Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопросительные предложения и восклицательные предложения



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Вопросительные предложения и восклицательные предложения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одним из средств выражения авторского Я в тексте могут служить и типы предложения. Говорящий всегда формулирует свое высказывание таким образом, чтобы по содержанию и форме оно представляло бы суждение, вопрос или побуждение. Таким образом в русском языке по цели высказывания выделяются три типа предложения: повествовательные (содержащие утверждение о наличии, существовании кого- или чего- либо), вопросительные (содержащие вопрос) и побудительные (выражающие побуждение – от мягкой просьбы до категоричного приказа к действию)[17].

Материалы также пестрят восклицательными предложениями. Что говорит о невероятном эмоциональном накале, возмущении автора по какому- то вопросу.

Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные[18].

Этот тип предложения не свойственен текстам научного и официально- делового стиля. Наличие таких предложений говорит о непосредственном присутствии автора, присутствии его мнения.

В своих материалах Татьяна Устинова использует вопросительные предложения как контактоустанавливающее средство. Пытается вывести читателя на диалог. Без восклицательных предложений не обходиться ни один материал. В своей колонке автор пишет о проблемах, которые кажутся ей наиболее важными. Это не просто сухой текст, это ее личное мнение как человека, а не как журналиста.

Далее рассмотрим примеры вопросительных и восклицательных предложений в текстах автора.

Проанализируем пример, с которого следует начать общий анализ.

Пример: Я поспорила с приятием. Чуть не до драки (сентябрь/09)!

Данный пример говорит о том, что автор не боится использовать восклицание в своем текст. В принципе, восклицательной интонации в предложении можно было избежать. Но автор решила сделать акцент на конструкции чуть не до драки. Т. Устинова поставила восклицательный знак в конце предложения и использовала парцелляцию. Тем самым сделала двойной акцент на втором предложении, для того чтобы читательская аудитория смогла определить настроение автора. Понять, что это был не банальный спор, который имеет место в любой дружеской компании, а полемика, которая в худшем случае могла бы закончиться рукоприкладством.

Рассмотрим следующий пример.

Пример: (1) Ну, где вы собираетесь провести лето? (2) В Тоскане? (3) В Канне? (3)Может, на Кипре? (4) А как насчет финала «Формулы-1»? (5) Завтра на матч в Рим летите? (6)Может вместе? (7) Мой джет улетает завтра из Чкаловского в пять утра, там будут только свои. (8) А в сентябре вся компания собирается в Ниццу (сентябрь/09)!

Данный ряд вопросительных предложений – так называемый пример многоголосья в тексте. Первоисточником является собеседник автора. Эти вопросы были заданы Т. Устиновой вполне серьезно. Но пройдя через авторское сознание, сказанное приобретает совсем другое значение. При чтении создается впечатление наигранности. Именно этого и добивался автор. Ряд вопросительных предложений (подкрепленный номинациями ) придает ироничную окраску всему сказанному. А завершается образ восклицательным предложением, в котором явно выражено ироничное отношение автора к образу жизни собеседника[19].

А следующий пример является ярким выражение авторского Я.

Пример: О, боги, боги! Я отсталая, совсем отсталая! Я понятия не имею, что такое «павэ» (ноябрь/09)!

Автор использует восклицание для искреннего выражения своих эмоций. В первом предложении использована восклицательная частица междометного происхождения О, которая является непосредственным выражением эмоций (в данном случае негодование). Во втором предложении повышение интонации выражено с помощью повтора и прибавления наречия совсем, которое обозначает неизбежность случившегося. К тому же, два последних предложения начинаются с личного местоимения единственного числа, что является явным выражением авторских эмоций в данном примере.

Следующий пример вопросительных предложений.

Пример: Впрочем, это ведь физическая, а не химическая формула, значит, из бриллиантов должно быть сформировано бензольное кольцо и вывешено туда же. Правильно я понимаю? Или нет (ноябрь/09)?

Вопросительное предложение также рассматривается как компонент диалогической речи. Они ориентированы на диалог. В данном примере автор пытается установить связь (диалог) с читателем. Вопросительные предложения выполняют контактоустанавливающую функцию, притягивают внимание читателя к тексту, к его теме. При чтении текста читатель автоматически отвечает на заданные ему вопросы, и автору дальше строить взаимосвязь намного легче.

Следующий пример.

Пример: Как бы уже чувствуя себя в тюрбане, дениме и полупрозрачном топе с кармашками на груди, как бы вовлеченная в тайную организацию, где есть свой особый язык, шифр, пароли и явки, я, продолжая штудировать тексты, всерьез озаботилась вопросом, почему девушки- дивы так любят мужчин-геев? В чем тут дело? Как разобраться в этой острейшей проблеме (ноябрь/09)?!

Во- первых, предложение номер один - сложное. Является само по себе выражением авторского мнения, представляет авторскую трактовку происходящего. Во- вторых, за ним следует простое короткое предложение. На лицо явная смена ритма в тексте. И сами вопросительные синтаксические конструкции подразумевают ответ, настраивают на диалог с автором, на размышление. А последнее предложение восклицательно – вопросительное выражает негодование автор, возмущение.

Проанализируем следующий пример.

Пример: Это такая же ахинея, как и внезапная тяга моего мужа к стрип- барам! Я же его знаю! Или мне только, кажется, что знаю? … (октябрь/09)

В первом предложении восклицание оправдано тем, что в первой части использовано слово с негативным значением ахинея (негодование автора выражено и на лексическом уровне и на синтаксическом). Во втором предложении, ставя восклицательный знак, автор пытается убедить саму себя в том, что она знает своего мужа (понятно из контекста). А в третьем предложении вопросительный знак ставится перед многоточием для того, чтобы установить контакт с читательской аудиторией. По интонации, можно и отказаться от вопросительного знака, но здесь он выполняет контактоустанавливающую функцию.

Подводя итог этой главе, нужно сказать о том, что вопросительные и восклицательные предложения в текстах Татьяны Устиновой выполняют в основном контактоустанавливающую функцию. Сложные предложения используются крайне редко. Служат для того, чтобы передать мысли, мнения другого субъекта сознания, изобразить динамику развития событий. Как и в разговорной речи, автор пишет короткими синтагмами для простоты восприятия материала, поэтому использование сложных предложений выбивается из общего фона. Все это говорит о том, что выражение авторского начала на синтаксическом уровне представлено также ярко как и на морфологическом уровне.

 


 

Заключение

публицистический художественный авторский текст местоимение

В данной работе мы исследовали основные и наиболее яркие способы выражения авторского начала на морфологическом и синтаксическом уровнях в текстах Татьяны Устиновой в журнале «STORY». Как и в любом публицистическом тексте, в данной колонке основным способом выражения авторского Я являются местоимения, числительные и сложные предложения. Данное исследование является ярким примером того, что авторское начало проявляется не только на лексическом и фонетическом, но и на грамматическом уровне.

В своих текстах Татьяна Устинова постоянно пытается установить контакт с читательской аудиторией. Она пишет короткими синтагмами с элементами разговорности (для упрощения восприятия материала), старается персонифицировать свой текст, употребляет вопросительные предложения, подразумевая ответ читателя.

Материалы Устиновой в большей или меньшей степени характеризуется относительной замкнутостью, то есть изображают особый микромир, организованный по своим специфическим закономерностям (и, в частности, характеризующийся особой пространственно-временной структурой)[20]. Интересно то, что темой всех текстов Татьяны Устинова являются бытовые проблемы, с которыми сталкивается каждый человек. Исходя из этого, она и пишет свой материал, наиболее приближая его к читателю. Именно поэтому тексты Т. Устиновой настолько пронизаны личным мнением и эмоциями.

 


Список использованной литературы

 

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972

2. Валгина Н. С. Теория текста. М., 2004

3. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. М., 1975

4. Кривоносов А. Д. Грамматические способы выражения личностного начала в тексте. СПб., 2000.

5. Розенталь Д. Э. Современный русский язык. М., 1995.

6. Рогова К. А. Синтаксические особенности публицистической речи. СПб., 1975.

7. Успенский Б. А. Поэтика композиции/ Структура художественного текста и типология композиционной формы. СПб., 2000

8. Media Guide . http://www.mediaguide.ru/?p=media_kit&id=9964, 12. 12. 2009 г.

 


[1] Виноградов В. В. О теории художественной речи. М., 1971.

[2] Валгина Н. С. Теория текста. М., 2004. Авторская модальность. Образ автора.

[3] Media Guide . http://www.mediaguide.ru/?p=media_kit&id=9964, 12. 12. 2009 г.

[4] Кривоносов А. Д. Грамматические способы выражения личностного начала в тексте, СПб., 2000. С . 5.

[5] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С. 8-16

[6] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С. 6.

[7] Розенталь Д. Э. Современный русский язык. М., 1995. С. 271

[8] Розенталь Д. Э. Указ. Соч. С. 350

[9] Розенталь Д. Э. Указ. Соч. С. 350-352.

[10] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С. 15

[11] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С.19

[12] Рогова К. А. Синтаксические особенности публицистической речи. СПб., 1975. С.3.

[13] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С.19

[14] Рогова К. А. Указ. Соч. С.11

[15] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С.19

[16] Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка, М., 2000. §127.

[17] Кривоносов А. Д. Указ. Соч. С. 24-25

[18] Валгина Н. С. Указ. Соч. §15

[19] Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Слово у Достоевского. М., 1972.

[20] Успенский Б. А. Поэтика композиции/ Структура художественного текста и типология

композиционной формы. Заключительные заметки. СПб., 2000



2019-12-29 239 Обсуждений (0)
Вопросительные предложения и восклицательные предложения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Вопросительные предложения и восклицательные предложения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)