Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические указания по проведению эксперимента



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Методические указания по проведению эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Предлагаемые методики были апробированы. Перечень предложенных третьеклассникам заданий выглядит следующим образом:

1-й час (урок 45 минут):

Методика «Счёт» (на переключение внимания и работоспособность) с объяснением занимает 15 мин, на выполнение даётся 5 минут.

Диагностика кратковременной и смысловой памяти – 15 минут.

«Саморегуляция» – на выполнение задания даётся 15 минут, объяснение занимает ещё 4 минуты.

«Слова» – даётся 6 минут (по 2 минуты на слово). Предлагались слова: школа – учительница – мама.

2-й час (45 минут)

Учащимся раздаются задания по вариантам (на исследование мышления).

Варианты задания приведены ниже.

На выполнение 1-го задания необходимо дать 5 минут;

на 2-е – 5 минут;

на 3-е – 5 минут;

на 4-е – 5 минут;

на 5-е – 5 минут;

на 6-е – 15 минут.

ВАРИАНТ 1

Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Запишите эти слова.

1) лбко; 2) раяи; 3)еравшн; 4) ркдети; 5) рбкадоле

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках ещё 5 слов. Найдите 2 слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками. Запишите эти слова.

1) Чтение (слово, глаза, книга, печать, очки)

2) Сад (растение, садовник, земля, вода, забор)

3) Река (берег, тина, вода, рыболов, рыба)

4) Игра (шахматы, игроки, правила, футбол, штраф)

5) Куб (углы, дерево, камень, чертёж, сторона)

Задание 3. Сравните понятия: книга – тетрадь. Общие и отличительные черты выпишите на листке в 2 столбика.

Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпишите его.

1) дуб, дерево, ольха, ясень

2) горький, горячий, кислый, солёный, сладкий

3) дождь, снег, осадки, иней, град

4) запятая, точка, двоеточие, союз, тире

5) сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

Задание 5. Вам предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, предложение должно содержать не более 3 – 4 слов).

1) дождь – град;

2) нос – глаз;

3) сумма – произведение;

4) водохранилище – канал;

5) предательство – трусость

Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 5 слов приведённых ниже находятся в такой же связи. Найдите и запишите на листе это четвёртое слово.

1) волк : пасть = птица : ?

а) воздух; б) клюв; в) соловей; г) яйцо; д) пение

2) библиотека : книга = лес : ?

а) берёза; б) дерево; в) ветка; г) бревно; д) клён

3) птица : гнездо = человек : ?

а) люди; б) рабочий; в) птенец; г) дом; д) разумный

4) слагаемое : сумма = множители : ?

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение; д) вычитание

5) холодно : горячо = движение : ?

а) взаимодействие; б) покой; в) мяч; г) трамвай; д) идти

6) Запад : Восток = обмеление : ?

а) засуха; б) юг; в) наводнение; г) река; д) дождь

7) война : смерть = тепло : ?

а) дыхание; б) жизнедеятельность; в) вещество; г) температура; д) гибель

8) молния : свет = жара : ?

а) солнце; б) трава; в) жажда; г) дождь; д) река

9) роза : цветок = газ : ?

а) кислород; б) дыхание; в) горение; г) состояние вещества; д) прозрачный

10) берёза : дерево = стихотворение : ?

а) сказка; б) богатырь; в) поэзия; г) лирика; д) драма

ВАРИАНТ 2

Задание 1. В приведённых словах буквы переставлены местами. Напишите эти слова.

1) упск; 2) ашнрри; 3) вцтеко; 4) окамднри; 5) лкбуинак

Задание 2. Перед скобками слово, а в скобках ещё 5 слов. Найдите 2 из них, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

1) деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага);

2) озеро (берег, рыба, вода, рыболов, тина);

3) огород (забор, земля, растение, собака, лопата);

4) чтение (глаза, очки, книга, печать, картинка);

5) игра (шахматы, теннис, игроки, штраф, правила)

Задание 3. Сравните понятия: озеро – река. На листе общие и отличительные черты выпишите в 2 столбика.

Задание 4. Какое понятие в каждом из перечней является лишним? Выпишите его.

1) холодный, горячий, тёплый, кислый, ледяной;

2) роза, тюльпан, нарцисс, цветок, гладиолус;

3) справедливость, доброта, искренность, зависть, честность;

4) треугольник, отрезок, квадрат, круг, прямоугольник;

5) пословица, поговорка, басня, сказка, былина

Задание 5. Предлагается 5 пар слов. Надо определить, что между ними общего (очень коротко, фраза должна содержать до 3-х слов).

1) русский язык – математика;

2) разность – частное;

3) землетрясение – смерч;

4) газ – жидкость;

5) зависть – трусость

Задание 6. Даны 3 слова. Два первых находятся в определённой связи. Третье и одно из 4-х приведённых ниже находятся в такой же связи. Найдите и запишите на вашем листе это четвёртое слово.

1) песня : композитор = самолёт : ?

а) горючее; б) лётчик; в) конструктор; г) аэродром

2) прямоугольник : плоскость = куб : ?

а) пространство; б) ребро; в) высота; г) треугольник

3) школа : обучение = больница : ?

а) доктор; б) больной; в) лечение; г) учреждение

4) ухо : слышать = зубы : ?

а) видеть; б) лечить; в) жевать; г) рот

5) глагол : спрягать = существительное : ?

а) понятие; б) склонять; в) название; г) образовывать

6) светло : темно = притяжение : ?

а) металл; б) молекула; в) отталкивание; г) движение

7) жара : засуха = дожди : ?

а) паводок; б) наводнение; в) осень; г) лето

8) берёза : дерево = стихотворение : ?

а) сказка; б) богатырь; в) поэзия; г) драма


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Избранные страницы из книги И.Г. Сухина "800 новых логических и математических головоломок"

 

СЮЖЕТНЫЕ ЗАДАЧИ

1. Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?

2. Гном Забывалка учился писать цифры заострённой палочкой на песке. Только он успел нарисовать 5 цифр: 12345, как увидел большую собаку, испугался и убежал. Вскоре в это место пришёл другой гном Путалка. Он тоже взял палочку и начертил вот что: 12345 = 60.

Вставь между цифрами плюсы таким образом, что получившийся пример был решён правильно.

3. Какую отметку впервые в жизни получил по математике Фома, если известно, что она является числом не простым, а составным?

4. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.

5. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?

6. Раздели самое маленькое четырёхзначное число на наименьшее простое и узнаешь, сколько лет не умывалась и не чистила зубы злая волшебница Гингема из повести-сказки А. Волкова "Волшебник Изумрудного города".

ЗАЧЁРКИВАНИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ, ОТГАДЫВАНИЕ ЧИСЕЛ

7. Угадай число от 1 до 28, если в его написание не входят цифры 1, 5 и 7; кроме того, оно нечётное и не делится на 3.

8. Отгадай число от 1 до 58, если в его написание не входят цифры 1, 2 и 3; кроме того, оно нечётное и не делится на 3, 5 и 7.

9. Преврати в числе 123 одну цифру в пятёрку так, чтобы получившееся число делилось на 9. Каково оно?

10. Вычти из произвольного двузначного числа сумму его цифр. Всегда ли разность разделится на 3? А на 9?

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ФОКУСЫ

11. Напиши такое трёхзначное число, чтобы первая цифра была по крайней мере на 2 больше, чем третья. Например: 311. Запиши его цифрами в обратном порядке: 113. Из первого вычти второе: получится 198. Это число снова напиши наоборот: 891. И два последние числа сложи.

891 + 198 = 1089

Удивительное дело: какие бы числа мы ни брали, в ответе всегда будет 1089!

Теперь предложи провести все эти действия с числами кому-то из друзей. Представляешь, как он удивится, когда ты, не спрашивая у него, сколько получилось в результате (как это бывает в других математических фокусах), сам назовёшь ответ! Для эффекта можешь сообщить его не сразу, а через несколько секунд, как бы что-то подсчитывая в уме.

Почему так происходит?

12. Попроси товарища задумать какое-нибудь двузначное число, вычесть из него сумму его цифр, зачеркнуть в полученном результате одну цифру и сообщить, какое число осталось. После этого ты тотчас скажешь, какая цифра зачёркнута! Для этого ты всего-навсего из 9 вычтешь оставшееся однозначное число.

Пример: 97 – 16 = 81, 8 зачёркивается, и друг говорит, что осталось 1. Ты выполняешь в уме вычитание и получаешь в результате зачёркнутую цифру: 9 – 1 = 8.

Почему так происходит?


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Примерные задания для детей, мотивированных к интеллектуальной деятельности от 6 до 10 лет

 

Эти задания были использованы на занятиях по комплексной развивающей программе в группе "ШСМ-чик" в Зеленоградском Психолого-медико-социальном Центре в 1999/2001 учебном году Мельченко И.В.

1. Сидели на скамеечке 4 девушки: Ольга, Наталья, Людмила и Оксана. Оксана сидела рядом с Ольгой, а Наталья была в синем платье. Людмила была в зелёном. Оксана была не последней. Красное платье Ольги хорошо сочеталось с синим платьем одной из подруг. Платья у девушек были красного, жёлтого, синего и зелёного цветов. Нарисуйте, в каком порядке сидели девушки, и какого цвета у них были платья. Если можно, дайте несколько вариантов правильных ответов.

2. На столе лежало 5 синих и 7 красных карандашей. Девочка взяла 6 карандашей. Взяла ли она хоть 1 красный карандаш? Докажите (Нарисуйте и объясните).

3. Посмотрите на схему (рис. 1):

 

Рис. 1


Догадайтесь, каких животных мы можем поместить в заштрихованную область нашей схемы. Докажите. Перечислите животных и напишите объяснение.

4. Есть 5 квадратов, выложенных с помощью спичек. Переложите три спички так, чтобы получилось три прямоугольника, и не осталось лишних спичек.

5. У Кати был день рожденья. Вечером должны были прийти гости. Катя с мамой испекли торт и решили заранее порезать его на части, чтобы всем хватило по кусочку, включая Катю и маму. Мама разрезала торт пополам. Катя каждую половину разрезала ещё раз пополам. Дальше резать было сложно – торт сыпался, крошился, и она отдала нож маме. Мама каждый кусочек торта разрезала ещё на 3 одинаковые части.

Сколько гостей должно было прийти к Кате? Объясните.

6. Найди закономерность в расстановке чисел в квадрате (6 ´ 6) и заполни пустые клетки.

 

1   7   13 16
19 22   28 31 34
  40 43   49  
55       67 70

Ответ: число + 3 = следующее число

1 4 7 10 13 16
19 22 25 28 31 34
37 40 43 46 49 52
55 58 61 64 67 70

 

 



2019-12-29 247 Обсуждений (0)
Методические указания по проведению эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические указания по проведению эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (247)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)