Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Этап налоговой реформы современной России




(1990-1997 гг.)

 

Начиная с 1990 года в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят Закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один важный Закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. с принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (закон установил перечень идущих в бюджетную    систему налогов, сборов, пошлин и других   платежей, определил плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов) и соответствующих законов по    конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г.

Таким образом, действующая ныне налоговая система России практически была введена с 1992 г. и основывалась на более чем 20 законодательных актах. В этом же году 21 ноября Указом Президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба РФ (раннее она   входила в состав Министерства финансов), на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой  политики в стране.



Налоговая система Российской Федерации периода 1992 года включала 4 группы налогов:

1) общегосударственные налоги и сборы, определяемые законодательством РФ; 

2) республиканские налоги и сборы республик в    составе РФ, национально-государственных и административных образований,  устанавливаемые законами этих республик и решениями государственных органов этих образований; 

3) местные налоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;

4) общеобязательные республиканские налоги и сборы республик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы[5]. 

Состав налогов и сборов периодически     менялся по решению соответствующих органов.

Очевидно, что сформированная в таких экстремальных условиях налоговая система не могла не обладать врожденными недостатками. И по мере   углубления рыночных преобразований они становились все заметнее, превратив налоговую систему в очевидный тормоз экономического развития государства.

При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных    обязательств государства. Можно выделить три группы причин, которые обусловливали кризис доходной базы бюджета:

1) политическая нестабильность, ограничивавшая готовность и способность власти собирать налоги;

2) угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы – долги государства бюджетным организациям, и, как следствие, их неплатежеспособность усиливали кризис расчетов, что в итоге стимулировало неденежные формы платежей в бюджет;

3) объективная ограниченность    возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня.

Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость   налогов, но все они давали краткосрочный результат. Более того, бессистемность внесения поправок, их количество и частота привели к     тому, что налоговая система в это время характеризовалась, как нестабильная и непредсказуемая. 

В 1997 г. на территории РФ действовало более 40 налогов и сборов, уплачиваемых физическими  и  юридическими лицами. К этому периоду уже сформировалась трехуровневая налоговая система, которая включала:

1) общегосударственные налоги (федеральные), взимаемые     на всей территории РФ по единым ставкам (около 13): 

¾ налог на добавленную стоимость;

¾ акцизы;

¾ подоходный налог с банков;

¾ подоходный налог со страховой деятельности;

¾ налог с биржевой деятельности;

¾ налог на операции с ценными бумагами;

¾ таможенная пошлина;

¾ государственная пошлина;

¾ подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий;

¾ подоходный налог с физических лиц;

¾ налоги и платежи за использование природных ресурсов;

¾ налоги на транспортные средства;

¾ налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др.;

2) республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (было около 6):

¾ налог на имущество предприятий; 

¾ лесной доход;

¾ плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и др. 

3) местные налоги и сборы (было около 24):

 

¾ налог на имущество физических лиц;

¾ земельный налог;

¾ сбор за право торговли;

¾ налог на рекламу (до 5% от стоимости услуг по рекламе);

¾ налог на перепродажу     автомобилей, вычислительной техники и  персональных компьютеров;

¾ лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками;

¾ лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

¾ сбор со сделок, произведенных на    товарных биржах   и при продаже и покупке валюты (по ставке до 0,1% от суммы сделки) и др. 

Практика функционирования налоговой системы середины 90-х годов делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу – риски, связанные с изменениями в налогообложении, оценивались в то время как    чрезвычайно  высокие. Существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком    много возможностей для уклонения от налогов. В ситуации, когда государство было неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности, в полном объеме налоги платили только добросовестные налогоплательщики, не имеющие льгот и недоимок.         

Таким образом, неспособность государства на   протяжении многих лет решать назревшие проблемы стало одной из главных причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов за границу, отсутствия полномасштабных иностранных инвестиций в экономику России. Что в итоге препятствовало экономическому росту и укреплению государственности. Функционирование    налоговой системы России в 1990 – 1997 гг. выявила много проблем   и противоречий, что вызвало реакцию государства по дальнейшему реформировании системы налогообложения.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (133)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7