Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Действующие силы журналисткой деятельности




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Актуальность и фактичность журналистики является ее естественным свойством, однако, формы реализации актуальности в связи с освоением телекоммуникационных технологий журналистикой трансформируются в направлении усиления интерактивности и ослабления влияния заданной повестки дня.

Повышение качественного уровня журналистики, в том числе ее коммуникационных аспектов сейчас очень важно по многим причинам.

Общество становится все более информационным. Имеется в виду тот
факт, что люди получают огромное количество разной, иногда противоречивой информации из различных информационных источников. В силу своей высокой занятости аудитории СМИ все более не в состоянии физически воспринимать, анализировать обилие информационных потоков.

Актуальность исследований журналистской деятельности вызвана еще тем, что в последние десятилетия во многих (странах мира, в частности в России, многих государствах Востока, интенсивно развиваются такие направления коммуникационной деятельности, как реклама и паблик рилейшнз (public relations). Эти сферы коммуникационной деятельности конкурируют с журналистикой, стараясь выполнять те же, что и журналистика коммуникационные функции. К  примеру, культурно-просветительскую, воспитательную, пропагандистскую и другие функции.



Исследования функциональных особенностей журналистики чрезвычайно актуальны в связи с проблемой оценки эффективности
журналистской деятельности.

Среди трудов по теории и истории журналистики, прежде всего, отметим фундаментальные работы А.Г. Беспаловой, А.. А. Грабельникова, Б.И. Есина, Э. А. Лазаревич, Г.В. Лазутиной, Ю.В. Лучинского, Р.П. Овсепяна, Е.И. Пронина, Л.Г. Свитич, А. И.Станько, А.А. Тертычного, М. В Шкондина. Суждения, касающиеся развития личности журналиста как участника современного массово-информационного процесса во многом являются развитием идей, высказанных в работах И.М. Дзялошинского. В качестве теоретического ориентира в области отношений между журналистом и массовым сознанием, были приняты работы Е.П. Прохорова.

Цель исследования: проанализировать цели журналисткой деятельности

Объект исследования: структура журналисткой деятельности

Предмет исследования: осуществление целей, задач и функций журналисткой деятельности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть специфику журналистикой деятельности;

2. Проанализировать составляющие журналисткой деятельности;

3. Охарактеризовать функции журналистики;

4. Определить эффективность реализации целей журналистики.


Глава 1.Специфика журналисткой деятельности

 

Понятие журналистики

 

Термин "журналистика" произошел от французского слова "journal", что в переводе означает “дневник”. Этот термин имеет ряд синонимов более узких по смыслу. Мы говорим "средства массовой информации" или, на западный манер - "mass media", когда подразумеваем совокупность печатных изданий, телевизионных каналов, радиостанций. "Средства массовой информации и пропаганды" - устаревший вариант из времен советской действительности.

Понятие "средства массовой коммуникации" чаще фигурирует в исследованиях социологов и психологов. В качестве основного термина слово журналистика используется не только как самое емкое, но и не имеющее многозначных толкований. Термины информация, пропаганда, коммуникация могут иметь различные значения. Журналистика - общественная деятельность по сбору, обработке, интерпретации и распространению массовой информации.

Во-первых, профессиональная деятельность по сбору, переработке и периодическому распространению актуальной социальной информации; во-вторых, все многообразие продукции этой деятельности – газетные, журнальные, телевизионные и радиорепортажи, комментарии, очерки, обозрения и т. д.; в-третьих, все каналы распространения журналистской информации – газеты, журналы, телевидение, радио, информационные агентства, Интернет; в-четвертых, вся совокупность профессий в ее рамках; в-пятых, соответствующий предмет изучения и преподавания в учебных заведениях.

Новая журналистика - это принципиально новое направление в области СМИ, которое стоит на следующих позициях:

· качание светлой, положительной энергии в мир;

· способствование культурному и духовному развитию человека;

· развитие у человека самостоятельного взгляда на вещи, самостоятельного мышления;

· запуск постоянных импульсов к развитию, совершенствованию, осветлению. [1]

Журналистика — это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.); еще одно значение слова — система предприятий и средств сбора и доставки информации: редакции, телерадиокомпании, информационные агентства и их производственно-техническая база. Этим же термином обозначается продукция журналистской деятельности — произведения, из которых составляются номера газет и журналов, программы радио и телевидения. Наконец, так называется определенная отрасль научного знания и образования.

Понятие «журналистика» не надо смешивать с другими, близкими к нему по содержанию, такими, например, как «печать» и «пресса», которые обозначают лишь отдельные отрасли журналистики, отличающиеся, к примеру, от радио. Не совпадает оно и с понятием «средства массовой информации» (СМИ). Так принято называть журналистику в социологии, политологии, правоведении, где не рассматриваются ее профессионально-творческие составляющие, а внимание сосредоточено на общественном значении тиражируемых сведений. В Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма распространения массовой информации. Сама массовая информация трактуется как предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. Таким образом, массовая информация выступает как носитель содержания журналистики, ее тексты.

Поскольку журналистика участвует в процессах, идущих в каждой из названных сфер, на нее распространяются закономерности и «правила игры», управляющие деятельностью всех других элементов этих социетальных систем. Например, в политической области наше внимание привлекут отношения СМИ с государством, гражданами, партиями и т.п. В то же время здесь не имеет существенного значения информационная природа журналистики. Наоборот, с точки зрения экономики мало что значат политические пристрастия редакций — здесь важно, что, как и любое предприятие, СМИ участвуют в товарно-денежном обмене, и именно на этом их качестве сосредоточивается внимание. Таким образом, в каждом случае мы абстрагируемся от ролей, которые предписаны прессе в других социетальных системах. Нас интересует центральная для избранной системы категория анализа, по отношению к которой проявляются природные качества СМИ.

В соответствии с разделением общественной жизни на несколько социетальных систем выделяется ряд ролей прессы: производственно-экономическая, информационно-коммуникативная, регулирующая и духовно-идеологическая. Представим эту взаимосвязь сфер и ролей графически (рис. 1).

За границами круга располагаются сферы жизнедеятельности общества, в секторах круга — производные от них роли журналистики. Схема показывает, что, во-первых, социетальные системы существуют как относительно самостоятельные образования, между ними есть границы; во-вторых, пресса лишь каким-то из своих сегментов «заступает» на пространство той или иной социальной сферы, но не «растворяется» в одной из них; в-третьих, роли одновременно и отделены друг от друга, как отделены социетальные системы, и сосуществуют в пределах единого целого — журналистики, как едино, целостно внутренне многообразное общество.

Рассмотрим теперь более пристально каждую из ролей. В отечественной теории долгое время относительно слабо была освоена производственно-экономическая роль журналистики. С экономической точки зрения, главным в журналистике является ее товарная сущность. Советская наука признавала

профессиональный журналист информация

 

Рис. 1. Социальные роли журналистики

 

наличие у прессы данного качества — но только у буржуазной прессы. Материально-технического и экономического положения национальной печати она как бы не замечала. Тем самым игнорировались не только строгая взаимообусловленность базисных и надстроечных явлений в СМИ, но и колоссальный мировой опыт. Причин быстрого роста печати в буржуазных странах невозможно понять, если тот факт, что «издание газеты есть доходное и крупное капиталистическое предприятие, в которое богатые вкладывают миллионы и миллионы рублей», считать пороком журналистики, а не ее естественным свойством. Ущерб понесла прежде всего сама отечественная пресса, материально-технический уровень и финансовое положение которой сегодня не служат гарантом ее качественной эволюции, ускоренного совершенствования в соответствии с запросами аудитории. Но не менее существенно, что для общества в целом оказалась закрытой специфическая область предпринимательства, каковой журналистика является во многих странах.

Новая журналистика - это не новая форма журналистского жанра. Это новая суть. Новые позиции. Новые цели. Основная цель новой журналистики - не пробуждение бешеного интереса у читателя. Основная цель - развитие личности, развитие способности мыслить, развитие самостоятельности, поднятие на более высокий уровень осознанности и культуры.[2]

Почти вся современная журналистика стоит на позиции "производство жвачки". Через СМИ в общество качается стрессовая, раздражающая, пугающая информация, очень профессионально и качественно "упакованная" и "поднесенная". Все журналисты любыми методами пытаются "зацепить" читателя, при этом для "зацепки" используются, как правило, плохие струны. Эмоции, транслируемые через эти СМИ - это отрицательные эмоции. "Убийство, воровство, скандалы, войны, политические интриги" - все это профессионально обернуто, вызывает интерес у читателя, т.к. является "больной темой", но это - отрава. Это отравляет общество и личность. Это заведомо формирует у человека отрицательный взгляд на мир, на жизнь. Заряжает отрицательными эмоциями, которые ищут выхода. И выходят в виде этих самых "убийство, воровство, скандалы".

Грубо говоря, эффектами от "старой журналистики" являются:

· повышение стрессовости,

· истощение нервных и эмоциональных ресурсов человека и общества,

· формирование негативного настроения и негативной жизненной позиции,

· "оскотинивание" общества.

Это далеко не все отрицательные эффекты.

Новая журналистика отличается качеством и направлением материалов, а также принципиально другой схемой работы журналиста. Новая журналистика - это эмоциональность, активность, жизнерадостность. Журналисты цепляют не плохие струны, а хорошие. Журналист не критикует, не ругает, не "кусает" - журналист формирует положительный и оптимистичный взгляд на мир. Журналист заставляет задуматься о важных вещах. Какое тебе дело до того, кто там что украл и какие отношения у Клинтона с Бредом Питом? Думай о собственном развитии. О собственном улучшении.

Разумеется, что сейчас практически нет профессиональных журналистов, движущихся в этом направлении. Их нужно выращивать. И это - одна из задач новой журналистики. Журналисты выращиваются на стыке трех направлений:

· Новая журналистика,

· Надпрофессиональное образование,

· Интеллектуальные ресурсы.

 

Действующие силы журналисткой деятельности

 

В систему журналистики вовлечены разнообразные "действующие силы".

1. Учредитель, в качестве которого могут выступать государственные и общественные организации, группы граждан, отдельные лица. Учредитель вправе создавать газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, информационные и рекламные агентства. Учредители располагают правами владельцев и руководителей созданных ими органов СМИ.

2. Руководящие органы - государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять и отменять законы, регламентирующие деятельность СМИ, контролировать их выполнение, заниматься вопросами лицензирования органов СМИ. Это Президент, Государственная Дума, Министерство культуры и массовой коммуникации, Федеральная комиссия по телерадиовещанию.

3. Журналисты - штатные и внештатные работники редакций, которые ведут авторскую, редакторскую или организационную работу по сбору, обработке и компоновке массовой информации.

4.Тексты - произведения журналистов, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, обнародованные в СМИ. Понятие текст может обозначать не только публикацию в прессе, но и теле-, радиопередачу. Текстовая реальность современных СМИ усложнилась. О фотоиллюстрациях говорят как о повествовании в зрительных образах. В интернете появилось понятие сетература, основанное на гипертексте, у которого может быть много авторов. С интерентом, телевидением связаны т. н. макротексты, объединяющие графические, визуальные и акустические сообщения. Однако несмотря на многообразие видов журналистских текстов, все они имеют общие черты: отражают мир социальной реальности и творческое «я» журналиста, несут на себе отпечаток источника информации, подчиняются профессиональным требованиям того коллектива, где работает автор, создаются с учетом того или иного канала коммуникации.

5.Каналы используемые журналистами для передачи текстов их адресатам - печать, телевидение, радио и недавно примкнувший к ним интернет.

6. Массовая аудитория - та часть общества, на которую ориентировано то или иное издание или программа. Отметим, что журналисты и массовая аудитория – не противопоставленные явления. Отдельные представители аудитории могут создавать журналистские тексты (например, письма в редакцию), сами журналисты выступают в качестве аудитории по отношению к другим СМИ, сотрудниками которых они не являются.

7. Социальные институты - государственные и хозяйственные органы, различные партии, союзы, деятельность которых обсуждается в СМИ с целью повлиять на принимаемые ими решения.

8. И, наконец, сама действительность, которая выступает, как источником журналистики, так и конечным объектом ее воздействия.

Все элементы этой системы тесно взаимосвязаны. Руководящие органы диктуют общие условия игры, формируют т. н. «нормативную среду», в которой протекает массово-информационный процесс. Учредитель в большинстве случаев формирует редакционную политику, которую журналисты посредством текстов реализуютс учетом специфики своего канала, запросов массовой аудиториии нужд социальных институтов.

Составные части журналистики тесно переплетены с социальной системой в целом. Так, руководящие органы, учредитель, социальные институты входят в структуру политических институтов общества. Журналисты представляют интеллигенцию страны и различные общественные, профессиональные организации. Массовая аудитория входит в структуру населения страны практически по всем ее срезам – региональным, национальным, профессиональным, демографическим.[3]

Журналистика – явление однозначное, но многоаспектное. Под журналистикой мы понимаем и систему средств массовой информации, и социальный институт, и систему видов деятельности, и совокупность профессий, и систему произведений.

Журналистика как система средств массовой информации представляет собой чрезвычайно разветвленную структуру. Каждый из каналов передачи информации СМИ - печать, радио, телевидение - включает большое количество разнообразных типов - изданий, радиостанций, телекомпаний. Их классификация ведется по таким признакам, как территориальная принадлежность, форма собственности, предметно-тематическая и аудиторная направленность.

Журналистика как социальный институт включает в себя собственно журналистские учреждения: газетные и журнальные редакции, теле- и радиокомпании, информационные агентства, пресс-центры, а так же обслуживающие их предприятия: службы связи, полиграфические комбинаты, распространители, образовательные центры.

В систему журналистских видов деятельности входят: творческая деятельность (труд журналистов по созданию текстов), организаторская деятельность (создание коллективов редакций и руководство ими, проведение научных исследований, подготовка кадров), пропагандистская деятельность (стремление выработать у массовой аудитории определенную идеологическую модель).

Журналистика как совокупность профессий представлена набором сугубо журналистских специализаций (репортер, обозреватель, комментатор, рецензент, очеркист, фельетонист). В то же время, современные СМИ во многом зависят от специалистов в области менеджмента, рекламы, юриспруденции, программирования, инженерно-технического обеспечения.

Журналистика как система произведений включает в себя не только опубликованные тексты, но и внутриредакционные материалы (сценарные и режиссерские планы, сетки вещания, обзоры писем), а также обращения в различные социальные институты (запросы информации и разъяснений, просьбы об аккредитации и т.п.).

Современная российская журналистика - феномен, развивающийся на основе двух некогда непримиримых исторических типов журналистики: буржуазной и социалистической. Система советской печати с ее жесткой идеологической подчиненностью СМИ правящей партии и строгой иерархической субординацией внутри партийной вертикали (орган ЦК КПСС «Правда» - республиканские - краевые - областные – городские - районные издания) осталась в прошлом. В перестроечный и постперестроечный период было высказано огромное количество нелестных выражений в адрес советских СМИ. Однако несмотря на их идеологическую кабалу нельзя огульно обвинять все прошлое отечественной журналистики. Сейчас, когда разрушительный азарт политических разоблачений прошел, нельзя не признать, что она была гораздо качественнее, профессиональнее, гуманнее сегодняшней. Если абстрагироваться от заказных передовиц и тенденциозных международных обозрений в духе «Нью-Йорк – город контрастов» или «Их нравы», то несложно заметить, что центральной фигурой выступал простой человек. Пусть он был идеализирован, но он воспитывал, служил ориентиром. За минувшие полтора десятилетия интерес к личности в СМИ кардинально переменился. Рабочего человека в перестроечные годы сменил «человек криминала», к концу 90-х годов ХХ века на первый план выдвинулись «звезды» - политики, шоу-бизнеса, коммерции. Неоспоримым плюсом советской журналистики было внимание к социальной сфере. СМИ были не сторонними наблюдателями, а активными участниками возникающих конфликтов, независимо от их величины. Часто пресса была последней инстанцией, куда мог обратиться человек за помощью.

Позже такое положение вещей критиковалось: дескать, дело журналиста – информация, а не хождение по собесам. Но когда журналисты перестали «ходить по собесам», от них отвернулась аудитория.

 Многие газеты, теле- и радиопрограммы, особенно на региональном уровне, поспешили исправить эту ошибку, вернуться на защиту интересов обывателя. [4]




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (240)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7