1. Реалистичный тип (Р). Практик, склонный заниматься конкретными делами. Предпочитает работу, дающую ощутимые результаты для себя и для других. Его не пугает физический труд, интересует работа с техникой, требующая практического склада ума, сформированных двигательных умений и навыков. Такие люди хорошо умеют подчиняться и исполнять инструкции. Их сильная сторона — практическая исполнительность.
2. Интеллектуальный тип (И). Теоретик. Предпочитает заниматься изучением, исследованием какой-либо проблемы, получением новых знаний. Выбирает работу, приносящую радость познания, а иногда и радость открытия; работу, требующую абстрактного мышления, способностей к анализу и систематизации информации, широкого кругозора. В подчинении работает хуже, чем самостоятельно. Их сильная сторона — способность проявлять творческий подход к решению различных проблем.
3. Социальный тип (С). «Коммуникатор». Любит работать с людьми и для людей, поэтому выбирает работу, связанную с обучением, воспитанием, обслуживанием клиентов, оказанием помощи нуждающимся и т. п. Интересна эмоционально насыщенная, живая работа, предполагающая интенсивное взаимодействие с людьми и умение общаться. Их сильная сторона — умение убеждать, объяснять, влиять на поведение людей.
4. Конвенциональный тип (К). Таким людям нравится работать с документами, текстами, цифрами, в том числе с использованием компьютерных средств. Подходит работа спокойная, без особого риска, с четким кругом обязанностей, она может быть связана с обработкой информации, с расчетами, вычислениями, требующими точности, аккуратности, усидчивости. Их сильные стороны — спокойствие, терпеливость, желание и способность к логической обработке информации и к глубокому изучению вопросов.
5. Предприимчивый тип (П). Организатор, такие люди ориентированы на активную преобразовательную деятельность, предпочитают работу, дающую относительную свободу, самостоятельность, обеспечивающую положение в обществе, превосходство над другими, материальное благополучие; работу азартную и рискованную, требующую инициативности, предприимчивости, воли, умения брать ответственность на себя. Их сильная сторона — лидерские качества, смелость и решительность в решении различных вопросов.
Художественный тип (Х)
Это «свободные художники». Таким людям подходят виды деятельности, дающие возможность творческого самовыражения в ситуациях, где нет жесткого режима, формальностей. Им нравится работа, дающая простор фантазии, требующая развитого эстетического вкуса, творческих способностей (художественных, литературных, музыкальных). Их сильная сторона — оригинальность восприятия действительности, умение видеть жизнь не так, как все.
Приложение 3
Краткое описание видов мотивации
Преобладание внутренних индивидуально значимых мотивов (И) может говорить о том, что при выборе профессии человек в большей степени руководствуется своими склонностями, способностями, интересами, ценностями. (Например, человек выбирает профессию врача, потому что любит людей.)
Для людей с ведущей внутренней социально значимой мотивацией (С) главным при выборе профессии является желание приносить пользу обществу, значимость выбранной профессии для других людей.
К внешним положительным мотивам (+) можно отнести такие, как высокая оплата этой профессии, хорошее географическое положение (например, недалеко от дома или в центре Москвы), возможность использовать профессиональные навыки вне работы.
К внешним отрицательным мотивам (-) относятся такие, как ее престиж, выбор этой профессии друзьями или родителями.
Приложение 4
Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________
Класс _____________ Возраст ____________________ Дата заполнения __________________
Вопросник №1
Инструкция: Ниже предложены различные виды работ. Из каждой пары выберите наиболее предпочтительный вид работы и обведите (подчеркните) его номер.
1а
| Выращивать и дрессировать служебных собак для поиска наркотиков
| 1б
| Разрабатывать новые модели электронной бытовой техники
|
2а
| Спасать людей после аварий, землетрясений
| 2б
| Заверять документы, оформлять доверенности и договоры
|
3а
| Петь в музыкальной группе
| 3б
| Интенсивно тренироваться, совершенствоваться и добиваться новых спортивных результатов
|
4а
| Налаживать работу компьютеров, оборудования
| 4б
| Рассказывать о товаре, убеждать людей приобретать его
|
5а
| Переводить научные тексты
| 5б
| Писать рассказы, сценарии, фельетоны
|
6а
| Тренировать свой организм, чтобы он выдерживал воздействие больших физических нагрузок
| 6б
| Разрабатывать мероприятия по охране редких растений
|
7а
| Ремонтировать оргтехнику: компьютеры, телефоны
| 7б
| Исправлять смысловые и стилистические ошибки в подготавливаемых для печати текстах
|
8а
| Заниматься флористикой, оформлять помещения цветами
| 8б
| Анализировать состояние растений и животных в загрязненных условиях среды
|
9а
| Управлять автомобилем, автобусом, трейлером, локомотивом поезда
| 9б
| Микшировать музыку или корректировать фотоснимки с помощью компьютера
|
10а
| Ежедневно тренировать свои атлетические навыки в спортивном зале, в бассейне, на стадионе, корте и т. п.
| 10б
| Отлаживать работу спортивного автомобиля и заменять механизмы в случае неисправности
|
11а
| Давать людям консультации по туристическим маршрутам других городов и стран
| 11б
| Оформлять витрины универмагов; заниматься оформлением концертов и шоу
|
12а
| Разводить декоративных рыб и ухаживать за аквариумами в офисах
| 12б
| Оказывать людям медицинскую помощь
|
13а
| Упорядочивать документацию фирмы и подготавливать новую (договора, счета, ведомости, доверенности и т. д.)
| 13б
| Вырабатывать навыки красивой походки и пластичных движений для профессионального выступления на подиуме
|
14а
| Изучать генетику, выводить Новые сорта растений
| 14б
| Работать в фондах архивов, находить необходимые документы
|
15а
| Сопровождать людей в сложных туристических походах в роли инструктора
| 15б
| Придумывать и отрабатывать сложные акробатические трюки, спортивные номера
|
16а
| Лечить кошек, собак, лошадей и пр.
| 16б
| Осуществлять сборку компьютеров
|
17а
| Искать нужных людей, проводить подбор персонала в различные фирмы
| 17б
| Проводить финансовый анализ рынка ценных бумаг
|
18а
| Играть на сцене, сниматься в кино, ставить трюки
| 18б
| Тренировать и репетировать красивые и точные движения перед спортивным выступлением
|
19а
| Налаживать работу медицинского лазера, ультразвуковой аппаратуры
| 19б
| Преподавать различные предметы в школе, техникуме, институте и т. д.
|
20а
| Рассчитывать экономный путь транспортировки товара до потребителя
| 20б
| Оформлять иллюстрациями сайты, книги, журналы
|
21а
| Осуществлять постоянную психологическую и физическую подготовку ксоревнованиям, турнирам, выступлениям
| 21б
| Участвовать в экспедициях, посвященных изучению природных явлений
|
22а
| Строить дома по планам, делать разводку электричества в соответствии с проектом
| 22б
| Работать с финансовыми законами и кодексами
|
23а
| Проектировать садово-парковые зоны, оформлять участки с помощью растений
| 23б
| Анализировать молекулярный состав крови
|
24а
| Проектировать новое производственное оборудование, дома
| 24б
| Производить архитектурно-восстановительные работы исторических мест
|
25а
| Оттачивать мастерство выполнения спортивного упражнения, превозмогая усталость и страх
| 25б
| Разрабатывать новые модели спортивных тренажеров, велосипедов и другое спортивное оборудование
|
26а
| Организовывать праздники, выступать в роли тамады
| 26б
| Вести концертные программы, объявлять зрителям имена выступающих и названия номеров программы
|
27а
| Изучать жизнь организмов с помощью электронного микроскопа
| 27б
| Оказывать людям психологическую помощь, работать на телефоне доверия
|
28а
| Обрабатывать, анализировать и обобщать социологические данные
| 28б
| Профессионально работать над красотой своей фигуры и внешности
|
29а
| Разрабатывать средства защиты растений от вредителей и вирусов
| 29б
| Создавать компьютерные программы
|
30а
| Консультировать людей в фитнес-зале, в бассейне, на спортивной площадке.
| 30б
| Тренировать общую выносливость и совершенствовать отдельные спортивные или артистические навыки
|
Вопросник №2
Инструкция: В таблице приведены сгруппированные по парам специальности, из каждой пары надо выбрать одну, которой Вы отдаете предпочтение. Рядом со специальностью стоит ее код – цифра от 1 до 6, запишите код выбранной специальности в специально отведенный столбец.
|
|
| Ответ
|
1
| Археолог (2)
| Реставратор произведений искусств (6)
|
|
2
| Специалист по связям с общественностью (3)
| Страховой агент (4)
|
|
3
| Нотариус (4)
| Телеведущий (6)
|
|
4
| Ученый-геолог (2)
| Туристический агент (3)
|
|
5
| Метеоролог (2)
| Эксперт-оценщик имущества (4)
|
|
6
| Фармацевт (1)
| Архитектор (6)
|
|
7
| Налоговый инспектор (4)
| Директор по финансам (5)
|
|
8
| Шеф-повар (1)
| Офицер федеральной службы безопасности (4)
|
|
9
| Начальник стройки (5)
| Проектировщик домов (1)
|
|
10
| Геолог-нефтяник (1)
| Контролер качества технологического процесса (4)
|
|
11
| Спасатель (3)
| Дизайнер интерьеров (6)
|
|
12
| Маркетолог (5)
| Агент по недвижимости (3)
|
|
13
| Тренер-инструктор (3)
| Инженер мобильной связи (1)
|
|
14
| Машинист электропоезда (1)
| Логопед (3)
|
|
15
| Студийный фотограф (6)
| Лингвист-востоковед (2)
|
|
16
| Искусствовед (2)
| Преподаватель физико-математических наук (3)
|
|
17
| Гид-переводчик (3)
| Начальник отдела кадров (5)
|
|
18
| Спортивный арбитр (4)
| Веб-дизайнер (6)
|
|
19
| Руководитель предприятия (5)
| Обозреватель политических событий (6)
|
|
20
| Редактор научной литературы (2)
| Аудитор (4)
|
|
21
| Врач-терапевт (3)
| Командир воинской части (5)
|
|
22
| Водолаз (1)
| Бактериолог (2)
|
|
23
| Ученый-экономист (2)
| Директор супермаркета (5)
|
|
24
| Инженер-конструктор (2)
| Управляющий производством (5)
|
|
25
| Поэт-переводчик (6)
| Ученый в области геологии (2)
|
|
26
| Судья (4)
| Психоаналитик (3)
|
|
27
| Инженер — испытатель двигателей (1)
| Главный инженер по строительству (5)
|
|
28
| Инструктор по фитнесу (3)
| Журналист (6)
|
|
29
| Ревизор (4)
| Директор театра (5)
|
|
30
| Травматолог (3)
| Сотрудник ГИБДД (4)
|
|
31
| Ученый-математик (2)
| Авиадиспетчер (4)
|
|
32
| Кинорежиссер (5)
| Артист в шоу-бизнесе (6)
|
|
33
| Дознаватель (3)
| Водитель транспортного средства (1)
|
|
34
| Инкассатор (4)
| Специалист по ремонту автомобилей (1)
|
|
35
| Педиатр (3)
| Имиджмейкер (6)
|
|
36
| Пожарный (1)
| Комментатор соревнований (6)
|
|
37
| Судовой электромеханик (1)
| Штурман корабля (5)
|
|
38
| Главный бухгалтер (4)
| Капитан корабля (5)
|
|
39
| Ди-джей (6)
| Программист (4)
|
|
40
| Хранитель музейных фондов (2)
| Декан факультета (5)
|
|
41
| Корреспондент (6)
| Предприниматель (5)
|
|
42
| Взрывотехник (1)
| Каскадер (6)
|
|
43
| Инженер садово-паркового хозяйства (1)
| Научный сотрудник в области генетики (2)
|
|
44
| Океанолог (2)
| Врач-терапевт (3)
|
|
45
| Авиационный механик (1)
| Физик-ядерщик (2)
|
|
Вопросник №3
Инструкция: ниже приведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочитайте и оцените по 5-балльной шкале, в какой мере каждое из них влияет на выбор Вашей профессии (5 баллов – очень сильно влияет, 4 – сильно, 3 – средне, 2 - слабо, 1 – никак не влияет).
№ п/п
| Утверждения
| Оценка
|
1.
| Требует общения с разными людьми
|
|
2.
| Нравится родителям
|
|
3.
| Предполагает высокое чувство ответственности
|
|
4.
| Требует переезда на новое место жительства
|
|
5.
| Соответствует моим способностям
|
|
6.
| Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием
|
|
7.
| Дает возможность приносить пользу людям
|
|
8.
| Способствует умственному и физическому развитию
|
|
9.
| Является высокооплачиваемой
|
|
10.
| Позволяет работать близко от дома
|
|
11.
| Является престижной
|
|
12.
| Дает возможности для роста профессионального мастерства
|
|
13.
| Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах
|
|
14.
| Позволяет реализовать способности к руководящей работе
|
|
15.
| Является привлекательной
|
|
16.
| Близка к любимому школьному предмету
|
|
17.
| Позволяет сразу получить хороший результат труда для других
|
|
18.
| Избрана моими друзьями
|
|
19.
| Позволяет использовать профессиональные умения вне работы
|
|
20.
| Дает большие возможности проявить творчество
|
|