Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стоимость и потребительная стоимость товара рабочая сила



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Стоимость и потребительная стоимость товара рабочая сила 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Как и всякий товар, рабочая сила имеет потребительную стоимость и стоимость.

Потребительная стоимость товара «рабочая сила» - состоит в способности создавать прибавочную стоимость и реализуется в процессе производства. (Лит.: Экономическая энциклопедия, т.3, стр.421).

Потребительная стоимость – термин марксисткой (пролетарской) политической экономии, означающий полезность вещи как предмета потребления, наличие у неё свойств и качеств, позволяющих удовлетворять человеческие потребности. (Лит.: Современный экономический словарь. стр. 251). П.С. – полезность вещи, её способность удовлетворять какую – либо человеческую (общественную) потребность независимо от характера потребности.(Лит.: Ширай В.И.- Курс лекций).

Меновая стоимость – возможность товара быть обмененным на другой товар в определенный пропорции, находящая свое выражение в денежной стоимости, характеризующей товара. Отличается от потребительной стоимости, характеризующей товар как предмет потребления. (Лит.: Современный экономический словарь, стр. 189). Свойство (способность) вещей друг на друга в определённой пропорции. (Лит. Ширай В.И. – Курс лекций).

Что касается потребительной стоимости, то она состоит в способности рабочего к труду, создающему новую стоимость, по величине большую, чем стоимость самой рабочей силы, то есть её способность производить избыток стоимости (∆Д). Этот избыток получил название прибавочной стоимости.

Прибавочная стоимость – форма прибавочного продукта, присущая капиталистическому способу производства; та часть стоимости, которая создаётся наёмными рабочими сверх стоимости их рабочей силы; представляет собой  неоплачиваемый труд . (Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч.1, стр. 49 – 50; Капитал, т.3, ч. 1, стр. 49 -50).Главное и всецело определяющее свойство потребительной стоимости товара рабочая сила состоит в том, чтобы производить прибавочную стоимость.

Стоимость товара рабочая сила определяется стоимостью жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства рабочего и содержания члена его семьи.

Объём и структура физиологических потребностей человека, а, следовательно, и размеры средств для их удовлетворения во многом зависят от климатических и других природных условий, которые существенно различаются по странам и даже по регионам внутри страны. Однако жизненные средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы, не сводятся только к товарам и услугам, удовлетворяющим физиологические потребности человека – в пище, одежде, жилье, топливе. У рабочего есть и духовные запросы. Расходы на их удовлетворение также включаются в стоимость рабочей силы.

Сам человек и его потребности – продукт общественного развития. Поэтому экономический и культурный уровень страны, а также исторические условия формирования в ней рабочего класса оказывают существенное влияние на структуру и объём потребностей людей, на способы их удовлетворения. Известно, что этот объём в развитых капиталистических странах намного больше, чем в тех, которые сравнительно недавно освободились от колониального ига. Таким образом, одна из особенностей товара рабочая сила состоит в том, что в противоположность другим товарам определение стоимости «рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент» (Лит: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23.стр.182).

По мере развития общественного производства растут требования к уровню образования и квалификации работника, к его способностям управлять новой техникой, осваивать новую технологию. Чем выше квалификация работника, тем больше стоимость его рабочей силы. Нельзя не учитывать также объективный рост общественно моральных потребностей рабочих и членов их семей в новых товарах и услугах, который также приводит к увеличению стоимости товара рабочая сила.

Вместе с тем повышение особенной производительности труда вызывает снижение стоимости рабочей силы. Поэтому её реальная динамика – рост или уменьшение – складывается как результат двух противоположных тенденций: с одной стороны, расширения общественно нормальных потребностей рабочих в товарах, услугах, уровне образования и квалификации; с другой стороны, роста общественной производительности труда. Если темпы такого роста в течении какого – то периода опережают темпы возрастания потребностей рабочих в товарах и услугах, то стоимость их рабочей силы уменьшается. Преобладание противоположной тенденции приводит к росту стоимости рабочей силы.

В условиях современного капитализма под воздействием научно - технической революции и других факторов усиливается дифференциация рабочих по уровню квалификации, сложности труда, по соотношению умственных и физических усилий в их деятельности. Это не может не сказываться на стоимости рабочей силы, а следовательно, на её различиях по отраслям и сферам экономики. При этом монополистический капитал стремится использовать наиболее квалифицированную и обученную рабочую силу.

 



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Стоимость и потребительная стоимость товара рабочая сила 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стоимость и потребительная стоимость товара рабочая сила

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)