Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Функция меры стоимости.




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В этой функции деньги измеряют ценность или стоимость других товаров. Деньги позволяют выразить стоимость товаров (услуг) в терминах, известных каждому участнику товарообмена – в национальных денежных единицах.

Существует два основных конкурирующих подхода к объяснению функции денег, как средства измерения.

Первый подход исходит из того, что сами деньги имеют внутреннюю стоимость. В этом случае процесс установления денежных цен сводится к сравнению стоимости того или иного товара и стоимости денег.

Этот подход господствовал в экономической теории (а некоторыми – но не всеми – марксистами разделяется и до сих пор), пока в обращении реально находились золотые и серебряные деньги либо их заместители – бумажные денежные знаки, разменные на благородные металлы по первому требованию. С трудностями данная теория столкнулась, когда бумажные деньги перестали быть разменными на золото и утратили связь с ним. Стало непонятно, какую именно внутреннюю стоимость имеют деньги. Ведь очевидно, что, например, стоимость бумаги и краски, пошедших на изготовление 500 – рублевой купюры, много ниже стоимости тех товаров, которые на эту купюру можно купить.



Второй подход основывается на положении, что внутренней стоимости у денег нет, а они просто выступают, как некоторый общий знаменатель, с помощью которого удобно выражать соотношение цен товаров между собой. Подлинными стоимостями обладают лишь товары, а деньги–просто удобный инструмент, позволяющий сравнивать их. В настоящее время подход является более распространенным.

Функция меры стоимости, как и всякое измерение, требует количественной определенности, а, следовательно, и выбора единиц измерения. Поэтому с функцией меры стоимости связано свойство денег служить масштабом цен. Соотношение между ценами от изменения масштаба не изменится. Масштаб цен – это своего рода технический элемент, который формируется в различных национальных экономиках по-разному. Например, перевод одной национальной валюты в другую означает, в первую очередь, переход из одного масштаба цен в другой.

Масштаб цен не является раз и навсегда заданной величиной. Его постепенное изменение может происходить в ходе инфляции, если она идет относительно равномерно во всех секторах экономики. Покупательная способность денег (так сказать, единица измерения всех товарных цен) в этих условиях падает, а сами цены соответственно растут без изменения пропорций между собой.

Давая количественную оценку всем стоимостным показателям, деньги в функции меры стоимости позволяют субъектам экономики принимать рациональные рыночные решения. Они используются для контроля за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий и организаций независимо от формы собственности. Во всех случаях, где учитываются, сопоставляются, планируются стоимостные показатели, деньги выполняют именно эту функцию.

Для того чтобы деньги в функции меры стоимости служили верными ориентирами для хозяйственной деятельности, должны, однако, выполнятся по меньшей мере два условия:

· Процесс ценообразования должен носить рыночный характер;

· Сами деньги должны обладать достаточной устойчивостью.

Действительно, если величина цены определяется не законами рынка, а искусственно устанавливается и поддерживается на определенном уровне, она перестает служить основой рационалистических экономических решений[11].

Условие выполнения деньгами функции меры стоимости состоит в необходимости их устойчивости. Если денежная система страны подорвана инфляцией, и/или если происходят резкие изменения валютного курса национально денежной единицы, то измерение стоимости товаров в таких деньгах становится затруднительным.

Именно поэтому в России происходит долларизация экономики – ряд функций денег в этих условиях выполняет не рубль, а иностранная денежная единица – доллар. В функции меры стоимости долларизация проявляет себя установлением долларовых (у.е.), а не рублевых цен на многие товары. Особенно часто долларовые цены в России устанавливаются:

· На товары и услуги с длительными сроками поставки и/или оплаты (это служит гарантией от инфляции);

· На дорогостоящие товары (накопление денег на их покупку их тех же инфляционных соображений обычно ведется в долларах);

· На импортные товары (продавцы сами приобретают их за рубежом за доллары и поэтому стремятся при продаже в России застраховать себя от возможного изменения курса).

Установление цены в долларах, даже если оплата ведется в рублях по текущему курсу, крайне отрицательно сказывается на субъектах экономики. Получая свои доходы в рублях, они при всех видах платежей, установленных (номинированных) в долларах, подвергаются валютному риску. Прибыльность или убыточность их операций попадает в зависимость от находящихся вне контроля данного предприятия событий.

В то же время не следует забывать, что источником бед является не доллар как таковой, а неустойчивость рубля. Поэтому решить проблему с помощью простого запрета долларовых цен нельзя[12].

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (116)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7