мнения к себе или к любому другому элементу своей среды).

Отношения отличаться от мнений тем, что они более глубоки, устойчивы и нерациональны.

Мнения являются более кратковременными, поверхностными и не обязательно приводят к действию. Отношения человека основаны на системе его ценностей, которая внешне проявляется в постоянстве особенностей его поведения.

Ментальная деятельность человека внешне не проявляется, но ее можно пронаблюдать косвенно через вербальное и невербальное поведение людей. Поэтому ответ человека на вопрос можно рассматривать, как наблюдаемое (эмпирическое) проявление не наблюдаемого непосредственного явления (теоретического).

Состав наблюдаемых переменных определяется для того, чтобы возможно было составить вопросы анкеты (таблица 2.5).

 

Таблица 2.5 – Определение состава собираемой информации.

Наименование переменной Тип переменной Шкала измерения
1 2 3
1. Стоимость услуг Внешне не проявляющаяся Закрытый, оценочная шкала
2. Разнообразие услуг Внешне не проявляющаяся Закрытый, оценочная шкала
3. Качество обслуживания Внешне не проявляющаяся Закрытый, оценочная шкала
4. Поведение персонала Внешне не проявляющаяся Закрытый, оценочная шкала
5. Гарантия Внешне не проявляющаяся Закрытый, оценочная шкала
6. Сроки выполнения заказов Внешне не проявляющаяся Закрытый, оценочная шкала
7. Условия оплаты Внешне не проявляющаяся Закрытый, оценочная шкала
8. Комфортность, дизайн кабинетов Внешне не проявляющаяся Закрытый, оценочная шкала
9. Используемое оборудование Внешне не проявляющаяся Закрытый, оценочная шкала
10. Географическое расположение Внешне не проявляющаяся Закрытый, оценочная шкала
11. Пол Непосредственно наблюдаемая Альтернативный, номинальная шкала
12. Возраст Непосредственно наблюдаемая Альтернативный, номинальная шкала
13. Уровень доходов Непосредственно наблюдаемая Альтернативный, пропорциональная шкала

 

Тип вопросов в анкете – закрытый, альтернативный. Варианты вопросов, используемых при проведении исследования – оценочная, номинальная и пропорциональная шкала, использование которых должно активизировать деятельность респондентов по заполнению анкет, облегчить процесс ввода полученных данных.

На данном этапе следует провести проверку соответствия вопросов разработанной анкеты вопросам, требующим решения (Приложение 2).

Далее следует этап записи, кодирования полученной информации, который имеет в качестве одной из целей перепроверку каждого заполненного вопросника, что проделывается для исключения неправильно заполненных, испорченных анкет, а также – восполнения недостающих ответов, исправления ошибок в самих ответах на вопросы.

Далее, все поученные правильно заполненные вопросники кодируются. Для этого предварительно составляется книга кодов (Приложение 3). Кодировка вопросников имеет целью придать собранной информации форму, совместимую с процедурами обработки и анализа информации. в данном случае речь идет о присвоении идентификационного номера каждому возможному ответу, находящемуся на различных носителях информации (формуляры, накопительные таблицы в электронных базах данных и т.д.) – (Приложение 4).

План выборочного исследования:

- генеральная совокупность. Вся исследуемые группа в целом, например все пациенты стоматологической клиники, купившие услугу, в статистике называется генеральной совокупностью или просто совокупностью.

Иногда совокупность является достаточно малой по своей численности и можно опросить всех ее членов. Если совокупность достаточно большая проводится изучение только части совокупности, называемой выборкой.

- выборки. Следует учитывать, что данные, полученные от выборки, скорее не будут в точности соответствовать данным, которые можно было бы получить от всех единиц совокупности.

Различие между данными, полученными от выборки и истинными данными, называется ошибкой выборки. Ошибка выборки зависит от метода формирования выборки и размера выборки.

При формировании выборки используют вероятностный (случайный) метод, когда все единицы выборки имеют известный шанс (вероятность) быть включенным в выборку, и не вероятностный (неслучайный) метод, если эта вероятность не известна.

Определение размера выборки подчиняется строгим законам и может быть осуществлено следующим способом.

Можно использовать таблицу больших чисел, показывающую объем выборки при определенном уровне доверительности и уровне ошибки (таблица 2.6).

 

Таблица 2.6 – Определение объема выборки при определенном уровне ошибки

Уровень доверительности P

Объем выборки при уровне ошибки е,%

10 9 8 5 3 2 1
0,85 0,9 0,95 0,99 51 67 96 165 63 83 118 204 80 105 150 259 207 270 384 663 575 751 10-67 1843 1295 1690 2400 4146 5180 6763 9603 16587

 

· обоснование объема выборки. В соответствии с данными таблицы 8 объём выборки определим исходя из ряда показателей: уровня доверительности Р, по которому определяем нормированное отклонение z (для данного случая Р = 95%, а следовательно z = 1,96); уровня вариации ответов респондента (в данном случае принимается равным 50%); требуемая точность или допустимая ошибка e (в данном случае она принимается в размере 5%).

 

п = (z 2 * р * q) / е2 (1)

 

п = (1,962 * 50 * 50) / 52 = 385 человек

Таким образом, получаем объем выборки равный 385 человек. В данной работе примем объем выборки равным 40.

При формировании выборочной совокупности применялись методики квотного отбора по признакам пола и возраста. По полу и возрасту, респонденты были распределены пропорционально половозрастной структуре пациентов стоматологической клиники (таблица 2.7). Этот метод опроса был выбран для получения наиболее достоверных данных и для повышения их точности.

Таблица 2.7 – Распределение респондентов пропорционально половозрастной структуре

 

Возраст, лет

15-18 19-29 30-39 40-49 50 и старше Итого

Выборочная совокупность[1]

Доля мужчин,% 3,6 10,9 7,3 10,0 11,8 43,6
Доля женщин,% 4,6 11,8 8,2 12,7 19,1 56,4

Генеральная совокупность

Доля мужчин,% 3,0 9,0 6,0 8,0 10,0 44
Доля женщин,% 4,0 10,0 7,0 10,0 17,0 56,0

 

Из таблицы 2.7 видно, что данные выборочной совокупности почти полностью отражают данные генеральной совокупности. Так, доля мужчин «от 15 до 18 лет» по выборочной совокупности составляет 3,6%, по генеральной 3,0%. Значения близки, что подтверждает достоверность результатов проведенного исследования и дает возможность применить полученные данные ко всем пациентам стоматологической клиники.

В анкетировании принимали участие 40 человек в возрасте 15 лет и старше. Этого достаточно для получения наглядной картины пациентов стоматологической клиники «Полидент» и определения пользующихся спросом услуг. Характеристики выборочной совокупности полностью отражают характеристику генеральной совокупности.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (108)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.036 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7